Содержание и требования к проведению физической рекреации. Цель и задачи физической рекреации. Что будем делать с полученным материалом

Двигательной деятельности

Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта), и, благодаря своей специфике, пользуется симпатией у людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения, продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат индивидуальные вкусы, интересы, наклонности и потребности.

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:

· удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности;

· потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения;

· переключение с одного на другой вид деятельности;

· активизация деятельности организма с помощью движения;

· профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей;

· восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.

Разновидности физической рекреации и досуга,

Их классификация

Виды рекреационной деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации.

Виды и формы физической рекреации и досуга трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений.

Разновидности досуга постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. По этой причине свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых занятий не представляется возможным. Основные направления досуга представлены на рис.1.2. Важнейшие типы досуга, виды досуговой деятельности и разновидности наиболее освоенных досуговых занятий представлены на рис.1.3.

Формы организации рекреационной деятельности можно условно поделить на формы активного отдыха в режиме рабочего дня, внеклассные формы работы, формы организации физического воспитания во внешкольных учреждениях: летних, загородных и оздоровительных лагерях; формы физического воспитания в семье: мероприятия в режиме дня, игры, прогулки, соревнования семей в дни отдыха и др., а также на формы пассивного отдыха (рис. 1.4).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «свободное время», «отдых», «досуг», «рекреация», «физическая рекреация». Укажите их общие и отличительные особенности.

2. Какова связь между рекреацией, отдыхом и досугом?

3. Перечислите основные категории физической рекреации.

5. В чём заключается суть рекреационного эффекта?

6. Перечислите аспекты рекреационного эффекта.

7. Назовите признаки физической рекреации.

8. Перечислите основные функции физической рекреации.

9. Какие средства физической рекреации Вы знаете?

10.Назовите аспекты двигательной деятельности.

11. Перечислите основные направления досуга.

12. Дайте классификацию досуговой деятельности.


Балушкина Александра Александровна
Должность: тренер-преподаватель по чир спорту
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ "Юность"
Населённый пункт: г.Аксай
Наименование материала: Конспект
Тема: "Физическая рекреация,как вид рекреационной деятельности"
Дата публикации: 23.01.2018
Раздел: дополнительное образование

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самым главным в жизни человека является здоровье, ведь именно этот аспект помогает

человеку добиться успеха во всех сферах жизнедеятельности. Здоровье у большинства

людей расценивается как средство достижения своих потребностей, нежели как средство

прожить долгую жизнь. Эти две характеристики здоровья противопоставляются друг

другу, ведь если использовать здоровье для достижения целей, то оно быстро

растрачивается, а сохранять его для длительных лет жизни то необходимо укреплять его

активной жизнедеятельностью. Поэтому еще в древние времена появляется понятие

достижения желаемого.

Со временем, благодаря многолетнему опыту и практическим знаниям, люди начали

изучать вопрос, касающийся физической рекреации. Ученые заинтересовались данным

понятием лишь во второй половине XX века. С этого времени он постепенно становится

предметом исследований в истории, социологии, биологии, географии и других научных

дисциплинах.

Физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально

выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных

обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер,

со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей . Такие

условия способствовали обогащению физической рекреации различными социальными

функциями, она становилась важным фактором социализации молодых людей, хоть и не

обеспечивала подготовку к выполнению социальных обязанностей. Физическая рекреация

являлась способом активного отдыха, игр, формирующих здоровье.

А Выдрин В.М. объяснял причину ее возникновение, сказав: «Физическая рекреация

возникла в жизни и быту людей еще в дpевнейшие времена за десятки тысяч лет дo

высочайшего расцвета культуры телесности Древней Греции, хотя и не имела своегo

названия и термина. Из-за ускоренного развития капитализма в Западной Европе

потребность в рекреационной деятельности увеличилась. Это обосновывалось

воздействием на население напряженного труда в плохих условиях». В наше время в

случае с физической рекреацией мы говорим о восстановлении после трудного рабочего

дня, переутомления, перенапряжения человека. Если речь идет о двигательной

реабилитации, то подразумевается компенсация функций после травм или патологий.

Поэтому необходимо выделять признаки, которые разграничивали бы различные виды

физической культуры. Это помогло бы в решении проблем с их социальным

использованием. Но социальная суть физической рекреации на сегодняшний день

недостаточно изучена.

В литературе достаточно большое количество видов рекреаций. Выделяют основные

признаки, по которым можно было бы отличить физическую рекреацию от других:

1) Основой данного вида рекреации является физическая активность.

2) Включает в себя не только физические, но и эмоциональные, а также интеллектуальные

компоненты.

3) При правильных занятиях положительно влияет на функции организма.

4) Имеет развлекательный характер.

5) Главными средствами достижения результатов являются физические упражнения.

6) Имеет собственную методику

Как было сказано, любой вид рекреации влияет не на одну научную отрасль, так в

физической рекреации выделяют следующие аспекты:

1) Биологический аспект изучает, какое влияние рекреация способна оказывать на

организм человека

2) Психологический аспект отвечает на вопрос, какие мотивы преследует человек начиная

заниматься физической рекреацией, и как психологически изменяется его поведение.

3) Экономический аспект заключается в средствах, используемых для организации

физической рекреацией.

4) Социальный аспект отвечает за объединение людей, занимающихся активной

двигательной деятельностью, в группы и в процессе объединения обменом социальным

5) Культурный аспект выясняет, какие культурные ценности усваивает человек в процессе

физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию

новых личностно- общественных ценностей.

6) Образовательно-воспитательный аспект изучает, какое влияние физическая рекреация

оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном,

творческом развитии.

Различают несколько способов занятий физическими упражнениями, которые имеют

исключительно рекреационный характер. Это и физкультминутки, вводная гимнастика, и

элементарные физические упражнения во время перерыва на работе или после рабочего

дня. На некоторых предприятиях даже выделяют такие места, где можно заниматься

физическими упражнениями, они оборудованы специальным инвентарем и тренажерами

(площадки для игры в теннис, бильярд и т.д.).

Вводной гимнастикой занимаются по протяжении 5-10 минут перед началом работы.

Комплекс упражнений зависит от того насколько работа подвижна и какой способ труда

используется (физический, интеллектуальный). На основе этого упражнения могут быть

как более активными, так и расслабляющими. От правильного подбора упражнений

зависит скорость адаптации, работоспособности и восстановление физиологических

функций организма.

Физкультминутки необходимы для того что бы человек смог отвлечься от работы. Этот

способ смены деятельности помогает повысить внимательность, снизить нагрузку от

однообразной позы, снизить влияние на организм обездвиженности и в целом улучшить

его функционально состояние. Оптимальным временем для проведения физкультминуток

считается за 2 часа до перерыва на обед. Элементарные физические упражнения помогают

разрядить организм, разогнать кровь и расслабится после рабочего дня. Рекомендуется

провести всего 10 минут вечером в упражнениях на растяжку. Такое времяпровождения

улучшает кровообращение, обмен веществ и способствует здоровому сну. Смотря на

способы занятий физической рекреацией, можно сделать вывод о том, что их объединяет

доступность и конечный результат – достижение такого физического состояния, при

котором обеспечивается нормальное функционирование организма.

Физическая рекреация имеет множество преимуществ перед другими компонентами

физической культуры. Во-первых, рекреация доступна людям любых возрастов - от

малышей до пожилых людей. Во-вторых, человек сам может выбирать время для занятий

и их продолжительность можно заниматься рекреацией в любое удобное для вас время

(начиная с утра и заканчивая поздним вечером), а длительность может варьироваться от 10

минут до нескольких часов. Это преимущество является главным, т.к. показывает, что вне

зависимости от занятости, любой человек способен поддерживать свой организм в

отличной форме при минимальных усилиях. В - третьих, занятия физической рекреацией

не имеют определенного место проведения, это показывает, что она не требует

экономических вложений для абонементов в дорогие спортивные комплексы (вы можете

заниматься дома, в зале, на площадке и т.п.). И последним, но не менее важным плюсом

является состав для занятий (возможны как индивидуальные, так и групповые занятия).

Но, не смотря на такой вариативный вид двигательной деятельности, рекреация все же

требует соблюдение культуры занятий, которая включает в себя самоконтроль,

медицинский контроль, умеренная нагрузка и отдых, соответствующий полу, возрасту и

физическому развитию. Ведь не зная возможностей своего организма, человек может

перенагрузить его и только ухудшить его функциональное состояние. Рекреационные

занятия дают полную свободу самовыражения личности в процессе двигательной

деятельности. Нерегламентированные, свободные занятия на природе дают радость

общения с ней, наслаждения. Формирования положительных эмоций в высшей степени

благотворно действуют на психику и интеллект человека .

Заключение. Рекреалогия – это раздел науки об отдыхе, восстановлении здоровья и

оздоровлении. Данная наука включает в себя процесс физического, культурного и

социального развития человека, с помощью которого он способен более универсально

адаптироваться к любым изменяющимся условиям (социальным, природным и т.д.). В

наше время потребность в физической рекреации увеличивается. Она помогает

удовлетворить потребности людей в движении и тем самым становится незаменимой в их

жизнедеятельности. Если человек не ведет активный образ жизни, а занятия физической

рекреацией сведены к минимуму, то в большинстве случаев такие люди более подвержены

различным заболеваниям (ожирение, ослабление иммунной системы, развитие сердечно

сосудистых заболеваний, остеопороз и т.д.). Поэтому если вы не хотите причинять

сильный ущерб своему организму, то необходимо поддерживать двигательную

деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физическая рекреация

является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности.

Физическая рекреация – это часть физической культуры, совокупность свободной,

нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на

обесᴨечение оптимального физического состояния человека, способствующего

нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Помимо

восстановления сил и своеобразного вида отдыха, физическая рекреация помогает

адаптационные возможности и улучшить эмоциональный настрой.

Безусловно, для достижения быстрого результата необходимо пересмотреть свой прежний

жизненный образ, поставить перед собой определенную цель.

Каждому человеку, решившему заниматься активным отдыхом, будет очень полезно

завести дневник, в котором он сможет отмечать динамику развития физических

способностей, эмоциональное и интеллектуальное состояние, самочувствие и т.д.

Список литературы

1. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин

//Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21

2. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.// Физическое воспитание студентов. 2011.

3. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е.

Рыжкин //Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 55-57.

4. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления

здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и

здоровье. 2004. № 1. С. 30-32.

5.Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной

польской семье / Тадеуш Станишевски // Педагогіка, психологія та медико-біологічні

проблеми фізичного виховання і спорту. 2006. №5. С.94-98.

Основные понятия теории и методики физической рекреации

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». Попытаемся проанализировать и сопоставить все основные точки зрения специалистов на рекреацию, как уникальный социокультурный и экономический феномен.

Сложность заключается в том, что:

1) не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике;

2) в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг понятий, связанных с рекреацией и сферой досуга.

3) в реальных условиях такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, досуг, свободное и рекреационное время не так – то просто различимы.

В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов ХIХ века в связи с введением нормированного рабочего дня, 2-го выходного дня и летних отпусков.

Рекреация понималась как восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. В последние годы наблюдается переход к новому видению рекреации.

Рекреация это:

1) расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

2) любая игра, развлечение, использованные для восстановления физических и умственных сил;

3) сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе (уик – энд);

4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

5) цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями (В.А. Квартальнов, 2000).

С понятием «рекреация» непосредственно связано понятие «отдых».

По мнению Т.В. Николаенко (1998) отдых (рекреация) – это любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.



В советской литературе понятия «рекреация» и «отдых» различались. Отдых – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на территории постоянного проживания.

Рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях.

Пытаясь разделить понятия «рекреация» и «отдых» ученые МГУ Н.С.Мироненко и И.Т.Твердохлебов (1981) определили рекреацию как совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне места их постоянного проживания.

Можно согласиться с такой трактовкой рекреации, если уточнить «специально организованных отношений». На наш взгляд, если человек самостоятельно организует рекреационную деятельность, то это уже «отдых», а не «рекреация».

Люди очень избирательны в характере своей деятельности в свободное время, так как имеют разные темперамент, ценности, интересы, уровень образования, профессию, материальные возможности. Это могут быть:

1) приобщение к миру искусства, творчество в сфере искусства;

2) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

3) общение по интересу и свободному выбору;

4) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

5) путешествия и экскурсии ради удовольствия;

6) занятия физической культурой и спортом;

7) любительские занятия, хобби.

Можно выделить следующие виды физической деятельности человека во время отдыха:

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, туризм, альпинизм, прогулки и т.д.);

2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.

Отдых – использование свободного времени с целью восстановления в основном на территории постоянного проживания, но не на удовлетворение насущных нужд.

Рекреация – использование свободного времени с оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно – развлекательной целями на специализированных территориях и педагогически организованное.

Основная задача рекреации - восстановление и развитие физических и психических сил человека, всестороннее развитие его духовного мира.

Физическая рекреация - вид физической культуры, которая представляет собой рекреативную деятельность: использование физических упражнений, а, также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры.

Признание физических упражнений в качестве главных средств физической рекреации в научных исследованиях общепринято. Такое утверждение справедливо, но требует уточнения. Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности протекает в естественных условиях природной среды, где средовые причины также могут выступать в качестве её средств. Во-вторых, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. На спортивных мероприятиях зрители являются только их созерцателями, соучастниками и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем находятся эмоциональные, оздоровительные, гедонистические и другие составляющие, дающие рекреационный эффект.

В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:

1. Удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности.

2. Потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения.

3. Переключение с одного на другой вид деятельности.

4. Активизация деятельности организма с помощью движения.

5. Профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей.

6. Восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.

Признаками, составляющими основное содержание физической рекреации, являются:

Основными средствами служат физические упражнения;

Занятия проводятся в свободное, либо специально выделенное время;

Включает культурно-ценностные аспекты;

Содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические составляющие;

Осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

Оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

Включает образовательно-воспитательные составляющие;

Носит в большей степени развлекательный (гедонистический) характер;

Характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

Осуществляется в большей степени в природных условиях;

Имеет определенную научно-методическую базу.

Согласно такому обилию признаков в физической рекреации выделяются различные её формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.

Из всех признаков рекреации главными, определяющими её сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Остальные же её признаки рассматриваются как производные, сопутствующие.

Основная мысль предлагаемой концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание рационального физического состояния, обеспечивающего обычное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной упор делается на биологическую сторону физической рекреации - воздействии на организм человека. Остальные же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной, деятельности и какие психические новообразования появляются у человека в итоге данной деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новейших личностных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства употребляются, и кто её организует (кадры).

М.Г. Бердус (2000) справедливо предполагает, что процессы восстановления, происходящие под воздействием физической рекреации (ФР), осуществляются в соответствии с закономерностями процессов адаптации и динамики работоспособности под воздействием организованных нагрузок, наиболее детально исследованных в теории спортивной тренировки. Поэтому основой формирования концепции являются теория адаптации и теория спортивной тренировки.

Физическую рекреацию Бердус М.Г. рассматривает очень широко и определяет как педагогически организованную двигательную активность, выступающую в форме действий или в форме деятельности, направленной на восстановление оперативно-, хронически- и патологически сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры, на основе закономерностей стресс- реакции и механизмов адаптации в целом. Иными словами ФР – это континуум средств восстановления в рамках отдыха, рекреации и реабилитации. Исходя из этого положения автор предлагает выделить три типа ФР: оперативная ФР – применяемая в рамках отдыха, т.е. на фоне оперативного утомления; кумулятивная ФР – применяемая в рамках рекреации, т.е. на фоне хронического утомления; компенсаторная ФР – применяемая в рамках реабилитации, т.е. на фоне патологических состояний. В такой интерпретации вопроса идет смешение понятий «рекреация», «физическая рекреация», «реабилитация».

Получается, что реабилитация – это составная часть физической рекреации. На наш взгляд, процесс реабилитации включает в себя средства физической рекреации наряду с другими (психологическими, фармакологическими и т.д.).

В то же время Бердус М.Г. определяет теорию физической рекреации как интегративную научную дисциплину о закономерностях педагогически организованного восстановления хронически сниженной работоспособности средствами физической культуры.

Так что же является объектом и предметом изучения данной дисциплины? На этот вопрос можно будет ответить, если будет точно определено понятие «физическая рекреация».

Мы предлагаем следующее понимание физической рекреации.

Физическая рекреация – это педагогически организованная двигательная деятельность, направленная на восстановление эпизодически и хронически сниженной физической и психической работоспособности человека с помощью физических упражнений, а также использования природных и гигиенических факторов.

Тогда объектом изучения дисциплины «Теория и методика физической рекреации» будет являться сфера рекреации, а предметом – закономерности, принципы и методы использования физических упражнений, природных и гигиенических факторов для восстановления эпизодически и хронически сниженной физической и психической работоспособности человека.

Цель дисциплины – сформировать основы знаний по физической рекреации как совокупности всех форм двигательной активности для отдыха и восстановления физической и психической работоспособности – будет реализовываться при решении следующих задач:

1) изучение рекреационных потребностей населения в сфере физической культуры;

2) разработка научных основ физической рекреации (понятийного аппарата, структуры и целей, определение закономерностей и принципов, наиболее эффективных средств и методов занятий, обоснование концепции нагрузок и т.д.);

3) изучение возможностей применения средств физической культуры и природных факторов с рекреационными целями.

Сегодня в теории и методике физической культуры формируется новый раздел знаний, изучающий вопросы физической рекреации.

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США дали несколько специфичное определение рекреации: рекреация – это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени.

В связи с этим в научный оборот необходимо ввести еще одно важное понятие – свободное время. Одно из важнейших свойств времени – это его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время (24 часа) = рабочее время (8 часов) + внерабочее время (16 часов).

Внерабочее время состоит из времени:

1) для удовлетворения насущных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

2) для домашнего труда и бытовых потребностей;

3) свободное время: а) досуг или время для отдыха;

б) время для более возвышенной деятельности (культурные занятия, чтение литературы).

Таким образом, свободное время (по Т.В. Николаенко, 1998) - часть внерабочего времени, несвязанная с удовлетворением естественных потребностей и с использованием деятельности нетрудового характера (например, перемещение в пространстве).

Свободное время – это время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно (В.А. Квартальный, И.В. Зорин, 2000).

Количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает.

Рекреационное время – 1) время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека); 2) часть социального времени личности, группы, общества, специально организованное для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Рекреационное время имеет определенную структуру:

1) инклюзивное время (в течении рабочего дня используется для простого компенсаторного восстановления сил); 3%

2) ежедневное время (после работы используется для компенсаторно – расширенного восстановления); 40%

3) уик-энд (в конце рабочей недели используется для расширенно- компенсаторного восстановления); 35%

4) отпускное (расширенное восстановление); 7%

5) пенсионное 15% (рис.1).

Рис. 1. Структура рекреационного времени

Согласно структуре рекреационного времени выделяют соответствующие типы рекреации:

1. инклюзивная – рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;

2. ежедневная – постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя гимнастика, спортивные игры, купание, чтение;

3. еженедельная – рекреационная деятельность в конце рабочей недели (поездки за город, на дачу и т.д.);

4. отпускная - рекреационная деятельность в конце рабочего года;

5. компенсаторная - рекреационная деятельность, компенсирующая затраты жизненных сил человека;

6. расширенная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека с определенным запасом.

функции физической рекреации

Цель и задачи физической рекреации

Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из крите­риев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации - укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

1. Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5-15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом - смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник - в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины - быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.

4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

5. Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни - «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи - выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них - гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.В последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер - дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды - одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

ДГИФКиС

Кафедра ТМФВ

Реферат

по дисциплине: «Введение в специальность»

на тему: « Основные функции и особенности деятельности специалистов по физической рекреации »

Выполнила: студентка гр.

Пинчук С. И.

Проверил:

Днепропетровск 2010

1. Понятие о рекреации.

2. Классификация рекреационной деятельности.

3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту.

4. Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту.

5. Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.

6. Рекреационные потребности.

7. Заключение.

8.

1. Понятие о рекреации.

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Основными признаками рекреации, определяющими ее сущность, являются следующие: она осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе.

Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.

Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.

Рекреация – это:

Расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

Любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

Наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

Перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

Цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

2. Классификация рекреационной деятельности.

В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д.

По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны соответствовать медико-биологическим нормам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых . Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.

Маршрутный туризм может быть спортивным, может оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом . По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д. Различен и радиус его действий: местный, региональный, государственный.

Большое развитие получил водный туризм , как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма . Особенно широкое распространение получают фото и кино-охота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой.

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.

Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени непосредственно связано с жилищем и городской средой. Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Соответственно выделяют рекреацию внутри населенного пункта; местную еженедельную (пригородную – уик-энд); ежегодную региональную, государственную или международную.

По характеру организации рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых).

По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм. Большое значение имеет такой показатель как плотность социальных контактов , выражаемая числом рекреантов на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть названо центробежностью , а к максимальным контактам – центростремительностью.

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. Это довольно условное деление. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком-то курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Происходит развитие рекреационного хозяйства вширь наряду с одновременным углублением территориального разделения труда в рекреационной отрасли.

Многие виды рекреации имеют сезонный характер . Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы). Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность еще зависит от стереотипов людей. Отпуска предприятия дают в основном летом, каникулы в образовательных учреждениях тоже летом, люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания, но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).

По правовому статусу туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом , а приезд иностранцев – активным туризмом.

По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более 3 суток, то его относят к краткосрочному туризму, а более 3 суток – к длительному.

3. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту.

На основе анализа исследований структурных элементов профессиональной компетентности педагога (отражены в работах С.Г. Вершловского, Ю.В. Варданяна, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Т.А. Каплуновича, К.М. Левитана, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной) В.Н. Введенский выделяет компоненты ключевых (базовых) компетентностей (компетенций) для педагога. Это:

· - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи,

· - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,

· - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия,

· - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),

· - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.

4.Структура профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту .

Структура и содержание компетенций управленческой деятельности были определены на основании анализа и обобщения мнений таких ученых, как М.Н. Арцев (компетенции управленческой деятельности), В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов, И.И. Переверзин, Э.П. Теплов (содержание когнитивно-операциональной сферы спортивного менеджера) и др., в соответствии с содержанием общих и специальных функций спортивного менеджера и принципов управления.

Компетенции

Общепрофессиональные компетенции

Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах на уровне, соответствующем требованиям высшего образования.

Знание основных философских категорий и концепций,

Знание концептуального аппарата и основных методов социологии,

Понимание условий и особенностей формирования культуры, инкультурации и социализации личности,

Понимание взаимосвязей между отдельными областями научного знания, способность обсуждать научные проблемы из междисциплинарной области

Знание основных тенденций и концепций современного естествознания,

Знание теоретических основ и методов математики, теории вероятности, математической статистики, основ естественных наук (физика, химия и др.),

Знание основ экономики и менеджмента, основ экономического поведения и управления социальными системами,

Знание основ государства и права, правового поведения,

Умение логично и последовательно представлять освоенное знание,

Умение использовать современные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации, способность самостоятельно расширять кругозор,

Способность интерпретировать теоретические знания, экстраполировать их в профессиональную сферу.

Исследовательские - связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности

Знание концептуального аппарата и основных познавательных подходов и методов современней науки,

Понимание сущности научно-исследовательской деятельности и области применения ее результатов,

Знание методологии научного исследования, эвристических методов решения познавательных задач, форм представления научно-исследовательских результатов,

Владение приемами информационно-описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий),

Умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения,

Способность анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности,

Умения работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, знаково оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику; успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность,

Способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, организации собственной работы, реализации и корректировке плана,

Знание особенностей и методологии исследовательской деятельности в области образования, физической культуры и спорта,

Умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, умение оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности.

Специальные компетенции

Рекреационные

Диагностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности и т.п.

Знания в области: информационных технологий, технологий саморазвития, тенденций развития общества, различных областей научного знания (рекреалогии, педагогики, психологии, физиологии, медицины, социологии и т.д.), физической культуры и спорта;

Умения: использовать информационные технологии для саморазвития и повышения эффективности собственной физкультурно-рекреационной деятельности, формулировать проблемы и искать новые теоретические способы их решения.

Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху, организация взаимодействия между различными ФК-С организациями.

Знания и умения в области:

Психологии межличностных отношений,

Мотивации деятельности (в том числе, физкультурно-спортивной) и поведения,

Психолого-педагогических методов создания благоприятного микроклимата,

Педагогических методов мотивирующего воздействия, педагогики сотрудничества,

Педагогики и психологии физической культуры и спорта.

Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацией активного отдыха разных групп населения, организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов решения задач.

Знания и умения в области целеполагания и целепостроения (в т.ч., педагогических), текущего, оперативного и стратегического планирования (в т.ч., педагогического),

Знания в области теории принятия управленческих решений, основ воспитательной деятельности, рекреалогии,

Умение актуализировать знания из смежных научных дисциплин, подбирать оптимальные средства и методы решения задач на основе всестороннего анализа их позитивного и негативного влияния на участников активного отдыха.

Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха.

Знания в области: основ рекреалогии и теории физической рекреации, теории и методики ФК и С, влияния активного отдыха на состояние функциональных систем организма, социологии, психологии, маркетинга,

Умения: по организации и проведению анкетирования, психологического тестирования, педагогического наблюдения и социологического опроса; по выбору и комбинированию форм и видов физкультурно-рекреационной деятельности, способов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха

Организаторские: непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов

Знания в области менеджмента (в т.ч., педагогического менеджмента),

По включению населения в физкультурно-рекреационную деятельность,

По пропаганде ЗОЖ и активного отдыха среди населения,

По организации совместной физкультурно-рекреационной деятельности, организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий,

По определению основных потребителей физкультурно-рекреационных услуг и их типологии,

По выявлению физкультурно-рекреационных предпочтений населения

Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта). Для эффективного осуществления физкультурно-рекреационной деятельности специалист по физической культуре и спорту должен уметь решать следующие задачи:

· 1. Организация физкультурно-рекреационной деятельности (создание соответствующих организационных структур, фирм по производству физкультурно-рекреационных услуг).

· 2. Управление физкультурно-рекреационной деятельностью (организовывание, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).

· 3. Предоставление физкультурно-рекреационных услуг (в качестве инструктора по виду спорта, организатора массовых физкультурно-спортивных мероприятий и туристических слетов и т.п.).

· 4. Пропаганда различных форм физической рекреации (рекламная деятельность в области досуга населения).

Для решения первой задачи специалисты должны обладать знаниями и умениями в области экономики и юриспруденции; вторая задача предполагает управленческую подготовку, то есть компетентность в области менеджмента; для решения третьей задачи необходимо овладение знаниями, умениями, навыками и опытом из области собственно теории и методики физической культуры и спорта, теории и методики спортивной тренировки, педагогики физической культуры и спорта; четвертая задача носит характер маркетинговой деятельности и требует соответствующей подготовки.

6. Рекреационные потребности.

Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.

Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:

· -восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);

· -развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

· -формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.

Пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности определяют общественные , групповые и индивидуальные рекреационные потребности. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей отражается на территориальных формах организации рекреационной деятельности.

Рекреационные потребности проявляются

на трех уровнях организации людей: общество – группа – индивид.

· Общественные рекреационные потребности являются ведущими. Их можно определить, прежде всего, как потребности общества в восстановлении физических и психических сил, а также всестороннем развитии всех его членов.

· Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных и возрастных групп населения.

· Индивидуальные рекреационные потребности включают в себя множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности в смене привычной обстановки, в восстановлении здоровья, в снятии утомления, в познании окружающего мира, в преодолении препятствий, удовлетворении эстетических потребностей, в духовном обогащении, бегстве от повседневности и т. д.

Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями. При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.

Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в экономическом, медико-биологическом, демографическом, социологическом, социально-психологическом и природоведческом аспектах. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Социально-экономические факторы : уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.

2. Демографические факторы : урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.

3. Социально-психологические факторы : коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.

4. Медико-биологические факторы : состояние здоровья населения.

5. Природные факторы : природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам.

Один из важнейших вопросов экономической оценки рекреационных потребностей – определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Экономическая оценка рекреационных потребностей опосредует другие аспекты оценок – медико-биологический, социологический и социально-психологический.

Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).

Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы и т. д. Социологические и социально-психологические исследования рекреационных потребностей направлены на изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.


7.Заключение

Благополучие и процветание общества в определяющей степени зависит от профессионализма самых разных специалистов, поскольку эффективность их труда обеспечивает прогрессивное развитие профессиональной сферы (содержания, средств деятельности, трудовых операций и т.д.), повышение качества результатов деятельности и т.д.

Ясно, что профессионалом можно стать только в процессе профессиональной деятельности, с обретением профессионального опыта. Чтобы этот опыт сформировался, изначально необходимо найти работу, наиболее соответствующую стремлениям и способностям и, далее, оставаться в своей профессиональной сфере (в наиболее широком смысле), строя горизонтальную либо вертикальную карьеру, расширяя сферу своей деятельности и т.п. Можно сказать, что повышение профессионализма пропорционально опыту профессиональной деятельности; чтобы накопить профессиональный опыт, субъект специалист должен быть востребован на рынке труда.

Востребованность специалиста - наличие спроса на его труд - наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности работника, ее зримый результат. Таким образом, важнейшим условием, обеспечивающим возможность становления профессионализма специалистов, является их конкурентоспособность.

Поскольку важнейшим качеством, обусловливающим конкурентоспособность работника, является его компетентность, то формирование социальной и профессиональной компетентности у будущих специалистов - наиболее актуальная задача современной высшей школы.


8. Список использованной литературы.

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития: учебное пособие // Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1994. 246 с.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1988.

3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.

4. Жолдак В.И., Квартальнов В.А Менеджмент спорта и туризма // – М.: Советский спорт, 2001. 416 с.

5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справ. //– М.: Финансы и статистика, 2000. – 368 с.

6. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие // – М.: СпортАкадемПресс, 2002.

  1. 1. Физическая рекреация- это двигательный активный отдых и развлечения с использованиемфизических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных силприроды, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие инастроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Физическаярекреация является неотъемлемым элементом жизни современного человека. Главная цельфизической рекреации – укрепление физического и психического здоровья, создание базы дляплодотворного умственного и физического труда. Многим видам физической рекреациисопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего сразличными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональностьявляется большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся какстихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.Выделяют разные формы и виды рекреации: рекреационная физическая культура, рекреативнаяфиз. культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация,физкультурно- рекреационная рекреация и т.д.Тренировки и соревнования в физической рекреации- это процесс в более упрощенныхусловиях, без особых правил и борьбы, направлен на отдых, оздоровление, как источник радости,веселия, удовольствия.Активный отдых - способ проведения свободного времени, в процессе которого отдыхающийзанимается активными видами деятельности, требующими активной физическойработы организма, работы мышц, всего тела. Активный отдых чаще всего предполагаетнепрофессиональное занятие какими-нибудь видами спорта. Эта задача может решаться какпотребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5-15 мин в процессе труда(физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относитсяи к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятийбудет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могутпродолжаться несколько часов. Виды активного отдыха: Спортивный туризм (альпинизм,скалолазание), велосипедные прогулки, лыжные прогулки, горные лыжи, теннис, катание нароликах, бег труссой, конные пргулки, рыбалка, охота, скейтбординг, прыжки с парашюта,спелеотуризм, каякинг, пейнтбол.Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выраженароль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия,мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами направленнымина преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшиегруппы участников, так и целые спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большееколичество играющих. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры в таких играх каждыйможет намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а пожеланию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманныхдействий. Игры, подводящие к спортивной деятельности - это систематически организуемыеподвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешномуовладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическимидействиями в отдельных видах спорта. Подвижные игры являются одним из вспомогательныхсредств в занятиях спортом. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различныханализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головногомозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,
  2. 2. увеличения подвижности нервных процессов. Двигательные действия в подвижных играх оченьразнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими,ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости,быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки свнезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания надальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия,требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессеспециальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различныхкомбинациях и сочетаниях. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка,воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения.В рекреационной части находится множество развлечений, гарантирующих безопасный издоровый отдых не только для взрослых и пожилых, но также для молодежи и малышей. Бассейн,а также много аксессуаров для игр и развлечений для всей семьи.
Поделиться: