Ведение мяча на месте без зрительного контроля. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч соседу». Теперь дети не будут скучать на уроках физкультуры! Подвижные игры с элементами баскетбола Эстафеты с ведением баскетбольного мяча

Баскетбол в играх и эстафетах.

В статье предлагается ряд подвижных игр, подводящих к баскетболу. Материал рассчитан на внеклассную работу в школе, хотя многие игры могут быть применены и на уроках физической культуры.

Совершенствование перемещений.

«Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетбола. Применяя различные варианты, можно решать разнообразные задачи. Ниже даётся несколько вариантов «Пятнашек» на перемещения.

1. В руках у водящего набивной мяч. Он старается осалить одного из убегающих игроков, коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становится водящим. В зависимости от количества играющих водящих может быть несколько.

2. То же, но игроки перемещаются спиной вперёд, приставными шагами, прыжками и т. д.

3. То же, но преследуемый может освободиться от водящего, если другой игрок пробежит между ними. Тогда водящий обязан бежать за игроком, пересекшим ему путь.

4. То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и т. д.), а водящий должен их повторять.

5. Этот вариант «Пятнашек» проводится без мяча. Игрок, которого настигли, берёт водящего за руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т. д. К концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков.

6. Каждый из игроков держит в руках какой-нибудь предмет (теннисный мяч, кеглю и т. д.), и лишь у одного в руках ничего нет. Водящий может бежать лишь за тем игроком, у которого в руках нет предмета. Если преследуемый попадает в тяжёлое положение, ему передаёт предмет один из партнёров. Теперь его уже пятнать нельзя, и водящий ловит другого игрока, оставшегося без предмета.

«Пятнашки в тройках». Задача водящего – запятнать игрока 1, которого прикрывает игрок 2. Водящий старается обманными движениями обойти игрока 2 и прорваться к игроку 1, который не имеет права отходить от партнёра дальше чем на 1 м.

«Догони партнёра». Игроки, разбившись на пары, располагаются вдоль лицевой или боковой линии площадки на расстоянии 1,5 – 2 м. в затылок друг другу. По команде они выполняют различные упражнения из исходного положения, затрудняющего старт для рывка (в приседе, в упоре лёжа и т. п.), в быстром темпе. По следующему сигналу игроки, стоящие первыми, устремляются к противоположной линии, а вторые догоняют их, стараясь запятнать. Если во время бега раздаётся свисток, то партнёры останавливаются заранее оговорённым способом (прыжком, двумя шагами и т. д.), после чего поворачиваются и бегут обратно, меняясь ролями. Игрок, запятнавший партнёра, получает 2 очка.

«Воздушный шар». Ребята делятся на 2 команды и строятся в шеренги лицом руг к другу. За спиной у игроков каждой команды на расстоянии 4 – 5 м. проводится ограничительная линия. Между каждой парой игроков ведущий побрасывает воздушный шар, а ребята в прыжке стараются отбить шар одной рукой за спину соперника, перебросив при этом шар через ограничительную линию. Тот, кому это удаётся, получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Третий лишний». Игра носит тактическую направленность. Проводится в группе, игроки которой изучили заслоны. Ребята располагаются по кругу парами в затылок друг к другу. Двое водящих бегут по внешней стороне круга, один убегает, другой его преследует (рис. 1 а). Спасаясь от преследования. Первый водящий внезапно встаёт сбоку от пары игроков, выполняя наружный заслон (рис. 1 б). Игрок, для которого поставлен заслон, становится водящим (убегающим).

В а р и а н т. Водящий ставит заслон так, как это показано на рис. 1 в. В этом случае происходит смена ролей – догонявший убегает в противоположном направлении, а оказавшийся «лишним» догоняет его. Если догоняющему игроку удаётся осалить убегающего, они меняются ролями.

Ловля и передача мяча.

«Наседка и ястребы». Играют две команды. Одна команда – «ястребы» – образует круг, в руках у одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда – «курица с цыплятами» – строится внутри круга в колонну по одному, каждый кладёт руки на пояс впереди стоящего. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего «цыплёнка».

«Живая цель». Ребята делятся на две команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде даётся один мяч. Внутри круга водящий – игрок одной из команд. Задача водящего – увёртываться от мяча, которым его стараются запятнать игроки команды соперника, и одновременно ловить мяч, направляемый ему партнёрами, и возвращать его снова в свою команду. Как только водящего запятнали, его место занимает игрок противоположной команды. Так в роли водящего поочерёдно выступают все участники. Победительницей становится команда, игроки которой, лучше увёртываясь от мяча, выполнили больше передач.

П р и м е ч а н и е. Способ передач мяча заранее обуславливается в зависимости от возраста и количества участников.

«Свободное место». (Рис. 2). Играющие образуют круги по 6 – 8 человек в каждом. В руках у одного из них мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнёру и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, также передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

Эта игра требует большого внимания: надо не перепутать, когда бежать за мячом, а когда – на свободное место.

«Всадники». Игра ведётся на небольшой площади. Ребята делятся на две команды. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой команды. По сигналу ведущего «всадники»начинают перебрасывать друг другу мяч. «Лошади» ведут себя неспокойно (делают неожиданные повороты, переходят с места на место и т. д.), чем затрудняют ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сделавшая большее количество передач.

«Ловец и перехватчик». Играющие располагаются по кругу, в руках у одного из них мяч. В центре круга два игрока: ловец и перехватчик. Стоящие по кругу передают друг другу мяч и, выбрав удобный момент, делают передачу ловцу. Ловец старается открыться, чтобы получить передачу, а перехватчик – прикрыть ловца и перехватить мяч. Каждую 1 мин. перехватчик меняется. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допустит меньше передач ловцу.

«Кто быстрее?». Группа делится на две команды. Команды строятся в шеренги вдоль боковых линий площадки и рассчитываются по порядку. Игру начинают первые номера. Они с мячами выходят на среднюю линию и стоят лицом в противоположных направлениях на расстоянии 3 – 4 м. друг от друга. По сигналу ведущего оба подпрыгивают, ноги врозь, в безопорном положении сильно ударяют мячом в пол под ногами за спину, приземляются и выполняют рывок вперёд за мячом соперника. Игрок, коснувшийся мяча первым, приносит команде 1 очко. Затем то же задание выполняют вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

«Перебрасывание мячей». Группа делится на две команды. Одна команда произвольно располагается на одной стороне площадки, другая – на противоположной. Игрокам обеих команд выдаётся равное количество мячей (3, 4, 5 и т. д.). По сигналу начинается переброска мячей на противоположную сторону площадки. Через определённое время (1 – 2 мин.) игра останавливается и подсчитывается количество мячей в командах. Побеждает команда, у которой оказалось меньше мячей.

«Салки в тройках». Игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое других, передавая мяч друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская мяча из рук. Запятнавший становится убегающим.

В а р и а н т ы: 1. Пятнать можно передачей, а убегающий имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается запятнанным.

2. Два партнёра убегают, передавая друг другу мяч, а догоняющий ведёт мяч, стараясь запятнать одного из убегающих передачей мяча. В этом варианте убегающие не имеют права задерживать в руках мяч.

«Не давай мяча водящему». Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, а также при отработке передач. Пятеро игроков образуют круг, шестой, водящий, - в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, стоящих напротив, но только не соседу справа или слева. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

«Гонка мячей в квадрате». Расположение игроков, как на рис. 3. В данной игре помимо навыков передач мяча приобретается умение «видеть поле». По сигналу ведущего игроки с мячами передают их соседу справа (слева) и меняются местами. Игроки, стоящие на углах, смену мест производят по диагонали. Через каждые 2 – 3 мин. игроки меняются местами по часовой стрелке.

В а р и а н т. По сигналу ведущего игроки останавливаются, выполняют три удара мячом об пол, после чего меняют направление передачи.

«Бросай – беги». Ребята делятся на две команды и строятся в две шеренги через одного (рис. 4). У первых игроков мячи. По сигналу они передают их партнёрам, стоящим напротив, и бегут на их место. Те выполняют аналогичные действия до тех пор, пока мяч не достигнет противоположного фланга. Последний игрок, выполняя ведение мяча, бежит за шеренгой на место первого, и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой раньше заняли свои места.

Ведение мяча.

«Салки». Игрок, ведя мяч, догоняет убегающего, тоже ведущего мяч, и, не теряя контроля над мячом, старается осалить его свободной рукой.

В а р и а н т ы: 1. Убегающего можно осалить передачей, но тот имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается осаленным.

2. Догоняющий с мячом взаимодействует с игроком за площадкой. Запятнать игрока догоняющий может, лишь получив мяч от партнёра.

«Вызов номеров». Группа делится на несколько команд по 4 – 5 человек. В командах игроки рассчитываются по порядку. Команды строятся в колонны за линией старта, у направляющих мячи. Ведущий называет любой номер. Названные номера выбегают, получают мяч от направляющего, ведут его до заданной точки и обратно. Игрок, финиширующий первым, приносит своей команде 1 очко. Затем вызываются следующие номера. И т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.

В а р и а н т ы: 1. То же, но каждому номеру даётся задание: после ведения бросок в кольцо, передача в стену, кувырок и т. д.

2. После первого сигнала может последовать второй, по которому игроки, выполняющие ведение, должны сразу вернуться в строй. Побеждает тот, кто сделает это первым.

3. Перед каждой командой на стуле стоит игрок с поднятым вверх мячом. В момент вызова очередного номера игроки, стоящие на стульях, выпускают мячи из рук. Вызванные игроки должны поймать мяч до касания его пола. За каждый пойманный мяч команда получает 1 очко.

«Пройди защитника». Играют 2 команды – защитников и нападающих. Команды строятся в шеренги вдоль лицевой линии баскетбольной площадки и рассчитываются по порядку. Первый номер защитников выходит в центр площадки. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом и при помощи дриблинга и финтов старается «пройти» защитника и достичь противоположной линии. За удачный прорыв нападающий приносит команде 1 очко. При перехвате мяча защитником 1 очко получает другая команда. Затем выходят вторые номера защитников и нападающих, третьи и т. д. Когда все защитники и нападающие побывают в поле, команды меняются ролями, и игра повторяется.

«Один хвост хорошо, а два лучше». Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплён лоскут материи 1240 см – «хвост». По сигналу ребята перемещаются с ведением, стараясь оторвать друг у друга хвост. По истечении определённого времени даётся сигнал к окончанию игры. Побеждают игроки, у которых окажется наибольшее количество оторванных хвостов.

«Выбей мяч». Игроки с мячами располагаются в области трёхсекундной зоны. По сигналу ведущего они, не выходя за пределы ограничительных линий, начинают ведение правой (левой) рукой, стараясь свободной рукой выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Игрок, потерявший мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется 2 – 3 лучших игрока.

П р и м е ч а н и е. Если группа большая, то её делят на две команды по 8 – 10 человек и проводят два полуфинала. В финале встречаются по 4 – 5 победителей от каждой команды.

«Ведение со скакалкой». Эта эстафета помогает отрабатывать ведение с изменением скорости движения. Группа делится на несколько команд. Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Интервал между колоннами – 2 – 3 м. В 6 – 8 м. против каждой команды на расстоянии 1,5 м. лицом друг к другу встают по двое учеников, держа за концы скакалку. По сигналу ведущего они начинают вращать скакалку навстречу движению игроков, а направляющие с мячом начинают ведение, стараясь пробежать между ребятами со скакалкой так, чтобы скакалка их не коснулась. Вернувшись к своей команде, направляющий передаёт мяч следующему игроку. И т. д. Игрок, коснувшийся скакалки, приносит своей команде 1 штрафное очко.

Сочетание изученных приёмов.

«Старт за мячом». Играющие строятся на лицевой линии под щитом в две колонны и рассчитываются по порядку. Ведущий стоит между колоннами с мячом. Он бросает мяч вперёд и называет какой-нибудь номер. Двое игроков под этим номером бегут к мячу, стремясь завладеть им и бросить по кольцу. Игрок, не завладевший мячом, становится защитником и препятствует броску нападающего. За овладение мячом игрок получает 1 очко, за попадание в кольцо – 2 очка, за удачные действия защитник получает 2 очка.

В а р и а н т. То же, но ведущий бросает мяч навстречу игрокам.

«Наездники». Группа делится на две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Первые номера – «лошади», вторые – «всадники», они садятся верхом на лошадей. Игра ведётся по баскетбольным правилам. Применяя все технические приёмы, команды стараются забросить мяч в кольцо соперников. Через определённые промежутки времени игроки меняются ролями.

«Быстрый прорыв». Ребята играют 2 2 или 3 3, на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая в этот момент мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита вплоть до нового сигнала.

«Охраняя капитана». Играющие делятся на 2 команды. В каждой команде капитан и 3 – 4 защитника остаются на своей половине площадки, а нападающие переходят на половину соперника. После розыгрыша мяча с центра команда, завладевшая мячом, старается за счёт ведения и передач приблизиться к капитану команды соперника и осалить его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и отправить его на половину соперника своим нападающим. За попадание мячом в капитана команда получает 2 очка.

П р и м е ч а н и е. Защитникам не разрешается переходить среднюю линию для помощи своим нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение этого правила команда наказывается потерей мяча.

«Мяч капитану». Игра аналогична предыдущей, но капитан находится на половине площадки соперника под кольцом, а нападающие при противодействии защитников стараются передать ему мяч. В а р и н т ы. 1. То же, но в зоне капитана стоит защитник. 2. То же, но капитан, поймав мяч, пытается забросить его в кольцо.

«Круговая эстафета». Группа разбивается на 4 команды. Команды строятся в колонны, как показано на рис. 5. В руках у направляющих баскетбольные мячи. По сигналу первые номера с ведением мяча пробегают круг и передают мяч третьим номерам и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

В а р и а н т ы. 1. То же, но игроки, обегая круг, выполняют броски по кольцу. В этом случае при выявлении команды-победительницы учитывается количество удачных бросков.

2. Построение то же, но мяч у вторых номеров. По сигналу первые номера выполняют рывок и получают передачу от вторых номеров, которые после передачи устремляются вслед за первыми. Первые ловят мяч, приблизившись к кольцу, выполняют бросок, обегают площадку и встают в конец своей колонны. Вторые номера подбирают мяч, передают его игрокам своих команд, стоящим третьими, после чего тоже возвращаются в строй. Как только первая пара финиширует, упражнение начинает следующая пара. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и имеющая наибольшее число попаданий.

П р и м е ч а н и е. Эстафету необходимо проводить как по часовой стрелке, так и против, используя ведение и правой и левой рукой.

«Зонный баскетбол». Это единоборство – эффективное средство при обучении технике и тактике игры уже на начальном этапе. Играют две команды – нападающих и защитников. Баскетбольная площадка делится на 8 зон (рис. 6). В каждой зоне действуют по одному игроку от команды. Выбегать из зоны нельзя, а передавать мяч можно только игроку своей команды, находящемуся в соседней зоне. Игра в зоне идёт по правилам баскетбола.

В а р и а н т. В каждой зоне действуют по два игрока от команды. Главное внимание уделяется взаимодействию партнёров. Можно ввести правило: мяч в следующую зону направляется только после передачи между игроками одной зоны.

П р и м е ч а н и е. Если ребята хорошо подготовлены, упражнение можно выполнять сразу несколькими мячами. Как только игроки первой зоны освободились от мяча, они вводят в игру второй, третий мяч и т. д. Постепенно все мячи переходят в последнюю зону. Побеждает команда, у которой оказалось больше мячей. Затем мячи передаются таким же образом в обратную сторону.

«Массовый баскетбол». Группа делится на 2 команды. От каждой команды на площадке по 5 человек, остальные располагаются за пределами ограничительной линии равномерно по всему залу. Играют в обычный баскетбол, но игроки в поле имеют право взаимодействовать передачей с игроками за площадкой, получая обратную передачу.

«Нападение пятёрками» Играют три команды по 5 человек. Первая и третья пятёрки строят зонные защиты каждая под своим щитом, а вторая пятёрка, находясь в центре площадки, атакует то или другое кольцо. После забитого или перехваченного мяча нападает на противоположное кольцо уже первая пятёрка, а вторая строит зону на месте первой. И т. д.

В а р и а н т. После забитого или потерянного мяча вторая пятёрка может вновь завладеть мячом на своей половине площадки, отобрав его у соперника. В таком случае она опять нападает на кольцо первой пятёрки.

В. Г. Мережковский,

Вологодский педагогический институт

«Физическая культура в школе», 1985, № 2

Технологическая карта урока для 2 класса

Предмет: физическая культура

Тема урока: Ведение мяча на месте без зрительного контроля. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч соседу».

Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.

Цель урока: совершенствование ведения мяча; развитие физических качеств: ловкости, координации, быстроту реакции; изучение новой игры.

Задачи:

Обучающие: способствовать формированию двигательного стереотипа при ведении без зрительного контроля.

Развивающие: развивать ловкость, координацию, быстроту реакции, ориентацию; развивать психомоторные навыки при ведении мяча без зрительного контроля.

Воспитательные: формировать умение работать самостоятельно, в команде, вести диалог, воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, уважение к одноклассникам.

Время урока: 45 минут

Инвентарь: баскетбольные мячи, конусы, карточки с рисунками.

Планируемые результаты урока:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формировать умение добиваться цели, проявлять трудолюбие, упорство; умение контролировать свои движения, оценивать правильность выполнения действий, оценивать свои усилия для достижения поставленной цели и задач. Формировать коммуникативные качества для работы в паре и команде.

Развивать умение анализировать свою деятельность, находить пути решения поставленных задач, концентрацию на выполнении действий. Развивать способность активно включаться в командную работу, способность работы в паре.

Развивать физические качества, совершенствовать навыки в ловле, ведении и передаче мяча в парах, умение соблюдать правила при выполнении эстафет и игр.


Дидактическая структура урока

Дозировка

Задания и упражнения для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные)

I. Организационный момент

Построение в одну шеренгу, выполнение строевых команд, постановка цели и задач урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, подает строевые команды, объясняет цели и задачи урока. Настраивает на работу.

Выполняют строевые команды, слушают цели и задачи урока, настраиваются на их выполнение.

Повторение строевых команд.

Л: понимать важность правильного настроя на урок, проводят самоанализ о готовности к уроку;

Р: планировать собственную деятельность.

К: уметь слушать, отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Разминочный бег.

Выполнение комплекса ОРУ с баскетбольными мячами (приложение 1.)

Контролирует соблюдение правил при разминочном беге, показывает упражнения, дает методические указания, следит за правильностью выполнения упражнений. Устанавливает позитивный настрой.

Следят за правилами при разминочном беге, выполняют упражнения, стараются следовать всем методическим рекомендациям учителя.

Уметь выполнять упражнения по заданному условию, четко реагировать на команды.

Л: проявлять дисциплинированность, внимательность.

Р: осуществлять контроль своих действий, ориентируясь на условия правильного выполнения упражнений.

К: уметь взаимодействовать во время передвижения, уважать одноклассников.

III. Изучение нового материала

Беседа о важности ведения мяча без зрительного контроля. (2’)

Ведение мяча на месте без зрительного контроля правой рукой на уровне колена(30’)

Отдых 30 сек

Ведение мяча без зрительного контроля левой рукой на уровне колена (30’)

Отдых 30 сек

Ведение мяча правой рукой без зрительного контроля на уровне пояса (30’)

Отдых 30 сек

Ведение мяча левой рукой на уровне пояса без зрительного контроля (30’)

Отдых 30 сек

Ведение мяча на месте без зрительного контроля правой рукой на уровне колена, называя предмет, который увидели на картинке (приложение 4.) (2’)

Объясняет важность развития навыка ведения мяча без зрительного контроля, задает вопросы. Проговаривает технику безопасности при выполнении упражнений с баскетбольным мячом. Объясняет упражнения, дает команды к началу и окончанию, контролирует правильность выполнения упражнений, подбадривает обучающихся, исправляет ошибки.

Участвуют в беседе.

Вспоминают правила ТБ при выполнении упражнений с баскетбольным мячом. Выполняют упражнения, корректируют свои действия, стараются правильно выполнять упражнения, используя ранее сформированные движения.

Уметь вести мяч без зрительного контроля правой и левой рукой, сохраняя технику ведения мяча. Применять правила ТБ при выполнении упражнений с баскетбольным мячом.

Л: проявлять сосредоточенность, внимательность при изучении нового вида действий, проявлять заинтересованность, ответственность.

Р: контролировать свои движения, регулировать способ выполнения действия для достижения результата.

К: умение вести диалог, отвечать на вопросы.

IV. Первичное осмысление и закрепление нового материала

Перестроение в три колонны.

Эстафеты (приложение 2.)

Подвижная игра «Мяч соседу»

(приложение 3.)

Подает команду на перестроение, объясняет правила эстафеты, напоминает ТБ при эстафетах.

Объясняет правила игры, контролирует процесс игры и соблюдение правил, дает подсказки.

Перестраиваются в три колонны, соблюдают правила эстафет, соблюдают правила ТБ при эстафетах, изучают новую игру, активно принимают участие в игре.

Уметь перестраиваться в три колонны, выполнять правила ТБ при эстафетах, работать в команде и пытаться выиграть в соревновании. Соблюдать правила игры.

Л: проявлять волю к победе, бережно относиться к своему здоровью.

Р: развивать умение концентрироваться на достижении результата.

К: уметь работать в команде, уважать соперника, проявлять терпимость, умение сохранять спокойствие при неудачах.

VI.Рефлексия

Построение в одну шеренгу, подведение итогов урока, анализ урока с помощью «смайлографии» (приклеивание смайликов, отображающих отношение ребят к сегодняшнему уроку).

Задает вопросы, подводит итоги, анализирует «смайлографию».

Рефлексируют свою деятельность и деятельность класса. Отвечают на вопросы.

Уметь делать выводы,

Л: уметь оценивать личные результаты.

Р: уметь анализировать свою деятельность, делать выводы.

К: уметь выражать свои мысли, не бояться высказывать свое мнение, учиться слушать других.

Приложение 1. Комплекс ОРУ с баскетбольными мячами.

    И.П. о.с. мяч в правой руке. Обводить мяч вокруг туловища, передавая его из руки в руку (16 раз).

    И.П. о.с. руки согнуты, мяч за головой. Отпустить мяч по спине, поймать руками сзади (10 раз).

    И.П. о.с. подбросить мяч, пропустить его в кольцо из рук (10 раз).

    И.П. стоя, ноги врозь. Перекатывать мяч по полу «восьмеркой» (10 раз).

    И.П. сидя на полу в парах. Перекатывание мячей друг другу (10 раз).

    И.П. то же. Передача мяча из рук в руки, сохраняя ноги прямыми (10 раз).

Приложение 2. Эстафеты.

    Ведение мяча змейкой вокруг конусов, мяч оставить в обруче, обратно бегом, передача эстафеты по плечу следующему.

    Ведение мяча по прямой, обвести конус, вернуться в конец колонны, передать мяч первому по вытянутым вверх рукам.

    Кто дольше сможет вести мяч без зрительного контроля.

Приложение 3. Игра «Мяч соседу».

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. У двух игроков, стоящих друг напротив друга, в руках по баскетбольному мячу.

По сигналу играющие начинают передавать мяч вправо или влево по кругу (в одном направлении) так, чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко.

Приложение 4. Картинки.

Только совместные действия игроков в баскетболе приводят к достижению поставленных целей.

Чтобы добиться слаженности всего игрового процесса, требуется не только хорошая физическая активность, но и напряжение мыслительной деятельности.

Это заключается в анализе ситуации, принятии быстрых решений и предвидении возможных действий соперника. В игре совершенствуются все эти навыки совместно выполнением определённых упражнений, улучшающих физическую форму.

Важность подвижных игр с элементами баскетбола

Освоение подвижных игр в рамках овладения техникой владения мячом является очень важным видом занятий, так как его цели заключаются в следующем:

  • улучшение физической активности детей;
  • развитие интереса к спортивным занятиям;
  • развитие ответственности за команду;
  • способствование быстрому принятию решений;
  • предвидение действий соперников;
  • улучшение навыка анализа ситуации на игровом поле;
  • согласование собственных действий с действиями других детей;
  • улучшение умения координировать свои действия и т. д.

Таким образом, простые и лёгкие в выполнении интересные подвижные игры, позволяют не только овладеть техникой владения мячом, но и многими другими важными навыками.

Правила и схемы игр, подводящих к баскетболу

Чтобы дети освоили навыки подвижных игр в рамках обучения техники владения мяча на уроках баскетбола, важно выполнять определённые схемы игр , развивающие в них те или иные способности.

33

Задача — создание навыков забрасывания мяча с различных расстояний . У ребёнка вырабатывается спортивный интерес и правильная оценка собственных возможностей.

Это происходит, когда нужно выбирать место, из которого он будет бросать мячик зарабатывать очки.

Есть несколько линий броска мячика в корзину: трехочковая, шестиочковая и девятиочковая. Первый игрок выбирает одну из них, и пытается улучшить собственный счёт. Если он попал, начисляется то количество очков, что соответствует линии.

После этого игрок должен стать на следующий этап и повторить бросок . Если ребёнок не забрасывает мяч в корзину, но попадёт в щит, его соперник должен поймать снаряд. С места, где ему удалось это сделать, он должен попытаться заработать очко. За это ему начисляется 3 балла , после чего он может выбирать любую из линий. Если не происходит даже попадания в щит, то следующий игрок бросает мячик с любой линии. Выигрывает тот, кто набирает 33 очка.

Внимание! Последние три очка нужно заработать с трехочковой линии . Для этого необходимо кидать и ловить мяч с одного и того же места, не двигаясь, три раза подряд. Если не удаётся это сделать, ход переходит к сопернику.

10 передач

Задача — обучение детей ловить и передавать мяч из рук в руки. Таким образом, развивается умение согласовывать действия со своими товарищами.

Схема игры «10 передач» требует, чтобы дети становились в парах на расстоянии 2 метров. Даётся по одному мячу. После сигнала начинают броски, заданным способом. При этом важно не уронить снаряд на пол. Победителем становится та пара, которой удалось сделать 10 передач без падения мячик.

Эстафета с передачей баскетбольного мяча

Задача — научить ребёнка вести мяч, передавать и ловить его.

Такие упражнения воспитывают у игроков чувство ответственности перед собственной командой, так как её выигрыш напрямую зависит от его действий.

Детям первоначально стоит разделиться на несколько групп, в каждой из которых должно быть около 5—6 участников. Они встают так, чтобы образовать крест, вокруг которого следует обвести круг. Учитель указывает детям направление движения. После сигнала один из игроков начинает вести мячик вокруг всех остальных пока не доберётся до своего места, где делает передачу. Победителем становится команда, которой удалось первой закончить ведение мяча.

Эстафета с передачей мяча и броском в кольцо

Задача — научить детей быстро и правильно вести мяч на длинные дистанции.

Дети делятся на две команды , став на боковых линиях площадки в правых углах. У первых игроков каждой из сторон должен быть мяч. По сигналу они начинают вести его до щита и делают бросок. После этого ловят снаряд, ведут его до половины зала и передают вторым номерам в собственных командах, становясь в конец колонны. Выиграет та группа людей, которая быстрее и более удачно справиться с поставленной задачей.

Фото 1. Эстафета в школе с баскетбольным мячом. Ученики разделены на две команды, они ведут спортивный снаряд и забрасывают его в корзину.

Вам также будет интересно:

40 попаданий

Задача — воспитание у детей чувства командной ответственности , так как любое их действие отражается на результате.

Все дети делятся на четыре команды — по две на один щит. У каждой из групп первые игроки имеют по одному мячику. По сигналу они закидывают мяч в корзину, меняясь друг с другом. Им необходимо попасть 40 раз — по 10 раз с каждой точки . Когда набираются первые 10 удачных бросков , объявляется победитель прошедшей серии. Затем команды меняются местами и продолжают игру.

Важно! Важное условие игры — поймать мячик после броска. Совершенно неважно — попал он в корзину или нет. Игрок должен не допустить его соприкосновения с полом.

Штрафные броски

Задача — научить детей бросать мяч с конкретных позиций , выработав навыки, способствующие лучшим командным действиям в настоящем баскетболе.

Фото 2. Игра на основе баскетбола «штрафные броски». Ученики с белой линии поочередно кидают мяч в корзину.

Дети делятся на две команды . После этого в свободном порядке они строятся в колонну возле линии штрафных бросков. Каждая команда бросает мяч до 3 промахов. После этого право передаётся соперникам. Выигрывает та группа детей, которая реализовала больше бросков.

Мяч водящему

Задача — обучить детей передавать мяч при помощи двух рук от груди , чтобы товарищ его поймал. Это развивает умение координировать действия между людьми.

Первоначально дети делятся на несколько групп, образуя круги. В центре находится человек, который ведёт мяч . По сигналу он бросает снаряд своим товарищам, стараясь его не упустить и поймать обратно. Если мячик обойдёт все игроков созданного круга, центральный из них поднимает его вверх.

Справка. Победителем становится команда, который удалось быстрее справиться с поставленной задачей, не сделав при этом ошибок (или сделав минимальное их количество) .

Гонка мячика с переменой места

Цель команды — выработать слаженные действия и научить детей быстро анализировать ситуацию вместе с координацией своих движений с движениями остальных.

12 детей встают в две линии на расстоянии десяти метров друг от друга. Их нужно рассчитать на 1 и 2 номера (которые будут в дальнейшем командами). Между игроками каждой шеренги должно быть около 3—4 шагов .

Фото 3. Схема расстановки игроков во время гонки баскетбольного мяча с переменой места. Четные и нечетные номера встают через одного.

Одинаковые номера должны находиться через одного. У правых игроков по мячу. После сигнала они бросают по диагонали снаряд тем, кто напротив, при этом делая пробежку на их место. Те, кто получил мячик, должен сделать то же самое. Когда мяч окажется у крайних игроков, они должны обежать противоположную сторону к тому месту, где стояли начинающие. Выиграет та группа детей, которая окончила игру быстрее.

Рывок за мячиком

Задача — отрабатывать передачи мяча.

Дети делятся на две группы и рассчитываются по номерам. Между ними становится учитель с мячом в собственных руках. Педагог подбрасывает его и указывает определённый номер. Игроки из каждой команды с данным номером должны моментально отреагировать на команду и поймать мячик. Выигрывает тот, кому это удалось сделать.

Скажи, какой цвет

Задача — обучить ребёнка вести мяч разными руками одинаково хорошо. В таком случае удаётся добиться значительного обзора игровой площадки.

Все дети в свободном порядке ведут мячи по площадке. У учителя несколько флажков различной цветовой гаммы.

Педагог встаёт возле выбранного ребёнка и показывает тот или иной предмет. Игроку нужно в этом время указать оттенок, ведя мячик на месте без движений нижними конечностями. Дополнительно учитель может показывать сразу несколько флажков, чтобы ребёнок обозначил их количество.

Борьба за мяч

Задача — научить детей использовать приёмы, разученные ранее . Таким образом, развивается умение сочетать собственные действия с действиями игроков своей команды.

В первую очередь, дети делятся на две команды и выбирают капитана. В центре игровой площадки учитель подбрасывает мяч, чтобы капитаны сумели его отбить в свою сторону. После этого игроки команды начинают бросать его друг другу. Представители другой группы в это время должны пытаться забрать мяч, чтобы полностью овладеть им. Каждое новое очко в итоге получает та из команд, которой удалось последовательно осуществить 5 передач. Выигрывают дети, которые получили лучший результат.

Нападение пятёрками

Задача — научить координировать действия детей по нападению и защите.

Три команды по 5 человек стоят на площадке. Цель двух из них — построить зонную защиту под щитами. Мяч должен быть у первой пятёрки . Она нападает на вторую, чтобы забросить мяч в корзину.

Если вторая пятёрка всё-таки отобрала мяч, она нападает на третью с целью забросить его в корзину. В это же время первая пятёрка строит зонную защиту. Выигрывают те, кто больше всего заработал очков.

Мяч своему

Задача — научить детей передавать мяч от груди при помощи обеих рук, а также поймать его, когда он возвращается. Это позволяет развить навык согласованности собственных действий с действиями своих товарищей по команде.

Дети делятся на 5 небольших групп и встают в круг. Каждый из них диаметром 4—5 метров. В центре круга — водящий. Ему необходимо поочерёдно по сигналу кидать мяч другим детям, стараясь не уронить его на пол. При этом крайне важно получить его обратно, крепко поймав двумя руками. Игра продолжается до того момента, пока мяч не обойдёт всех без исключения игроков команд.

Важно! Выиграет та группа, которая выполнила все условия с наименьшим количеством ошибок.

Вам также будет интересно:

Мяч капитану

Задача — научить детей применять в процессе игры несколько разнообразных движений с мячом.

Игра «Охотники и утки»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции.

Количество игроков – 10-20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются запятнать «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда «охотников», которая быстрее запятнала всех «уток».

Методические указания. Игра большой интенсивности. Необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

Игра «Выручалка»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции, взаимовыручки.

Количество игроков – 10-20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играют две команды. Условия и порядок игры тс же, что и в предыдущей игре. За кругом располагаются водящие, внутри круга – игроки поля. Отличие игры в том, что игроки на поле могут выручать тех, кого уже запятнали: игрок моля, поймавший мяч, запятнанным не считается и имеет право ввести на поле игрока, ранее вышедшего из игры.

Методические указания. Педагогу (инструктору, вожатому) следует быть особо внимательным, так как эта игра отличается большой интенсивностью.

Игра «Живая корзина»

Цель: развитие точности и улучшение координации движений.

Количество игроков – 5-6.

Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.

Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры – два тайма по 5 минут.

IV. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами волейбола

Игра «Мяч в воздухе»

Цель: развитие внимания, координации и точности движений.

Количество игроков – 6-15.

Инвентарь: 2-3 мяча.

Инструкция. Игроки делятся на 2-3 команды и становятся каждая в свой круг. По сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.

Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.

Методические указания. Игра большой интенсивности, педагогу (инструктору) следует быть особо внимательным.

Игра «Мяч капитану»

Цель: развитие координации, точности движений, внимания. Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 метров стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.

Вариант: игроки становятся в круг, а капитан – в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение трех минут.

Методические указания. Эту игру можно повторять несколько раз.

Игра «Попади в квадрат»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности движений, комбинаторики.

Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате – цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат. Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу. Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков; если мяч попал в другой квадрат, из названного игроком числа вычитается два очка. Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.

Методические указания. Итоги подводятся после того, как все игроки побывали в роли подающего. Сумма очков определяет победителя.

Игра «Не урони шарик»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.

Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.

Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задача обеих команд – не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3-5 минут. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Методические указания. Эту игру следует проводить на волейбольной площадке.

“Передай – лови” (отработка техники передачи и ловли мяча). Учащиеся выполняют передачу мяча в стену, по сигналу учителя необходимо найти в зале друга и выполнить с ним передачи мяча за 30 секунд. Пара, сделавшая большее количество передач побеждает. Игру повторяют 2-3 раза.

Правила игры. Выполнять передачу и ловлю мяча определённым способом.

“Рывок за мячом” (отработка ловли мяча). Учитель с мячом в руках становится между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку номеров. Подбрасывая мяч вверх, учитель называет какой – либо номер. Игроки под этим номером выбегают с целью овладеть мячом. Кто первым овладеет мячом, тот приносит команде очко.

Правила игры. Вырывать и выбивать мяч из рук нельзя. Побеждает команда набравшая больше очков.

“Наседка и ястребы” (отработка передачи мяча). Играют две команды. Одна команда “ястребы”, другая команда “курица с цыплятами”. Команда “ястребы” образует круг, в руках одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда “курица с цыплятами” - строится внутри круга в колонну по одному и каждый участник команды кладёт руки на пояс впереди стоящего игрока и двигаются внутри круга. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего “цыплёнка”.

Правила игры. Нельзя осаливаь игроков в голову.

“Пятнашки в парах” (отработка техники ведения мяча). Учащиеся выполняя ведение мяча правой или левой рукой, стараются осалить партнёра свободной рукой, коснувшись заранее обусловленного места туловища. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры. Осаливание игрока засчитывается только в том случае, если ведение прдолжается.

“Свободное место” (отработка техники передачи и ловли мяча). Играющие образуют круги по 6-8 человек в каждом. В руках одного из игроков баскетбольный мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнёру и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, также передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

Правила игры. Выполнять передачу только заданным способом. Не перепутать, когда бежать за мячом, а когда на свободное место.

“Заколдованные” (отработка техники ведения мяча). Выбираются два водящих, задача которых осалить “заколдовать” играющих. Все играющие перемещаются по залу с ведение мяча, кого водящие осалят, принимают исходное положение “ноги врозь, мяч над головой”. Если любой из игроков пролезет у осаленного под ногами, он его освобождает. Правила игры. Выигрывают водящие, осалившие как можно больше играющих.

“Не давай мяч водящему” (отработка передачи мяча, а также совершенствование защитных действий игроков). Пятеро игроков образуют круг, шестой игрок – водящий, располагается в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, кроме соседей слева и справа. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч.

Правила игры. Если водящему удаётся перехватить мяч, то он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

Эстафеты с элементами баскетбола

“Челночный бег с ведением мяча”. Учащиеся делятся на команды, в каждой команде по баскетбольному мячу. Игроки с мячом выполняет челночный бег до отметок и передают мяч следующему игроку. Выигрывает команда первой закончившая эстафету. Можно также выполнять челночный бег на время (3 мальчика и 3 девочки от команды). Необходимо обратить внимание на то, чтобы учащиеся не ловили мяч, выполняя ведение.

“Эстафета с ведением мяча с бегом с захлёстыванием голени до поворотной отметки, обратно с высоким поднимание бедра”.

“Эстафета с ведением мяча и броском в корзину”. Команды выстраиваются напротив друг друга на боковых линиях, в правых углах площадки. Стартовой линией служит лицевая линия. У впереди стоящих игроков по баскетбольному мячу. По сигналу учителя первые игроки из команд бегут вперёд, выполняя ведение мяча, добегают до щитов на противоположной стороне, выполняют бросок в корзину и ведут мяч в обратном направлении. Добежав до середины площадки выполняют передачу мяча очередным игрокам своей команды, а сами становятся в конец колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

“Эстафета с ведением мяча и передачей во встречную колонну”. Когда учащийся стоящий во встречной колонне поднимает руку вверх, тогда тот кто выполняет ведение мяча отдаёт передачу.

“Эстафета с ведением мяча правой, левой рукой до поворотной отметки и обратно”.

Поделиться: