На чем кататься с горы зимой. На чем ребенку покататься зимой. Виды зимних самокатов

Вы не заготовили сани летом? Не спешите съезжать с горы на целлофановом пакете. Есть варианты поинтереснее. Сегодня мы поговорим о ближайших родственниках санок.

ЛЕДЯНКА

Когда-то так называли решето или ящик с подмороженным дном. А то и просто большой кусок льда, на котором лихо катались с горки. Сейчас ледянки всевозможных форм, цветов и размеров делают из морозоустойчивого пластика. У этих «санок» нет полозьев, что позволяет седоку ощутить все неровности склона на собственной попе. Такое транспортное средство резво движется по льду и неспешно сползает по снегу. Маленькая хитрость: ледянка будет лучше скользить, если ее заранее окатить водой, подморозить на балконе, а перед выходом на улицу на секунду окунуть в кипяток.

ВАТРУШКА

Если в детстве вы любили гонять по склону на автомобильной камере, то разноцветная надувная «ватрушка» - как раз для вас. Она устойчива, смягчает удары, скользит даже по едва покрытому первым снегом склону. Прочный и легкий материал, из которого сделаны надувные сани, не промокает, не мерзнет зимой и не плавится в летнюю жару. Поэтому в теплое время года «ватрушку» можно смело использовать как плот.

Управляемые санки обтекаемой формы. В отличие от прихотливого снегоката, бобу не страшны трамплины и кочки. Впрочем, любительский снежный «болид» - совсем не то, что профессиональный. Снаряд спортсменов-бобслеистов пригоден исключительно для катания по ледяным желобам и развивает среднюю скорость 130 км/час. Одному человеку со сверхскоростными санками не справиться. Поэтому они рассчитаны на экипаж из двух или четырех человек.

СНЕГОКАТ

Это санки с рулевым управлением и широкими лыжными полозьями. Впервые сани с лыжами скрестили еще в 1935 году. А со временем гибрид снабдили тормозом и рулем. Добавь к снегокату мотор - и получится снегоход. «Снежные автомобили», выпускаемые известными авто- и мотоконцернами, способны набирать скорость свыше 100 км/час. Горка для разгона им уже не нужна.

ТОБОГГАН

Первоначально - несколько досок, скрепленных ремнями, с загнутым передком и бортиками из шкуры или береста. На таком транспорте канадские индейцы возили грузы. Современные тобогганы- это управляемые, как правило двухместные, санки без полозьев. Самая высокогорная трасса для катания на индейской повозке расположена в Альпах, в районе Женевского озера. На спуске длиной километр можно разогнаться до 40 км/час. Для наших скромных горок больше подойдут надувные тобогганы.

САЛАЗКИ

Небольшие легкие санки без бортиков и спинки. Позволяют кататься хоть на попе, хоть на животе. Именно на салазках проводились первые соревнования по скелетону - скоростному спуску головой вперед. Современный скелетонист-олимпиец разгоняется до 150 км/час. А управление осуществляет носками обуви, оснащенной шипами. Вес профессиональных салазок превышает 40 кг.

ИЗ ИСТОРИИ

■ Санки появились во втором тысячелетии до нашей эры. Остатки древнейших полозьев находили в Финляндии и на Северном Урале.

■ В Древнем Египте, уже после изобретения колеса, повозку на полозьях использовали в похоронных обрядах. Мумию в стоячем положении доставляли к гробнице на санях.

■ В России до конца XVII века торжественные царские выезды осуществлялись на санях - даже в летнее время. Передвижение на санках считалось более почетным, чем в экипаже.

■ Роскошные сани китайского императора тащили восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.

А сколько людей до сих пор хранят как память на балконах и чердаках советские реликты с алюминиевыми полозьями и разноцветными деревянными планочками! Сегодня появилось множество других разновидностей саней.

Попробуем в них разобраться.

«Ватрушки», или тюбинги, - надувные сани нового поколения

Достоинства: эти санки нравятся и взрослым, и детям. Катание на них очень азартное, снег на них не налипает. Они бывают разного диаметра - от 60 до 120 см, так что можно подобрать сани под любой возраст. Весят мало - обычно в пределах 1-2 кг. Универсальны: годятся и для катания зимой с горок, и для плавания в озере летом.

Недостатки: «ватрушки» легко набирают скорость, становясь опасными и неуправляемыми. Многие нередко расшибают на них лбы и получают синяки, врезаясь в деревья или вылетая из «ватрушек» на трамплинах.

Деревянные сани с алюминиевыми полозьями (классика)

Достоинства: такие санки очень прочные, легкие и морозоустойчивые. Время идет, а они не устаревают. На них можно усесться вдвоем, устраивать из нескольких таких саней санные поезда. Можно запрячь в них собаку или папу.

Недостатки: веревка, впивающаяся в руку.

Санки на железных трубчатых полозьях

Достоинства: в современных моделях саней вместо привычной веревки стали предусматривать ручку из полой железной трубки. Ее можно вставлять как спереди саней, так и со спинки, чтобы толкать их перед собой.

Другое полезное нововведение - небольшие колесики. Они особенно полезны в условиях города. С их помощью можно легко перевозить сани через свободную от снега дорогу, не скребя полозьями по асфальту. В большинстве таких моделей предусмотрены мягкие сиденья-матрасики. Такие сани особенно удобны для прогулок с малышами.

Недостатки: громоздкость саней и их большой вес по сравнению с другими моделями.

Санки-корыта

Достоинства: хороши для прогулок по парку и катания сразу нескольких детей. Они сравнительно устойчивы, маневренны и не травмоопасны из-за низкой посадки, высоких бортиков и внутренних ручек, за которые можно держаться.

Они могут выдержать человека весом от 45 до 80 кг. Иногда их даже снабжают ручными тормозами и рулем.

Недостатки: В санки-корыта быстро набивается снег. У них нет спинки, чтобы ребенок мог опереться.

Пластиковые санки на полозьях

Достоинства: они, как правило, легче классических санок и имеют более эргономичную форму, изящнее по дизайну. Есть модели с тормозами и рулем, управляющим передней лыжей. Некоторые модели пластиковых саней имеют съемные ручки-толкатели: в таких очень удобно катать малышей.

Недостатки: их небольшая морозоустойчивость. При температурах ниже -20 °C пластик становится ломким. Другой минус - пластиковые санки, как правило, громоздкие, для их хранения требуется много места.

Ледянки

Достоинства: ледянки - самые легкие и дешевые из всех вариантов, но подходят только для спуска с горки. По сравнению с санками-ватрушками они менее травмоопасны: во‑первых, потому что ими легко управлять с помощью ручки и вытянутых ног, во‑вторых, потому что у них низкая посадка.

Недостатки: все, кто катался на них с ледяной горки, знают: на выемках и трамплинах очень легко отбить себе копчик. Ледянки опасны для детей младше 4-5 лет.

Санки-тарелки

Достоинства: такие санки подходят для ледяных горок и достаточно безопасны из-за своей устойчивости. Они уезжают намного дальше ледянок и вращаются во время спуска. Бортики окружают «тарелку» со всех сторон и смягчают удары.

Катание на таких санках веселое и азартное. Они легкие и весят чуть больше килограмма.

Недостатки: санки-тарелки предназначены только для катания с горок и плохо скользят по рыхлому снегу.

«Финки» (кресло с четырьмя ножками, установленное на полозья)

Достоинства: это один из самых безопасных и практичных видов санок, управляемый стоя, наподобие самоката. Они лучше остальных подходят для прогулок. Их можно использовать во время прогулки как стул для отдыха. На ледяной глади озера «финки» развивают большую скорость.

Если необходимо съехать на рыхлый снег, на стальные «лезвия» надеваются пластиковые полозья в виде беговых лыж. Как правило, «финки» легко разбираются, что важно для хранения и транспортировки.

Недостатки: «финки» служат хорошим средством передвижения, на них можно спускаться с пологих склонов, но они плохо подходят для катания с высоких горок. Малыши могут на них кататься только в качестве пассажиров в паре со взрослым.

Вообще-то, я больше люблю беговые лыжи. На санках и ледянках катаюсь, если иду гулять с сыном. У него, понятно, снегокат, и он обожает на нем прыгать с трамплинов. А я предпочитаю не такую управляемую, но гораздо более мягкую и комфортную надувную «ватрушку» или «бублик».

Пермяки всё ещё раздумывают, как провести долгие выходные. Одни купили путёвки в жаркие страны, другие достают с балконов санки-ледянки-картонки.

Мы решили протестировать различные приспособления для катания с горок и найти самый быстрый и удобный вариант.

Для начала идём с секундомером на большую деревянную горку в парке развлечений. Но администратор горки предупреждает, что ни на чём, кроме плюшки-ватрушки покататься нам не позволит.

Что ж, берем самый демократичный вариант - природные холмы в Черняевском парке (за военным госпиталем). Ребятишек там катается множество - у младших школьников уже наступили каникулы, и погода наконец-то тоже подобрела.

«Разойдиииись!» - проносится мимо снегокат, на который каким-то чудом уселись сразу штук пять мальчишек. Неустойчивая конструкция не выдерживает виража, который заложил водитель, и все пассажиры летят в сугроб. «Кто последний, тот санки в гору тащит!» - тут же вскакивают школьники и наперегонки устремляются на вершину холма.

Что ж, приступим к испытаниям. Для начала засекаем время спуска на снегокате, который вновь летит с горы, нагруженный мальчишками. 15 секунд.

Дальше - ватрушка (тюбинг). В испытаниях участвуют сразу два образца: покупная из магазина и самосшитая из банерной ткани. Первая оказывается внизу за 17 секунд, вторая только за 20! Причем первая укатывается на пару метров дальше второй.

Ледянки тоже взяли разных видов: из мягкого пластика и более жёсткую (с бортиками). Мягкая ледянка встает на одну строчку рейтинга с самодельной ватрушкой - 20 секунд. Жёсткая чуть быстрее - 18.

Теперь проверим способы, знакомые с детства: клеенка и картонка. Это идеальный вариант, если на горках вы оказались случайно и ничего с собой не взяли. Пакет для мягкости наполняем снегом и пытаемся спуститься горы… Примерно на середине спуска скорость падает до 0 и приходится продолжать движение, отталкиваясь ногами. В итоге - 34 секунды.

Картонка едет чуть быстрее - 25 секунд, но из-за мокрого снега быстро намокает. Надолго такого приспособления не хватит. Максимум - на 2-3 спуска с горы.

Оглядываемся вокруг: на чём ещё катаются ребята. Обычные санки, сноуборд (который используют как ледянку), маленькие пластиковые лыжи.

«Вы напишите, чтоб с санками и снегокатами на таких горках не катались, - просит нас молодая мама, которая пришла гулять с 2-летним сынишкой. - Я ребенка на ледянке вниз запускаю, а сама следом бегу - боюсь, что старшие ребята на снегокате сшибут его по дороге».

Спрашиваем детей - на чём им больше нравится кататься. Самый популярный ответ - ледянка - её легко нести и с горы она едет достаточно быстро. Ватрушка хоть и катится быстрее, но слишком неудобная при переноске - тащить по земле, как санки, ее не рекомендуют - расцарапается «катательный» слой.

Картонка, кусочек фанеры, линолеума или даже, если сильно повезет, старая автомобильная покрышка. Еще несколько лет назад для того, чтобы с удовольствием провести время на горке, нужно было применить немало фантазии и находчивости – в прямом смысле слова. Что нашел — на том и катаешься. Сейчас магазины предлагают десяток разнообразных «гаджетов». Только выбирай.

Санки

В любом детском магазине вы найдете миллион разновидностей санок: деревянные, пластиковые, металлические, со спинкой и без, и даже санки-коляска для малышей. Цены, соответственно, также сильно разнятся — от 500 до 5000 рублей.

Выбирая санки, имейте в виду, что деревянные и алюминиевые, хоть и легкие, но не слишком прочные, быстро ломаются и гнутся. Пластиковые стоят дороже, но они надежнее.

Ледянка

Самое примитивное катальное приспособление, альтернатива куску линолеума из советского детства. Однако родителям нравится их низкая цена (от 100 рублей), а детям — удобство в обращении: не надо тянуть за собой в гору тяжелые санки. Съехал с горки, подхватил в руку почти невесомую ледянку, забежал наверх — и можно снова катиться. Проблема одна — пока едешь, надо постараться не отбить себе как мягкое, так и твердое.

«Тарелка»

Апгред ледянки, но со своими минусами. Вроде бы конструкция лучше защищает от ударов и неудачных приземлений. И цена не слишком велика — от 300 рублей. Однако «тарелкой» надо уметь управлять, иначе ее моментально разворачивает на 180 градусов, и ребенок несется с горы спиной вперед, не видя, само собой, дороги. Куда он врежется — в мягкого папу или твердую елку — зависит от его личного везения и прыткости родителя.

«Боб»

Следующая ступень в эволюции ледянок. Этим пластиковым корытом с первобытными тормозами и ремешком впереди управлять легче, чем «тарелкой», а скорость он развивает намного большую. Иногда бывает оборудован рулем, который, впрочем, не влияет ни на что, кроме цены – от 1500 до 3000 рублей. Как и на ледянке, при встрече с трамплинами, отбивается все, зато падать не страшно, не то, что со снегоката.

«Ватрушка»/«Тюб»

Фаворит горок прошлого года и в этом году не сдает позиций. Внутри ватрушки находится накачанная воздухом камера, сверху она обтянута чехлом из какого-то полимера сродни тому самому куску линолеума, на котором мы катались детьми. Благодаря этому «ватрушка» развивает бешеную скорость и абсолютно безопасна, приземление после неожиданной встречи с трамплином будет безболезненным. Выбирая ватрушку, обратите внимание на ее грузоподъемность, вдруг папа тоже захочет вспомнить молодость и показать, как следует кататься с горки. Чем больше грузоподъемность, тем дороже ватрушка – от 1000 до 3000 рублей, но зато это развлечение для всей семьи.

Снегокат

Настоящий руль, а значит, простота и удобство в управлении, отличает снегокат от всех остальных разновидностей санок. Цена, соответственно, достаточно высока: от 3000 до 8000 рублей. Чем дороже модель, тем больше всяческих наворотов: от автоматически втягивающегося буксировочного троса до виброгасителя, снижающего вибрацию (такие штуки есть в автомобилях, бурильных установках и прочих сложных механизмах).

И какой же русский не любит быстрой езды – в особенности, под Новый год, да еще по свежевыпавшему снегу! Причем мы имеем в виду не просто автомобиль и не санки с лыжами. Промчаться с ветерком в мороз (если он наступит, конечно ) можно гораздо интереснее! В нашем материале представляем вам топ-5 самых необычных идей снегокатания.

ТОП-5. Конная прогулка

Один из самых доступных, но тем не менее интересных вариантов – зимняя прогулка на лошадях. При этом имеется ввиду как катание на санной упряжке, так и верховая езда.

Для такого отдыха необязательно обзаводиться собственной конюшней. В Подмосковье конно-туристических баз предостаточно: к примеру, комплекс «Атаман» в деревне Ваулино или конное ранчо «Аванпост» в Исавинцах. Там вы сможете не только взять напрокат лошадок, но и получить уроки верховой езды от опытных инструкторов.

Признаем: катание на лошадях удовольствие недешевое. Часовая прогулка верхом обойдется вам в полторы тысячи рублей, а промчаться с ветерком на санях и вовсе в две с половиной. Частники берут дешевле, но у них и сервис не тот, и договариваться о мероприятии нужно заблаговременно. Так что, если хотите подгадать под новогодние праздники, звонить нужно уже сегодня.

ТОП-4. На тросу за машиной

Развлечение для настоящих экстремалов! Промчаться на санках или монолыже за убегающим автомобилем отважится не каждый, хотя жажду адреналина так можно утолить на пару лет вперед.

Для аттракциона вам понадобится автомобиль, адекватный водитель, кусок троса и, собственно, само «летательное средство». В качестве него чаще всего берут крепкие сани, хотя, как мы уже упоминали, это может быть монолыжа или даже обычный деревянный поддон. Главное правило тут – это безопасность катающихся. А потому запоминаем:
Ни в коем случае не катайтесь по проезжей части или любом другом месте, где возможна встреча с другим автомобилем. Лучшим полигоном в таком деле следует признать хорошо замерзший пруд. И площадка ровная, и обзорность на все 360 градусов.
Длина троса должна составлять не менее десяти метров. В случае резкой остановки катающемуся нужна достаточная для торможения дистанция.
Не стесняйтесь надевать всю имеющуюся у вас защиту, включая и маску. Когда катаешься на тросу, полезно видеть, куда именно тебя несет.
И последнее правило на этот раз уже для водителя. Если вы услышали, что под колесами трещит лед – ни в коем случае не останавливайтесь! Добавьте ходу (но без фанатизма – у вас пассажир за бортом) и выезжайте кратчайшим путем к берегу.

Если к катанию на тросу отнестись со всей серьезностью, то праздничное настроение гарантировано.

ТОП-3. Собачья упряжка

Веками в условиях Крайнего севера собачья упряжка была единственным транспортным средством. Сегодня о ней уже основательно подзабыли, и нарты используются только в спортивных целях. А ведь идея покататься на таких санках, да еще и под Новый год, довольно привлекательна! Даже если у вас вместо своры всего один, но сильный пес –можно устроить праздник хотя бы своему ребенку.

Единственная проблема – это сами эскимосские сани. Просят за них, как за подержанный автомобиль, что не всем по карману.

К счастью, чтобы просто покататься, профессиональный инвентарь и не нужен, а простенькие нарты можно смастерить и своими силами, притом за два-три часа. Для этих целей понадобятся старые лыжи, санки, двух-трехметровый кусок деревянного бруса и ручка от садового инвентаря. Даже если все это придется покупать, то выйдет недорого.

Как видите, объяснять технологию монтажа особой нужды нет, все понятно интуитивно.

Остановиться придется лишь на некоторых нюансах.
Во-первых, лыжи обязательно должны быть закреплены параллельно друг дружке, для этого перед монтажом расстояние между ними тщательно промеривают.
Во-вторых, все болты или саморезы, которыми вы будете что-либо к лыжам крепить, должны закручиваться со стороны плоскости скольжения и обязательно прятаться в потаи.

Несколько часов в мастерской – и можно запрягать. Только не цепляете постромки прямо к ошейнику. Для этого существуют специальные собачьи упряжки, которые без труда можно найти в зоомагазине.

ТОП-2. Зимний виндсерфинг

Если вырваться летом к морю не получается, а вы всю жизнь мечтали покататься под парусом, зима – именно то время года, когда это можно осуществить. Ведь ровное заснеженное поле ничем не уступит морской глади. Единственное, с чем у вас могут возникнуть проблемы, это инвентарь. Сам парус можно приобрести в магазине, а вот с доской возникнут проблемы. Ее придется изготовить самостоятельно.

Доска бывает двух видов. Это двух- и трехлыжка. Последняя более дружественна для новичков, а потому расскажем об ее изготовлении поподробнее.

Для работы вам понадобится две пары беговых лыж, мелкая металлическая сетка и толстостенная алюминиевая трубка диаметром около двух-трех сантиметров (можно взять из старой раскладушки).

Первой смастерите центральную лыжу.

К ней при помощи алюминиевых трубок прикрепите лыжи вспомогательные, при этом они должны располагаться не параллельно, а под углом 25° к горизонту. Это самый ответственный момент. Чтобы здесь не напортачить, алюминиевые детали нужно выгнуть заранее, притом по одному лекалу.

Вставьте между крепежами распорки (из тех же трубок) и обтяните получившейся скелет металлической сеткой.

По сути, трилыжа готова, нужно только прикрутить к металлокаркасу петли для ног и крепление-шарнир под мачту. Первые можно изготовить из кожи или обтянутого материей металла, вторая же деталь продается в магазине.

При хорошем ветре на такой трилыже можно развить скорость свыше 50 км/час, так что не забываем о средствах защиты. Ну, а теперь ставьте парус и айда кататься!

ТОП-1. Сноукайтинг

И все-таки, несмотря на все преимущества паруса, он довольствуется только вторым местом в нашем «хит-параде» новогодних катаний. Безоговорочным лидером мы называем сноукайтинг.

Если не знаете, кайт – это такой огромный воздушный змей, который используется вместо паруса. Правда, у такого привода тяга на порядок сильнее, что позволяет использовать для катания не только ровную местность, но и крутые подъемы. Но особое удовольствие можно получить не столько от скорости, сколько от прыжков. Десятисекундные полеты здесь норма.

Одна беда, в отличие от летнего кайтинга, в случае неудачи падать вам придется не в воду, а на мерзлый грунт, потому в этом виде развлечений самый высокий процент травматизма. О том, чтобы покататься с «воздушным змеем» без шлема и налокотников, не может быть и речи.

Кроме защитной амуниции вам понадобится сам кайт, он продается площадью от одного (тренировочный) и до трех метров, а еще трапеция и сноуборд. Хотя, если вы решили обойтись без фристайла, подойдут и обычные лыжи.

Все оборудование стоит недешево, но может выдаваться напрокат. Так, стоимость суточной аренды кайта составляет всего 500-600 рублей, тогда как приобрести его можно только за 25-40 тысяч. Мало того, что управляться с «воздушным змеем» действительно несложно, так ещё и Google по первому же вашему требованию найдёт полтора-два десятка школ кайтинга прямо в Подмосковье.

Ну что, вы готовы получить свою порцию новогоднего адреналина?..

Поделиться: