Общие понятия и структура шаолиньского нэйгун. Шаолиньские методы растяжки Тренировка монахов шаолиня вверх ногами

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

В центральном Китае на горе Суншань стоит буддийский монастырь Шаолинь, окутанный многочисленными легендами и мифами. Храм был основан индийским монахом Бхадра в 495 году. В начале VI века патриарх чань-буддизма Бодхидхарма передал послушникам свои знания о медитации, тайные методы религиозных практик, а также ряд приемов, направленных на поддержание физического здоровья. Как центр боевых искусств монастырь прославился в VII веке, когда монахи Шаолинь помогли удержаться на престоле Ли Шиминю.

Секретные техники

В XII веке монах Цзюэюань отправился искать настоящих мастеров боевых искусств. После продолжительных странствий он познакомился с тремя воинами, которые поддержали его стремления изучить секретные знания. Будущие монахи Шаолинь перерабатывали уже имеющиеся техники, внося свои изменения. Например, «18 рук архатов» переродился в комплекс «72 руки», который был дополнен 170 приемами. Один из четверых мастеров Бай Юнфэн создал систему «кулак пяти составляющих». Данная техника соотносилась с движениями пяти животных - леопарда, дракона, тигра, журавля и змеи.

Храм Шаолинь сейчас

Благодаря СМИ и развитому туризму популярность монастыря достигла огромных высот. Государственные деятели Китая вложили большие средства в благоустройство региона и формирование индустрии туризма. В расчете на привлечение иностранцев, вокруг Шаолиня был построен ряд коммерческих школ боевого искусства.

В 1994 г. в США был основан шаолиньский храм. В нем широкому кругу желающих преподается философия чань-буддизма посредством освоения медитативных техник и боевых искусств кунг-фу, цигун, тайцзицюань.

В 2006 году в России открылась школа цигун и кунг-фу (основатель - воин-монах Ши Янбин). Здесь могут обучаться основам боевых искусств и дыхательной гимнастике как взрослые, так и дети.

Утро в храме

Монахи монастыря Шаолинь просыпаются в пять утра. После подъема все ученики и мастера собираются у главного храма во дворе. Здесь два часа они предаются медитации. Это обязательное правило, которое соблюдают все послушники, независимо от возраста и погодных условий. В помещениях могут медитировать только настоятель и старейшины совета. Рядом с монахами стоят надзиратели, которые будят ударами палок тех, кто начинает засыпать. Послушники должны поблагодарить за бдительность, тем самым прививается уважение к старшим.

После медитации монахи переходят к гимнастическим упражнениям, направленным на развитие гибкости тела. Нагрузки тяжелые, неподготовленный человек с ними не сможет справиться. Тренировки монахов Шаолинь начинаются с самого детства. К гимнастике добавляются дыхательные упражнения. По окончании первых занятий проводятся водные процедуры и массаж. Обливание осуществляется холодной водой из горных рек. Массаж проводится по специальным методикам с использованием мазей.

Далее монахи идут на легкий завтрак, а затем приступают к изучению канонов. Воины, размещаясь в главном храме, слушают лекции о жизненном пути, религии, просветлении, знакомятся с текстами священных книг. Также в это время проводится обучение основам права, медицины, красноречия, философии. В заключение настоятель распределяет обязанности между новичками.

Тренировки монахов Шаолинь

После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.

После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.

Основы питания

После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательными добавками к блюдам являются лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка - образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.

После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.

Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Выступления и бои монахов Шаолиня

Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.

Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.

Заповеди мастеров

Составленные некогда Цзюэюанем правила жизни для воинов соблюдают до сих пор все монахи Шаолиня. Возможности человека, посвятившего себя развитию и совершенствованию в этом монастыре, запредельны. Какие же это заповеди? Перечислим некоторые из них:

Секреты долголетия, которыми обладают мастера, основаны на соблюдении данных заповедей. Существуют еще внутренние запреты храма. Например, нужно избегать нерадивости и лени, зависти и гнева и обязательно пройти все ступени обучения.

Как стать истинным монахом Шаолиня?

Воины монастыря рассказывали об огромной работе над совершенствованием своего тела и разума. Нужно доказать мастерам, что у ученика светлая душа и выносливое тело. Послушника никто не торопит в усвоении знаний и навыков, наставник будет ждать, сколько потребуется. Когда начинающий воин будет готов, мастер ему сообщит и отправит на экзамен.

Истинными монахами Шаолиня заведомо являются основатели монастыря и учений в нем. Так, первый патриарх Бодхидхарма после себя оставил два труда: «Канон об очищении костного мозга» и «Канон об изменении мышц», а также боевой стиль «Кулак архатов раннего неба». Мастер Цзэ Хунбэй, живший во времена династии Тан, внес в ушу «обманный стиль». Наставник Фу Ю разработал искусство коротких ударов на ближних дистанциях. Бай Юйфэн вместе с монахом Цзяо Юанем создал новый стиль, который включал приемы школ Леопарда, Тигра, Змеи, Журавля и Дракона.

При династии Цин жил известный мастер Чжэнь Цзюнь. Монах в совершенстве владел «искусством легкости». Он без труда запрыгивал на крыши домов и перелетал со скалы на скалу. «Живой легендой» был Хай Дэн, который родился в провинции Сычуань. Во время занятий он достиг совершенства в управлении внутренней энергией и мог, например, заставить забурлить в тазу воду. Мастер принимал участие в написании книг и пособий по боевым искусствам, был известен как знаток нетрадиционной медицины. Хай Дэн был способен исполнить сто комплексов Шаолиня, владел 18 видами оружия, а в возрасте 75 лет мог стоять на двух пальцах в течение часа. Несмотря на небольшой рост, сила его удара достигала 500 килограмм. Имена монахов Шаолиня, оставивших неизгладимый след в истории монастыря, достойны того, чтобы их помнили. Все мастера отличались преданностью своему делу и верой в боевое искусство.

Секреты и мифы о жизни воинов Шаолиня

Сущность невероятных способностей мастеров заключена в использовании энергии Ци. Ее применение, например, помогает контролировать болевые ощущения. Неотъемлемой частью в освоении чань-буддизма является полное развитие пяти чувств ученика, а также улучшение его мышления, памяти и интуиции. Конечная цель боевого искусства - постижение себя и слияние с Абсолютом. Обретение душевного равновесия дарует ученику способность быть непоколебимым в любых ситуациях. Длительные медитации и развитие мудрости способствуют приобретению уникальных способностей, например таких, как ясновидение.

Второй из распространенных 10 мифов о монахах Шаолиня - это заимствование основных черт у индийских животных в некоторых видах боевых техник. По словам историков, все приемы формировались внутри группы воинов, которая изначально исполняла роль частной армии. Существует легенда о том, что тринадцать мастеров Шаолиня победили стотысячную армию солдат, чтобы спасти императора Тан Тэйзонг. Однако сведения были несколько искажены. Монахи действительно сыграли важную роль в исходе битвы, но появились они только в решающем сражении.

Воинов наделяли сверхъестественными способностями. Например, существует сказание о битве с японскими пиратами, когда трое монахов закопали себя при помощи тростника и уползли под землей, тем самым сохранив себе жизнь.

Финальные испытания в монастыре тоже обросли множеством легенд. Так, до сих пор не доказано существование учебного лабиринта-ловушки с деревянными манекенами.

Уход из монастыря, по преданиям, тоже был нелегким. Желающему покинуть стены обители нужно было объединиться с тремя монахами и сразиться против 18 воинов. В случае победы монастырь лишался сильнейших бойцов.

До сих пор существует легенда о поваре храма, который тайно развивал в себе физические и духовные умения. Звали его Цзи Нау Лоу. Он смог обратить в бегство группировку "Красные тюрбаны", напавшую на монастырь.

Почитаемый в храме Шаолинь Бог Вапрапни тоже окутан мифами. Так, он заставил съесть запретный кусок мяса монаха Шенгчоу, над которым в монастыре издевались. В награду за содеянное воин получил силу и возможность расправиться с обидчиками. Такая легенда противоречит заповедям монастыря.

Многие бойцы и обычные люди хотели обучиться боевому искусству Шаолиня. Так, один из мифов повествует об индийском принце Бодхидхарма, осуществившем свою мечту путем заточения себя в пещере, где он медитировал девять лет. Настоятели монастыря были впечатлены и предоставили ему отдельную комнату.

Но этим сказание не ограничивается. Существует продолжение легенды о принце. Так, рассказывают, что на седьмом году заточения Бодхидхарма уснул. Чтобы больше этого не повторилось, он обрезал веки. Упав на землю, они превратились в чайные кусты.

В сети можно найти видео, в котором буддийский монах пробивает броском иглы шарик, находящийся за стеклом. Однако и это чудо оказалось не более чем мифом. Его удалось развенчать команде "Разрушителей легенд".

Еще много невероятных историй рассказывают о знаменитом месте - храме Шаолинь. Это только поддерживает интерес к жизни в монастыре и привлекает все больше туристов в Китай.

Что мы желаем своим близким и друзьям в первую очередь? О чем думаем, как о самой важной части нашей жизни?

Наверное, вы уже догадались, что правильный ответ - это здоровье. Но как много людей делают хоть что-то для своего здоровья, кроме пустой болтовни? Если вы решили заняться своим здоровьем, то самое время начать делать это прямо сейчас.

Мы перевели для вас статью великого мастера боевых искусств и монаха Шаолиня Шифу Ян Лей. В ней он дает несколько полезных советов для людей, которые хотят оставаться здоровыми и молодыми как можно дольше.


Некоторые из этих советов тяжело применить к нашей жизни. К примеру, занятия кунг-фу во многих странах уже давно превратились в подобие боевых искусств, а об энергии лунг слышал, в лучшем случае, один человек из тысячи.

Тем не менее, многие советы актуальны и действительно могут помочь в достижении здоровья и равновесия нашей жизни. Согласны?

И сегодня представляю вам ролик с шаолинскими методами растяжки.

При работе над гибкостью следует соблюдать 3 основных принципа:

1) Постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки и амплитуды движения в суставе.
2) Регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений на гибкость не меньше 30 минут в течении тренировки.
3) Комплексный подход к развитию гибкости. Под этим подразумевается равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок.
Некоторые упражнения можно выполнять медленно, мысленно мягко направляя дыхание в растягиваемый участок. Упражнения на растяжку, можно считать одним из видов дыхательной медитации.

Разминка в стиле кунг фу
Разминку проводит Усэн Суньшанского Шаолиньского монастыря, монах 34-го поколения, Мастер Ши Янбин. Этот фильм поможет Вам разнообразить и сделать интересным любое занятие спортом, так как содержит уникальные разминочные техники шаолиньских монахов. В фильме представлены:
1. Разминочные упражнения
2. Силовые упражнения
3. Упражнения на координацию движений

Фильм также включает в себя изучение основных стоек и ударов шаолиньского кунфу, что поможет всем желающим сделать свои первые шаги в изучении боевых искусств.


Помните! Что человек, который более гибок, нежели его соперник, обладает неоспоримым физиологическим и психологическим преимуществом.

1. Наклоны стоя с широко поставленными ногами. Сначала следует выполнять наклоны вперед, потом повернувшись, прижаться к ноге и тянуться к стопе, сделать десять плавных качков и зафиксироваться, прижимаясь к ноге на десять секунд. Спину держите максимально прямой. Проделайте все то же самое на другую ногу.
2. Наклоны из положения стоя, ноги вместе. Техника выполнения аналогична предыдущему упражнению. Стараться как можно ниже наклониться и прижаться к коленям, сохраняя ноги и спину прямыми.

(Зафиксировать положение на 10 секунд и повторить)

3. Наклоны вперед к стопе одной ноги из положения стоя. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена, ставится спереди на пятку. Двумя руками с усилием тянуть носок на себя. Стараться в наклоне достать лбом, носом или подбородком до носка. Для этого необходимо сохранять спину выпрямленной и втягивать бедро отставленной ноги в себя.
4. Наклоны в сторону к стопе одной ноги из положения стоя. Аналогичное упражнение предыдущему, только наклон идет в бок. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена и отставлена в сторону. В боковом наклоне стремиться достать головой до носка.

(Делать по десять наклонов на каждую ногу)

5. Впередистоящая нога согнута, вся стопа прижата к земле. Нога, стоящая сзади, выпрямлена и опирается на пятку. Нужно делать пружинящие покачивания, одновременно надавливая на таз следя за тем, чтобы выпрямленная нога не сгибалась. Стараться опустить таз как можно ниже.
6. В положении сидя, держать спину ровно (плавно на выдохе) тянуть стопу ноги на себя, пытаясь коснуться лбом кончика носка стопы. Выполнить упражнение десять раз не забывая про дыхание, и поменять ногу.
7. Наклоны в положении сидя. Обхватить руками стопы и наплавном выдохе, тянуться к ним, при этом стараться держать спину прямой.

(После десяти повторов зафиксировать положение на 10 секунд)

Следующие 4 упражнения, конечно, для продвинутых адептов шаолиньского искусства:о). Однако, к этому нужно стремиться - нет предела совершенству!

8. Продольный шпагат. Ноги выпрямлены, одна находится спереди, другая сзади. Таз развернут перпендикулярно линии ног. Удерживайте растяжку в течении 1 минуты и больше. После разверните корпус в другую сторону.

(Не вставая, плавно переходите в поперечный шпагат)

9. Наклоны вперед в продольном шпагате. Спина должна быть выпрямлена. Стремиться лбом, носом, подбородком достать до носка стопы.

В конце концов, можно сделать и полушпагат для начала:о)

10. Прогибы назад, в продольном шпагате. Старайтесь, плавно покачиваясь прогибать спину.
11. Поперечный шпагат. Для разработки поперечного шпагата следует поставить ноги широко, руками опереться о пол, плавно покачиваясь вверх-вниз, постепенно разводить ноги все шире. Зафиксируйтесь в предельной глубине шпагата на 1-3 минуты.

(В завершении упражнения, помассируйте ноги и слегка попрыгайте)

12. Наклоны вперед к поднятой ноге. Опорная нога выпрямлена, носок направлен вперед. Поднятая нога лежит на опоре, на уровне пояса. Обеими руками возьмитесь за носок, втяните бедро и продавливайте колено. Наклоняясь, стремитесь достать лбом, носом или подбородком до носка стопы.
13. Наклоны в сторону к поднятой ноге. Упражнение похоже на предыдущее, но наклоняться следует боком. Носок опорной ноги развернут в сторону. Наклоняясь к ноге держите спину ровно, после десяти повторов зафиксируйтесь, прижимаясь к ноге.
14. Махи прямой ногой назад (удар хой ти туй). Возьмитесь руками за опору на уровне пояса, спина чуть прогнута. Выпрямленной ногой выполняйте махи назад с максимальной амплитудой. Не допускать поворота корпуса в сторону маховой ноги.

Особенности шаолиньского нэйгун

Нэйгун 内功 - одна из самых важнейших частей практики шаолиньского искусства. Обычно следует различать нэйгун и цигун , хотя они тесно связанны между собой. Нэйгун - это весь сложнейший и многообразный комплекс практик, которые так или иначе перестраивают и совершенствуют внутреннюю природу или внутреннюю составляющую человека. Цигун (气功)рассматривается как часть нэйгун и направлено только на совершенствовании циркуляции энергии ци в организме. Цигун - относительно современное слово и в традиции оно практически не использовалось, хотя существовали его аналоги, например, древние упражнения “туна” - дословно “вдыхать и выдыхать”.

Существуют разные трактовки шаолиньского нэйгун. Первая - расширенная трактовка: под нэйгун подразумеваются вообще все виды практики, ведущие к развитию энергии-ци и развитию духа-шэнь. В этом случае в нэйгун включаются все виды дыхательных и дыхательно-медитативных упражнений, углублённой медитации, а также способы регулирования распорядка дня, питания и даже способов мышления. Узкая трактовка говорит о нэйгун как о способах концентрации сознания, базирующихся на строго определённых упражнениях. Направление Чжэнцзун Шаолиньцюань 正宗 少林拳 (которое преподается в рамках ФШБИ) стоит ближе к узкой трактовке нэйгун . Это значит, что нэйгун представляет собой четко определенную систему упражнений и способов концентрации сознания

Основы шаолиньского нэйгун, помимо устной традиции, изложены в нескольких трактатах из шаолиньского архива, прежде всего “Утонченный смысл шаолиньского кулачного искусства” (Шаолинь цюаньшу цзинъи 少林拳术精义), “Записи Шаолиньского кулачного искусства” (Шаолиньцюань пу 少林拳谱), “Тайные речения о Шаолиньском кулачном искусстве” (Шаолинь цюаньшу мицзюэ 少林拳术秘诀)

Следует учитывать, что в шаолиньский цигун входят не только те упражнения и комплексы, которые родились внутри шаолиньского монастыря или вообще, в буддийской традиции, но и те, которые пришли “извне”, например, бадуаньцзин , или представляют собой смесь даосской и буддийской традиции, например, ицзиньцзин .

Важнейшие комплексы шаолиньского нэйгун

За всю историю Шаолиньской традиции сформировалось несколько десятков комплексов нэйгун , которые включают от 2-3 до нескольких десятков форм. Все вместе они никогда не изучаются, в этом нет никакого смысла. Обычно последователи сосредотачиваются на одном-двух комплексах, которых вполне достаточно для развития всех необходимых внутренних изменений.

  • Утром, после пробуждения, не открывая глаз, протрите их большими пальцами, несильно нажимая на глазные яблоки 14 раз.
  • Все еще с закрытыми глазами сделайте в обоих направлениях 7 вращений галзными яблоками.
  • Затем несколько раз плотно сожмите веки и полностью раскройте глаза.

Далее нажмите большими пальцами на внутренний край надбровной дуги — 72 раза, немного вращая, вдавливайте подушечки пальцев. Упражнение должно сопровождаться слабой болью. Теперь массируйте ладонями ушные раковины, делая 36 круговых движений.

После этого пальцами обеих рук проведите 72 раза, нажимая на череп ото лба до затылка. Сделайте насколько круговых движений языком, скользящим по верхнему небу, и проглотите слюну.

  • Hаходясь в темной комнате сядьте напротив свечи, на расстоянии примерно 1м., успокойтесь.
  • Чуть прикрыв глаза, смотрите на огонь 15 — 20 минут, закройте их, отдохните.
  • Повторите упражнение.

Старайтесь сосредотачиваться на источнике света, не давая ему расплываться. Постепенно удаляйте свечу о себя.

Шаолиньские монахи тренировали «чистоту взгляда» по 4 часа в день, что позволяло им видеть мельчайшие подробности удаленных предметов, и моментально реагировать на движения соперника.

«Сила удара должна исходить от всего тела» — гласит шаолиньское наставление, начинающим обычно трудно соединить в одном движении импульс всего тела.

  • Выберите камень (примерно 40 кг.) и положите его на стол, упритесь в камень ладонями и приймите стойку «гунбу».
  • Толкайте камень от себя, постепенно подключайте все тело.

Шаолиньские монахи считали начальным уровнем мастерства умение правильно толкать камень весом 150 кг.

Шаолиньцюань: удары пальцами и ладонями

Сложите кисть, показано на рисунке — это называется «золотая игла». Упритесь пальцем в жесткую поверхность — дерево, стену, стол,и не отрываясь надавливайте. Постепенно увеличивайте нагрузку.

Ежедневно выполняйте упражнение 2 раза по 2-10 минут. После занятий желательно втереть питательный крем.

Эффективное жесткое упражнение для укрепления предплечий. Скрестите руки так, как показано, чтобы они соприкасались внешними поверхностями. Hачните постукивать друго о друга по всей длине, не доводя до болезненных ощущений.

Аналогично постукивайте запястья. тыльные и фронтальные стороны кулаков, ладони.

Шаолиньцюань: искусство легких шагов

  • Hайдите возвышенность высотой примерно 30 -100 см.
  • Запрыгивайте на нее, постепенно усложняя прыжки: боком, спиной, с разворотом.
  • Длительность упражнение по усмотрению, но не реже 2 раз в день.

Hарисуйте 5 кругов диаметром примерно — 10 см., четыре из них должны образовать вершины квадрата, пятый — посередине. Расстояние между ближайшими — 60 — 80 см. Передвигайтесь то по периметру, то по диагонали «квадрата».

Обретя уверенность, начните наносить удары. Старайтесь не смотреть вниз. Когда у вас будет получаться, выполняйте упражнений на высоте, например: на табуретках, на кирпичами и т.п.

  • Стойте в стойке «мабу» три раза в день по 5 минут, а лучше по десять.
  • Концентрируйтесь на точке «дань — тянь», дыхание глубокое.

После нескольких месяцев занятий, когда вы сможете стоять 10 минут свободно, положите на бедра груз весом 10 — 15 кг. Каждые три месяца прибавляйте по 5 кг.

Хроники утверждают, что шаолиньские мастера стояли с большим шрузом на бедрах и с 50 килограммовой плитой на голове, читая сутры.

Это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз, еще данное упражнение называется «будда на руке вниз головой».

Упражнение выполняется следующим образом: нужно встать лицом к дереву, столбу или стене на расстоянии 30 см, предварительно язык поднимается к небу. После этого обе руки помещаются ладонями на землю, а ноги отрываются от земли и поднимаются вертикально вверх, так что опираются на стенку или столб, или дерево. В этом положении следует находиться в течение пяти минут, после чего ноги плавно возвращаются в первоначальное положение.

Это упражнение нужно повторять много раз. Hаилучшее время для практики это рассвет. Вначале упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела.

Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется алмазный кулак.

Поделиться: