Возможности специалиста по физической культуре и спорту. Профессии, связанные с физической культурой и спортом. Преимущества обучения в магистратуре
Вопросы дляя письменного экзамена 1 этап
Деятельность специалиста по физической культуре и спорту (сущность, структура и функции) и основные элементы педагогического мастерства преподавателя
Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Организационно-управленческая деятельность:
Планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
Принимать управленческие решения;
Анализировать и обобщать деятельность государственных и
общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;
Организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия;
Работать с финансово-хозяйственной документацией.
Педагогическая, тренерская деятельность:
Оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности;
Определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;
Подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;
Определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
Оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;
С помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;
Обучать двигательным действиям;
Контролировать эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;
Использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;
Способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни.
2.Система физического воспитания(общаю хар-ка, цель и задачи, основы системы) Сущность и содержание системы непрерывного физического воспитания (цель, принципиальные особенности, структура)
Цель системы физического воспитания - всестороннее физическое развитие, воспитание здоровых и бодрых, стремящихся к духовному богатству, моральной чистоте и физическому совершенству людей.
Цели и задачи системы физического воспитания полностью отвечают интересам и стремлениям всего народа. Каждый человек, независимо от возраста, национальности, состояния здоровья, имеет право заниматься физическими упражнениями в соответствии со своими желаниями и возможностями. Часто это право закреплено Конституцией страны.
О с н о в н ы м и з а д а ч а м и физического воспитания населения страны являются:
– обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры;
– физическое совершенствование и укрепление здоровья как главное условие достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
– индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств и двигательных умений и навыков;
– формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
– валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни;
– формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и умений приобщать к таким занятиям других.
В отечественной системе физического воспитания существует три главных направления: общее физическое воспитание (уроки физической культуры в школах, техникумах, вузах, группы здоровья, секции обшей физической подготовки); специальная физическая подготовка к профессиональной или военной деятельности (занятия в ПТУ, в армии и на флоте, в средних специальных учебных заведениях); совершенствование в области спорта (тренировки в спортивных секциях, а также в клубах по месту жительства).
Организационную основу системы физического воспитания составляют следующие формы физического воспитания: обязательные (занятия физической культурой в учебных заведениях) и добровольные (тренировки в секциях учебных заведений, спортивных школах). Эти формы занятий физическими упражнениями охватывают все слои населения и все возрастные группы. Организуют, контролируют и направляют работу по физическому воспитанию в стране (районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) комитеты по физической культуре и спорту. Кроме того, в министерствах просвещения, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, обороны и других, а также при ведомственных комитетах имеются отделы по физическому воспитанию. Всю работу по физическому воспитанию в нашей стране координирует Комитет по физической культуре и спорту.
Система непрерывного физического воспитания предполагает изучение и учет индивидуальный способностей и качеств, самоценности каждого ребенка, основанное на учете основных кризисов в процессе онтогенеза, а также данных возрастной психофизиологии, основанной на построении субъект-субъектных отношений, соответствующих требованиям существующей гуманистической концепции образования.
Исходя из вышеизложенного следует, что целесообразной является реализация педагогической системы непрерывного физического воспитания, направленной на развитие психических и когнитивных способностей, а затем физических способностей в результате использования разнообразных средств и методов.
Благодаря возрождению советских норм физической подготовки "Готов к труду и обороне" в стране образуется система непрерывного физического воспитания граждан от 6-ти до 70-ти лет, которая предусматривает сдачу спортивных нормативов в 11 возрастных группах, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, руководитель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский.
Одной из центральных проблем, которую необходимо решать в процессе реализации системы непрерывного физического воспитания, является индивидуализация и дифференциация физических на
грузок, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться учащиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности (высоким, средним и низким), следовательно, и объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным. Таким образом, назрела острая потребность в обеспечении преподавателей общеобразовательных школ простым и надежным методом определения степени негативного влияния гиподинамии и гипердина- мии на растущий организм учащегося и его здоровье
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Биология - профильный предмет, по выбору вуза
- Физика - по выбору вуза
Здоровый образ жизни - сегодня это не только полезно, но и модно. И молодежь, и люди старшего поколения, и дети осознают необходимость физической активности. Спорт приходит в каждый дом, а условия для тренировок создают не только в профильных учреждениях: практически повсеместно появляются комфортные и безопасные спортивные площадки.
Специальность 49.03.01 «Физическая культура» дарит отличную возможность приносить конкретную пользу обществу. С ней можно не только заботиться о собственном здоровье, но и помогать формированию хороших привычек у населения. Особенно ценной представляется работа с подрастающим поколением.
Условия поступления
Это интересное и общественно полезное направление создано для того, чтобы выпускать специалистов, способных работать с широким кругом лиц. Оно предполагает наличие хорошей физической формы при багаже знаний из сферы естественных наук. Какие же предметы традиционно сдают при поступлении в профильные вузы Москвы:
- биология (профильный экзамен);
- русский язык;
- физика.
Будущая профессия
Такой специалист получает полный комплекс знаний и умений, чтобы работать в сфере физической культуры. Под этим подразумевают разные виды деятельности. Все они нацелены на познание возможностей человека с тем, чтобы использовать их по максимуму. Параллельно профессионал способствует популяризации активного образа жизни. Он прививает населению общечеловеческие ценности. Поэтому в процессе обучения предстоит освоить дисциплины из разных сфер: естественные и экономические, социальные и гуманитарные. В итоге выпускник вуза сможет приложить полученные знания не только в практическом, но и образовательном, исследовательском, организационном направлении.
Куда поступать
Чтобы получить полноценную подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности, можно поступить в один из перечисленных ниже вузов:
- Московский городской педагогический университет;
- Московский гос. областной университет;
- Российский государственный социальный университет (РГСУ);
- Российский государственный университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма;
- Уральский государственный педагогический университет.
Срок обучения
Освоить программу бакалавриата реально за четыре года на очном отделении. Но предстоит учиться на год дольше, выбирая заочную, смешанную либо вечернюю форму.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Полный комплекс предметов, которые нужно освоить для получения диплома бакалавра включает в себя:
- анатомию;
- физиологию;
- биомеханику;
- биохимию;
- гигиенические основы в физкультуре и спорте;
- менеджмент в сфере спорта и физкультуры;
- педагогику;
- основы права;
- психологию физкультуры;
- теорию, методики обучения основным видам спорта.
Приобретаемые навыки
Молодой специалист становится достаточно компетентен для выполнения таких профессиональных задач:
- организация занятий по физкультуре с детьми разного возраста;
- разработка программ занятий и учебных планов;
- организация внеклассных работ спортивного плана;
- оценка физической формы ученика;
- выбор оптимальных средств и методов развития физических возможностей;
- профилактические меры по предупреждению травм;
- оказание доврачебной помощи;
- формирование мотивационных посылов у детей и представителей молодежи;
- тренировки по разным видам спорта;
- разработка программ оздоровительного направления;
- организация массовых мероприятий и тренировок;
- обеспечение безопасности на занятиях;
- составление отчетов и финансовых документов;
- исследовательская деятельность в сфере физкультуры и спорта.
Перспективы трудоустройства по профессии
Это направление порождает специалистов, которые всегда являются востребованными на рынке труда. А на фоне популяризации здорового образа жизни они становятся еще ценнее.
Работать после курса можно не только обычным учителем физкультуры. Для бакалавра возможности профессиональной реализации намного шире. Полученные ззания позволят ему трудоустроиться в спортивные центры, туристические организации, в сфере услуг и управления. Также подобные специалисты востребованы в развлекательной и оздоровительной отрасли. Можно устроиться в современный фитнес-центр, тренажерный зал, бассейн.
Кем работают выпускники курса:
Средний уровень зарплаты обычного учителя составляет 25-30 тысяч рублей. Однако для бывшего студента, который готов делать карьеру, прилагая все умения и знания, открываются широкие перспективы при работе в других направлениях. Высокооплачиваемыми считаются должности тренеров в частных спортивных клубах, специалистов при реабилитационных центрах.
Преимущества обучения в магистратуре
Чтобы иметь стабильную и высокооплачиваемую работу, есть смысл поступить в магистратуру. Здесь глубже осваивают знания, которые помогут впоследствии заниматься разными видами деятельности: проектной и организационной, педагогической и управленческой, исследовательской и просветительской.
Для будущего выпускника весомую роль играет практика. Он может развивать собственные физические возможности с тем, чтобы впоследствии в практической деятельности учитывать психофизическое состояние конкретного человека. Магистерская программа отвечает не только отечественным, но и международным стандартам и нормам. Поэтому специалист приобретает особый вес: он может стать тренером мирового масштаба, например, тренируя отечественную сборную.
Ранее этот государственный стандарт имел номер 022300
(согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования) Министерство образования Российской Федерации
“Согласовано ” “Утверждаю ”
Заместитель Министра Заместитель Министра
Российской Федерации по образования Российской
физической культуре, Федерации
спорту и туризму
______________________ ______________ В.Д. Шадриков
"12__"____05_________2000г. "_ 02_"___06__________2000г.
номер государственной
регистрации 422 физ/сп
_Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
Специальность 022300 - Физическая культура и спорт
Квалификация – специалист по физической культуре и спорту
Вводится с момента утверждения
Москва, 2000 год
- Общая характеристика СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 физическая культура и спорт.
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686 .
1.2. Квалификация выпускника – специалист по физической культуре и спорту.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 022300 Физическая культура и спорт при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область и объекты профессиональной деятельности.
Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по физической культуре и спорту подготовлен:
К педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;
К управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
К выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Специалист по физической культуре и спорту подготовлен к решению следующих задач:
1. Педагогическая, тренерская деятельность:
- оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности;
- определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;
- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;
- определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
- оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;
- с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;
- обучать двигательным действиям;
- контролировать эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;
- использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;
- способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни.
2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:
- выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической
культуры и спорта;
- формировать логику и методологию научных исследований в сфере
физической культуры и спорта;
- определять цели и задачи исследования;
- применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследований;
- обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.
3. Организационно-управленческая деятельность:
- планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
- принимать управленческие решения;
- анализировать и обобщать деятельность государственных и
общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия;
- работать с финансово-хозяйственной документацией.
4. Рекреационная и реабилитационная деятельность:
- анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и
реабилитационной деятельности;
- прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения;
- разрабатывать программы для двигательной рекреации и реабилитации
населения на региональном и местном уровнях, подбирать
соответствующие средства и методы их реализации.
1.4. Возможности продолжения образования.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу по специальности 022300 Физическая культура и спорт подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА.
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального образования.
2.3. При приеме на подготовку по специальности физическая культура и спорт высшее учебное заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.
2.4. Перечень дополнительных вступительных испытаний, связанных со спецификой направления.
2.4.1. Общая физическая подготовка. С помощью нормативных требований, разрабатываемых вузом, оценивается уровень развития основных двигательных качеств человека, имеющих важное значение для реализации программного материала по дисциплинам учебного плана физкультурно-спортивной направленности, базирующихся на школьной физической культуре.
2.4.2 Специализированная подготовка по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности. С помощью специальных тестов, разрабатываемых вузом, оценивается уровень развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень специальных знаний, специфических для избранного вида физкультурно - спортивной деятельности.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.
3.1. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплины, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста по физической культуре и спорту, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартам.
3.3. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
ЦИКЛ ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЦИКЛ ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;
ЦИКЛ ОПД – общепрофессиональные дисциплины;
ЦИКЛ ДС – дисциплины специальные;
ФТД – факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.
Наименование дисциплин и их основные разделы |
Всего часов |
|
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. |
||
Федеральный компонент. |
||
Иностранный язык. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. |
||
Физическая культура. Основные понятия. Сущность и содержание. Средства, методы и принцы построения занятий. Представление о технике физических упражнений и ее характеристики. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Физические качества и методики их воспитания. Формы построения занятий. Методика кондиционной тренировки для различных категорий занимающихся. Соревновательная деятельность. Планирование и педагогический контроль. Организация и судейство соревнований. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями. |
||
Отечественная история. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско- древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХХI- XII вв. Социально- политические изменения в русских землях в XXIII- XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержания. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно- промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XXв. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально- экономическое развитие страны в 20- е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20- е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально- экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально- экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985- 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993- 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
||
Культурология. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
||
. |
Политология. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. |
|
.06. |
Правоведение. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их г-нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность а совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. |
|
Психология и педагогика. Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России, цели, содержание, структура непрерывного образования, единства образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. |
||
Русский язык и культура речи. Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевые взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально- деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально- деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. |
||
Социология. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. |
||
Философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалекта. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррационного в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Структура и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
||
Экономика. Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономическое теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизация политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. |
||
Национально-региональный (вузовский) компонент . |
||
Общие математические и естественно – научные дисциплины. |
||
Федеральный компонент. |
||
Математика. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Дифференциальное и интегральное исчисление. Ряды. Дифференциальные уравнения. Математическая статистика. |
||
Информатика. Понятие информации, общая характеристика процессов передачи обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование: языки программирования низкого и высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации. Компьютерный практикум. |
||
Физические основы механики. Колебания и волны. Молекулярная физика и тернодинамика. Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и ядерная физика. Физический практикум. |
||
Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры, химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная Способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. Химический практикум. |
||
Биология с основами экологии. Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биолого-экологический практикум. |
||
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. |
||
Общепрофессиональные дисциплины направления. |
||
Федеральный компонент. |
||
Анатомия. Теоретическая, функциональная, возрастная и динамическая анатомия систем исполнения (скелета и мышц), обеспечения (пищеварительной, дыхательной, выделительной, сердечно-сосудистой, лимфатической), регуляции и управления (нервной, эндокринной) движений; анатомо-антропологичесике механизмы адаптации к различным физическим нагрузкам систем организма человека; анатомический анализ различных положений и движений спортсменов по видам спорта; анатомические основы учения о конституции и пропорциях тела человека. |
||
Физиология. Физиологические системы человека (дыхательная, кровь и кровообращение, пищеварение, обмен веществ и энергии), их нервная и гуморальная регуляция в покое и во время выполнения физических упражнений; физиология двигательного аппарата и центральной нервной системы; физиологические принципы управления движениями. Работоспособность и утомление; физиологические факторы определяющие и лимитирующие работоспособность человека; физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости; физиологические критерии спортивного отбора и ориентации; физиологические основы здоровья человека, физиологическое обоснование особенностей занятий физической культурой с лицами разного пола, возраста, функционального состояния. |
||
Биохимия. Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности, закономерности биохимической адаптации а процессе спортивной тренировки; биохимические основы силы, быстроты, выносливости человека; возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями; биохимический контроль за состоянием тренированности и перетренированности; биохимические основы питания лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом. |
||
Биомеханика. Биомеханика как учебная и научная дисциплина. Направления развития биомеханики как науки. Теоретические основы управления двигательными действиями человека. Двигательный аппарат человека, соединение звеньев и степени свободы, биомеханика мышц. Двигательные качества спортсмена, факторы определяющие проявление двигательных качеств и биомеханические требования к их воспитанию. Сохранение положения тела человека и движения на мест, циклические и ациклические локомоции. Механизмы создания и управления вращательными движениями; биомеханика бросков и метаний; основные показатели спортивно-технического мастерства; особенности двигательных возможностей человека. |
||
Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни; личная гигиена, закаливание, гигиена одежды и обуви физкультурника и спортсмена; гигиенические требования к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью; рациональное питание; гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности; особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола; особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. |
||
Спортивная медицина. Основы общей патологии, понятие о здоровье, болезни и имунной реактивности. Морфо-функциональные особенности систем организма спортсмена; динамические медицинские наблюдения за спортсменами с учетом возраста и пола; врачебный контроль на тренировках и соревнованиях; медицинское обеспечение массовой физической культуры. Средства повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов. Диагностика, лечение и профилактика спортивных травм и заболеваний; неотложная |
||
помощь при острых патологических состояниях в спорте. |
||
Лечебная физическая культура и массаж .Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Основные принципы медицинской реабилитации. Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации. Средства и формы лечебной физической культуры. Частные методики лечебной физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, органов пищеварения, нарушениях обмена веществ, при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы, при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей. Спортивный, лечебный и гигиенический массаж. Приемы и виды спортивного, лечебного и гигиенического массажа. Частные методики массажа в процессе спортивной деятельности, реабилитации. |
||
История физической культуры и спорта. Периодизация, историография, источники истории физической культуры и спорта; исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в различных регионах мира; исторические и социокультурные условия развития физической культуры и спорта на разных этапах Руси, России и Российской Федерации; развитие спортивной науки; современный уровень развития физической культуры и спорта в странах мира; основные направления развития спорта: олимпийский спорт, "спорт для всех", церковный спорт, рабочий спорт, профессиональный, предпринимательский спорт. |
||
Теория физической культуры и спорта. История становления общей теории и методики физической культуры и спорта, ее интегрирующая роль и место в дисциплинах направления "Физическая культура"; понятийный аппарат теории физической культуры и спорта; методология обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта; научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспитания; систематика средств, методов и форм физического воспитания; теория и технология обучения двигательным действиям и развивающего воздействия на физические качества инвидива; методические основы профилирования физкультурных занятий в |
||
зависимости от возрастных и других особенностей контингента занимающихся; тенденции развития спорта, направления спортивного движения и система подготовки спортсмена; физкультурно-кондиционная тренировка и другие формы системного использования факторов физической культуры в оздоровительных и иных социально важных целях; суть и научно-методические предпосылки профессионального мастерства специалистов по физической культуре и спорту. |
||
Психология физической культуры и спорта. Психологические аспекты обучения, воспитания и спортивного совершенствования; развитие психомоторных, познавательных способностей эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания; влияние спортивной деятельности на психологическое состояние личности и коллектива (команды), методы его изучения и коррекции; психорегуляция, спортивная психодиагностика; психология спортивного отбора. Психологическое значение возрастно-половых факторов в физической культуре и спорте. |
||
Педагогика физической культуры и спорта. Роль физической культуры и спорта в развитии личности; педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта; педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту; формы организации педагогического процесса; средства и методы педагогического процесса; управление педагогическим процессом; педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта; диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности; непрерывное образование и самообразование, система воспитательной работы, педагогическое творчество, основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта. |
||
. |
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений; управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта; цели и функции управления физической культурой и спортом; технология принятия управленческих решений и методы их реализации в различных физкультурно- Сспортивных организациях; особенности менеджмента в государственных и коммерческих организациях, общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности; система подготовки специалистов физической культуры и спорта и управление персоналом в различных организациях физкультурно-спортивной направленности; участие национальных физкультурно-спортивных организаций в международном спортивном движении. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства; экономика материально-технической базы и трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта; экономический анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций; основы и специфические особенности маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта. |
|
3. |
Правовое основы в сфере физической культуры и спорта. Нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта; правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций; законодательство Российской Федерации о физической культуре и законы о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации; правовое регулирование создания и организации деятельности государственных организаций, общественных объединений, коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности; защита прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг в условиях рыночных отношений. |
|
. |
Акмеология физической культуры и спорта. Предмет акмеологии. Основные понятия. Объект и методы. Профессионально-педагогическая деятель -ность специалиста по физической культуре и спорту, структура профессионально-педагогического мастерства. Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности. Коммуникативная компетентность специалиста. Особенности профессионального обращения. Педагогическая техника и технология педагогического общения. Технология воспитывающей деятельности. Педагогическая диагностика. |
|
5. |
Информационные технологии в физической культуре и спорте. Понятия и предпосылки развития информационного обеспечения физической культуры и спорта, моделирование и прогнозирование. Математизация знаний по физической культуре и спортивной тренировки. Формальное описание закономерностей, существующих в физической культуре и спорте. |
|
6. |
Технологии физкультурно-спортивной деятельности.Теоретико-методические особенности построения занятий базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности. Особенности методики воспитания силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости. Виды подготовки (физическая, техническая, тактическая и психологическая). Закономерности тренировки в базовых видах и ее построения. Проблемы периодизации тренировки. Соревновательная деятельность. Планирование и контроль. Организация судейства соревнований. Техника безопасности и предупреждение травматизма при занятиях базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности. |
|
7. |
Спортивные сооружения. Сооружения, оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации. Требования к экологической обстановке в местах занятий физической культурой и спортом. Тренажеры, используемые на занятиях физической культурой и спортом. Их назначение, конструктивные особенности. Эксплуатационные характеристики. Требования к сооружениям, оборудованию и инвентарю с позиции техники безопасности. |
|
Национально-региональный (вузовский) компонент. |
||
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. |
||
Дисциплины специализации. |
||
Факультативы . |
||
.01 |
Военная подготовка . |
|
Всего часов теоретического обучения – 914 6 час.Практики (18 недель) – 720 час. Итого – 9866 час. |
5. Сроки освоения основной образовательной программы СПЕЦИАЛИСТА по специальности 022300 Физическая культура и спорт.
5.1. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту при очной форме обучения составляет 260 недели, в том числе:
- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные – 169 недель , экзаменационные сессии - 18 недель;
- практики:
педагогическая в общеобразовательной школе - не менее 6 недель;
профессионально-ориентированная - не менее 6 недель;
по специализации – не менее 6 недель.
- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 13 недель;
- каникулы (включая 8 недели после дипломного отпуска) не менее 42 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам .
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту .
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для специалиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта специалиста по физической культуре и спорту и примерной образовательной программы, утвержденных Минобразованием России.
Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка.
Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для
циклов дисциплины - в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11 базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте в качестве обязательных следующие четыре дисциплины: “Иностранный язык” в объеме не менее 340 часов, “Физическая культура” в объеме не менее 408 часов, “Отчественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла.
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разноообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
- реализовывать основную образовательную программу специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение по сокращенной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Учебный процесс по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин должен обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющим, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающиеся научной и/или научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания должна составлять:
По циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин не менее 40-50 процентов;
По циклу естественно-научных дисциплин не менее 40-50 процентов;
По циклу общепрофессиональных дисциплин не менее 50-60 процентов.
Учебный процесс по циклу специальных дисциплин должен обеспечиваться преподавательским кадрами, имеющими базовое образование, как правило, ученую степень и/или ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, систематически занимающимися научной, научно-методической или иной профессиональной деятельностью, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины .
Доля преподавателей специальных дисциплин, имеющих ученую степень и/или ученое звание, должна составлять не менее
50 процентов.6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса при реализации основной образовательной программы по специальности “физическая культура и спорт”.
Библиотечный фонд вуза должен содержать по всем дисциплинам федерального и национально-регионального вузовского компонентов, учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы из расчета не менее 0,5 экземпляра на одного студента.
По дисциплинам и курсам по выбору студентов должны быть рабочие учебные программы в количестве не менее 0,5 экземпляра на одного студента, доступные студентам пособия, циклы лекций и/или доступная периодическая литература (журналы, сборники) и другие учебные и методические материалы.
Библиотека (читальный зал) вуза должны располагать периодическими изданиями по профилю специальности и дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока, блоков естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Перечень таких изданий должен содержать, как минимум, следующие журналы:
- Теория и практика физической культуры;
- Тренер;
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка;
- Физическая культура в школе;
- Физкультура и спорт;
- Студенческий спорт;
- Спорт для всех;
- Спорт за рубежом;
- Спортивная жизнь России;
- Олимпийская панорама;
- Олимпийский вестник;
- Вестник физической культуры;
- Журналы и периодические издания по видам спорта, по которым в вузе ведется подготовка специалистов;
- Вопросы истории;
- Вопросы философии;
- Вопросы экономики;
- Вопросы психологии;
- Культурология;
- Педагогика;
- Психологический журнал;
- Социологические исследования;
- Общественные науки и современность;
- Высшее образование в России;
- Вестник спортивной медицины России;
- Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры;
- Успехи физиологических наук;
- Физиология человека;
- Экология.
Введение новых дисциплин по выбору студентов может проводится только при наличии достаточного количества учебных программ и доступных студентам источников информации (учебных и методических пособий, периодических изданий по профилю вводимой дисциплины).
Студенты вуза должны иметь свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки:
Электронному каталогу книжного фонда;
- электронному каталогу статей;
- электронному каталогу периодических изданий.
Информационная база вуза должна обеспечивать студентам доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек России и международной информационной сети Интернет
.Кроме того, библиотека вуза должна иметь издания и базы данных на СD
-ROM.Методические кабинеты кафедр, общевузовские видеоклассы должны содержать аудио-, видео- и мультимедийные материалы, а также наглядные пособия по все дисциплинам учебного плана.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по направлению 022300 “физическая культура и спорт” должно располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех видов учебных занятий: лекционных, семинарских, лабораторных, практических занятий по физкультурно-спортивным дисциплинам, для проведения научно-исследовательской работы студентов, предусмотренной настоящим стандартом, учебным планом или программами по дисциплинам учебного плана, и соответствующей действующим санитарным нормам.
Практические занятия по спортивно-педагогическим дисциплинам должны проходить в приспособленных для этого спортивных залах, помещениях, сооружениях, отвечающих действующим санитарным нормам, и принадлежащих вузу или арендуемым им.
Площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на 1 студента должна составлять не менее 24 кв.
м.В обязательном порядке вузы должны иметь соответствующие условия для выполнения студентами лабораторно-практических работ по дисциплинам федерального компонента:
- Естественнонаучным:
Математика,
Информатика,
Биология с основами экологии.
2. Общепрофессиональным:
Анатомия,
Физиология,
Биохимия,
Биомеханика,
Гигиена,
Спортивная медицина,
Лечебная физическая культура и массаж,
Психология,
Компьютерные технологии в физической культуре и спорте.
В вузе должны быть условия для выполнения студентами лабораторно-практических работ по циклу специальных дисциплин:
- дисциплинам специализации;
- дисциплинам, входящим в блок теория и методика базовых видов физкультурно-спортивной деятельности.
В случае, если программами дисциплин, планируемым для включения в национально-региональный (вузовский) компонент или в компонент по выбору студентов, предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, они могут вводиться только при наличии соответствующих материально-технических условий для этого.
6.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по физической культуре и спорту должно обеспечить студентам возможность эффективного прохождения практик, предусмотренных настоящим образовательным стандартом: педагогической, профессионально-ориентированной и по специализации.
Педагогическая практика у студентов 3 курса должна проходить в общеобразовательных школах или других средних учебных заведениях, имеющих необходимое для проведения уроков физической культуры материально-техническое оснащение и квалифицированных учителей-методистов.
Практика у студентов 4 курса должна проходить в детско-юношеских спортивных школах или других физкультурно-спортивных организациях с начинающим контингентом занимающихся, имеющих необходимую материально-техническую базу, необходимые для организации практики условия и высококвалифицированных специалистов, способных выполнять обязанности методистов.
Практика по специализации у студентов 5 курса должна обеспечивать закрепление навыков углубленной профессиональной подготовки по избранной специализации. Конкретное содержание практики зависит от специализации и определяется вузом.
Объекты практики должны иметь условия, обеспечивающие решение поставленных задач, и квалифицированных специалистов, способных выполнять функции методистов.
Как и школьная профессионально-ориентированная практика должна проходить в три этапа: ознакомительный этап работы в качестве помощника тренера, когда практикант самостоятельно проводит отдельные части учебно-тренировочного занятия и этап самостоятельного проведения целого тренировочного занятия.
Каждый вид практики должен завершаться методической конференцией с участием методистов и студентов-практикантов, на которой обсуждаются итоги практики, отмечаются недостатки, намечаются мероприятия по ее совершенствованию.
По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики.
7. Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 022300 “физическая культура и спорт”.
7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
.Специалист по физической культуре и спорту должен:
в области философии, истории, культурологии, психологии, педагогики:
в области социологии, экономики, политологии и права:
- знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социалогической теории;
- уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;
- иметь представление об основных социальные институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;
- иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений;
- освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальные взаимодействий;
- понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
- понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных, групп, общностей, этносов;
- иметь представление о процессе и методах; эмпирического социологического исследования;
- знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей;
- разделять микро- и макроэкономические проблемы;
- перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;
- различать элементы экономического анализа и экономической политики;
- выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной системе смешанной экономике;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований;
- знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;
- знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;
- разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;
- разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике;
- иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их Функционирования, о теориях права, его сущности и формах;
- знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства; системы и организации государственных органов Российской Федерации;
- знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;
- знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
- иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;
- владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
- владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патентов;
- владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;
- освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;
- изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
- уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;
- владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;
- уметь работать с оригинальной литературой по специальности;
- иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);
- владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи;
- владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;
В области естественнонаучных дисциплин:
Специалист по физической культуре и спорту должен иметь представление:
- об основных математических структурах и методах;
- математическом моделировании;
- информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;
- возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты;
- происхождении и эволюции Вселенной;
- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
- физических, химических и биологических методах исследований;
- современных достижений естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли биологических законов в решении социальных проблем.
Специалист должен знать и уметь использовать:
в области математики:
- основы математического анализа;
- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;
- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории вероятности и математической статистики;
в области информатики:
- понятие информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;
в области физики:
- физические основы механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивисткой механики;
- физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;
- статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;
- электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распространения электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;
- основы оптики, атомной и ядерной физики;
- квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;
в области химии;
- химические системы: дисперсные, растворы, электро-химические, каталитические;
- реакционную способность веществ;
- методы химической идентификации веществ;
- энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реакции;
- основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
в области биологии с основами экологии:
- живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, над организменные системы;
- физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека;
- экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природоиспользования;
В области общепрофессиональных дисциплин:
- историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;
- отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;
- эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;
- морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;
- психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;
- психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;
- организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;
- факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;
- психолого-педагогические особенности профессионального общения;
- специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;
- состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта;
- основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;
- основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта;
- компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.
В области специальных дисциплин.
Специалист по физической культуре и спорту должен знать:
- содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;
- основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;
- историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;
- принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;
- основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;
- приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидумом и межличностного общения в коллективе;
- технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
- медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;
- медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;
- организационные и экономические основы профессионального спорта.
Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:
- в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;
- планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;
- организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;
- применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;
- использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциолнальных и индивидульно-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;
- с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;
- оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;
- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;
- определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;
- уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма;
- критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
- разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;
- организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Дополнительные требования к специальной подготовке специалистов по физической культуре и спорту определяется высшим учебным заведением с учетом особенностей каждой специализации.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста по физической культуре и спорту включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой законченную научно-исследовательскую разработку или проект учебно-методической деятельности, в которых решается актуальная для отрасли физической культуры и спорта задача. В работе выпускник должен показать умение выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и спорта цели и задачи исследования на основе анализа учебной, научной и методической литературы, материалов отражающих практику физкультурно-спортивной деятельности; подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования; осуществлять необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и оформлять результаты исследования; делать выводы и давать практические рекомендации.
Работа должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности, постановкой цели и задач исследования, литературным образом по теме исследования, описанием методов исследования, результатов исследования, их обсуждения, выводов и практических рекомендаций, списка использованной литературы.
Объем работы или как правило, не должен превышать 70 страниц машинописного текста.
Выпускная квалифицированная работа специалиста по физической культуре и спорту может также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное и (или) практическое значение.
7.2.3. Требования к государственному междисциплинарному экзамену.
Междисциплинарный экзамен должен выявить умение выпускников использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин (медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и других) для решения конкретных практических задач в области специализации. Ответы на вопросы теории и практики физкультурно-спортивной специализации должны содержать глубокое обоснование с позиций других дисциплин, связанных с данной проблемой.
СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение
по образованию в области физической культуры
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры (дата проведения заседания УМО и номер протокола) 18.02.2000 № 4.
Председатель Совета УМО В.В. Кузин
Заместитель председателя А.И. Исмаилов
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных
программ и стандартов
высшего и среднего
профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник Отдела
физической культуры и спорта В.Г.Щербаков
Сотрудник, курирующий данное
направление А.В. Минаев
Заместитель начальника Управления
кадров и учебных заведений
Министерства Российской Федерации
по физической культуре,
спорту и туризму А.П. Слободян