Техника безопасности при проведении соревнований по плаванию. Плавание при остеохондрозе позвоночника. Лечебное плавание при сколиозе. Требования безопасности по окончании занятий

Настоящая инструкция по охране труда для инструктора по плаванию доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для инструкторов по плаванию.
1.2. К работе инструктором по плаванию (далее — инструктор) допускаются специалисты, имеющие специальное образование согласно квалификации, а также не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие:
— обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
— обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве;
— проверку знаний безопасных методов и приемов выполнения работ;
— вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— стажировку на рабочем месте (в течение 3-14 смен в зависимости от стажа, опыта и характера работы);
— предварительный и периодические медицинские осмотры.
1.3. Инструктор должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, обучения по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Инструктор, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда, ежегодную проверку знаний по охране труда, периодический медицинский осмотр, к работе не допускается.
1.4. В процессе выполнения работ на инструктора могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей спортивного инвентаря, приспособлений;
— острые кромки и сколы кафельной плитки на поверхностях ванны бассейна, полах;
— опасность падения на мокрых скользких поверхностях бассейна;
— опасность поражения электрическим током при использовании электрооборудования (сушилки, фены и др.);
— пониженные значения температуры воды и воздуха;
— повышенная влажность воздуха на рабочем месте;
— повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе;
— опасность утопления;
— опасность нанесения физических травм со стороны пользователей бассейном;
— повышенная физическая нагрузка;
— психоэмоциональное напряжение, переутомление.
Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов:
— неисправное спортивное и иное оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности спортивного инвентаря, приспособлений;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
1.5. Инструктор извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на территории работодателя, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.6. Инструктор обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.7. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы организации запрещается.
1.8. Помещения бассейна должны быть оснащены шкафчиками-аптечками с набором медицинских препаратов, перевязочных средств и инструментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
1.9. Инструктор должен знать:
гигиенические требования к местам проведения занятий;
— правила поведения на воде;
— порядок обеспечения безопасности при проведении занятий;
— приемы и средства спасения утопающих;
— устройство специального оборудования, спортивных приспособлений, правила по охране труда при работе с ними;
— безопасные приемы при выполнении работ;
— мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций;
— порядок действий при ликвидации аварийных ситуаций;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
— назначение средств индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться;
— правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
— правила внутреннего трудового распорядка, установленные в организации;
— требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
— уметь пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.
1.10. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах инструктор обязан:
— своевременно и точно выполнять правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения администрации при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— соблюдать требования локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующие порядок организации работ на объекте;
— соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
— бережно относиться к имуществу работодателя;
— выполнять только входящую в его служебные обязанности работу, работать по заданию непосредственного руководителя.
1.11. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.12. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.13. Инструктор, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Обеспечить личную безопасность при производстве работ:
2.1.1. Надеть полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь (спортивный костюм, резиновую обувь и др.), привести все в порядок.
В течение рабочего дня одежду необходимо содержать в чистоте.
2.1.2. Не закалывать одежду булавками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
Не хранить в карманах предметы личного туалета, сигареты и другие посторонние предметы.
2.1.3. Проверить средства для осуществления спасения (шесты с петлями, круги спасательные и т.п.).
2.1.4. Осмотреть место проведения занятий, иные помещения: раздевалки, душевые и др.
2.1.5. Осмотреть днище бассейна с целью выявления сколов плиток или острых неровностей.
2.1.6. Проверить лестницы спуска в бассейн. Протереть ступени и поручни спуска от слизи.
2.1.7. Проверить работу местной вытяжной вентиляции.
2.1.8. Проверить наличие и исправность спортивного инвентаря, приспособлений, другого оборудования, удобно разместить их.
2.1.9. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
— произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
— проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
— установить последовательность выполнения операций;
— проверить наличие противопожарных средств, аптечки (ее комплектацию).
2.1.10. Проверить внешним осмотром:
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования (при использовании электрооборудования);
— целостность изоляции электропроводов и питающих шнуров электроприборов, исправность предохранительных устройств (при использовании электрооборудования);
— достаточность освещения рабочего места;
— надежность закрепления ламп накаливания, люминесцентных и кварцевых ламп. Не допускается применение ламп накаливания и люминесцентных ламп без светорассеивающей арматуры;
— отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей и др.).
— наличие и доступность предметов, которыми посетители бассейна могут нанести увечье персоналу и себе.
2.1.11. Обо всех обнаруженных неисправностях и неполадках сообщить непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.2. Приступить к работе после устранения выявленных нарушений и неисправностей.
2.3. Инструктору не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправности, указанной в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования, при которой не допускается его применение;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
— при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— без прохождения целевого инструктажа на производство разовых работ, не связанных с его должностными обязанностями, а также работ, связанных с повышенной опасностью.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. При обнаружении неисправного оборудования, приспособлений, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности инструктору следует сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
3.4. При проведении занятий на воде очередную группу занимающихся допускать в бассейн только после выхода из него предыдущей группы.
3.5. Перед занятием провести с занимающимися предварительный инструктаж по Правилам поведения на воде, проверить наличие шапочки, сменной обуви.
Не допускать скопления занимающихся на одной дорожке в количестве, превышающем требования безопасности. Площадь зеркала воды на 1 человека должна составлять:
— для спортивных бассейнов — не менее 8 кв.м;
— для оздоровительных бассейнов — не менее 5 кв.м.;
— для детских учебных бассейнов — не менее 3 кв.м.
3.7. Контролировать соблюдение занимающимися требований Правил поведения на воде, в случае их неисполнения удалять нарушителя из воды.
3.8. Занятия проводить в соответствии с установленными методиками проведения занятий по плаванию, программами обучения плаванию.
3.9. При работе с электрооборудованием, спортивными и иными приспособлениями соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.
3.10. Прекратить работу с использованием электрооборудования при:
— появлении постороннего шума, запаха гари, прекращении подачи электроэнергии;
— отсутствии или неисправности защитного заземления;
— нечеткой работе выключателя;
— неисправности предохранительных и блокировочных устройств, крепежных устройств, ограждении и других средств защиты;
— повреждение штепсельного соединения, изоляции кабеля;
— при открытых токоведущих частях;
— появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока;
— поломке или появлении трещин в корпусе машины (прибора).
3.11. Периодически проводить визуальный профилактический осмотр оборудования.
3.12. При проведении занятий быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не спешить.
3.13. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.14. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, инструктору следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.15. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.16. Содержать рабочее место в чистоте, не загромождать проходы к рабочему месту.
3.17. Соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе.
3.18. При выполнении работ инструктору ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— отлучаться с рабочего места без разрешения непосредственного руководителя;
— покидать рабочее место во время проведения занятий, отвлекаться на другую деятельность, оставлять занимающихся без присмотра;
— создавать травмоопасные ситуации для себя и окружающих;
— пить воду из бассейна;
— залезать без надобности на стартовые тумбочки, бегать вокруг бассейна;
— приступать к занятиям при отсутствии дежурной медицинской сестры плавательного бассейна;
— производить самостоятельное вскрытие и ремонт специального оборудования, приспособлений. Ремонт должен проводить специалист.
— пользоваться неисправным оборудованием, а также приборами и оборудованием, обращению с которыми он не обучен;
— приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности без получения целевого инструктажа;
— хранить и принимать пищу и напитки на рабочем месте.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников, инструктору следует прекратить работу и сообщить о них непосредственному руководителю работ и работнику, ответственному за осуществление производственного контроля.
4.3. При появлении очага возгорания необходимо:
— отключить электрооборудование;
— прекратить работу;
— организовать эвакуацию людей;
— немедленно приступить к тушению пожара.
При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.4. При невозможности выполнить тушение собственными силами инструктору следует вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112 и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.5. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия инструктор должен прекратить работу, передать обязанности другому лицу, поставить в известность руководство и обратиться за медпомощью.
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия находящегося в подчинении работника отстранить его от работы и направить в медпункт, а в случае необходимости вызвать городскую скорую медицинскую помощь.
4.7. В случае утопления, получения травмы занимающимся в бассейне:
— прекратить занятие;
— извлечь пострадавшего из воды;
— немедленно проинформировать о случившемся медицинскую сестру бассейна;
— при необходимости оказать первую медицинскую помощь;
— при необходимости вызвать городскую скорую помощь по телефону 103 или 112.
4.8. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал инструктор, ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую медицинскую помощь;
— вызвать врача или городскую скорую помощь;
— помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.9. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая инструктору следует сообщить комиссии известные ей сведения о происшедшем несчастном случае.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Осмотреть рабочее место, проверить чистоту и порядок.
5.2. После выполнения работ оборудование, приспособления, приборы убрать в установленные места.
5.3. Снять спецодежду, спецобувь, убрать их в индивидуальный шкаф.
5.4. Вымыть с мылом руки, лицо, при необходимости принять душ.
5.5. Доложить непосредственному руководству обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на территории работодателя.

Требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.

  1. К занятиям гимнастикой допускаются школьни ки, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  2. Занятия проводятся в за ле согласно расписанию, утвержденному директо ром школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий.
  3. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.
  4. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца.
  5. Школьники, опоздавшие к началу, на за нятия не допускаются.
  6. Установка и переноска сна рядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя.
  7. Запрещается выполнение упражне ний на неисправных или загрязненных спортив ных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ла дони.
  8. После занятий все снаряды должны быть пос тавлены на места в соответствии со схемой их раз мещения в зале.
  9. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разреше ния преподавателя.
  10. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструк тора, тренера).
  11. В спортивном зале должна быть ме дицинская аптечка с набором необходимых меди каментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности во время занятий по легкой атлетике

Бежать на короткие дистанции при групповом старте только по своей дорожке. Исключить резкую остановку.

При прыжках подкладывать в туфли под пятку резиновые про кладки (при наличии тонкой подошвы). Тщательно разрыхлять пе сок в яме на месте приземления. Не выполнять прыжки на неров ном, рыхлом и скользком грунте. Не приземляться на руки.

Перед метанием гранаты, диска, копья, молота посмотреть, нет ли людей в направлении метания. Не подавать снаряд броском.

Не ловить ядро низко опущенными кистями рук во избежание ушиба пальцев о грунт. Не ловить ядро стоя, держа ноги вместе, во избежание падения ядра на ноги.

Не переходить места, на которых проводятся занятия метанием, бегом и прыжками. Быть особенно внимательным при упражнениях в метании.

Не стоять при групповых занятиях справа от метающего, не хо дить за снарядами без разрешения. В мокрую погоду перед метани ем вытирать снаряды (диск, ядро, молот, гранату) насухо.

Грабли, лопаты и обувь не оставлять на местах занятий. Грабли класть зубьями вниз, туфли - шипами вниз.

Предварительный просмотр:

Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований предусматривают сле дующее:

  1. соблюдение возрастных норм начала специ ализации в спорте и допуска к соревнованиям
  2. участниками соревнований могут быть толь ко лица, прошедшие медицинский осмотр и инст руктаж. К спортивным соревнованиям не допуска ются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;
  3. правила соревнований должны строго соблю даться всеми участниками;
  4. участники допускаются к соревнованию в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду спорта, сезону и погоде, и обязаны соблюдать пра вила их ношения;
  5. должна быть медицинская аптечка для ока зания первой помощи пострадавшим;
  6. о каждом несчастном случае следует немед ленно сообщить руководителю соревнований и ад министрации учреждения;
  7. при неисправности инвентаря и оборудова ния соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу (спортивным играм)

Не допускайте ношение посторонних предметов.

Ногти должны быть коротко острижены.

Имейте обувь предотвращающую соскальзывание. Не играйте на сыром полу.

При игре па сырой траве соблюдайте осторожность: сильнее сгибайте НОГИ в коленях и выполняйте шаги короче.

Не играйте при наличии мусора на полу.

Перед началом игры проверьте наличие посторонних предме та и выступающих частей оборудования на площадке. В играх баскетбол, футбол и лапта, лицевые стены зала должны быть сво бодны.

Рассчитывайте скорость передвижения, чтобы предотвратить столкновение. Запрещается выставлять руки вперед для предотвра щения столкновения.

Наблюдайте за соседними парами при выполнении упражнений в строю так как в случае их ошибки мяч может полететь в вашу сто рону.

По свистку немедленно прекращайте все игровые действия и по вернитесь лицом к учителю.

Четко соблюдайте правила игры - это предотвращает травма тизм.

Не пренебрегайте разминкой перед началом игры, иначе можете получить травму во время игры.

Не находитесь на площадке во время игр и соревнований, в ко торых не участвуете сами.

Предварительный просмотр:

Требова ния безопасности при организации и проведении туристских походов.

  1. к походам допускаются школьники, прошед шие медицинское обследование и инструктаж;
  2. все участники похода обязаны соблюдать пра вила поведения, установленные режимы передви жения и отдыха участникам похода запрещается изменять ус тановленный маршрут движения и самовольно ос тавлять место расположения группы;
  1. в походе группу учащихся должны сопровож дать двое взрослых;
  2. для оказания первой медицинской помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с на бором необходимых медикаментов и перевязочных средств;

О несчастном случае пострадавший или его
очевидец должны немедленно сообщить руководи
телю туристского похода.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности перед началом занятий гимнастикой

Инструкция для школьников при занятиях гимнастикой

Занимайтесь на гимнастических снарядах только с преподавате лем или его помощником. В местах соскоков со снаряда положите гимнастический мат. При укладке матов следите, чтобы их поверх ность была ровной.

При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблю дайте достаточные интервалы.

При выполнении прыжков и соскоков со снаряда приземляйтесь мягко на носки, пружинисто приседая.

Не выполняйте без страховки сложные элементы и упражнения.

Помните, что при выполнении упражнений на гимнастических снарядах, безопасность во многом зависит от их исправности. Регу лярно очищайте рабочую поверхность перекладины, она должна быть гладкой и без ржавчины.

Не выполняйте упражнений на снарядах с влажными ладонями или при наличии свежих мозолей на них, а также на загрязненных

снарядах.

После занятий тщательно мойте руки с мылом. При появлении во время занятий боли в руках, покраснении кожи или при появлении по тертостей (водяных пузырей) на ладонях прекратите занятия и обрати тесь за советом и помощью к учителю, врачу, медицинской сестре.

Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнений други ми учащимися.

Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастиче ских снарядов. Запрещается переносить и перевозить тяжелые гим настические снаряды без применения специальных тележек и уст ройств.

Изменяя высоту брусьев, ослабив винты, поднимайте одновре менно оба конца каждой жерди, выдвигайте ножки у прыжковых снарядов поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

Поднимая или отпуская жерди брусьев, держитесь за жердь, но не за ее металлическую опору. Каждый раз пере выполнением проверяйте, закреплены ли стопорные винты.

Предварительный просмотр:

Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.

  1. Занятиям допускаются школьники, про шедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здо ровья.

2.Занятия проводятся согласно расписанию в специально отведенных местах, утвержденных ру ководством образовательного учреждения.

3.Обувь и одежда занимающихся должны соот ветствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими и су хими. Обязательны варежки или рукавицы.

4.Длина лыж должна соответствовать росту лыжника и не превышать уровня вытянутой вверх руки (пластиковые лыжи могут быть немного ко роче). Лыжные палки должны быть правильно по добранными и доходить до уровня плеча (при конь ковом ходе применяются палки немного длиннее).

  1. Передвижение к месту занятий осуществля ется на лыжах или с лыжами, которые несут на плече или под мышкой. При передвижении на лыжах впереди должен идти преподаватель, а сза ди - инструктор-общественник, или наоборот. Самовольный выход из строя и самостоятельное катание запрещаются.
  2. Интервал при движении на лыжах по дистан ции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.
  3. Лыжную трассу следует прокладывать в защищенном от ветра месте, она не должна пере секаться с замерзшими водоемами, густыми за рослями кустарника, автомобильными и же лезными дорогами. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а на поворотах и спусках - не менее 5 м.
  4. На дистанции лыжникам не следует обгонять друг друга на узких участках трассы и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливать ся на спусках и пересекать на них лыжню.
  5. При падении на спуске надо быстро освобо дить трассу и помнить, что особую опасность на спуске представляют палки, выдвинутые вперед. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону. Торможение во время спусков луч ше производить «плугом» и «боковым соскальзы ванием».

10. Если во время занятий (соревнований) по ка ким-либо причинам пришлось сойти с дистанции, необходимо обязательно предупредить преподава теля, инструктора, судейскую коллегию (лично, через товарища или контролера).

11.На занятиях по лыжам обязательно надо иметь медицинскую аптечку для оказания первой медицинской помощи.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Лыжи должны быть подобраны по росту и находиться в исправ ном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, по ломки носка или пятки лыж, деформация плоскости (пропеллер).

Крепления, установленные по центру лыжи и прочно закреплен ные на ней, должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыжам ботинки или валенки.

Можно использовать жесткие крепления (они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, коль цо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Следует систематически смазывать ботинки гуталином: это пре дохранит их от влаги и смягчит кожу. Нельзя зашнуровывать бо тинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг голени - из-за это го ухудшается кровообращение, и ноги быстрее мерзнут.

После занятий обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить бо тинки на батарее или печке, от этого они становятся жесткими и ко робятся.

Надевать обувь на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, свитер должен быть такой длины, чтобы он перекрывал брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть теплое белье из натуральных (а не синтетических) тканей. На руки надень варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Спортивная ша почка (при сильном морозе две, если они тонкие), прикрывающая уши. Если такой шапочки нет, необходимо дополнительно исполь зовать специальные наушники.

Получив инвентарь (или взяв свой), следует проверить его ис правность и развязать лыжи до выхода на улицу.

Выйдя на улицу, не вставать сразу на лыжи, дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

При опоздании на занятие, нужно предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года нужно регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и координирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений - луч шая профилактика травматизма. Нужно внимательно слушать объ яснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводя щие и подготовительные упражнения.

Нужно строго следовать правилам поведения на лыжне. При движении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3-4 м при спусках - не менее 30 м. При спусках нельзя выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска нельзя останавливаться у подножия склона. Пом ни, что за тобой следуют другие.

Не пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подго товка и прыжковые лыжи.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При поведении или потере чувстви тельности кожи ушей, носа, щек нужно немедленно сделать расти рание. Сначала растирают (до порозовения) кожу по соседству, а затем на самом отмороженном участке. Делать это можно сухой ру кой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий (соревнований) ты по каким-либо причи нам был вынужден сойти с дистанции, обязательно предупреди об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию (лично, через кон тролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения также сообщи учителю Если невозможно произвести починку в пути, то, получив разреше ние учителя, двигайся к школе, лыжной базе или ближайшему насе ленному пункту.

Не раздевайся во время бега на дистанции и после его оконча ния, это приведет к простуде. Лучше снять лишнюю одежду до на чала бега, а после его завершения - надеть вновь.

Перед входом в помещение очисти снег с лыж, а зайдя в поме щение, свяжи их.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пей холодную во ду, чтобы не заболело горло.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

После выхода из воды следует вытереться насухо полотенцем. если есть возможность, вымыться в душевой, и сразу же одеться.

Запрещается : после окончания занятий заходить в воду!

Требования безопасности перед началом занятий по плаванию

Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движе ний. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды и сообщите об этом учителю (руководителю).

Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игры в футбол, борьбы, бега и т. п.). Перерыв между приемом пищи и купанием должен быть не менее 45-50 мин. В хо лодную погоду после купания, чтобы согреться, проделайте не сколько легких гимнастических упражнений.

Не купайтесь больше 30 мин, если вода холодная. В этом случае достаточно 5^6 мин. В жаркие солнечные дни купайтесь в плава тельной шапочке или укрывайте голову белым платком.

Не прыгайте в воду головой вниз при заболеваниях ушей, осо бенно при повреждении барабанной перепонки. После перенесенно го заболевания среднего уха вкладывайте в ушную раковину при купании и плавании шарик ваты, смазанный вазелином.

Не оставайтесь при нырянии долго под водой.

Выйдя из воды, вытритесь насухо и сейчас же оденьтесь.

Почувствовав усталость, спокойно плывите к берегу. При судо рогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на по мощь.

При оказании вам помощи не хватайтесь за спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

Не купайтесь при недомогании и повышенной температуре. При слабости обратитесь к врачу.

Запрещается:

  1. Входить в воду без разрешения руководителя;
  2. Подплывать близко к моторным лодкам и др.; купаться при большой волне;
  3. Толкать товарища с берега в воду.

Предварительный просмотр:

Общие требования по безопасности на за нятиях по плаванию

  1. К занятиям по плаванию допускаются уча щиеся, прошедшие инструктаж, медицинский ос мотр и не имеющие противопоказаний по состо янию здоровья.
  2. Должны неукоснительно соблюдаться распи сание учебных занятий, определенные режимы вы полнения упражнений и отдыха, установленные правила поведения.
  3. Занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие на занятия не допус каются.
  4. В бассейне категорически запрещается шу меть, бегать, толкаться, подныривать, переходить на «чужую» дорожку, подавать ложные сигналы опомощи, входить на вышку и прыгать с нее без раз решения преподавателя, висеть на дорожках, бро сать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель.
  1. Занятия по плаванию должны быть обеспече ны средствами для спасения утопающих и меди цинской аптечкой для оказания первой помощи пострадавшим.
  2. После перенесенного заболевания среднего уха перед плаванием следует вкладывать в ушную раковину шарик из ваты, смазанный вазелином.
  3. Почувствовав усталость, надо спокойно плыть к берегу. При судорогах не теряться, ста раться держаться на воде и звать на помощь. При оказании помощи не хвататься за спасающего, а помогать ему буксировать вас к берегу. Почувство вав слабость или недомогание после плавания, сле дует обратиться к врачу.
  4. Если вы стали очевидцем несчастного случая, следует немедленно сообщить о нем учителю и при необходимости оказать посильную помощь.
  5. Обучающиеся, допустившие нарушение об щих требований по безопасности при проведении занятий по плаванию, привлекаются к ответствен ности, а со всей группой (классом) проводится вне плановый инструктаж.

Предварительный просмотр:

Обеспечение мер безопасности во время игр до стигается выполнением следующих основных пра вил:

  1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отве чающих требованиям правил игры.
  1. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти у них на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены резинкой и иметь роговую оправу.
  1. На занятиях необходимо соблюдать дисцип лину, строго выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.
  1. для получения допуска к занятиям надо полу чить разрешение от врача и пройти инструктаж по использованию тренажеров;
  2. занимающиеся должны соблюдать правила ис пользования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха;
  3. заниматься в тренажерном зале следует в уста новленной спортивной форме и обуви;
  4. все используемы тренажеры должны быть обеспечены инструкциями по безопасности;
  1. тренажерный зал должен быть обеспечен ап течкой для оказания первой медицинской помощи.

Предварительный просмотр:

Требования безопасности при проведении экскурсий

К экскурсиям допускаются учащиеся прошедшие инструктаж. Точно выполняй все распоряжения руководителя, и его заместителей. О замеченной опасности, травмах, или отставании кого-либо из участников немедленно сообщай руководителю. Во время следования по железной дороге:

  1. выходить из вагона только с разрешения руководителя;
  2. в тамбурах не стоять;
  3. на ходу поезда двери не открывать, из вагона не высовываться;
  4. садиться в поезд и выходить из него не платформу только при полной остановке поезда.

Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

Строго соблюдать правила уличного движения:

  1. при движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту.
  2. быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.

Соблюдай правила поведения на территории посещаемых объектов. Бережно относись к памятникам истории и культуры. Уважай обычаи и традиции местного населения. При экскурсии на природу:

  1. не разводить костры;
  2. не пить воду из непроверенных водоемов;
  3. не пробовать на вкус грибы, ягоды, плоды, растения;
  4. не трогать животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;
  5. не отставать, и не менять маршрут движения, срезая отдельные участки.

Положительное воздействие лечебного плавания при остеохондрозе и сколиозе на организм человека является неоспоримым фактом. Высокий уровень гиподинамии в современных условиях заставляет обращать всё более серьёзное внимание на профилактику этих заболеваний. Поиск оптимальных методов и упражнений - совместная деятельность доктора и пациента на этом пути.

Врачебный лозунг "Не навреди" привёл к мысли продолжить раскрытие темы " " с учётом безопасности применения этого вида физической культуры.

Как известно, ядро и фиброзное кольцо межпозвоночного диска в идеале на восемьдесят процентов состоят из воды. При остеохондрозе за счет ухудшения кровотока, питания и обезвоживания организма упругость этих сегментов уменьшается. Сокращается толщина межпозвонкового диска.

В результате подвижность позвонков друг относительно друга снижается. Ухудшается и гибкость позвоночника. Если не принять профилактические меры, между позвонками может образоваться грыжа с последующими болями. При распространенном остеохондрозе образуются множественные грыжи разных отделов позвоночника. Со временем они рассыхаются и растрескиваются.

Для устранения патологии совсем не обязательно обращаться к хирургу для удаления этих явлений. Медицина шагнула далеко вперёд и операции в этих случаях проводятся всё реже.

Достаточно восстановить кровоток и нормальное питание проблемных участков опорно - двигательного аппарата. Одним из компонентов профилактического и лечебно - восстановительного курса является плавание. Этому будут способствовать и занятия в центрах Бубновского Сергея Михайловича . В этой статье - о безопасном при данном заболевании и доступном плавании.

При перемещении пловца в воде активно происходит сокращение и расслабление большинства скелетных мышц. И очень важно - глубоких, расположенных вдоль позвоночника. Своей работой они усиливают кровоток в сосудах вдоль позвоночного столба. Таким образом улучшается поступление питания к ядру и фиброзному кольцу.

Восстанавливается эвакуация шлаков и токсинов. Судьба грыж при этом различна и зависит от их размеров, плотности и других сопутствующих факторов. Самое главное - человек забывает, что такое невыносимые боли в области спины.

При занятиях плаванием при остеохондрозе глубокие мышцы спины получают необходимое развитие и в дальнейшем большую часть нагрузки веса тела берут на себя. Благодаря этому:

      исчезает чрезмерное давление на межпозвонковые диски;

      возрастает расстояние между позвонками;

      устраняется давление на нервные окончания;

      стихают боли

Наиболее подходящими стилями плавания, препятствующими развитию этого заболевания, считаются:

  • кроль на груди (при выдохе в воду). При этом перемещение в воде происходит за счет поочередных гребков слегка согнутыми руками и одновременных движений ногами аналогично ножницам;
  • на спине.

При невозможности по каким - то причинам применять стиль плавания "кроль на груди с выдохом в воду", чтобы избежать нежелательного изгиба позвоночника в шейном отделе, лучше плавать только на спине.

Лечебное плавание при сколиозе

Лечебное дозированное плавание способствует также приобретению хорошей осанки у детей и взрослых. При сколиозе этот вид лечебно - физической культурыпозволяет достичь следующих положительных эффектов:

    разгрузить межпозвонковые диски и на какое-то время избавиться от болей;

    восстановить кровообращение в глубоких мышцах спины;

    улучшить питание сегментов позвоночника.

Для плавания при сколиозе наиболее подходят стили баттерфляй, кроль на груди (при выдохе в воду) и на спине.

Ниже рассказано о подготовительных упражнениях для плавания и правилах техники безопасности на воде. Их выполнение позволит уделять своему здоровью время при самостоятельных занятиях. Подходить к этому виду реабилитации осознанно. Минуя различные ненужные несчастные случаи и недомогания. И в результате получать для здоровья только пользу.

Упражнения для плавания на суше


Каждый раз перед началом занятий на воде желательно выполнять комплекс под названием "плавание на суше". В него могут включаться общеукрепляющие и специальные упражнения. "Сухое плавание" преследует цель подготовить мышцы конечностей и спины, связки и дыхательный аппарат к получению физической нагрузки на воде.

Общеукрепляющая часть комплекса "плавания на суше" может состоять из упражнений на разогрев и растяжку мышц и связок. Таких, как бег, приседания и т.д. А также разминку позвоночника - различных наклонов и поворотов.

Специальные, в том числе, имитационные упражнения призваны подготовить обучаемого к действиям в водной среде. А также, разучить и отработать правильное выполнение движений, которые необходимы для освоения выбранного стиля плавания.

Техника безопасности по плаванию

Одно из первых правил техники безопасности по плаванию - грамотный выбор места для занятий. Если пловец начинающий, в открытом водоеме заниматься можно только на контролируемом участке воды. Это значит, что должны выполняться следующие условия:

    дно - предварительно исследовано опытными пловцами. При необходимости - очищено;

    сильное течение воды не допускается;

    необходимо организовать наблюдение со стороны дежурного спасателя.

По возможности эту функцию может осуществлять также тренер по плаванию. Правила техники безопасности в открытом водоеме требуют, чтобы контролируемый участок воды был огорожен буями или заметными с берега флажками. Заплывать за них категорически запрещается.

В бассейне согласно правилам ТБ плавание также осуществляется под контролем тренеров и с применением спасательных средств, которые находятся в легко доступном месте. Приступать к занятиям по плаванию можно не ранее, чем через 40 - 50 минут после приема пищи.

Еще одно правило техники безопасности при занятиях этим видом спорта говорит о том, что если температура воды значительно ниже окружающего воздуха, перед заходом в воду необходимо обязательно выполнить несколько согревающих упражнений. Например, наклоны туловища вперед и в стороны, круговые вращения руками, приседания. Длительность выполнения упражнений напрямую зависит от температуры воды и состояния человека.

В целях недопущения переохлаждения необходимо четко контролировать время нахождения в воде. Этот параметр не должен превышать следующие показатели: при температуре до 20 - 21 градуса - пяти минут, до 25 градусов - пятнадцати минут. При переохлаждении есть вероятность получить спазм сосудов, мышцы может свести судорогой.

При этом нахождение в воде в непосредственной близости от берега водоема или края бассейна позволит избежать нежелательных последствий. После плавания в холодной воде необходимо принять контрастный душ, а если такой возможности нет, растереть тело сухим полотенцем, выполнить несколько физических упражнений, чтобы согреться. Затем потеплее одеться и выпить горячего чая.

Выполнение этих немногочисленных, но очень важных правил техники безопасности поможет сделать плавание не только эффективным лечебным средством профилактики при остеохондрозе и сколиозе. Но и любимым занятием во время отдыха на природе для борьбы с накопившимися стрессами и улучшения настроения.

Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

Профилактические меры, предупреждающие развитие плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения). (Рассказать, по возможности показать несколько упражнений).

1. Требования безопасности при проведении занятий по плаванию:

  • Обучающие должны внимательно слушать и выполнять все команды учителя (тренера);
  • вход в воду осуществляется с разрешения медицинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;
  • в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышку и прыгать с неё без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки и др.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;
  • при нырянии нельзя долго оставаться под водой;
  • нельзя прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубине и необследованном дне водоёма;
  • при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки) ограждения;
  • при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;
  • почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

2. Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движения) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое явление – перенос навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для формирования красивого телосложения и и овладения культурой движений используются различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика – система упражнений с отягощениями. Занимающие имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этой гимнастикой помогают развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В.Ф.Краевского. по его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок. В спортивной практике существует определённая система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнять упражнение только один раз, называется предельной, 2-3 раза – околопредельной, 4-7 раз – большой, 8-12 раз – умеренно большой, 13-18 раз – средней, 19-25 раз – малой, а свыше 25 раз – очень малой. В подростковом возрасте самыми оптимальными нагрузками являются малые, средние и умеренно большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время проведения занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 часов. Занятия атлетической гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем за 2 часа до сна и не раньше чем за 1,5 часа после приёма пищи. Начинающим атлетам достаточно трёх занятий в неделю по 40 минут. Увеличивать время тренировки надо постепенно. В книгах по атлетической гимнастике можно найти готовые комплексы упражнений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс самостоятельно, соблюдая определённую последовательность: упражнение первое – для развития мышц рук и плечевого пояса; второе – для мышц шеи; третье – для мышц ног; четвёртое – для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое –на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.


3. Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени, бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, обычно исчезающий за ночь. Для предупреждения развития плоскостопия следует соблюдать профилактические меры:

· не носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке при плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

· пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

· выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно – ходьба босиком по скошенной траве, галечнику.

Билет № 14

  1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр.
  2. Способы предупреждения избыточной массы тела и борьба с ней (составить комплекс специальных упражнений).
  3. Основные способы плавания. Какие задания - упражнения по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию (вспомните, как вы научились плавать)?

1. Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Однако, следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:

· Перед игрой необходимо провести разминку;

· внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя, капитана команды;

· строго выполнять правила игры;

· избегать столкновений, толчков, ударов;

· при падениях надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;

· при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.

2. Междуизбыточной массой тела и заболеваемостью существует прямая зависимость. Избыточный весявляется основной причиной сердечно-сосудистых заболеваний, тяжёлых форм нарушения обмена веществ, ожирения печени, гипертонии, сахарного диабета. Эти заболевания врачи называют спутниками ожирения. Избыточный вес является одним из факторов риска получения сотрясения мозга, переломов костей при случайных падениях. При значительном избытке массы тела в организме происходит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к затруднённому дыханию. Поэтому необходимо строго следить за массой собственного тела, особенно тем, кто предрасположен к ожирению, и принимать профилактические меры для его предупреждения. Действенные средства профилактики ожирения – рациональное питание и достаточная двигательная активность. Ежедневно необходимо отводить 1,5 ч катанию на лыжах и коньках (зимой), езде на велосипеде, игре в футбол, подвижным играм (летом), полезно заниматься плаванием (до 30 минут) два раза в неделю. После всех физических упражнений необходимо принять душ. В выходные дни можно совершать походы за город протяжённостью до 8 км.

3. Плавание развивает мышцы, укрепляет внутренние органы. Разница температур при входе и выходе из воды закаливает организм. Умение плавать ограждает от несчастных случаев на воде. Так как человек учился плавать у животных, стили плавания назывались «по-собачьи», «по - лягушачьи». В наше время эти названия звучат несколько странно, но они точны. Одним из древних стилей плавания считается брасс. Немного позже появился треджен – прообраз современного кроля. Кроль носит титул «быстрейший». Появились разновидности и у брасса – баттерфляй, что значит «бабочка»: пловец, выбрасывающий обе руки одновременно из воды, напоминает порхающую бабочку. Ещё немного спустя «бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрёл венгр Д.Тумпек. пловцы, хорошо овладевшие стилем «дельфин», показывают время, близкое к результатам кролистов. Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвивающие упражнения, упражнения на воде, игры и развлечения, подводящие и специальные упражнения для изучения техники плавания. Наиболее важные задания – упражнения, способствующие ускоренному обучению плаванию:

  • погружение с головой под воду с задержкой дыхания;
  • выпрыгивание из воды после приседания под водой, держась за ветки деревьев, свисающих над водой (или за руки своих сверстников);
  • скольжение по поверхности воды на спине после отталкивания от дна ногами.

После того, как человек научится держать себя на воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном положении, активно работая ногами и балансируя руками, можно переходить к попыткам плыть «по - собачьи». Затем учиться плавать кролем на груди, брассом и другими стилями плавания.

Билет № 15

  1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и в мире.
  2. Требования безопасности при проведении туристских походов, экскурсий.
  3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом анализируете полеченные данные (собеседование)?

1. Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывший новую эру олимпийского движения, был делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказания им необходимого содействия. В первых трёх Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV Олимпиады (1908). Первым русским олимпийским чемпионом стал Н. А. Панин – Коломенкин в фигурном катании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победителям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай II. Вступление в олимпийское движение советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинской Олимпиаде в 1952 г. ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнастике, Лидия Скобликова – 6 золотых медалей в беге на коньках, Галина Кулакова – 4 золотые медали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и подъёма национальных флагов при награждении победителей Олимпийских игр. После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тренерами, общественными и государственными деятелями, учёными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике возглавил Российскую федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации; Виктор Игуменов (Греко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов (лёгкая атлетика) стали видными учёными. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве. В начале 90-х г.г. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно государство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олимпийских играх 1992 г. в качестве преемника СССР выступала объединённая команда СНГ (бывшие союзные республики СССР, кроме прибалтийских). После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая Олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших союзных республик СССР выступали уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших.

2. При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности:

  • к экскурсиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • следует соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;
  • необходимо выполнять все указания руководителя или его заместителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут движения группы;
  • во время привалов не разводить костры;
  • не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;
  • не трогать руками животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;
  • при передвижении не ходить босиком, в носках;
  • не пить воду из непроверенных водоёмов, использовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;
  • соблюдать правила личной и общественной гигиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;
  • бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, а также уважать обычаи и традиции местного населения.

3. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т.д. Дневник следует периодически показывать учителю физкультуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты):

· прыжок в длину с места;

· метание набивного мяча весом 1кг из положения сидя;

· прыжки со скакалкой;

· подтягивание из виса (мальчики) и из виса лёжа (девочки).

Можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь сохраняют на все годы учёбы в школе и записывать в ней свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться контролировать себя самому. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.

Примерное содержание дневника самоконтроля:

  • 1.1. К занятиям по плаванию допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  • 1.2. При проведении занятий по плаванию соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
  • 1.3. При проведении занятий по плаванию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
    • - травмы и утопление при прыжках в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и при необследованном дне водоема;
    • - купание сразу после приема пищи или большой физической нагрузки;
    • - утопления при купании в естественных водоемах не в специально отведенных, не оборудованных и не отвечающим санитарным требованиям местах.
  • 1.4. При проведении занятий по плаванию должны быть подготовлены средства для спасания утопающих, а также медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
  • 1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить об этом администрации учреждения.
  • 1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий.
  • 1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Поделиться: