Методика круглогодичной тренировки юных биатлонистов. Как тренируются чемпионы: любимые упражнения самой известной биатлонистки Тренировки биатлонистов упражнения

Особенность биатлона как вида спорта заключается в сочетании различных, с физиологической точки зрения, нагрузок на организм: бега на лыжах и стрельбы. Это обуславливает специфические требования к физической и функциональной подготовке биатлониста, а также его техническим и тактическим навыкам.

Подготовка биатлониста начинается с освоения техники лыжного бега. Немало знаменитых "стреляющих лыжников" начинали с "обычных" лыж и свою карьеру в большом спорте: например, первый в истории отечественного биатлона мировой и олимпийский чемпион Владимир Меланин, самый титулованный советский биатлонист Александр Тихонов, лидер российского женского биатлона 1990-х Анфиса Резцова.

Не менее важны для биатлониста снайперские качества. Если в спринте хорошая скорость может отчасти компенсировать неточную стрельбу, то в гонке преследования или индивидуальной гонке меткость во многом является залогом победы. В стрельбе лежа и в "стойке" есть свои особенности, и порядок выполнения этих упражнений в той или иной дисциплине накладывает отпечаток на тактику борьбы. Так, например, в гонке преследования участники, хорошо стреляющие из положения лежа, имеют возможность уйти в отрыв в начале гонки, а их соперники, лучше стреляющие стоя, могут "отыграть" преимущество ближе к финишу.

В каждом виде программы присутствуют свои технические, тактические и психологические нюансы. К примеру, в масс-старте чрезвычайно важно в самом начале гонки оторваться от основной группы, чтобы не попасть в "толчею", чреватую неприятными сюрпризами. А самой сложной по всем этим параметрам считается гонка преследования, где спортсмену приходится вести непосредственную борьбу с соперниками, а не их "графиками".

При всем многообразии дисциплин, входящих в современную программу соревнований по биатлону, для него не характерна узкая специализация. Ведущие спортсмены обычно представляют свои команды во всех видах.

Тренеры распределяют участников команды по этапам эстафетной гонки (а также по различным группам при жеребьевке перед индивидуальной гонкой и спринтом) с учетом сильных и слабых сторон каждого спортсмена.

Выступление биатлониста в определенной степени зависит от погодных условий (ветер, температура воздуха, атмосферные осадки, состояние снежного покрова), характера трассы (перепад высот, повороты и пр.), ее расположения относительно уровня моря и состояния в тот или иной момент, которое может меняться не только из-за погоды: по ходу состязаний трасса постепенно "разбивается", и спортсмены, стартующие позже, оказываются в менее выгодном положении.

Особенно важной проблемой выступает изучение особенностей обучения и последовательности методики тренировки спортсменов, в частности управление двигательной деятельностью с помощью эффективных тренировочных программ (Hirtz P., 1981; Платонов В.Н., 1986; Матвеев Л.П., 1995).

Получение объективных данных с использованием средств срочной и кумулятивной информации на стрельбище, а также последовательность внедрения ТСО в систему обучения стрельбе в биатлоне позволит повысить ее эффективность и будет способствовать повышению квалификации в пределах первого спортивного разряда.

Можно предположить, что дальнейшее проведение тренировочного процесса с учетом соответствующей последовательности обучения различных видов специальной стрелковой подготовки (на фоне стабилизации всех остальных) позволит получить больший тренировочный эффект по сравнению с существующим ныне (Блинков И., 1954; Иткис М.А., 1970; Шпак М.П., 1979).

Это делает необходимым проведение специальных экспериментальных исследований, в которых определялись и научно обосновывались различные варианты обучения и тренировки по видам специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи ТСО. Эффективность процесса обучения биатлонистов 13-14 лет зависит от оптимального чередования и направленности видов специальной стрелковой подготовки в микроциклах (МЦ) различных видов, с использованием пяти зон интенсивности в ритмо-структурных комплексах (РСК). Последнее будет способствовать созданию условий для базового роста спортивного мастерства и приобретения прочного фундамента специальной стрелковой подготовленности начинающих биатлонистов с целью повышения квалификации в пределах первого спортивного разряда и успешного выступления в соревнованиях.

Следовательно, исследования данных вопросов имеют важное значение для теории и практики биатлона, особенно для преподавателей-тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, сборных команд.

В связи с вышеизложенным, можно предположить, что на этапах основных периодов в процессе подготовки и обучения юных биатлонистов необходимо развивать специальные стрелковые качества при помощи технических средств обучения (ТСО), последовательно используя все четыре РСК по 5 зонам интенсивности, разработанных и апробированных ранее. Так, можно предположить, что при проведении тренировочного процесса по мезо- и микроциклам теоретически и практически представлено обоснование отбора в биатлон юношей 13-14 лет. Обучение и совершенствование пулевой стрельбы и стрельбы в биатлоне в переходном и подготовительном периодах годичного цикла в определенной последовательности, используя соотношение и чередование основных видов специальной подготовки при помощи ТСО позволит получить больший тренировочный эффект.

Проведение исследований в условиях непосредственной спортивной деятельности, в процессе которых возможно получить значительный информативный материал и его анализ расширит возможности управления тренировочным процессом.

Разработка методики тренировки различных видов специальной стрелковой подготовки и стрельбе в биатлоне при помощи технических средств обучения, с последовательным включением РСК по пяти зонам интенсивности, наиболее актуальна для этапа специализации юных биатлонистов.

Рост спортивных результатов в значительной мере зависит от качества отбора и продуктивности применения средств и методов подготовки, оптимального построения тренировочного процесса и управления им с учетом квалификации и этапа подготовки спортсменов.

Специальные исследования (В.Я. Субботин, А.Д. Солдатов, Ю.П. Курочкин, 1983; Л.С. Баранов,1987; В.Н. Чумаков, 1993; М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов, 1999) показывают, что из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания на всех этапах многолетней тренировки требует стрелковая подготовка. Подчеркивается значимость использования технических средств обучения (ТСО) в комплексной подготовке биатлонистов.

Особо важна реализация данного подхода в подготовке юных биатлонистов на этапе уточнения и начала углубленной спортивной специализации, где закладываются базовые основы знаний и умений по пулевой стрельбе и стрельбе в биатлоне, формируется стабильность и надежность соревновательной деятельности.

Однако в имеющихся научных публикациях по вопросам подготовки спортивного резерва в биатлоне (А.В. Привалов, В.И. Мелихов, Е.П. Новиков и др., 1976; ГЛ. Шидловский, 1988; Н.В. Астафьев, 1992) недостаточно раскрываются вопросы методики стрелковой подготовки с использованием технических средств обучения в условиях переходного и подготовительного периодов годичного цикла, где построение тренировочного процесса создает наиболее оптимальные условия для овладения техникой стрельбы. Также не имеется сведений о влиянии на качественные показатели стрельбы физических нагрузок, соответствующих по интенсивности режиму тренировочной и соревновательной деятельности в биатлоне.

Биатлон - сложный вид спорта, особенностью которого является комплексное сочетание в одном соревновании двух разных по характеру видов деятельности - лыжная гонка и стрельба. (39) Для лыжных гонок характерна продолжительная динамическая работа переменной интенсивности на выносливость, для стрельбы спокойствие и концентрация внимания, рациональное напряжение отдельных мышц в момент прицеливания и произведения выстрела. (12,16,37)

Основой для успешного выступления спортсмена является физическая подготовка. Она специфична для каждого вида спорта и, следовательно, в процессе планирования учебно-тренировочного процесса, необходимо учитывать специфику сбалансированного развития физических качеств в биатлоне. К данным физическим качествам можно отнести следующие: общая и скоростно-силовая выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, общая и специальная координация.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Мерой выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, шоссейные велогонки, лыжные гонки и т.д.) измеряется минимальное время прохождения заданной дистанции.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, генотипа, окружающей среды и т.д. (25,27,47)

В практике спортивной подготовки биатлонистов различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - способность спортсмена продолжительное время выполнять физическую работу различную по содержанию и интенсивности. По содержанию общая выносливость определяется в специфических упражнениях циклического и ациклического характера. По интенсивности работы выносливость оценивается в определенных границах, имеющих прямую взаимосвязь с уровнем развития специальной выносливости.

Исследования (43,55,57) показывают, что наиболее точной оценкой общей выносливости являются продолжительность работы со скоростью 80% от средней соревновательной скорости.

Специальная выносливость - способность спортсмена эффективно выполнять специфические упражнения за наименьшее время. Иными словами специальная выносливость - это уровень спортивных достижений на соревнованиях. Специальная выносливость зависит от возможности нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательными действиями и других двигательных способностей.

Методы развития выносливости.

Для развития и поддержания достигнутого уровня выносливости применяют две группы методов: непрерывный и прерывный методы выполнения физической работы.

Непрерывный метод выполнения упражнения используется для развития общей и специальной выносливости. В зависимости от поставленной задачи перед тренировочным занятием (развивать, поддерживать, восстанавливать) выбирается соответствующая интенсивность и продолжительность нагрузки.

Исследованиями (44,50,51) установлено:

1) для развития физического качества выносливость тренировочная скорость должна быть в пределах 90-100% от соревновательной скорости;

2) для поддержания достигнутого уровня выносливости скорость должна находиться в пределах 80-90% от соревновательной, а продолжительность работы - в пределах 80-85% от объёма развивающей работы.

Прерывный метод выполнения упражнения используется для развития специальной (скоростной и скоростно-силовой) выносливости.

Для развития скоростной и скоростно-силовой выносливости выполняется работа на дистанции 400-1500 метров со скоростью 95-100% от максимальной на данном отрезке, которая на 15-20% выше соревновательной скорости. Запланированный объём работы зависит от продолжительности интервалов отдыха.

Общим правилом, регламентирующим продолжительность выполнения нагрузки, при использовании любого метода развития выносливости, является прекращение работы при невозможности выполнять её с запланированной скоростью.

Силовая подготовка.

Повышение спортивного результата в биатлоне существенным образом зависит от уровня развития у спортсменов специальных силовых качеств. Однако работ, посвящённых изучению средств и методов тренировки, немного и в этих рекомендациях нет единого подхода к силовой подготовке, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес.

Противоречивость мнений проявляется в вопросах:

А) выбора средств и методов развития силового компонента биатлонистов;

Б) определения объёма нагрузки;

В) соотношения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки на различных этапах подготовки;

Повышение уровня силовой подготовки посредством общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Ряд авторов (14,15,16) предлагают для развития силы отстающих групп мышц у биатлонистов применять упражнения динамического характера с отягощениями (гантели, штанги, тренажёры) и преодолением собственного веса, которые рекомендуется выполнять в различном темпе до отказа. Количество повторений большое (от 20 раз), интенсивность выполнения упражнений слабая, средняя, высокая или предельная.

Повышение уровня силовой подготовки, используя в комплексе ОРУ и специальные упражнения.

Для поддержания и повышения уровня силовой подготовленности рекомендуются (33,49) следующие средства: ОРУ, бег, кроссы, спортивные и подвижные игры, физический труд. Особое внимание необходимо уделить укреплению тех мышечных групп, на которые ложится основная нагрузка при передвижении на лыжах (мышц ног, рук, спины), а также голеностопных и коленных суставов.

Анализ литературных источников, посвящённых методикам подготовки зарубежных биатлонистов (3,33,44) показывает, что норвежские биатлонисты много внимания уделяют развитию силы плечевого пояса, используя имитацию лыжных ходов с палками по сильно пересечённой местности и упражнения с отягощениями (50% от максимума), которые выполняют максимальное количество раз.

Немецкие биатлонисты, для повышения уровня силовой подготовки, применяют имитацию лыжных ходов по пересечённой местности, а так же следующие упражнения:

1) для ног - многоскоки на равнинной местности и на подъёмах различной длины и степени уклона, бег по глубокому снегу, катание на коньках, велосипед;

2) для рук - с блоками и амортизаторами, которые выполняются сериями, плаванье, спортивные игры;

Упражнения выполняются в основной части тренировки многократно до отказа в быстром темпе и чередуются со специальными упражнениями, упражнениями на растягивание и расслабление.

Повышение уровня силовой подготовки биатлонистов в различные периоды подготовки.

Для достижения высоких спортивных результатов в биатлоне, спортсмену необходимо поддерживать достигнутый уровень развития силового компонента в соревновательном периоде.

Подобная широта мнений по методике развития силовых качеств биатлонистов ставит тренеров и спортсменов в затруднительное положение при выборе средств и методов для совершенствования силового компонента подготовки.

Анализ исследований последних лет (3,5,29) а также обобщение практического опыта ведущих российских тренеров по биатлону и собственного опыта, позволяет рекомендовать более широкое использование основного специального упражнения - передвижения на лыжах (в бесснежный период передвижение на лыжероллерах). Преимущество заключается в том, что сохраняются пространственно-временные характеристики техники, вовлекаются в работу группы мышц, наиболее активно участвующие в передвижении спортсмена по дистанции.

По нашему мнению необходимо использовать весь комплекс доступных средств, для развития силового компонента подготовки биатлониста. С тем условием, что соотношение общеразвивающих и специальных упражнений зависит от периода подготовки. В начале подготовительного периода (апрель, май) значительно преобладают ОРУ. С июня начинается плавное увеличение доли специальных упражнений в развитии силового компонента биатлонистов, которое продолжается до конца июля. В августе, сентябре, октябре и ноябре, а так же в соревновательном периоде, в учебно-тренировочном процессе доля специальных упражнений для развития силового компонента значительно больше доли ОРУ.

Быстрота.

Качество быстрота характеризуется способностью спортсмена совершать целенаправленные двигательные действия в минимальный отрезок времени. Объективно данное качество оценивается по максимальной скорости, показанной спортсменом на коротких отрезках (от 30 до 200 м).

Выделяют три основные формы быстроты: (3,33)

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного сокращения;

3) частота движений.

Проявление быстроты на трассе зависит от техники передвижения на лыжах. Скорость в отдельных движениях в значительной степени определяется силой мышечных групп. До определённых величин, отмечается прямо пропорциональная зависимость: чем больше сила, тем быстрее можно выполнить движение.

Для воспитания быстроты, используют физические упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью, при соблюдении следующих требований:

1) уровень технической подготовки должен обеспечивать выполнение упражнения с максимальной скоростью;

2) во время выполнения движений, внимание должно быть сконцентрировано не только на способе, но и на скорости выполнения упражнения.

Биатлонисту, при движении на лыжах с максимальной скоростью, приходится преодолевать высокую силу сопротивления (вес лыж, ботинок, палок, винтовки, условия скольжения и т.д.). В этом случае проявление скоростных возможностей зависит от силовых возможностей спортсмена. В процессе силовой подготовки, направленной на воспитание быстроты, решаются следующие задачи: (3,44)

1) повышения уровня максимальной силы;

2) повышения уровня динамической силы (проявление силы в условиях быстрых движений).

При воспитании динамической силы необходимо выбрать оптимальное отягощение, которое приводит к существенному нарушению структуры лыжного хода. Что позволяет повысить силу в рамках основного спортивного навыка - одновременно совершенствовать физические качества и технику движений.

Гибкость.

Гибкость необходима биатлонисту для выполнения техники лыжных ходов с большой амплитудой. Запас амплитуды движений в том или ином суставе обуславливает более рациональную технику лыжных ходов. (39, 41)

Биатлонист, имеющий слабую подвижность в тазобедренном суставе, не может выполнить коньковый ход с широким шагом. Толчок ногой у таких спортсменов заканчивается рано и усилия во время отталкивания в большей степени идут по вертикальной линии, что ведет к нарушению структуры лыжного хода, потере скорости и экономичности передвижения на лыжах.

Гибкость развивается с помощью ОРУ, упражнений на растягивание мышц, стретчинга.

Ловкость.

Ловкость - это принятие нужного решения для оценки и решения внезапно возникшей ситуации. Качество ловкость зависит от степени развития быстроты, силы, выносливости, богатства двигательных навыков в средствах общей и специальной подготовки. Большую роль здесь играет подвижность процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Ловкость хорошо развивается с посредством спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, хоккей и т.д.).

Следует отметить, что совершенствование ловкости на фоне утомления организма повышает волевые качества спортсмена.

Равновесие.

Равновесие для биатлониста следует отнести к самостоятельному качеству. Различают динамическое и статическое равновесие.

Тренировка равновесия проходит по двум путям:

1) путём применения упражнений на развития чувства равновесия (движения и позы с затрудненным сохранением равновесия);

2) путём раздельного совершенствования вестибулярного и двигательного анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия.

В подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса, для развития равновесия, применяются специальные упражнения на различных опорах, а также роликовые коньки, лыжероллеры и другие средства.

В соревновательном периоде равновесие развивает передвижение на лыжах с увеличением времени при одноопорном скольжении.

Какую пользу для здоровья приносит биатлон для детей? Одинаково ли этот спорт подходит мальчикам и девочкам и в каком возрасте лучше начинать тренировки? Об этом, а также о противопоказаниях, стоимости экипировки и выборе секции биатлона для детей читайте в сегодняшнем материале.

В России биатлон пользуется не меньшей любовью, чем хоккей: за наших спортсменов собираются поболеть всей семьей, а результаты соревнований жарко обсуждаются в кругу друзей и коллег. И действительно, биатлон есть за что любить, ведь это не только динамичный и зрелищный, но и полезный для здоровья вид спорта. Разберемся, почему же стоит отдать в него ребенка.

Со скольки лет?

Биатлон - комбинированная дисциплина, сочетающая в себе стрельбу и лыжные гонки. Именно с последнего начинается обучение этому виду спорта - первым делом ребенок встает на лыжи. Здесь, как и в случае с коньками, действует правило «чем раньше, тем лучше», поэтому ставить малыша на лыжи можно уже с 2-3 лет . Начинать можно самостоятельно или сразу отправить малыша в подготовительную группу спортивной секции.

Следующие несколько лет ребенок будет осваивать технику катания на лыжах и тренировать выносливость, затем, с 6-7 лет , можно начать ходить в тир. Занятия непосредственно биатлоном для детей обычно начинаются в 10-12 лет .

Медицинские противопоказания

Для того чтобы ребенка приняли в секцию биатлона, понадобится пройти обследование не только у терапевта, но и окулиста, поскольку зрение в этом виде спорта играет огромную роль. Это не значит, что попасть в биатлон могут только дети с идеальными показателями - всегда можно заказать специальные очки. Обследование нужно в первую очередь для того, чтобы понять, не станут ли постоянные нагрузки на глаза причиной еще большего ухудшения зрения, особенно если ребенок страдает близорукостью с осложнениями.

Также заниматься биатлоном без предварительного разрешения врача нельзя при:

  • болезнях сердца;
  • нарушениях опорно-двигательного аппарата;
  • хроническом гайморите.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки


Биатлон - спорт для всех, и это лишний раз доказывают успехи профессиональных спортсменов любого пола. И девочки, и мальчики тренируются с удовольствием, а хорошая физическая форма ни для кого не бывает лишней.

Несмотря на то что в России биатлон зародился в Красной армии и изначально им занимались мужчины, девушки добиваются в этом спорте не меньших успехов, а некоторые тренеры и вовсе считают, что нюансы этого спорта быстрее осваивают именно маленькие спортсменки.

Плюсы

Итак, какие перемены ожидают вашего ребенка, если он начнет заниматься биатлоном?

  • Общая физическая форма - безусловно улучшится. Биатлон - спорт с интенсивными нагрузками, а значит натренированные мышцы и гармонично развитое тело ребенку обеспечены.
  • Терпение и выдержка - этих качеств нам так не хватает в повседневной жизни, но именно они необходимы для того, чтобы сделать выстрел в правильный момент и попасть точно в цель. На стрельбище маленького спортсмена научат анализировать ситуацию, не торопиться и не поддаваться эмоциям.
  • Укрепление иммунитета - любой спорт укрепляет организм и позволяет малышу реже болеть, а биатлон дает двойной эффект, ведь занятия регулярно проходят на свежем воздухе.
  • Долгая жизнь - по данным врачей, сердце у тех, кто занимается биатлоном профессионально, работает в два раза лучше, чем у обычных людей. Также увеличивается объем легких, а все вместе это обеспечивает долголетие и здоровье.
  • Улучшение зрения. Биатлон - настоящий кладезь полезных упражнений для глаз: во время тренировок и соревнований спортсмену нужно не только постоянно вести прицельную стрельбу, но и фокусировать взгляд попеременно на дальних и близких объектах. Эти нехитрые манипуляции значительно укрепляют мышцы глаз и, следовательно, улучшают зрение.

Минусы

Занятия биатлоном для детей - безусловный плюс для здоровья, но и здесь не обходится без рисков. С чем же сталкиваются биатлонисты-профессионалы?

  • Сердечно-сосудистые заболевания. Несмотря на то что биатлон укрепляет сердце и легкие, в некоторых случаях нагрузки этого вида спорта могут оказаться слишком интенсивными. Будьте осторожны, если у ребенка слабое сердце, и регулярно проверяйтесь у врачей. Первые тревожные признаки - отдышка, слабость и боль в груди.
  • Проблемы со спиной. Биатлонные винтовки достаточно тяжелые, и их постоянный вес на спине не проходит бесследно. Как итог - у спортсмена развивается остеохондроз и другие заболевания спины. Избежать этой проблемы помогут равномерные нагрузки, занятия плаванием и лечебный массаж.

Сколько стоят занятия?

Успешные занятия биатлоном для детей, как и любым спортом, невозможны без финансового участия родителей. На первом этапе экипировку придется оплачивать самостоятельно. Ребенку понадобятся:

  • лыжи (от 3000 рублей);
  • лыжные палки (от 300 рублей);
  • зимний спортивный костюм (от 4000 рублей);
  • ветровка (от 2000 рублей);
  • шапка (от 500 рублей);
  • очки (от 1000 рублей);
  • лыжные ботинки (от 1500 рублей).

После того как ребенок попадает в городскую или областную сборную, снаряжением юного биатлониста снабжает государство. Сами занятия также в большинстве случаев бесплатные.

Как выбрать секцию?


Если вы и ваш ребенок точно уверены, что он хочет заниматься биатлоном, закономерно встает вопрос . Главный критерий, на который стоит опираться, - ваши цели и возможности .

Если малыш будет заниматься «для души» и общего развития, то выбирайте секцию как можно ближе к дому . Если же вы собираетесь вырастить настоящего чемпиона, то вам дорога в школу олимпийского резерва или в секцию при ней.

Также обратите внимание на тренера . В его арсенале должны быть не только личные достижения, но и искренняя любовь к детям, опыт, успехи подопечных и умение находить подход к каждому маленькому спортсмену. Прежде чем отдать малыша в секции, посетите 1-2 тренировки и проанализируйте атмосферу.

Подводим итог

Биатлон - спорт, который подарит вашему ребенку хорошую физическую форму, здоровье и волевой характер. Интенсивные и разноплановые нагрузки развивают все группы мышц, улучшают зрение и работу сердца, а также закаляют организм. Биатлон прекрасно подходит как мальчикам, так и девочкам - главное, чтобы ребенок был активным и любил движение.

Перспективен биатлон и с точки зрения будущей профессии, ведь сегодня это один из самых популярных зимних видов спорта, особенно в России. В его развитие вкладываются деньги, растет поддержка государства и маленьким спортсменам открывается все больше возможностей тренироваться и учиться у мастеров. А бесплатные занятия - еще один приятный бонус.

Парадокс: популярность биатлона и рейтинги телетрансляций растут даже при скромном выступлении в сезоне-2010/2011 российской сборной. Увеличивается ли число занимающихся этим зрелищным видом спорта и сколько нужно пар лыж начинающему биатлонисту, корреспондент агентства "Р-Спорт" Наталья Мещерикова попыталась выяснить у директора московской спортшколы №43 Ивана Мелихова. Недалеко от МКАД в Южном административном округе Москвы расположена детско-юношеская спортивная школа №43, которой не так давно руководит молодой специалист. Двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева - самая известная воспитанница этой школы.

- Что нужно делать родителям, если они захотят, чтобы их ребенок стал таким, как Ольга Зайцева?

Надо просто привести ребенка к нам. Мы зачисляем детей с девяти лет в группы начальной подготовки. Учащиеся много времени уделяют занятиям по ОФП. Зимой дети знакомятся с основами передвижения на лыжах. В группе начальной подготовки юные спортсмены занимаются три раза в неделю по полтора часа. Спортивные винтовки в руки дети возьмут не скоро. В 10-11 лет начинаются первые тренировки по стрелковой подготовке из пневматических винтовок. Как правило в учебно-тренировочном процессе используются винтовки модели Иж-60 и Иж-61, а в более старшем возрасте применяются винтовки Би-7-5. Тренеры в соответствии с данными юного спортсмена индивидуально решают, когда начать учить стрелять.

- Ваша спортшкола специализируется только на биатлоне?

Три года как у нас работает одно отделение биатлона. Наша школа была открыта после войны в 1946 году, и на разных этапах своего существования велась подготовка по многим видам спорта. Сейчас проводим переговоры с департаментом физической культуры и спорта Москвы о том, чтобы восстановить полноценное отделение лыжных гонок. Наши спортсмены обязательно выступают в первенстве Москвы по лыжным гонкам.

- Сколько человек занимается в спортшколе?

У нас есть группы и начальной подготовки - это дети по 9-10 лет, и учебно-тренировочные группы, и группы высшего спортивного мастерства. Всего занимаются 487 спортсменов и 30 тренеров трудятся в спортшколе. В нашей школе работает заслуженный тренер России Николай Петрович Лопухов, который в конце апреля стал тренером сборной команды по функциональной подготовке. Мы договорились с ним о том, чтобы он все-таки совмещал работу в нашей спортшколе и главной команде страны. Его воспитанники из экспериментальной команды "Сочи-2014" (Тимофей Лапшин, Ольга Абрамова, Ольга Назарова и Максим Цветков) попали в основной состав сборной России по биатлону. В прошедшем сезоне Тимофей выиграл Малый хрустальный Кубок IBU в индивидуальной гонке. Максим Цветков трижды становился победителем первенства мира-2011.

В нашей школе работает Оксана Рочева - личный тренер двукратной олимпийской чемпионки Ольги Зайцевой. Кстати, Ольга - самая известная из наших воспитанниц. Рочева является тренером группы высшего спортивного мастерства.

- Вы всех желающих принимаете?

Да. Принимаем всех желающих, у кого нет противопоказаний по состоянию здоровья. Если у ребенка нет существенных результатов в биатлоне, но есть огромное желание посещать занятия, то для таких детей организована спортивно-оздоровительная группа.

- Обучение у вас платное?

Нет. У нас только одна просьба к родителям - по возможности обеспечить свое чадо инвентарем: лыжами, палками и ботинками, так как государственное финансирование не позволяет всех полностью обеспечить даже необходимым.

- Что нужно купить новичку для того чтобы попасть на занятия?

Нужна минимум одна пара лыж с палками и ботинки. Главное - было бы желание. В спортшколе есть теплые раздевалки, место для хранения инвентаря и ящики для одежды. По мере роста мастерства учащегося увеличивается и количество лыж, которые используются в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. К примеру, восемнадцатилетний спортсмен на первенстве России к старту обычно готовит себе пять пар лыж, а непосредственно на гонку выбирает уже одну подходящую.

- Где проходит стрелковая подготовка спортсменов?

Своего помещения для стрельбы у нас нет, поэтому занятия проходят в тире, расположенном в средней общеобразовательной школе № 629 Южного административного округа Москвы. К сожалению, там только 25-метровый тир с тремя установками, что не совсем нас устраивает. Напомню, что биатлонисты на соревнованиях стреляют по мишеням с 50 метров. Есть еще два десятиметровых тира, в которых стреляют из пневматического оружия. Стараемся выкручиваться, хотя и не без труда.

- Где в Москве вы занимаетесь лыжной подготовкой?

Наша база находится на окраине Битцевского лесопарка. Там очень тяжело проводить соревнования: лыжню затаптывают, очень много голодных бродячих собак, у которых неизвестно, что на уме. Каждое соревнование школьного масштаба выливается в спецоперацию по разгону диких собак и праздношатающихся зевак. Учащиеся и тренеры нашей спортивной школы проводят совместно с лесниками субботники по очистке парка от сучьев и упавших деревьев. У нас есть снегоходы "Буран", при помощи которых в зимнее время готовятся лыжные трассы для занятий.

- О тренировках на биатлонном комплексе, наверное, только во снах и мечтаете?

С проблемами, связанными с местами для тренировок, повсеместно сталкиваются большинство спортшкол. Мы стараемся вывозить своих детей еще в один столичный лесопарк на школьных автобусах. Всех спортсменов на двух школьных автобусах не перевезешь, конечно, но хотя бы часть потренируется в подобающих условиях.

За последние годы интерес к трансляциям соревнований по биатлону вырос даже на фоне неудачного выступления российской сборной. Детей больше стало приходить в секцию биатлона?

Самое главное даже не призвать детей заниматься биатлоном, а удержать их в спортшколе. Раз на раз не приходится: бывает из десяти новичков до конца года доходят четверо ребятишек, а бывает и - ни одного. Учебный год в нашей школе начинается 1 сентября, как и во всех общеобразовательных школах, но желающие вливаются в коллектив в течение года. Статистики как таковой нет по этому вопросу. Похожая ситуация сейчас вообще в детском спорте, а не только в биатлоне.

Поделиться: