Виды немецкая гимнастика. Физическая культура в германии в новое время. Рабочее спортивно-гимнастическое движение
В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).
Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.
Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.
Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спортивные сооружения, появится спорт-индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.
Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам», обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также развивались.
Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.
Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по различным видам спорта подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.
Становление и развитие организационных форм современного спорта
Развитие спортивной деятельности как высшей формы физической культуры не проходило стремительно и гладко. Истографы отмечают целый ряд препятствий на пути развития спортивной деятельности. К ним относятся такие как: религиозные предрассудки; идеологические и политические препоны; невозможность занятий спортом женщин; двоякое отношение господствующих течений в педагогике к спорту; некачественная методика тренировок. Только к концу 60-х годов XIX века почти не было такой страны (кроме континента Африки), где не пустил бы корни какой-либо вид спорта. Все это подтвердило интерес к спортивной деятельности общества и привело к развитию организационных форм современной спортивной жизни. Стали образовываться спортивные секции в рамках общественных групп по интересам и дифферентации видов спорта. Позже многие из них переросли в самостоятельные спортивные общества, объединения. Особенно бурно этот процесс происходил в США, Англии, Германии, Италии, Австралии, Канаде, Скандинавии и Франции. Так как различные спортивные объединения функционировали в соответствии со своими собственными правилами, то согласно буржуазного образа жизни, более крупные и авторитетные стали эксплуатировать более мелких. Это привело к необходимости создания специальных спортивных союзов с общегосударственной компетенцией. Союзы занялись согласованием техники и единых правил соревнований в различных видах спорта. Примером первых союзов могут служить Атлетический союз любителей гимнастики и легкой атлетики (США, 1888), Национальный университетский атлетический союз (Англия, 1906), а также союзы во Франции и Австро-Венгрии. Появление организационной структуры позволило сформировать систему международных соревнований. С 1890-х годов стали проводиться официальные международные форумы по отдельным видам спорта. Первый чемпионат мира прошел в Санкт-Петербурге (1896) по фигурному катанию, первый чемпионат Европы состоялся в Гамбурге (1891) также по фигурному катанию. Чемпионаты континентов Южной Америки, Австралии, Азии начали проводиться с 1916 года. Международные соревнования явились основанием для образования международных специализированных спортивных объединений, т.е. федераций. Первая международная федерация гимнастики (ФИЖ) возникла в 1881 году.
Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс. Фридрих Ян. Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.)- военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.
Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен). и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.
Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стати появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.
Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:
1) порядковых упражнений.
2) вольных упражнений:
3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными
4) массовых упражнений:
Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине XIX века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.
Шведская гимнастическая система
Шведская гимнастическая система создавалась по инициативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрнку Лингу (1776 - 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики - укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движении от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук. ног. брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.
Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил - каждое занятие - замкнутое единство. Оно начиналось с разминки Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.
Узко понимая физиологическую полезность физических упражнении, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.
Работу отца продолжил его сын Ламар Линг (1799 -1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 - 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды - шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.
Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система - путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.
Немецкая система гимнастики
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.
Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.
Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.
Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:
1) порядковых упражнений;
2) вольных упражнений;
3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными;
4) массовых упражнений;
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в "Опыте энциклопедии физических упражнений". Этот труд состоит из трех частей: "Данные к истории физических упражнений" (1794), "Система физических упражнений" (1795), "Приложения к первой и второй частям" (1819). Он дал определение понятия "Физическое упражнение": это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:
б) развить красивые формы тела;
в) увеличить силу, быстроту движений;
г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу;
д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени;
е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий:
а) необходимость специально оборудованных мест занятий;
б) высокая профессиональная подготовленность педагога;
в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).
На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.
Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на лоно природы, идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.
Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: "Гимнастика для юношества" (1804); "Игры для развития и отдыха тела и духа" (1796); "Гимнастическое руководство для сынов отечества" (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.
После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.
В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник Тугенбунд (Союз добродетели). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г.этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей "Тугенбунда" националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.
Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.
Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься.
В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.
В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гессенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитию гимнастики..."
Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных задач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 -- 1858) -- преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.
Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно было заниматься на них по 4 --6 человек одновременно, и приспособил их для занятий со школьниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающей сложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.
Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.
Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.
РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ
Рабочее спортивно-гимнастическое движение
Характерной чертой всего рабочего спортивногимнастического движения в Германии является то обстоятельство, что численный рост спортивных союзов, их укрепление в организационном и чисто спортивном отношении отражали общее положение дел в рабочем движении. Руководящими органами были Товарищество по восстановлению единства рабочего спорта, Боевое товарищество за единство красного спорта, а также Центральная комиссия по вопросам рабочего спорта и физической культуры. Эта комиссия руководила работой всех союзов, защищала их интересы в государственных органах, в отношениях с буржуазными спортивными организациями. Председателем комиссии был К. Геллерт, фактически ее деятельностью руководил Ф. Вильдинг. Оба они принадлежали к правому крылу социал-демократической партии.
В последний период Веймарской республики Центральная комиссия объединяла 11 спортивно-гимнастических рабочих союзов (1 млн. 300 тыс. членов). Это были: спортивно-гимнастический союз, союз велосипедистов и мотоциклистов «Солидарность», рабочий атлетический союз, туристический союз «Друзья природы», рабочий союз санитаров, рабочий шахматный союз, союз «Народное здоровье», рабочий стрелковый союз, рабочий союз игроков в кегли, союз свободных яхтсменов, рабочий союз рыболовов. Наряду с Центральной комиссией существовали и другие организации, такие, как Пролетарская служба здоровья и рабочий туристский союз.
Исключенные правыми социал-демократами революционно настроенные рабочие-спортсмены образовали в 1929 г. Товарищество по восстановлению единства рабочего спорта и в 1930 г. Боевое товарищество за единство красного спорта. У них было единое руководство, построенное по принципу демократического централизма. Центральное правление Боевого товарищества имело секции по различным видам спорта. Соответствующим образом были организованы также земельные и районные правления. В 1932 г. Боевое товарищество имело 250 ООО членов и очень большое число сочувствующих.
Роль КПГ. Коммунистическая партия Германии была единственной партией в стране, которая начиная с 1923 г. на своих съездах обсуждала вопросы рабочего спорта, способствовала его развитию и оказывала рабочему спортивному движению систематическую помощь. Эрнст Тельман в своих выступлениях неоднократно касался этой тематики; так, на общегерманской встрече красных спортсме- нов-рабочих в 1930 г. в Эрфурте он говорил: «Пролетарские спортивные союзы-это особенно важное звено рабочего движения. Физическая подготовка и спортивная закалка делают рабочих сильнее, повышают их боеготовность в классовой борьбе». Помощь партии состояла прежде всего в постоянной политической ориентации на борьбу за единство действий и за организацию рабочего фронта против милитаризма и фашизма, в разоблачении буржуазно-реформистской идеологии, в привлечении новых членов, в популяризации спортивных мероприятий.
Рабочий спортивно-гимнастический союз (РСГС)
Рабочий гимнастический союз (РГС) был наиболее крупной спортивной организацией. В 1919 г. в соответствии с расширением круга задач было решено переименовать союз в спортивно-гимнастический. В его рамках относительно самостоятельно работали секции футбола, водного спорта и гимнастики. В секцию гимнастики входили также легкая атлетика и все спортивные игры, кроме футбола. В 1918 г. в РСГС было 42 тысячи членов. Рабочие- спортсмены устраивали многочисленные состязания, строили собственные спортивные площадки. Это был их вклад в общепролетарскую борьбу.
Однако руководство Союза, стоявшее на реформистских позициях, проводило политику «нейтрализации». Так, Союз не принял участие в крупных классовых сражениях периода Веймарской республики. В 1933 г. Геллерт и Вильдинг позорно капитулировали перед нацистами и делали все от них зависящее, чтобы не допустить сплочения спортсменов в борьбе против фашизма.
Международные организации. Социалистический рабочий спортивный интернационал (СРСИ) был основан в 1920 г. в г. Люцерне, поэтому его еще называют Люцернским спортивным интернационалом. В него входили находившиеся под руководством реформистов рабочие спортивные организации Германии, Австрии, Финляндии и Бельгии, а также некоторых других европейских стран. Хотя Интернационал и выступал против милитаризма и капитализма, однако правые социал-демократиче- ские лидеры препятствовали приему в него советских спортивных организаций. В целях сплочения революционных рабочих спортивных организаций в Москве в 1921 г. был создан Красный спортивный интернационал (КСИ). Он был призван сплотить рабочих-спортсменов на классовой пролетарской основе, способствовать их идеологическому и физическому воспитанию.
Предложения КСИ о единстве действий в борьбе против фашизма, о совместном проведении рабочей олимпиады (1925 г.) отклонялись под самыми различными предлогами. Лишь в 1935 г. настойчивость КСИ увенчалась успехом: были организованы совместные выступления против проведения Олимпийских игр в фашистской Германии.
Советско-германские спортивные контакты начались с 1923 г. Спортивные встречи были свидетельством симпатий рабочих-спортсменов к Советскому Союзу, верности идеям пролетарского интернационализма. Они помогали разоблачению антисоветской пропаганды и вместе с тем способствовали усилению влияния революционной оппозиции в германских рабочих спортивных союзах. 3 августа 1926 г. состоялось официальное подписание советско-гер- манского спортивного соглашения; так была прорвана «спортивная блокада», организованная империалистами против Советского Союза. Тем коварнее и отчаяннее действовали в правлениях спортивных союзов правые социал-демократы. Они попытались вызвать раскол в спортивных организациях. Это вызвало возмущение рядовых членов Союза, однако чиновникам от спорта не было до этого никакого дела: пользуясь новым уставом, который предоставлял правлению почти неограниченное право исключать из Союза его членов и смещать функционеров, они устраняли отдельных недовольных и целые организации, не желавшие подчиняться их диктату. Раскольнические действия правых социал-демократов распространились и на все остальные спортивные организации. К началу 1930 г. число исключенных рабочих-спортсменов достигло 60 тысяч. Раскольники стремились изолировать революционные силы от основной массы спортсменов.
Товарищество по восстановлению единства рабочего спорта направляло свою деятельность на достижение единства рабочего спортивного движения, против планов и стремлений крупной буржуазии поставить спорт на службу милитаризму.
Нацисты завершили реакционный процесс милитаризации физической культуры и спорта, начатый еще в эпоху Веймарской республики буржуазными спортивными деятелями. Физическая культура и спорт были полностью подчинены целям подготовки новой империалистической войны; главной задачей было «выращивание здоровых организмов».
Олимпийские игры 1936 г. фашисты использовали для укрепления своего внешнеполитического престижа, для дальнейшего совершенствования внутриполитической системы, основанной на терроре и демагогии.
Физическая культура и спорт в ГДР после 1945 г.
В 1945 г. в истории немецкого народа началась новая историческая эпоха. В результате победы над фашизмом соотношение сил на международной арене в значительной степени изменилось в пользу демократии и социализма. Набирало силы движение за мир, а вместе с ним и стремление спортсменов мериться силами на спортивных состязаниях. Новая обстановка позволила Советскому Союзу и другим странам мировой социалистической системы вступить в международные спортивные федерации, включиться в международное олимпийское движение, где до того времени безраздельно господствовали капиталистические страны.
В 50-е гг. основная задача состояла в том, чтобы превратить спортивное движение в Германии в демократическое всенародное спортивное движение. К началу 1952 г. 268 тысяч спортсменов стали обладателями «Знака спортивного мастерства». Большую помощь молодой республике оказывали советские спортсмены, тренеры, ученые, работники советских спортивных организаций.
В апреле 1951 г. был образован Национальный олимпийский комитет ГДР, который должен был представлять спортсменов ГДР в олимпийском движении. Однако спортсмены ГДР не приняли участия в Олимпийских играх 1952 г., ибо под нажимом западногерманских спортивных деятелей большинство членов МОК проголосовало против приема ГДР. В июле 1952 г. II конференция СЕПГ провозгласила в качестве основной задачи строительство социализма; государство становилось главным инструментом в решении этой задачи. 24 июня 1952 г. были созданы Государственный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Министров ГДР, а также соответствующие органы в округах и районах. Немногим позже Совет Министров принял решение создать общество «Спорт и техника». Быстрыми темпами начал развиваться большой спорт. В 1954 г. существовавшие до того времени тренировочные центры были преобразованы в спортивные клубы. Успехи спортсменов республики явились одной из важнейших причин официального признания многих спортивных секций ГДР международными федерациями, а НОК ГДР в 1955 г. был признан Международным олимпийским комитетом.
В 1954 г. в Лейпциге состоялся Второй спортивно-гимнастический праздник. Он стал свидетельством сохранения и дальнейшего развития в ГДР лучших традиций немецкой физической культуры. Вместе с тем он показал, каких грандиозных результатов развивающееся социалистическое физкультурное движение может добиться в будущем.
Создание социалистической физической культуры в ГДР
Рассмотрев итоги спортивной конференции в Карл-Маркс-Штадте в ноябре 1955 г., Совет Министров ГДР издал 9 февраля 1956 г. «Решение
о дальнейшем развитии физической культуры и спорта». После «Закона о молодежи» 1950 г., в котором были сформулированы задачи физического воспитания молодежи, это решение является наиболее значительным государственным документом в данной области; в нем были сформулированы задачи и положения, не утратившие своего значения в течение многих лет. Образование НСГС-Немецкий спортивно-гимнастический союз-(27-28 апреля 1957 г.) явилось решающим шагом на пути создания руководящей общественной организации социалистического типа в области физической культуры и спорта.
V съезд СЕПГ поставил задачу всемерно ускорить осуществление социалистической культурной революции. Задачи, стоявшие перед физической культурой и спортом, приобрели в этой связи новое качественное звучание. У массового физкультурного движения появился лозунг: «Где бы ты ни был- раз в неделю займись спортом!»
Новые задачи выдвигали новые критерии, требовали переосмыслить происходящее, отойти от старых традиций, искать новые формы. Спортивные сооружения должны были стать доступными для всех и для каждого. Физкультурно-массовая работа разворачивается по месту жительства граждан. Первые итоги были подведены на Втором спортивно-гимнастическом конгрессе в апреле 1961 г. Устав и Программа НСГС были скорректированы с учетом новых условий. Победа социалистических производственных отношений на селе создала совершенно новые условия для развития сельского спорта. НСГС поставил задачу стереть «белые пятна» со спортивной карты страны.
В 1961 г. в ГДР начался качественно новый этап развития спортивного движения. В ГДР были созданы социалистические производственные отношения.
В новой программе СЕПГ, принятой VI съездом партии, подчеркивалось, что дальнейшее построение социализма невозможно без всесторонне развитого человека. Поэтому партия рабочего класса сочла необходимым и впредь уделять неослабевающее внимание развитию спорта.
Социалистическая перестройка системы народного образования вызвала необходимость коренных изменений в содержании и формах физического воспитания в школе. Были проведены длительные дискуссии, а также предприняты серьезные научные изыскания.
Чрезвычайно большое значение для развития физического воспитания и спорта среди детей и молодежи имел «Закон о едином социалистическом народном образовании» от 25 февраля 1965 г. В нем определены основные цели спортивной работы в школе и высшей школе, а также задачи и главные направления преподавания физкультуры во всех видах школ и применительно ко всем возрастным категориям.
В ходе социалистического строительства спортивная наука приобрела огромное значение не только с точки зрения решения частных научно-методических и технических вопросов, но также и в отношении планирования и руководства всем развитием физической культуры и спорта. В большом спорте в центре внимания по-прежнему оставалось осуществление прогресса в науке и методике. На многие вопросы развития школьного спорта ответ был уже дан, другие вопросы еще ожидали своего решения. Были предприняты попытки ликвидировать отставание науки в решении вопросов занятий физической культурой и спортом с целью проведения свободного времени, отдыха и сохранения и укре пления здоровья. Ставилась задача интенсифицировать научно-исследовательскую работу, укрепить естественнонаучную основу спорта, увеличить отдачу от научной работы и спортивную науку в целом превратить в серьезную движущую силу развития физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в ГДР на новом этапе
К 20-летию ГДР (1969 г.) каждый третий гражданин ГДР занимался спортом или туризмом, каждый четвертый был членом одной из спортивных организаций ГДР или школьного спортивного клуба. В этих успехах воплотилась деятельность всех общественных сил и многих спортивных организаций. Большое значение имела совместная спортивная программа НСГС и Объединения свободных немецких профсоюзов, впервые принятая в 1974 г. Стали популярны многочисленные массовые состязания и новые формы занятий спортом: движение «Бег ради здоровья», соревнования семейных команд, заочные соревнования сельских спортсменов, олимпиады отпускников и т. д. Все большую роль в организации тренировочной работы и соревнований стали играть НСГС и входящие в него спортивные федерации.
Одним из важнейших средств всестороннего воспитания подрастающего поколения стали спартакиады. В развитии этого движения участвовали НСГС, органы народного образования, Союз свободной немецкой молодежи и пионерская организация им. Эрнста Тельмана. В 1966 г. в спартакиадах участвовало 1,9 млн. юных спортсменов, в 1967 г.- 2,3 млн., в 1968 г.-2,6 млн., в 1969 г.-2,7 млн., в 1970 г.-З млн. Завоевывал признание спорт ГДР и на международной арене. В 1968 г. МОК на своей сессии во время Олимпийских игр в Мехико 44 голосами против 4 предоставил Национальному олимпийскому комитету ГДР все права, предусмотренные олимпийскими правилами: самостоятельная команда, флаг, гимн, эмблема. В 1969 г. спортсмены НСГС добились ‘выдающихся достижений: на мировых чемпионатах они завоевали 35 медалей, а на европейских-114. Особенно большой успех выпал на долю легкоатлетов, жен- щин-гребцов, гимнасток и пловцов.
Президент НСГС М. Эвальд в одном из своих выступлений подвел спортивные итоги ГДР в 1970 г.: 17 золотых, 28 серебряных и 23 бронзовые медали на мировых чемпионатах и 34 золотые, 27 серебряных и 31 бронзовая-на европейских.
Важной движущей силой в развитии физической культуры в ГДР стала спортивная наука. В ходе осуществления реформы высшей школы (1965 г.) значительные изменения произошли и в спортивной науке: особый упор делался на повышение эффективности практики, на то, чтобы, используя методы прогнозирования, ориентировать спортивную науку на решение задач, которые возникнут в будущем.
Были созданы новые учебные программы, новые концепции проведения исследовательских работ и повышения квалификации специалистов. Осуществление третьей реформы высшей школы в сфере спортивной науки совпало с выполнением решений Государственного совета о физкультуре и спорте в практическом и теоретическом плане.
Настойчиво претворялись в жизнь и уточнялись на практике учебные планы для общеобразовательных школ, разработанные на базе нового Закона о народном образовании. Педагоги совместно с представителями НСГС и общества «Спорт и техника» все больше внимания уделяют развитию спортивной работы дополнительно к урокам физического воспитания.’ Особенно большую работу пришлось проделать в сфере профессионально-технического обучения, ибо здесь условия занятий спортом уже ни в коей мере не отвечали возросшим требованиям. В университетах, вузах и техникумах развернулась активная работа по претворению в жизнь решения Государственного совета ГДР по вопросам физической культуры и спорта, в котором перед будущими специалистами и учеными ставятся большие задачи.
30-31 мая 1970 г. в Берлине состоялся IV спортивно-гимнастический конгресс НСГС. Были определены задачи по дальнейшему развитию социалистической физической культуры и спорта, принят перспективный план работы, состоялись выборы центральных руководящих органов Союза. В работе конгресса приняла участие делегация ЦК СЕПГ во главе с Э. Хонеккером, который передал послание ЦК СЕПГ и Государственного совета ГДР и выступил с речью. Он сказал: «…Мне доставляет большую радость от имени Центрального комитета СЕПГ и Г осударственного совета поблагодарить всех спортсменов и спортсменок, тренеров, судей, научных работников, спортивных врачей и руководителей Немецкого спортивно-гимнастического союза, а также всех активистов и друзей спорта за их творческую, плодотворную деятельность. Чего ждет наше общество от физкультуры и спорта в предстоящем пятилетий? Нам необходимо создать социалистическую физическую культуру для всего народа. Их характерные черты состоят в том, что физическая культура и спорт активно способствуют формированию здорового, оптимистического и творческого образа жизни нашего народа; физкультура и спорт помогают воспитывать у людей оптимистическое отношение к жизни, укрепляют их здоровье, обеспечивают регулярный активный отдых, делают более содержательным досуг в семье, в рамках рабочего или спортивного коллектива; наиболее эффективные формы физической культуры, регулярные тренировки и физические занятия, участие в спортивных состязаниях все настойчивее входят в жизнь многих граждан, и особенно молодежи. Это способствует гармоничному- духовному и физическому — развитию личности, повышает активность людей, их стремление добиваться высоких результатов в учебе и в работе, в общественной жизни и в спорте. Выявление и воспитание наиболее одаренных спортсменов- главный путь к новым успехам на международных состязаниях и на Олимпийских играх».
Участие в Олимпийских играх. Спортсмены ГДР впервые участвовали в Олимпийских играх в 1956 г.-в Кортина д’Ампеццо и Мельбурне. Их участие в этих играх, равно как и в Олимпийских играх 1960 г. в Скво-Вэлли и Риме, а также 1964 г. в Инсбруке и Токио, проходили в соответствии с решением МОК в рамках совместных олимпийских команд ГДР и ФРГ, сформированных на равноправной основе обоими НОК из лучших атлетов ГДР и ФРГ. Руководство этими совместными олимпийскими командами осуществлялось на равноправной основе президентами обоих немецких НОК.
Спортсмены ГДР завоевали на Олимпийских играх 1956 г. 1 золотую, 4 серебряные и 2 бронзовые медали, а также совместно со спортсменами ФРГ-еще одну бронзовую медаль. В 1960 г. на VIII зимних Олимпийских играх и соответственно на Играх XVII Олимпиады спортсмены Г ДР завоевали 4 золотые, 10 серебряных и 5 бронзовых медалей, а также совместно со спортсменами ФРГ еще одну золотую и 2 бронзовые медали.
На IX зимних Олимпийских играх 1964 г. в Инсбруке и соответственно на Играх XVIII Олимпиады в Токио спортсмены ГДР завоевали 5 золотых, 10 серебряных и 3 бронзовые медали, а в эстафетных соревнованиях совместно со спортсменами ФРГ — еще 3 серебряные и 2 бронзовые медали. На X зимних Олимпийских играх в Гренобле и соответственно на Играх XIX Олимпиады в Мехико в 1968 г. спортсмены ГДР впервые участвовали самостоятельными олимпийскими командами. Они завоевали на этих играх 10 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.
На Олимпийских играх в Монреале спортсмены ГДР в неофициальном командном зачете заняли второе место, опередив США и другие крупные капиталистические страны.
Успехи спортсменов ГДР уже никого не удивляют. На Играх XXII Олимпиады в Москве (1980 г.) они завоевали 47 золотых, 37 серебряных и 42 бронзовые медали. Это заслуженная награда за неослабное внимание к физической культуре и спорту в ГДР.
ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГДР
Исходя из научного анализа развития общества, СЕПГ проводит линию на поступательное развитие физической культуры и спорта, как и других сфер общественной жизни.
Государственный секретариат по физической культуре и спорту
17 июня 1970 г. специальным решением был образован Госсекретариат по физкультуре и спорту при Совете Министров ГДР.
Создание Государственного секретариата отвечало потребностям и условиям научного руководства со стороны органов государственной власти в ГДР и явилось еще одним выражением оценки социальной роли физической культуры и спорта в создании развитого социалистического общества.
Госсекретариат направляет свою деятельность главным образом на совершенствование государственного планирования и руководства социалистической физической культурой, различными отраслями спортивной науки, в том числе спортивной медициной, на подготовку и повышение квалификации специалистов в области спорта, а также на обеспечение материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом. Кроме того, он занимается прогнозированием в области физической культуры и спорта, составлением перспективных и годовых планов, обеспечением постоянного медицинского обслуживания спортсменов и физкультурников. Государственный секретариат ответствен за выполнение планов научно-исследовательских работ во всех аспектах, в том числе и в отношении спортивной медицины, за контроль в этой области, а также за внедрение достижений спортивной науки в практику. Наряду с этим Г оссекретариат занимается совершенствованием комплекса «Готов к труду и обороне Родины», осуществляет капиталовложения в строительство спортивных объектов общегосударственного значения, разрабатывает основные принципы развития строительства спортсооружений, помогает Окружным советам в осуществлении планирования и руководства спортом в округах. И наконец, Г оссекретариат отвечает за выполнение межгосударственных договоров в области спорта.
Работой Государственного секретариата руководит государственный секретарь, который опирается на рекомендации и предложения Научного совета, спортивно-медицинской службы, Координационного совета по производству и продаже спортивных товаров, Центральной отраслевой комиссии спортивных сооружений и Наградной комиссии.
Основополагающим принципом деятельности Государственного секретариата по координированному решению задач является тесное сотрудничество с центральными государственными органами и общественными организациями. Госсекретариат энергично поддерживает усилия НСГС по привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Учреждения и организации. Государственному секретарю подчинен целый ряд организаций и учреждений: Немецкая высшая школа физической культуры; Спортивно-медицинская служба; Научно-технический центр по спортсооружениям (исследования, разработки, специальное проектирование); Генеральный секретариат научного совета и др. Они действуют на основе собственных уставов и выполняют задачи, которые ставит перед ними Государственный секретариат.
Научный совет. Действует в качестве совещательного органа Государственного секретариата и содействует решению задач по развитию социалистической физической культуры на научной основе.
Его основные задачи-содействовать политикоидейному образованию и воспитанию граждан социалистического общества, участвовать в разработке прогнозов и в перспективном планировании, разрабатывать важнейшие материалы по развитию физической культуры и спорта, совершенствовать подготовку кадров и развивать социалистическое сотрудничество в рамках отдельных видов спорта. В деятельности Научного совета находит свое воплощение принцип соединения науки и практики.
Научный совет при Госсекретариате является членом Международного совета по вопросам спорта и физического воспитания при ЮНЕСКО. Спортивно-медицинская служба. В соответствии с Уставом в ее задачи входят: организация спор- тивно-медицинского обслуживания спортсменов НСГС, методическое руководство государственными органами и учреждениями, занимающимися спортивно-медицинским обслуживанием учащихся и студентов, оказание помощи в организации спор- тивно-медицинской работы в профсоюзных домах отдыха и санаториях, контроль за состоянием здоровья, осуществление профилактических, лечебных и спортивно-гигиенических мероприятий среди населения, занимающегося физкультурой и спортом, распространение научных знаний в рамках медицинской пропаганды среди населения о пользе физической культуры для укрепления здоровья, организация медицинского обслуживания на спортивных состязаниях в ГДР совместно с Обществом Красного Креста, разработка спортивно-медицинской тематики в рамках государственных планов научных исследований.
Центральная отраслевая комиссия по спортивным сооружениям. Это совещательный орган Государственного секретариата по физкультуре и спорту, который занимается вопросами проектирования и развития строительства спортсооружений, экспертиз планов и объектов, изучения национального и международного опыта в области строительства спортивных объектов.
Физическая культура и спорт в системе народного образования
Физическое воспитание-неотъемлемая составная часть деятельности социалистической общеобразовательной школы. Наряду с политическим, трудовым, моральным и эстетическим воспитанием и образованием оно является важным элементом формирования человека социалистического общества.
В соответствии с «Законом о единой социалистической системе народного образования» физическое воспитание является составной частью государственных школьных программ. Здесь основной формой занятий служит урок физкультуры. Вместе с тем вопросы физкультуры и спорта рассматриваются и в преподавании других предметов.
Уроки физкультуры в общеобразовательных политехнических средних школах, в школах с 12-летним обучением и в техникумах проводятся на основе обязательных учебных планов. Физкультурная работа в детских садах также организуется на основе учебно-воспитательного плана.
К задачам физического воспитания в дошкольном возрасте относятся: формирование гигиенических привычек; закаливание организма ребенка; формирование физических качеств, а также развитие и совершенствование двигательных навыков. Здесь важной организационной формой являются гимнастические упражнения, которые в остальное время дополняются разнообразными играми на воздухе, физическими упражнениями во время прогулок с использованием тех или иных особенностей местности. Многие дошкольники, кроме того, приучаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом также и в детских спортивных группах НСГС.
Во всех классах общеобразовательных средних школ преподавание физкультуры осуществляется по сетке, утверждаемой Министерством просвещения. Уроки проводятся по утвержденным учебным планам. Начиная с 1965 г. во всех классах были введены новые учебные планы, современные формы и методы преподавания. По окончании 10-го и 12-го классов школьники сдают экзамены по физической подготовке; оценки вносятся в аттестат. Во всех других классах итоговые отметки за год выставляются на основании текущих проверок успеваемости.
В соответствии с постановлением Совета Министров ГДР начиная с 1953 г. во всех профтехучилищах два часа в неделю отводится на занятия физкультурой. Занятия проводятся имеющими специальную подготовку преподавателями на основе утверждаемых государственными органами учебных планов. Отметки в свидетельстве выставляются по итогам проверки успеваемости и экзаменов.
Одаренные в спортивном отношении дети учатся в детских и юношеских спортивных школах. Эти специальные школы осуществляют свою деятельность на основе закона о народном образовании., Факультативные занятия. Факультативные спортивные занятия в первую очередь организуются в школьных спортивных коллективах, для которых Министерство просвещения разработало единую инструкцию. За их деятельность отвечает директор школы. Школьники, как правило, занимаются один-два раза в неделю под руководством наставников, в роли которых выступают учителя, ученики старших классов, родители, шефы, бывшие спортсмены.
Школьники всех возрастов имеют возможность заниматься также в секциях спортивных обществ НСГС. Как правило, здесь преобладают занятия в форме тренировок. Дети и молодежь-члены НСГС-тренируются несколько раз в неделю. Они повышают свое спортивное мастерство, выступают в соревнованиях, организуемых секциями по видам спорта. Кроме того, при спортивных коллективах НСГС существуют группы общей спортивной подготовки для детей.
Во всех школах ежегодно проводятся легкоатлетические соревнования, победители которых награждаются грамотами председателя Государ- ственного совета ГДР. В этих состязаниях участвуют школьники 4-х-12-х классов, а также учащиеся профтехучилищ. С 1965 г. повсеместно проводятся районные спартакиады. Для этого районные советы НСГС совместно с органами народного образования и Союзом свободной немецкой молодежи образуют спартакиадные комитеты. С одной стороны, подготовка к спартакиадам заставляет учащихся всех классов систематически тренироваться, а участие в них способствует тому, что дети привыкают выступать в состязаниях; с другой стороны, спартакиады помогают выявлению новых талантов. После районных спартакиад ежегодно проводятся окружные спартакиады либо центральные детские и юношеские спартакиады ГДР. Кроме того, дета и молодежь, постоянно занимающиеся спортом, выступают на первенствах районов и округов, организуемых районными и окружными секциями по видам спорта федераций НСГС, а также на первенствах ГДР, организуемых спортивными федерациями. В спартакиадах могут участвовать все дети и подростки, выполнившие установленные нормативы, независимо от того, занимаются ли они в школьных спортивных коллективах или нет и являются ли они членами НСГС.
Большинство спортивных федераций проводят состязания по различным возрастным группам и категориям спортивной подготовленности или сочетают два эти критерия. В общереспубликанском масштабе все чаще применяется принцип деления участников в зависимости от уровня спортивного мастерства.
Значительное развитие в ГДР получил студенческий спорт. Физическое воспитание является обязательным предметом в университетах, вузах и техникумах ГДР. Ответственность за организацию студенческого спорта возложена на Министерство высшего и среднего специального образования, ректоров и директоров университетов, институтов и техникумов совместно с руководителями отделов студенческого спорта и спортивных коллективов вузов и техникумов НСГС. Всемерную помощь в этой деятельности им оказывают руководящие органы Союза свободной немецкой молодежи, общества «Спорт и техника» и Объединения свободных немецких профсоюзов.
При НСГС существует Президиум по вопросам спортивной работы в вузах и техникумах, который руководит работой спортивных коллективов, организует соревнования, а также осуществляет международные студенческие спортивные связи.
В последние годы во многих учебных заведениях физическое воспитание студенческой молодежи во все большей степени используется для всестороннего развития личности. Особое внимание уделяется установлению оптимального соотношения между профессиональной подготовкой и занятиями по повышению спортивного мастерства в секциях, в которых студенты занимаются по собственному выбору, а также разработке типовых программ спортивной подготовки на весь срок обучения-от первого курса и до последнего. Это позволяет многим студентам приобрести квалификацию тренера или судьи, получить спортивный значок ГДР или спортивный разряд. Для преподавателей физического воспитания в вузах организуются курсы повышения квалификации, программа которых рассчитана на несколько лет. Тем самым обеспечивается постоянный рост квалификации тренеров применительно к требованиям современности. Многие студенты старших курсов охотно занимаются спортом факультативно, главным образом в спортивных коллективах вузов и техникумов, действующих под эгидой НСГС; эти же коллективы организуют спортивные состязания. Факультативы дополняются разнообразными студенческими состязаниями, организуемыми Союзом свободной немецкой молодежи и отделами спортивной работы среди студентов. Некоторые студенты выступают на соревнованиях, организуемых другими организациями НСГС. Главными мероприятиями в студенческом спорте и в общественной жизни университетов, вузов и техникумов ГДР являются студенческие чемпионаты ГДР и общереспубликанские студенческие спартакиады. Президиум по вопросам спортивной работы в вузах и техникумах при НСГС при поддержке учебных заведений ведет активную международную работу.
НЕМЕЦКАЯ ГИМНАСТИКА (турнен) - первоначальная национальная форма организации физич. воспитания в Германии. Филантропины популяризировали физич. воспитание в германских государствах, но не добились всеобщего признания его. Признание пришло лишь в годы национального подъема, вызнанного завоевательной политикой Наполеона. После поражения прусской армии (1806) и полной канитуляции прусского юнкерства (дворянства) перед Наполеоном немецкая буржуазная интеллигенция стала сколачивать силы для сопротивления агрессору. В своих "Речах к немецкой нации" (1807 - 1808) философ идеалист Фихте (1768 - 1814) выступил с планом всеобщего национального воспитания. Этот план предусматривал формирование воли, характера и физич. развития учащихся. Со своим планом выступил и ярый националист Фридрих Ян (1778 - 1852). В книге "Немецкая народность" он утверждал, что "физические упражнения являются средством наиболее совершенного немецкого национального образования" и что спортивные соревнов. на национальных праздниках дадут возможность каждому немцу почувствовать не только радость спортивной победы, но и радость от единения народа вокруг короля, ведущего нацию к ратным подвигам. Фихте и Ян выдвигали такие планы национального воспитания, к-рые были направлены не на ликвидацию феодального строя, а на укрепление его на новой основе.
Видный государственный деятель Карл Штейн провел нек-рые буржуазные реформы в феодальной Пруссии (1808 - 1809) и стал требовать такого воспитания, к-рое сводилось бы не только к механическому заучиванию учебного материала, но и к тому, "чтобы национальный и военный дух пробуждался в народе и чтобы знание военного дела распространялось путем гимнастических упражнений".
В это же время было создано буржуазное политическое об-во "Тугендбунд" ("Союз добродетели"). Об-во боролось за распространение культуры среди народа, в том числе физич. культуры. Каждый его член давал клятву в том, что будет побуждать своих детей к "занятиям гимнастикой, особенно к упражнениям в военном искусстве, и будет настаивать на введении этих упражнений во всех школах". Об-во разработало план устройства общественных учреждений для физич. упражнений. В проекте устава учреждений говорилось, что: "...ученик не может вступить в высшую школу, подмастерье стать мастером, слуга стать хозяином, холостой человек жениться, если не подтвердит своей ловкости в физических упражнениях соответствующими аттестатами или испытаниями". "Тугендбунд" создавал гимнастические отряды юношей, к-рые занимались не только гимнастическими, но и военными упражнениями. Такая деятельность об-ва не понравилась Наполеону, и он дал указание о роспуске "Тугендбунда" (1809).
Значительно большего добилось "Общество друзей Песталоцци". В 1810 оно создало в Берлине при школе Пламана кружок любителей гимнастики. Молодой педагог Фризен и его друзья не только занимались известными в то время физич. упражнениями, но и экспериментальным путем отбирали из них наиболее полезные, изобретали новые и определяли последовательность и методику их освоения. В этом кружке была заложена основа немецкой снарядовой гимнастики (турнкунст) и созданы конструкции основных снарядов. Распространение гимнастики взял на себя Ян. Он организовывал массовые выходы учащихся за город для проведения военно-игровых и снарядовых упражнений на площадке в Хазенхайде. В 1811 кружок был реорганизован в турнферейн - массовую самодеятельную гимнастическую организацию. Такие организации возникли и в др. городах. После поражения Наполеона в России прусский король призвал немцев под ружье (1813). В числе добровольцев были и гимнасты из турнферейнов. В ходе военных кампаний против Наполеона турнеры познакомились с нек-рыми прогрессивными достижениями французской буржуазной революции и стали выступать против остатков феодализма в германских государствах. Говоря о планах и мечтах передовых турнеров и буршей, Энгельс писал: "Это были туманные порывы на вартбургских торжествах, когда отвагой души пламенели и когда, как поется на французский мотив, стремился юноша в кипучий бой, чтобы голову сложить за край родной".
Прогрессивные планы турнеров не соответствовали стремлениям феодальной реакции, и в 1820 турнерские организации были запрещены. Возродились они в 1842. Турнеры участвовали в революции 1848 - 1849 и активно боролись за воссоединение германских государств.
Из средств физич. воспитания турнеры культивировали гл. обр. упражнения на снарядах и со снарядами, а также бег, прыжки, метания, военизированные игры на местности, борьбу и плавание. В методическом отношении турнкунст в то время недостаточно опирался на данные естественных и педагогических наук. Так, соревнов. по гимнастике проводились не на четкость н красоту выполнения движения, а на наибольшее колич. раз безостановочного повторения его. Сам Ян с восхищением вспоминал о турнерах, делавших подряд до 132 оборотов на перекладине на подколенках. Позднее была осуществлена стилизация упражнений; стали требовать математической точности в прямолинейности и прямоугольности движений и положений тела в момент выполнения упражнения. Считалось, что стилизация осложняет процесс освоения упражнений и требует от гимнаста значительно большего напряжения воли, а следовательно и больше укрепляет волю.
К середине XIX в. гимнастические снаряды были приспособлены Шписсом для массовых занятий со школьниками, а методика обучения подчинена задачам воспитания не свободолюбивых, а беспрекословно послушных подданных короля (муштра).
Литература: Лесгафт П. Ф . Педагогические сочинения, т. I. M., 1951, стр. 221 - 259. Торопов Н. И . Гимнастика на службе прусских агрессоров (Очерки по истории физической культуры, вып. III, M., 1948).
Источники:
- Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1962. 388 с.