Джит кун до - путь опережающего кулака. Истоки джит кун до брюса ли В Джит Кун-До Брюс Ли включил наиболее эффективные приемы различных направлений единоборств, таких как Вин Чун, Тайцзицюань, Джиу-джитсу, Тхэквондо, Муай Тай, английский бокс, а также фил

Стиль восточных боевых искусств Джит Кун был создан Брюсом Ли. Его название переводится как «путь опережающего кулака». На данный момент это достаточно популярный вид боевых искусств, его преподают почти во всем мире.

Брюс Ли предпочитал называть Джит Кун-До методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств. По его мнению, этот метод можно использовать в любом другом виде единоборств. Первоначально он был предназначен для самообороны, например, в драке на улице. Техника боя Джит Кун-До включает в себя многие виды единоборств: Тай чи. Кунг-фу, Джиу-джитсу, филиппинский и английский бокс. Этот метод обобщает разные стили и техники, извлекает из каждого стиля самые стремительные и наиболее действенные удары. При этом у обучаемого формируется собственная философия, основывающаяся на стремлении к разумному (это роднит Джит Кун-До с Кунг-Фу). Используя элементы различных единоборств, Брюс Ли совершенствовал их, правильно сочетая и максимально упрощая некоторые из техник.

Создавая этот метод Брюс Ли считал, что в любом бое наиболее важны уверенность, совершенство навыков и точность расчета. При этом он старался свести к минимуму количество используемых движений и затрачиваемой энергии – Джит Кун-До предполагает правильное использование имеющейся физической силы без особых затрат времени на «накачивание». Тем самым методика Брюса Ли даже на самых ранних этапах постижения прекрасно противостоит любой бездумно применяемой грубой силе, что актуально при нападении на улице или во время массовой драки.

История Джит Кун-До :

Джит Кун-До получило распространение и популярность в мире благодаря известному последователю Брюса Ли – Дэну Иносанто. Он решил применять эту технику для усовершенствования освоенной им техники филиппинской школы восточных единоборств «Кали». Это единоборство представляет собой поединок с использованием одной или двух палок (прим. автора: такие палки обычно делались из бамбука – прочного и лёгкого материала), ножей или других попавшихся под руку предметов.

Также Дэн Иносанто взял название «Джит Кун-До» для своей школы единоборств, в память о великом мастере Брюсе Ли. Помимо этого есть другие школы, которые брали за основу приемы кунг-фу, каратэ, а также других стилей. В основу большинства таких школ легла техника под названием «Вин Чун» (это одна из наиболее применяемых техник Кунг-Фу). Ещё будучи маленьким мальчиком Брюс Ли занимался «Вин Чун», желание стать сильнее и уметь защищать себя и окружающих пришло Брюсу в голову после того как он себя замечательно показал в танцах. Природная грация и уверенность ему помогли за пару недель освоить тот комплекс тренировок, на который многие ученики тратят долгие месяцы, а некоторые не достигают его никогда.

По методике Джит Кун-До, принятой институтом Кунг-Фу, в обучение стилю Джит Кун-До входят 10 учебно-технических и 10 боевых комплексов. Помимо этого применяются различные тесты на скорость, частоту, форму и силу ударов, разбивание предметов, контактный спарринг с одним или несколькими противниками. В учебные технические комплексы были заложены основные виды атакующих ударов, защитных блоков, а также туда были включены различные способы передвижений, которые призваны показать, насколько готов человек к получению соответствующей квалификации. Если рассматривать глубже, то основа Джит Кун-До стоит в правильном движении, оно стоит в основе сильных атак и в правильной защите. Собирательным формам были даны названия различных представителей животного мира: собственно говоря, сами технические действия и их взаимосвязь в учебной форме похожи на движения соответствующих животных – и названия помогают ученикам учить и по обстановке применять тот или иной комплекс.

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До - одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли Дэном Иносанто (Dan Inosanto) и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов - типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее - Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и Тед Вонг (Ted Wong) , которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия

Джит Кун До
(дословно - «путь опережающего кулака») был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В
отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До (Джит Кун До) не
существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому
стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит
Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств,
этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит
Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их
самопознания.

Многие пытались
описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его
называли и «кун-фу Брюса Ли», и «каратэ Брюса Ли», и «кикбоксинг Брюса Ли», и
«система уличного боя Брюса Ли»… Попытки свести Джит Кун До к «боевому
искусству Брюса Ли» показывают полное непонимание сущности этого стиля и того,
чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может
реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые
искусства должен суметь подняться над однозначностью «за» и «против», осознав,
что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга.
Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил,
что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает
самопознание.
Джит Кун До - это
не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое
имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в
том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого
стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До -
всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному
подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, «создавать метод борьбы -
все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из
этого». В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного
искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка
мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или
каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а
на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или
сават.


Джит Кун До - это
стиль и «не стиль». Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих
боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не
синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают,
что он нейтрален, «аморфен». Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и
неверно.

Хороший
практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой
собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен
науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда
существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной
подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей
обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - «дорога без
направления», так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно
вступить. «Либо вы понимаете, либо нет - и это все», - говорил он.

Когда Брюс
преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США),
он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество
учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя
он не видит в этом необходимости. В таких школах с все возрастающим количеством
студентов были бы установлены жестко закрепленные своды обязательных правил,
заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство
учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их
мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли
считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод
требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя,
дабы не утратить связь «учитель - ученик». Как Ли часто говорил, «хороший
учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента,
учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы, в конце
концов, ученик мог достигнуть внутреннего совершенства».

Боевые искусства
(впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно
изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец
Джит Кун До, говорящий, что Джит Кун До - всего лишь боевое искусство, на самом
деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с
ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной
ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что
истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может
закончиться. «Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно
переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на
собственной спине», - говорил Брюс.

В 1981 году Джит
Кун До преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в
Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал
нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры.
Наиболее полно Джит Кун До изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и
Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того, что изучающий Джит Кун До
должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в
Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кикбоксинг Брюса Ли
- юнь-фан.

Я глубоко
убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить
разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал,
должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит
только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой
истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти
сам.

Вот главная идея,
которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик
должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить:
«Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша».


У Брюса не было
«общей методики», только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к
мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик
мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость,
работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не
был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий
боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. Джит Кун До был
основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней
свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно
не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем
бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли
всегда настраивал своих последователей на изучение дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо,
западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития,
подобные вин чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис,
характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы
ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство
не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До:
быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать
«отсутствие стиля» как стиль, «отсутствие пути» как путь, чтобы единственным
ограничением стало отсутствие любых ограничений. Не стиль, и не «не стиль» - это
и есть Джит Кун До.

Говоря с точки
зрения Дзэн, «в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни
цветущие ветви вырастают длиннее, другие - короче».

Расстояние между двумя опытными борцами непрерывно изменяется, пока оба ищут положение, чтобы иметь преимущество. Лучше всего всегда занимать позицию вне досягаемости удара противника, но находиться при этом не слишком далеко, чтобы в любой момент вы могли совершить нападение, сделав лишь небольшой шаг вперед. Расстояние зависит не только от вашей скорости и подвижности, но также от скорости и подвижности противника.
В обычном боксе боксеры стоят ближе друг к другу; нежели в китайском боксе, т.к. здесь используются и удары ногами. Нога длиннее руки, и боксер, работающий в стиле китайского бокса, имеет большую досягаемость.
В джит кун-до существуют три различных вида расстояния, используемые во время борьбы. Повсеместно и чаще всего наибольшая удаленность противников друг от друга используется тогда, когда вам ничего не известно о мастерстве вашего соперника и его намерениях, как изображено на фотографии 1, но вы хотите "испытать" или "почувствовать" противника. Если вы защищаетесь, разумнее находиться подальше от противника. Но если речь идет о длительной борьбе, расстояние будет действительно верным тогда, когда вы можете победить противника скоростью и подвижностью.
Даже обладая очень большой скоростью нанесения ударов, трудно избежать удара противника, находящегося вблизи вас. Тот, кто обычно начинает нападение с малого расстояния, имеет преимущество. Но нападающий, который не может правильно оценить расстояние, не добьется успеха, даже если обладает точностью удара, скоростью и может рассчитать время нападения.
Когда вы уверены, что "почувствовали" противника, можете приблизиться к нему, как показано на фотографии 2. На таком расстоянии вы находитесь вне досягаемости ударов противника, но достаточно близко, чтобы самому совершить нападение. Это самое верное расстояние, если вы хорошо чувствуете время нападения. Опытный борец будет маневрировать до тех пор, пока не заставит противника уменьшить расстояние и, таким образом, он не сможет избежать западни.
Среднее расстояние дает вам возможность уклониться от любого удара, быстро отступив назад. Но подобную тактику защиты не всегда можно применить, потому что она сводит на нет контрнападение или осуществление собственного нападения. В джит кун до (ДКД) вы отступаете ровно настолько, чтобы избежать удара, но сохраняете при этом достаточное расстояние для контрнападения.
Борьба на близком расстоянии является обычно следствием нападения или контрнападения. На таком расстоянии трудно защищаться, если вы не совершили захват рук противника. Преимущество на этой дистанции всегда имеет тот, кто начал нападение. На близком расстоянии, показанном на фотографии 3, борец, более искусно работающий руками, победит того, кто более опытен в работе ног.
В отличие от спортсменов европейского бокса, в китайском боксе боксер должен быть готов к защите от ударов локтями, коленями, головой и другими частями тела, особенно в борьбе на близком расстоянии. Он должен знать, что противник может совершить захват и опрокинуть его на землю.
В европейском боксе боксерам трудно оказаться на близком расстоянии, но когда они находятся непосредственно друг перед другом, им также тяжело оставаться в таком положении. В китайском боксе, где удары наносятся и ногами, очень трудно достичь близкого расстояния, но если боксеры оказываются в подобном положении, борьба быстро будет завершена, т.к. существует много силовых технических приемов для борьбы на таком расстоянии.
В близкой борьбе важнее всего заблокировать ведущую ногу противника, поставив свою ногу так, как показано на фотографии 3. Это необходимо выполнить автоматически, потому что в близкой борьбе все свои силы борец должен сосредоточить на технических приемах борьбы руками.
Ли приделал металлическую трубку к своему деревянному манекену, имитируя "ногу" противника (посмотрите на фотографии 4 и 5).
Поначалу он внимательно следил за тем, чтобы всегда правильно ставить свою ведущую ногу к "ноге" манекена, но после нескольких месяцев упражнений это движение стало естественным и автоматическим.

Маневр, который Брюс Ли часто применял в борьбе на близком расстоянии, заключался в том, чтобы своим телом прижать противника и вывести его из равновесия, как изображено на фотографиях 6 и 7. Подобная тактика может применяться против любого противника, даже если он тяжелее или сильнее. Этот прием отрабатывайте с партнером, при этом согните колени, центр тяжести тела перенесите на переднюю ногу и сильно толкните противника. Вы должны двигаться вперед, перебирая ногами, а руками и корпусом тела заблокировать руки противника. Тайна этого приема заключается не только в работе плеч, когда вы толкаете противника, но и в развороте корпуса тела.

Когда ваш противник поскользнется и станет отступать назад, свободной рукой вы можете его ударить или опрокинуть на землю. Это очень верный технический прием, потому что противник не может ответить контрнападением. Он совершенно выбит из равновесия, чтобы иметь возможность ответить на нападение.
Хороший борец всегда маневрирует и старается остаться на таком расстоянии от противника, которое его больше всего устраивает. Он находится вне досягаемости удара противника и терпеливо ожидает настоящего момента, чтобы приблизиться к противнику или притянуть его к себе. Он может совершить нападение, когда противник движется к нему или когда видит возможность в момент изменения положения противника.
Нападение или отступление должны быть быстрыми и решительными. Противник не должен предвидеть ваши движения до тех пор, пока не будет слишком поздно для его защиты или контрнападения. Идеальным моментом для нападения является тот, когда противник неподвижен.
Расстояние настолько важно, что даже и маленькая ошибка в досягаемости может сделать нападение безопасным. Вы должны совершить нападение за секунду до того, как противник окажется на желательном расстоянии от вас, а не после того, как он окажется на этом расстоянии. Это как в футболе, когда нападающий вбегает в ворота прежде, чем ему с фланга направят мяч.

Поделиться: