Виды немецкая гимнастика. Физическая культура в германии в новое время. Рабочее спортивно-гимнастическое движение

В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).

Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.

Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.

Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спортивные сооружения, появится спорт-индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.

Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам», обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также развивались.

Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.

Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по различным видам спорта подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.

Становление и развитие организационных форм современного спорта

Развитие спортивной деятельности как высшей формы физической культуры не проходило стремительно и гладко. Истографы отмечают целый ряд препятствий на пути развития спортивной деятельности. К ним относятся такие как: религиозные предрассудки; идеологические и политические препоны; невозможность занятий спортом женщин; двоякое отношение господствующих течений в педагогике к спорту; некачественная методика тренировок. Только к концу 60-х годов XIX века почти не было такой страны (кроме континента Африки), где не пустил бы корни какой-либо вид спорта. Все это подтвердило интерес к спортивной деятельности общества и привело к развитию организационных форм современной спортивной жизни. Стали образовываться спортивные секции в рамках общественных групп по интересам и дифферентации видов спорта. Позже многие из них переросли в самостоятельные спортивные общества, объединения. Особенно бурно этот процесс происходил в США, Англии, Германии, Италии, Австралии, Канаде, Скандинавии и Франции. Так как различные спортивные объединения функционировали в соответствии со своими собственными правилами, то согласно буржуазного образа жизни, более крупные и авторитетные стали эксплуатировать более мелких. Это привело к необходимости создания специальных спортивных союзов с общегосударственной компетенцией. Союзы занялись согласованием техники и единых правил соревнований в различных видах спорта. Примером первых союзов могут служить Атлетический союз любителей гимнастики и легкой атлетики (США, 1888), Национальный университетский атлетический союз (Англия, 1906), а также союзы во Франции и Австро-Венгрии. Появление организационной структуры позволило сформировать систему международных соревнований. С 1890-х годов стали проводиться официальные международные форумы по отдельным видам спорта. Первый чемпионат мира прошел в Санкт-Петербурге (1896) по фигурному катанию, первый чемпионат Европы состоялся в Гамбурге (1891) также по фигурному катанию. Чемпионаты континентов Южной Америки, Австралии, Азии начали проводиться с 1916 года. Международные соревнования явились основанием для образования международных специализированных спортивных объединений, т.е. федераций. Первая международная федерация гимнастики (ФИЖ) возникла в 1881 году.

Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс. Фридрих Ян. Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.)- военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины.



Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен- хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен). и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стати появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений.

2) вольных упражнений:

3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными

4) массовых упражнений:

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине XIX века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

Шведская гимнастическая система

Шведская гимнастическая система создавалась по ини­циативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрнку Лингу (1776 - 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики - укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движении от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук. ног. брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др.

Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил - каждое занятие - замкнутое единство. Оно начиналось с разминки Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнении, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Работу отца продолжил его сын Ламар Линг (1799 -1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 - 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Что­бы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды - швед­скую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принци­пиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созда­нию основ современной физической культуры за счет ло­кального развития отдельных групп мышц и охраны здоро­вья. Немецкая система - путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Немецкая система гимнастики

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии. Основателями немецкой системы гимнастики были Йоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян, Адольф Шписс. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, лестницы, шесты и т.п.), военно-игровые упражнения, туризм, экскурсии. Главной целью считалось развитие двигательных способностей, сложных движений, выносливости, воли и дисциплины. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

Фридрих Ян (1778 - 1852) в 1811 году на лугу Хазен-хайде под Берлином устроил площадку для гимнастики и приступил к работе. Молодежь по его руководством занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. Ян называл свою систему «турнкунст» - искусство изворотливости (сокращенно - турнен), и учеников называл турнерами. Он составил перечень упражнений на гимнастических снарядах, перекладине, брусьях и коне, которые сводились к многократному повторению отдельных элементов-подъемов, оборотов, махов и т.п.

Ф. Яном было подготовлено 2 тыс. гимнастов. По его примеру в других городах стали появляться идентичные школы. Прусское правительство, пытаясь приостановить неблагоприятное для себя течение, в 1819 году запретило физическое воспитание в школах и гимнастические занятия взрослых на открытом воздухе. Яна поместили в крепость (выпустили в 1825 г.). Запрет на занятия гимнастикой продлился с 1820 по 1842 год. В 1842 году королевским указом был снят запрет на комплекс упражнений Яна.

Систему Яна применительно к школе развил швейцарец Адольф Шписс (1810 - 1858) и дополнил упражнениями с ручными снарядами, перестроениями, висами и упорами. Ему помогал Эрнст Эйзелен, разработавший методику преподавания и изготовивший наглядные таблицы. Система Яна - Эйзелена - Шписса состояла из:

1) порядковых упражнений;

2) вольных упражнений;

3) упражнений со снарядами - подвижными и неподвижными;

4) массовых упражнений;

Герхард Ульрих Антон Фит (1763 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в "Опыте энциклопедии физических упражнений". Этот труд состоит из трех частей: "Данные к истории физических упражнений" (1794), "Система физических упражнений" (1795), "Приложения к первой и второй частям" (1819). Он дал определение понятия "Физическое упражнение": это все движения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может:

б) развить красивые формы тела;

в) увеличить силу, быстроту движений;

г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу;

д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени;

е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий:

а) необходимость специально оборудованных мест занятий;

б) высокая профессиональная подготовленность педагога;

в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, указания врача).

На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнастических упражнениях.

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на лоно природы, идеализацию первобытного дикаря для воспитания сильного, мужественного молодого поколения, образцом которому должен стать старый (средневековый) немец.

Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: "Гимнастика для юношества" (1804); "Игры для развития и отдыха тела и духа" (1796); "Гимнастическое руководство для сынов отечества" (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, датский языки и способствовали распространению идей автора в Европе.

После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.

В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упражнения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

В целях организации борьбы за освобождение отечества от Наполеона в 1808 г. в Кенигсберге возник Тугенбунд (Союз добродетели). В его работе принимали участие государственные и общественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г.этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влиянием идей "Тугенбунда" националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как общественное заведение для занятий гимнастикой.

Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и шведской системы гимнастики.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики работали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься.

В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, страховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стремлениями и способностями учеников. Во второй части занятия выполнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводящие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гессенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейшему развитию гимнастики..."

Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных задач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 -- 1858) -- преподаватель гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал упражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы можно было заниматься на них по 4 --6 человек одновременно, и приспособил их для занятий со школьниками. Упражнения были систематизированы в порядке возрастающей сложности. При подборе упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок подвижными играми и массовыми упражнениями.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возможностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

Теоретики немецкого турнена причисляли к гимнастике все области физической культуры. С особой охотой они занимались прыжковыми видами атлетики. Однако остальные виды физических упражнений - атлетика, гребля, бег на коньках, велоспорт - развивались совершенно в иных условиях и по другим законам, нежели двигательный материал гимнастики. Поэтому во второй половине ХIХ века поклонники этих видов постепенно покинули ряды гимнастического движения.

РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

Рабочее спортивно-гимнастическое движение

Характерной чертой всего рабочего спортивно­гимнастического движения в Германии является то обстоятельство, что численный рост спортивных союзов, их укрепление в организационном и чисто спортивном отношении отражали общее положение дел в рабочем движении. Руководящими органами были Товарищество по восстановлению единства рабочего спорта, Боевое товарищество за единство красного спорта, а также Центральная комиссия по вопросам рабочего спорта и физической культуры. Эта комиссия руководила работой всех союзов, за­щищала их интересы в государственных органах, в отношениях с буржуазными спортивными органи­зациями. Председателем комиссии был К. Геллерт, фактически ее деятельностью руководил Ф. Вильдинг. Оба они принадлежали к правому крылу со­циал-демократической партии.

В последний период Веймарской республики Цен­тральная комиссия объединяла 11 спортивно-гим­настических рабочих союзов (1 млн. 300 тыс. чле­нов). Это были: спортивно-гимнастический союз, союз велосипедистов и мотоциклистов «Солидар­ность», рабочий атлетический союз, туристический союз «Друзья природы», рабочий союз санитаров, рабочий шахматный союз, союз «Народное здо­ровье», рабочий стрелковый союз, рабочий союз игроков в кегли, союз свободных яхтсменов, рабо­чий союз рыболовов. Наряду с Центральной ко­миссией существовали и другие организации, такие, как Пролетарская служба здоровья и рабочий ту­ристский союз.

Исключенные правыми социал-демократами ре­волюционно настроенные рабочие-спортсмены образовали в 1929 г. Товарищество по восстановле­нию единства рабочего спорта и в 1930 г. Боевое товарищество за единство красного спорта. У них было единое руководство, построенное по принци­пу демократического централизма. Центральное правление Боевого товарищества имело секции по различным видам спорта. Соответствующим обра­зом были организованы также земельные и рай­онные правления. В 1932 г. Боевое товарищество имело 250 ООО членов и очень большое число сочувствующих.

Роль КПГ. Коммунистическая партия Германии была единственной партией в стране, которая на­чиная с 1923 г. на своих съездах обсуждала вопросы рабочего спорта, способствовала его развитию и оказывала рабочему спортивному движению си­стематическую помощь. Эрнст Тельман в своих вы­ступлениях неоднократно касался этой тематики; так, на общегерманской встрече красных спортсме- нов-рабочих в 1930 г. в Эрфурте он говорил: «Про­летарские спортивные союзы-это особенно важное звено рабочего движения. Физическая подготовка и спортивная закалка делают рабочих сильнее, по­вышают их боеготовность в классовой борьбе». Помощь партии состояла прежде всего в постоян­ной политической ориентации на борьбу за един­ство действий и за организацию рабочего фронта против милитаризма и фашизма, в разоблачении буржуазно-реформистской идеологии, в привлече­нии новых членов, в популяризации спортивных мероприятий.

Рабочий спортивно-гимнастический союз (РСГС)

Рабочий гимнастический союз (РГС) был наибо­лее крупной спортивной организацией. В 1919 г. в соответствии с расширением круга задач было ре­шено переименовать союз в спортивно-гимнастиче­ский. В его рамках относительно самостоятельно работали секции футбола, водного спорта и гимна­стики. В секцию гимнастики входили также легкая атлетика и все спортивные игры, кроме футбола. В 1918 г. в РСГС было 42 тысячи членов. Рабочие- спортсмены устраивали многочисленные состяза­ния, строили собственные спортивные площадки. Это был их вклад в общепролетарскую борьбу.

Однако руководство Союза, стоявшее на рефор­мистских позициях, проводило политику «нейтра­лизации». Так, Союз не принял участие в крупных классовых сражениях периода Веймарской респуб­лики. В 1933 г. Геллерт и Вильдинг позорно капи­тулировали перед нацистами и делали все от них зависящее, чтобы не допустить сплочения спорт­сменов в борьбе против фашизма.

Международные организации. Социалистический ра­бочий спортивный интернационал (СРСИ) был ос­нован в 1920 г. в г. Люцерне, поэтому его еще на­зывают Люцернским спортивным интернациона­лом. В него входили находившиеся под руковод­ством реформистов рабочие спортивные организа­ции Германии, Австрии, Финляндии и Бельгии, а также некоторых других европейских стран. Хотя Интернационал и выступал против милитаризма и капитализма, однако правые социал-демократиче- ские лидеры препятствовали приему в него совет­ских спортивных организаций. В целях сплочения революционных рабочих спортивных организаций в Москве в 1921 г. был создан Красный спор­тивный интернационал (КСИ). Он был призван сплотить рабочих-спортсменов на классовой проле­тарской основе, способствовать их идеологическо­му и физическому воспитанию.

Предложения КСИ о единстве действий в борьбе против фашизма, о совместном проведении рабо­чей олимпиады (1925 г.) отклонялись под самыми различными предлогами. Лишь в 1935 г. настойчи­вость КСИ увенчалась успехом: были организо­ваны совместные выступления против проведения Олимпийских игр в фашистской Германии.

Советско-германские спортивные контакты начались с 1923 г. Спортивные встречи были свидетельством симпатий рабочих-спортсменов к Советскому Сою­зу, верности идеям пролетарского интернациона­лизма. Они помогали разоблачению антисоветской пропаганды и вместе с тем способствовали усиле­нию влияния революционной оппозиции в герман­ских рабочих спортивных союзах. 3 августа 1926 г. состоялось официальное подписание советско-гер- манского спортивного соглашения; так была про­рвана «спортивная блокада», организованная импе­риалистами против Советского Союза. Тем ковар­нее и отчаяннее действовали в правлениях спор­тивных союзов правые социал-демократы. Они попытались вызвать раскол в спортивных организа­циях. Это вызвало возмущение рядовых членов Со­юза, однако чиновникам от спорта не было до это­го никакого дела: пользуясь новым уставом, который предоставлял правлению почти неограни­ченное право исключать из Союза его членов и смещать функционеров, они устраняли отдельных недовольных и целые организации, не желавшие подчиняться их диктату. Раскольнические действия правых социал-демократов распространились и на все остальные спортивные организации. К началу 1930 г. число исключенных рабочих-спортсменов достигло 60 тысяч. Раскольники стремились изоли­ровать революционные силы от основной массы спортсменов.

Товарищество по восстановлению единства рабо­чего спорта направляло свою деятельность на до­стижение единства рабочего спортивного движения, против планов и стремлений крупной буржуазии поставить спорт на службу милитаризму.

Нацисты завершили реакционный процесс мили­таризации физической культуры и спорта, начатый еще в эпоху Веймарской республики буржуазными спортивными деятелями. Физическая культура и спорт были полностью подчинены целям подго­товки новой империалистической войны; главной задачей было «выращивание здоровых организ­мов».

Олимпийские игры 1936 г. фашисты использова­ли для укрепления своего внешнеполитического престижа, для дальнейшего совершенствования вну­триполитической системы, основанной на терроре и демагогии.

Физическая культура и спорт в ГДР после 1945 г.

В 1945 г. в истории немецкого народа началась новая историческая эпоха. В результате победы над фашизмом соотношение сил на международной арене в значительной степени изменилось в пользу демократии и социализма. Набирало силы движе­ние за мир, а вместе с ним и стремление спортсме­нов мериться силами на спортивных состязаниях. Новая обстановка позволила Советскому Союзу и другим странам мировой социалистической си­стемы вступить в международные спортивные феде­рации, включиться в международное олимпийское движение, где до того времени безраздельно гос­подствовали капиталистические страны.

В 50-е гг. основная задача состояла в том, чтобы превратить спортивное движение в Германии в де­мократическое всенародное спортивное движение. К началу 1952 г. 268 тысяч спортсменов стали обладателями «Знака спортивного мастерства». Большую помощь молодой республике оказывали советские спортсмены, тренеры, ученые, работники советских спортивных организаций.

В апреле 1951 г. был образован Национальный олимпийский комитет ГДР, который должен был представлять спортсменов ГДР в олимпийском движении. Однако спортсмены ГДР не приняли участия в Олимпийских играх 1952 г., ибо под на­жимом западногерманских спортивных деятелей большинство членов МОК проголосовало против приема ГДР. В июле 1952 г. II конференция СЕПГ провозгласила в качестве основной задачи строи­тельство социализма; государство становилось главным инструментом в решении этой задачи. 24 июня 1952 г. были созданы Государственный комитет по делам физкультуры и спорта при Сове­те Министров ГДР, а также соответствующие ор­ганы в округах и районах. Немногим позже Совет Министров принял решение создать общество «Спорт и техника». Быстрыми темпами начал раз­виваться большой спорт. В 1954 г. существовавшие до того времени тренировочные центры были пре­образованы в спортивные клубы. Успехи спортсме­нов республики явились одной из важнейших при­чин официального признания многих спортивных секций ГДР международными федерациями, а НОК ГДР в 1955 г. был признан Международным олим­пийским комитетом.

В 1954 г. в Лейпциге состоялся Второй спортив­но-гимнастический праздник. Он стал свидетель­ством сохранения и дальнейшего развития в ГДР лучших традиций немецкой физической культуры. Вместе с тем он показал, каких грандиозных ре­зультатов развивающееся социалистическое физ­культурное движение может добиться в будущем.

Создание социалистической физической культуры в ГДР

Рассмотрев итоги спортивной конференции в Карл-Маркс-Штадте в ноябре 1955 г., Совет Ми­нистров ГДР издал 9 февраля 1956 г. «Решение

о дальнейшем развитии физической культуры и спорта». После «Закона о молодежи» 1950 г., в котором были сформулированы задачи физиче­ского воспитания молодежи, это решение является наиболее значительным государственным докумен­том в данной области; в нем были сформулиро­ваны задачи и положения, не утратившие своего значения в течение многих лет. Образование НСГС-Немецкий спортивно-гимнастический со­юз-(27-28 апреля 1957 г.) явилось решающим ша­гом на пути создания руководящей общественной организации социалистического типа в области фи­зической культуры и спорта.

V съезд СЕПГ поставил задачу всемерно уско­рить осуществление социалистической культурной революции. Задачи, стоявшие перед физической культурой и спортом, приобрели в этой связи новое качественное звучание. У массового физкультурно­го движения появился лозунг: «Где бы ты ни был- раз в неделю займись спортом!»

Новые задачи выдвигали новые критерии, требо­вали переосмыслить происходящее, отойти от старых традиций, искать новые формы. Спор­тивные сооружения должны были стать доступны­ми для всех и для каждого. Физкультурно-массовая работа разворачивается по месту жительства граж­дан. Первые итоги были подведены на Втором спортивно-гимнастическом конгрессе в апреле 1961 г. Устав и Программа НСГС были скорректи­рованы с учетом новых условий. Победа социали­стических производственных отношений на селе создала совершенно новые условия для развития сельского спорта. НСГС поставил задачу стереть «белые пятна» со спортивной карты страны.

В 1961 г. в ГДР начался качественно новый этап развития спортивного движения. В ГДР были соз­даны социалистические производственные отноше­ния.

В новой программе СЕПГ, принятой VI съездом партии, подчеркивалось, что дальнейшее построе­ние социализма невозможно без всесторонне разви­того человека. Поэтому партия рабочего класса со­чла необходимым и впредь уделять неослабеваю­щее внимание развитию спорта.

Социалистическая перестройка системы народно­го образования вызвала необходимость коренных изменений в содержании и формах физического во­спитания в школе. Были проведены длительные ди­скуссии, а также предприняты серьезные научные изыскания.

Чрезвычайно большое значение для развития фи­зического воспитания и спорта среди детей и моло­дежи имел «Закон о едином социалистическом на­родном образовании» от 25 февраля 1965 г. В нем определены основные цели спортивной работы в школе и высшей школе, а также задачи и главные направления преподавания физкультуры во всех ви­дах школ и применительно ко всем возрастным категориям.

В ходе социалистического строительства спортив­ная наука приобрела огромное значение не только с точки зрения решения частных научно-методических и технических вопросов, но также и в отноше­нии планирования и руководства всем развитием физической культуры и спорта. В большом спорте в центре внимания по-прежнему оставалось осу­ществление прогресса в науке и методике. На мно­гие вопросы развития школьного спорта ответ был уже дан, другие вопросы еще ожидали своего реше­ния. Были предприняты попытки ликвидировать отставание науки в решении вопросов занятий фи­зической культурой и спортом с целью проведения свободного времени, отдыха и сохранения и укре пления здоровья. Ставилась задача интенсифициро­вать научно-исследовательскую работу, укрепить естественнонаучную основу спорта, увеличить отда­чу от научной работы и спортивную науку в целом превратить в серьезную движущую силу развития физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт в ГДР на новом этапе

К 20-летию ГДР (1969 г.) каждый третий гражда­нин ГДР занимался спортом или туризмом, каждый четвертый был членом одной из спор­тивных организаций ГДР или школьного спортив­ного клуба. В этих успехах воплотилась деятель­ность всех общественных сил и многих спортивных организаций. Большое значение имела совместная спортивная программа НСГС и Объединения сво­бодных немецких профсоюзов, впервые принятая в 1974 г. Стали популярны многочисленные мас­совые состязания и новые формы занятий спортом: движение «Бег ради здоровья», соревнования се­мейных команд, заочные соревнования сельских спортсменов, олимпиады отпускников и т. д. Все большую роль в организации тренировочной ра­боты и соревнований стали играть НСГС и входя­щие в него спортивные федерации.

Одним из важнейших средств всестороннего во­спитания подрастающего поколения стали спарта­киады. В развитии этого движения участвовали НСГС, органы народного образования, Союз сво­бодной немецкой молодежи и пионерская организа­ция им. Эрнста Тельмана. В 1966 г. в спартакиадах участвовало 1,9 млн. юных спортсменов, в 1967 г.- 2,3 млн., в 1968 г.-2,6 млн., в 1969 г.-2,7 млн., в 1970 г.-З млн. Завоевывал признание спорт ГДР и на международной арене. В 1968 г. МОК на своей сессии во время Олимпийских игр в Ме­хико 44 голосами против 4 предоставил Наци­ональному олимпийскому комитету ГДР все пра­ва, предусмотренные олимпийскими правилами: самостоятельная команда, флаг, гимн, эмблема. В 1969 г. спортсмены НСГС добились ‘выдающихся достижений: на мировых чемпионатах они завоева­ли 35 медалей, а на европейских-114. Особенно большой успех выпал на долю легкоатлетов, жен- щин-гребцов, гимнасток и пловцов.

Президент НСГС М. Эвальд в одном из своих выступлений подвел спортивные итоги ГДР в 1970 г.: 17 золотых, 28 серебряных и 23 бронзовые ме­дали на мировых чемпионатах и 34 золотые, 27 се­ребряных и 31 бронзовая-на европейских.

Важной движущей силой в развитии физической культуры в ГДР стала спортивная наука. В ходе осуществления реформы высшей школы (1965 г.) значительные изменения произошли и в спортивной науке: особый упор делался на повышение эффек­тивности практики, на то, чтобы, используя методы прогнозирования, ориентировать спортивную науку на решение задач, которые возникнут в будущем.

Были созданы новые учебные программы, новые концепции проведения исследовательских работ и повышения квалификации специалистов. Осу­ществление третьей реформы высшей школы в сфере спортивной науки совпало с выполнением решений Государственного совета о физкультуре и спорте в практическом и теоретическом плане.

Настойчиво претворялись в жизнь и уточнялись на практике учебные планы для общеобразова­тельных школ, разработанные на базе нового Зако­на о народном образовании. Педагоги совместно с представителями НСГС и общества «Спорт и тех­ника» все больше внимания уделяют развитию спортивной работы дополнительно к урокам физи­ческого воспитания.’ Особенно большую работу пришлось проделать в сфере профессионально-тех­нического обучения, ибо здесь условия занятий спортом уже ни в коей мере не отвечали возрос­шим требованиям. В университетах, вузах и техни­кумах развернулась активная работа по претворе­нию в жизнь решения Государственного совета ГДР по вопросам физической культуры и спорта, в котором перед будущими специалистами и учены­ми ставятся большие задачи.

30-31 мая 1970 г. в Берлине состоялся IV спор­тивно-гимнастический конгресс НСГС. Были опре­делены задачи по дальнейшему развитию социали­стической физической культуры и спорта, принят перспективный план работы, состоялись выборы центральных руководящих органов Союза. В рабо­те конгресса приняла участие делегация ЦК СЕПГ во главе с Э. Хонеккером, который передал посла­ние ЦК СЕПГ и Государственного совета ГДР и выступил с речью. Он сказал: «…Мне доставляет большую радость от имени Центрального комите­та СЕПГ и Г осударственного совета поблагодарить всех спортсменов и спортсменок, тренеров, судей, научных работников, спортивных врачей и руково­дителей Немецкого спортивно-гимнастического союза, а также всех активистов и друзей спорта за их творческую, плодотворную деятельность. Чего ждет наше общество от физкультуры и спорта в предстоящем пятилетий? Нам необходимо со­здать социалистическую физическую культуру для всего народа. Их характерные черты состоят в том, что физическая культура и спорт активно способ­ствуют формированию здорового, оптимистическо­го и творческого образа жизни нашего народа; физкультура и спорт помогают воспитывать у лю­дей оптимистическое отношение к жизни, укре­пляют их здоровье, обеспечивают регулярный ак­тивный отдых, делают более содержательным до­суг в семье, в рамках рабочего или спортивного коллектива; наиболее эффективные формы физиче­ской культуры, регулярные тренировки и физиче­ские занятия, участие в спортивных состязаниях все настойчивее входят в жизнь многих граждан, и осо­бенно молодежи. Это способствует гармоничному- духовному и физическому — развитию личности, по­вышает активность людей, их стремление доби­ваться высоких результатов в учебе и в работе, в общественной жизни и в спорте. Выявление и во­спитание наиболее одаренных спортсменов- главный путь к новым успехам на международных состязаниях и на Олимпийских играх».

Участие в Олимпийских играх. Спортсмены ГДР впервые участвовали в Олимпийских играх в 1956 г.-в Кортина д’Ампеццо и Мельбурне. Их участие в этих играх, равно как и в Олимпий­ских играх 1960 г. в Скво-Вэлли и Риме, а также 1964 г. в Инсбруке и Токио, проходили в соответ­ствии с решением МОК в рамках совместных олим­пийских команд ГДР и ФРГ, сформированных на равноправной основе обоими НОК из лучших атле­тов ГДР и ФРГ. Руководство этими совместными олимпийскими командами осуществлялось на равноправной основе президентами обоих немецких НОК.

Спортсмены ГДР завоевали на Олимпийских играх 1956 г. 1 золотую, 4 серебряные и 2 брон­зовые медали, а также совместно со спортсменами ФРГ-еще одну бронзовую медаль. В 1960 г. на VIII зимних Олимпийских играх и соответственно на Играх XVII Олимпиады спортсмены Г ДР завое­вали 4 золотые, 10 серебряных и 5 бронзовых меда­лей, а также совместно со спортсменами ФРГ еще одну золотую и 2 бронзовые медали.

На IX зимних Олимпийских играх 1964 г. в Инс­бруке и соответственно на Играх XVIII Олимпиады в Токио спортсмены ГДР завоевали 5 золотых, 10 серебряных и 3 бронзовые медали, а в эстафетных соревнованиях совместно со спортсменами ФРГ — еще 3 серебряные и 2 бронзовые медали. На X зим­них Олимпийских играх в Гренобле и соответствен­но на Играх XIX Олимпиады в Мехико в 1968 г. спортсмены ГДР впервые участвовали самостоя­тельными олимпийскими командами. Они завоева­ли на этих играх 10 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

На Олимпийских играх в Монреале спортсмены ГДР в неофициальном командном зачете заняли второе место, опередив США и другие крупные ка­питалистические страны.

Успехи спортсменов ГДР уже никого не уди­вляют. На Играх XXII Олимпиады в Москве (1980 г.) они завоевали 47 золотых, 37 серебряных и 42 бронзовые медали. Это заслуженная награда за неослабное внимание к физической культуре и спорту в ГДР.

ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГДР

Исходя из научного анализа развития общества, СЕПГ проводит линию на поступательное развитие физической культуры и спорта, как и других сфер общественной жизни.

Государственный секретариат по физической культуре и спорту

17 июня 1970 г. специальным решением был образован Госсекретариат по физкультуре и спорту при Совете Министров ГДР.

Создание Государственного секретариата отвеча­ло потребностям и условиям научного руководства со стороны органов государственной власти в ГДР и явилось еще одним выражением оценки социаль­ной роли физической культуры и спорта в создании развитого социалистического общества.

Госсекретариат направляет свою деятельность главным образом на совершенствование государ­ственного планирования и руководства социалисти­ческой физической культурой, различными отрасля­ми спортивной науки, в том числе спортивной медициной, на подготовку и повышение квалифика­ции специалистов в области спорта, а также на обеспечение материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом. Кроме того, он занимается прогнозированием в области физической культуры и спорта, составлением перс­пективных и годовых планов, обеспечением по­стоянного медицинского обслуживания спортсме­нов и физкультурников. Государственный секрета­риат ответствен за выполнение планов научно-исследовательских работ во всех аспектах, в том числе и в отношении спортивной медицины, за кон­троль в этой области, а также за внедрение дости­жений спортивной науки в практику. Наряду с этим Г оссекретариат занимается совершенствованием комплекса «Готов к труду и обороне Родины», осу­ществляет капиталовложения в строительство спор­тивных объектов общегосударственного значения, разрабатывает основные принципы развития строи­тельства спортсооружений, помогает Окружным со­ветам в осуществлении планирования и руковод­ства спортом в округах. И наконец, Г оссекретариат отвечает за выполнение межгосударственных дого­воров в области спорта.

Работой Государственного секретариата руково­дит государственный секретарь, который опирается на рекомендации и предложения Научного совета, спортивно-медицинской службы, Координационно­го совета по производству и продаже спортивных товаров, Центральной отраслевой комиссии спор­тивных сооружений и Наградной комиссии.

Основополагающим принципом деятельности Государственного секретариата по координированному решению задач является тесное сотрудничество с центральными государственными органами и обще­ственными организациями. Госсекретариат энергич­но поддерживает усилия НСГС по привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Учреждения и организации. Государственному секре­тарю подчинен целый ряд организаций и учрежде­ний: Немецкая высшая школа физической куль­туры; Спортивно-медицинская служба; Научно-тех­нический центр по спортсооружениям (исследова­ния, разработки, специальное проектирование); Ге­неральный секретариат научного совета и др. Они действуют на основе собственных уставов и выпол­няют задачи, которые ставит перед ними Государ­ственный секретариат.

Научный совет. Действует в качестве совещательно­го органа Государственного секретариата и содей­ствует решению задач по развитию социалистиче­ской физической культуры на научной основе.

Его основные задачи-содействовать политико­идейному образованию и воспитанию граждан со­циалистического общества, участвовать в разработ­ке прогнозов и в перспективном планировании, разрабатывать важнейшие материалы по развитию физической культуры и спорта, совершенствовать подготовку кадров и развивать социалистическое сотрудничество в рамках отдельных видов спорта. В деятельности Научного совета находит свое во­площение принцип соединения науки и практики.

Научный совет при Госсекретариате является членом Международного совета по вопросам спор­та и физического воспитания при ЮНЕСКО. Спортивно-медицинская служба. В соответствии с Уставом в ее задачи входят: организация спор- тивно-медицинского обслуживания спортсменов НСГС, методическое руководство государственны­ми органами и учреждениями, занимающимися спортивно-медицинским обслуживанием учащихся и студентов, оказание помощи в организации спор- тивно-медицинской работы в профсоюзных домах отдыха и санаториях, контроль за состоянием здо­ровья, осуществление профилактических, лечебных и спортивно-гигиенических мероприятий среди на­селения, занимающегося физкультурой и спортом, распространение научных знаний в рамках меди­цинской пропаганды среди населения о пользе фи­зической культуры для укрепления здоровья, орга­низация медицинского обслуживания на спор­тивных состязаниях в ГДР совместно с Обществом Красного Креста, разработка спортивно-медицин­ской тематики в рамках государственных планов научных исследований.

Центральная отраслевая комиссия по спортивным сооружениям. Это совещательный орган Государст­венного секретариата по физкультуре и спорту, который занимается вопросами проектирования и развития строительства спортсооружений, экспертиз планов и объектов, изучения национального и меж­дународного опыта в области строительства спор­тивных объектов.

Физическая культура и спорт в системе народного образования

Физическое воспитание-неотъемлемая составная часть деятельности социалистической общеобразо­вательной школы. Наряду с политическим, тру­довым, моральным и эстетическим воспитанием и образованием оно является важным элементом формирования человека социалистического обще­ства.

В соответствии с «Законом о единой социалисти­ческой системе народного образования» физическое воспитание является составной частью государ­ственных школьных программ. Здесь основной формой занятий служит урок физкультуры. Вместе с тем вопросы физкультуры и спорта рассматри­ваются и в преподавании других предметов.

Уроки физкультуры в общеобразовательных по­литехнических средних школах, в школах с 12-лет­ним обучением и в техникумах проводятся на осно­ве обязательных учебных планов. Физкультурная работа в детских садах также организуется на осно­ве учебно-воспитательного плана.

К задачам физического воспитания в дошколь­ном возрасте относятся: формирование гигиениче­ских привычек; закаливание организма ребенка; формирование физических качеств, а также разви­тие и совершенствование двигательных навыков. Здесь важной организационной формой являются гимнастические упражнения, которые в остальное время дополняются разнообразными играми на воздухе, физическими упражнениями во время про­гулок с использованием тех или иных особенностей местности. Многие дошкольники, кроме того, при­учаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом также и в детских спортивных группах НСГС.

Во всех классах общеобразовательных средних школ преподавание физкультуры осуществляется по сетке, утверждаемой Министерством просвеще­ния. Уроки проводятся по утвержденным учебным планам. Начиная с 1965 г. во всех классах были введены новые учебные планы, современные формы и методы преподавания. По окончании 10-го и 12-го классов школьники сдают экзамены по фи­зической подготовке; оценки вносятся в аттестат. Во всех других классах итоговые отметки за год выставляются на основании текущих проверок ус­певаемости.

В соответствии с постановлением Совета Мини­стров ГДР начиная с 1953 г. во всех профтехучили­щах два часа в неделю отводится на занятия физ­культурой. Занятия проводятся имеющими спе­циальную подготовку преподавателями на основе утверждаемых государственными органами учебных планов. Отметки в свидетельстве выстав­ляются по итогам проверки успеваемости и экзаме­нов.

Одаренные в спортивном отношении дети учатся в детских и юношеских спортивных школах. Эти специальные школы осуществляют свою деятель­ность на основе закона о народном образовании., Факультативные занятия. Факультативные спор­тивные занятия в первую очередь организуются в школьных спортивных коллективах, для которых Министерство просвещения разработало единую инструкцию. За их деятельность отвечает директор школы. Школьники, как правило, занимаются один-два раза в неделю под руководством настав­ников, в роли которых выступают учителя, ученики старших классов, родители, шефы, бывшие спорт­смены.

Школьники всех возрастов имеют возможность заниматься также в секциях спортивных обществ НСГС. Как правило, здесь преобладают занятия в форме тренировок. Дети и молодежь-члены НСГС-тренируются несколько раз в неделю. Они повышают свое спортивное мастерство, выступают в соревнованиях, организуемых секциями по видам спорта. Кроме того, при спортивных коллективах НСГС существуют группы общей спортивной под­готовки для детей.

Во всех школах ежегодно проводятся легкоатле­тические соревнования, победители которых награждаются грамотами председателя Государ- ственного совета ГДР. В этих состязаниях уча­ствуют школьники 4-х-12-х классов, а также уча­щиеся профтехучилищ. С 1965 г. повсеместно проводятся районные спартакиады. Для этого рай­онные советы НСГС совместно с органами народ­ного образования и Союзом свободной немецкой молодежи образуют спартакиадные комитеты. С одной стороны, подготовка к спартакиадам за­ставляет учащихся всех классов систематически тре­нироваться, а участие в них способствует тому, что дети привыкают выступать в состязаниях; с другой стороны, спартакиады помогают выявлению новых талантов. После районных спартакиад ежегодно проводятся окружные спартакиады либо цен­тральные детские и юношеские спартакиады ГДР. Кроме того, дета и молодежь, постоянно занимаю­щиеся спортом, выступают на первенствах районов и округов, организуемых районными и окружными секциями по видам спорта федераций НСГС, а так­же на первенствах ГДР, организуемых спортивны­ми федерациями. В спартакиадах могут участво­вать все дети и подростки, выполнившие установленные нормативы, независимо от того, занимают­ся ли они в школьных спортивных коллективах или нет и являются ли они членами НСГС.

Большинство спортивных федераций проводят состязания по различным возрастным группам и категориям спортивной подготовленности или со­четают два эти критерия. В общереспубликанском масштабе все чаще применяется принцип деления участников в зависимости от уровня спортивного мастерства.

Значительное развитие в ГДР получил студенче­ский спорт. Физическое воспитание является обяза­тельным предметом в университетах, вузах и техни­кумах ГДР. Ответственность за организацию сту­денческого спорта возложена на Министерство высшего и среднего специального образования, ре­кторов и директоров университетов, институтов и техникумов совместно с руководителями отделов студенческого спорта и спортивных коллективов ву­зов и техникумов НСГС. Всемерную помощь в этой деятельности им оказывают руководящие органы Союза свободной немецкой молодежи, об­щества «Спорт и техника» и Объединения сво­бодных немецких профсоюзов.

При НСГС существует Президиум по вопросам спортивной работы в вузах и техникумах, который руководит работой спортивных коллективов, орга­низует соревнования, а также осуществляет между­народные студенческие спортивные связи.

В последние годы во многих учебных заведениях физическое воспитание студенческой молодежи во все большей степени используется для всесторонне­го развития личности. Особое внимание уделяется установлению оптимального соотношения между профессиональной подготовкой и занятиями по по­вышению спортивного мастерства в секциях, в ко­торых студенты занимаются по собственному вы­бору, а также разработке типовых программ спортивной подготовки на весь срок обучения-от первого курса и до последнего. Это позволяет мно­гим студентам приобрести квалификацию тренера или судьи, получить спортивный значок ГДР или спортивный разряд. Для преподавателей физическо­го воспитания в вузах организуются курсы повыше­ния квалификации, программа которых рассчитана на несколько лет. Тем самым обеспечивается по­стоянный рост квалификации тренеров примени­тельно к требованиям современности. Многие сту­денты старших курсов охотно занимаются спортом факультативно, главным образом в спортивных коллективах вузов и техникумов, действующих под эгидой НСГС; эти же коллективы организуют спортивные состязания. Факультативы дополняют­ся разнообразными студенческими состязаниями, организуемыми Союзом свободной немецкой мо­лодежи и отделами спортивной работы среди сту­дентов. Некоторые студенты выступают на сорев­нованиях, организуемых другими организациями НСГС. Главными мероприятиями в студенческом спорте и в общественной жизни университетов, ву­зов и техникумов ГДР являются студенческие чем­пионаты ГДР и общереспубликанские студенческие спартакиады. Президиум по вопросам спортивной работы в вузах и техникумах при НСГС при под­держке учебных заведений ведет активную между­народную работу.

НЕМЕЦКАЯ ГИМНАСТИКА (турнен) - первоначальная национальная форма организации физич. воспитания в Германии. Филантропины популяризировали физич. воспитание в германских государствах, но не добились всеобщего признания его. Признание пришло лишь в годы национального подъема, вызнанного завоевательной политикой Наполеона. После поражения прусской армии (1806) и полной канитуляции прусского юнкерства (дворянства) перед Наполеоном немецкая буржуазная интеллигенция стала сколачивать силы для сопротивления агрессору. В своих "Речах к немецкой нации" (1807 - 1808) философ идеалист Фихте (1768 - 1814) выступил с планом всеобщего национального воспитания. Этот план предусматривал формирование воли, характера и физич. развития учащихся. Со своим планом выступил и ярый националист Фридрих Ян (1778 - 1852). В книге "Немецкая народность" он утверждал, что "физические упражнения являются средством наиболее совершенного немецкого национального образования" и что спортивные соревнов. на национальных праздниках дадут возможность каждому немцу почувствовать не только радость спортивной победы, но и радость от единения народа вокруг короля, ведущего нацию к ратным подвигам. Фихте и Ян выдвигали такие планы национального воспитания, к-рые были направлены не на ликвидацию феодального строя, а на укрепление его на новой основе.

Видный государственный деятель Карл Штейн провел нек-рые буржуазные реформы в феодальной Пруссии (1808 - 1809) и стал требовать такого воспитания, к-рое сводилось бы не только к механическому заучиванию учебного материала, но и к тому, "чтобы национальный и военный дух пробуждался в народе и чтобы знание военного дела распространялось путем гимнастических упражнений".

В это же время было создано буржуазное политическое об-во "Тугендбунд" ("Союз добродетели"). Об-во боролось за распространение культуры среди народа, в том числе физич. культуры. Каждый его член давал клятву в том, что будет побуждать своих детей к "занятиям гимнастикой, особенно к упражнениям в военном искусстве, и будет настаивать на введении этих упражнений во всех школах". Об-во разработало план устройства общественных учреждений для физич. упражнений. В проекте устава учреждений говорилось, что: "...ученик не может вступить в высшую школу, подмастерье стать мастером, слуга стать хозяином, холостой человек жениться, если не подтвердит своей ловкости в физических упражнениях соответствующими аттестатами или испытаниями". "Тугендбунд" создавал гимнастические отряды юношей, к-рые занимались не только гимнастическими, но и военными упражнениями. Такая деятельность об-ва не понравилась Наполеону, и он дал указание о роспуске "Тугендбунда" (1809).

Значительно большего добилось "Общество друзей Песталоцци". В 1810 оно создало в Берлине при школе Пламана кружок любителей гимнастики. Молодой педагог Фризен и его друзья не только занимались известными в то время физич. упражнениями, но и экспериментальным путем отбирали из них наиболее полезные, изобретали новые и определяли последовательность и методику их освоения. В этом кружке была заложена основа немецкой снарядовой гимнастики (турнкунст) и созданы конструкции основных снарядов. Распространение гимнастики взял на себя Ян. Он организовывал массовые выходы учащихся за город для проведения военно-игровых и снарядовых упражнений на площадке в Хазенхайде. В 1811 кружок был реорганизован в турнферейн - массовую самодеятельную гимнастическую организацию. Такие организации возникли и в др. городах. После поражения Наполеона в России прусский король призвал немцев под ружье (1813). В числе добровольцев были и гимнасты из турнферейнов. В ходе военных кампаний против Наполеона турнеры познакомились с нек-рыми прогрессивными достижениями французской буржуазной революции и стали выступать против остатков феодализма в германских государствах. Говоря о планах и мечтах передовых турнеров и буршей, Энгельс писал: "Это были туманные порывы на вартбургских торжествах, когда отвагой души пламенели и когда, как поется на французский мотив, стремился юноша в кипучий бой, чтобы голову сложить за край родной".

Прогрессивные планы турнеров не соответствовали стремлениям феодальной реакции, и в 1820 турнерские организации были запрещены. Возродились они в 1842. Турнеры участвовали в революции 1848 - 1849 и активно боролись за воссоединение германских государств.

Из средств физич. воспитания турнеры культивировали гл. обр. упражнения на снарядах и со снарядами, а также бег, прыжки, метания, военизированные игры на местности, борьбу и плавание. В методическом отношении турнкунст в то время недостаточно опирался на данные естественных и педагогических наук. Так, соревнов. по гимнастике проводились не на четкость н красоту выполнения движения, а на наибольшее колич. раз безостановочного повторения его. Сам Ян с восхищением вспоминал о турнерах, делавших подряд до 132 оборотов на перекладине на подколенках. Позднее была осуществлена стилизация упражнений; стали требовать математической точности в прямолинейности и прямоугольности движений и положений тела в момент выполнения упражнения. Считалось, что стилизация осложняет процесс освоения упражнений и требует от гимнаста значительно большего напряжения воли, а следовательно и больше укрепляет волю.

К середине XIX в. гимнастические снаряды были приспособлены Шписсом для массовых занятий со школьниками, а методика обучения подчинена задачам воспитания не свободолюбивых, а беспрекословно послушных подданных короля (муштра).

Литература: Лесгафт П. Ф . Педагогические сочинения, т. I. M., 1951, стр. 221 - 259. Торопов Н. И . Гимнастика на службе прусских агрессоров (Очерки по истории физической культуры, вып. III, M., 1948).


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1962. 388 с.
Поделиться: