Меняются ли зоны мощности с возрастом пульсометрия. Использование пульсометрии в тренировочном процессе. Спортивный час в группе продленного дня

Проведение пульсометрии
на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса


Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Протокол
наблюдения за пульсом
(образец оформления)

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося _______________

в процессе урока физической культуры в _________ классе, проведенного «___» ______ ____ г.

Чиркова Евгения

Хохрина Валентина

Баранова Эмилия

Задачи урока:

1. Обучать броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

3. Развивать скоростные способности и скоростную выносливость.

4. Добиваться внимательного отношения

Запись наблюдения



п/п

Наименование действий, предшествующих
подсчету пульса

Время подсчета пульса
от начала урока

Частота за

Примечания

10
секунд

1
минуту

1

Перед входом
в зал

9 ч 55 мин

18

108

2

В начале урока
(по звонку)

10 ч 00 мин

16

96

3

Окончание подготовительной части урока

10 ч 00 мин

27

162

Разминка проводилась в движении

4

Выполнение
1-й серии упражнений:
после

10 ч 16 мин




5

Выполнение 2-й серии упражнений:
после

10 ч 25 мин





156

Затянувшееся перестроение

6

Участие в игре:
после

10 ч 35 мин



168

Играл активно

7

После заключительной части урока

10 ч 45 мин

18

108

Игра на внимание

ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физической культуры. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с сек. стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

2) подготовить протокол записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности ведется наблюдение за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и затем подсчитывается у них пульс: девочки и мальчика: сильного, среднего, слабого по подготовленности ученика, старательного и нерадивого и т.д. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному студенту, который оформляет соответствующие документы, материалы и докладывает их при обсуждении урока бригадой.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же стойке.

Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.

После окончания урока полученные показатели пульса (за 10 сек.) переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площадки между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедителен, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контроль расхода времени занимающихся на различные элементы учебно-воспитательной работы с целью определения плотности урока как косвенного показателя его полноценности осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды.

1. Умственные - по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов).

2. Двигательные - по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, взаимопомощь и др.).

3. Отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока.

Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времен (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1 % (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100 и делится на 45).

Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 мин, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29 × 100:45= 64,5%).

При анализе полученных материалов следует заметить, что общая плотность урока должна приближаться к 100 %.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может измениться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, на уроках совершенствования техники движения и физических качеств, она может достигать 70-80 %. На уроке же с образовательной направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучения знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

Для выполнению этого задания студент должен заблаговременно подготовиться:

1) изучить конспект урока, на котором предлагается хронометрирование;

2) определить тип урока;

3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия);

4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;

5) наметить объект наблюдения - это должен быть средний ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении:

6) подготовить протокол для записи соответствующей информации.

Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены в приложении 3.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов", "пассивный отдых" и т.д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следует одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег", "упражнения в движении" - все они относятся к физической по преимуществу работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но если после ходьбы ученики слушали объяснения или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушание педагога (это умственная работа).

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например, построение и рапорт длился 2" 45"", это время записывается в графу "двигательная по преимуществу работа". А слушание задач урока закончилось на 3"05"". От этого времени отнимаем предыдущие 2"45"", полученные 20"" с записываем в графу "умственная по преимуществу работа".

В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику, вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидания очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнения в смешанном висе не сопровождаются значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.

Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".

Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все виды деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.

Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.

Попутные записи в графе "примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех учеников, которые не заняты выполнением упражнений.

Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПУЛЬСОМЕТРИИ

от " "_______________ 200__года.

Предмет наблюдения - изменение пульса учащихся_______класса

в процессе урока физической культуры в классе, проведенного практикантом_______________________________________________________ Задачи урока:

1. Совершенствовать технику упора стоя согнувшись, подводящего к кувырку вперед.

2. Развить функцию вестибулярного аппарата.

3. Добиваться внимательного отношения к требованиям педагога.

Запись наблюдений

№№ Наименование действий, предшествующих подсчету пульса Время подсчета пульса от начала урока Частота пульса Примечание
за 10 сек За 1 мин
1. В покое, после предыдущего урока 10"45""
2. За 5 мин до звонка 10"55""
3. По звонку, в начале урока 11"00""
4. Слушала описание строевых заданий 7"00""
5. Бег 7"30""
6. Замечание по дисциплине классу 11"00""
7. Описание упражнения, выполнение перекатов. 13"00"" Выполнено указанное кол-во раз
8. Замечание классу по поводу дисциплины 15"00""
9. Описание упражнения подводящие к выполнению кувырка вперед, выполнение задание 17"00"" Задание выполнялось тщательно
10. Наблюдение за показом упражнения 18"30""
11. Выполнение задание 21"00""
12. Выполнение задания 23"00""
13. Замечания по дисциплине классу 25"00""
14. Построение 27"30
15. Бездействие, простой 30"00""
16. Перестроение, объяснение задания 33"00""
17. Ожидание очереди 35"00""
18. Выполнение упражнения,5 раз 38"00""
19. Ожидание очереди, построение 45"00""
20. Выход из спорт. зала 11ч 50"

Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

♦ до начала выполнения упражнений;

♦ сразу после выполненных упражнений;

♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя;
Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

  • предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;
  • учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.

При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.

Экзаменационный билет № 16

1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

1) экстенсивно-интервальный метод;

2) интенсивно-интервальный метод.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода

1) с постепенным увеличением длительности работы;

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:

1) «жесткий» интервальный метод;

2) «облегченный» интервальный метод.

Два вида:

1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.

Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.

Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

1) Длина тренировочных отрезков;

2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

3) Интервал отдыха между повторениями;

4) Количество повторений в тренировочной серии;

5) Форма отдыха

2. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.

Понятие и виды планирования

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно- воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования:

· Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

· Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную четверть).

· Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Требования к планированию

1. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.)

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно- воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть, выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий, и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются : учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы- конспекты занятий.

Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и, программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога.

Проектирующие признаки ТК:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит общепедагогическая позиция автора, которая может лежать в области традиционного, развивающего образования и т. д.

Важной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание критериев и показателей измерения результатов деятельности занимающихся на уроке.

В педагогической технологии должна быть показана не только деятельность педагога, но и учебная деятельность самих учащихся

Пульсометрия - это регистрация изменения пульса (частоты сердечных сокращений, чсс) под воздействием физических, эмоциональных, стрессовых нагрузок.

Метод пульсометрии

Метод пульсометрии заключается в следующем:

  1. замеряется пульс (ЧСС) в состоянии покоя, чаще сидя,
  2. проводится нагрузка (физическая, эмоциональная, стресс и т.п.),
  3. замеряется пульс после нагрузки,
  4. полученные данные заносят в таблицу,
  5. сравнивают с показателями нормы (если применимо) и делают выводы.

В некоторых исследованиях замеряют пульс после нагрузки несколько раз - с равными интервалами, и пока он не достигнет состояния до нагрузки. Это нужно, чтобы понять скорость восстановления.

Как мерить пульс

При методе с секундомером, считается количество "ударов" пульса за одну минуту. Замер проводится:

  • на запястье,
  • на шее, сонная артерия (с осторожностью, не нажимать сильно),
  • на локтевом сгибе,
  • на виске, выше уровня брови

Сейчас всё чаще применяют электронные пульсометры, которые стали широко распространены и доступны по цене.

Вариационная пульсометрия

Вариационная пульсометрия (ВП) - занимается изучением распределения кардиоинтервалов.

один удар пульса:

Кардиоинтервалы:

график кардиоинтервалов:

определение Mo и AMo кардиоинтервалов через построение гистограммы:

Р. М. Баевский указывает на следующие базовые показатели ВП:

  1. Мода (Мо) – типичный диапазон кардиоинтервалов R-R(с). По сути означает ожидаемый диапазон работы синусового узла системы кровообращения, характеризует активность гуморального канала регуляции;
  2. АМо – (амплитуда моды) – это процент кардиоинтервалов, укладывающихся в диапазон Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом и находится под влиянием синаптического отдела вегетативной НС;
  3. Вариационный размах (Вр, синонимимы - Dx, Ax) - равен максимальной амплитуде колебаний кардиоинтервалов Вр=Rmax-Rmin, означает максимальную разницу в продолжительности кардиоциклов. Обычно отражает тонус парасимпатического отдела ВНС. В особых условиях, существенное влияние на Вр могут оказывать сигналы из подкорковой области;
  4. ВПР - вегетативный показатель ритма. ВПР = 1 /(Мо х Вр); отражает баланс между автономным контуром регуляции и парасимпатическим отделом. Чем больше величина, тем больше вклад автономного контура;
  5. ИН - индекс напряжения регуляторных систем. ИН = АМо/(2ВР х Mo), отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Низкая величина ИН означает большой вклад автономного контура и парасимпатического отдела, высокий Ин - высокую степень централизации управления сердечным ритмом.

Графики вариационной пульсометрии при наблюдении за коровами:

Анализ данных пульсометрии

При анализе данных учитывают следующие показатели нормы у взрослых людей:

  • Мо - 0.80 ± 0.04 сек.,
  • АМо - 43.0 ± 0.9%,
  • ВР - 0.21 ± 0.01 сек.
  • ИН от 80 до 140 усл.ед.

Выводы

Выводы делаются на следующем основании: чем ниже ИН, тем лучше тренирован (адаптирован) к нагрузке человек. Однако ИН < 20 может говорить о вегетативной дисрегуляции, а ИН>100 - об аритмии.

2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия».

В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч. из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1.

Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам необходимо определить физиологическую кривую, характерную для среднестатистического ученика каждой из школ.

Результаты исследования СШ №14 г.Якутска

№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Анисимов Г. 64 92 112 108 132 112 92
2 АкимовС. 68 96 116 112 132 116 96
3 Борисов А. 72 100 126 116 140 120 100
4 Семенов К. 76 104 120 112 136 112 96
5 Саввин Б. 76 104 124 116 136 116 100
6 Матвеев И. 80 108 124 116 140 124 100
7 Шурихин К. 72 100 120 116 136 120 96
8 Тимофеев С. 76 100 116 108 132 116 96
9 Иванов П. 84 108 120 116 130 116 92
10 Криаошапкин Д. 68 92 116 108 132 112 96
Средний арифметический »74 »100 »119 »113 »135 »116 »96

Примерный план урока физкультуры г. Якутска:

№ п/п Виды деятельности Примечание
Подготовительная часть

Упражнение в ходьбе

Упражнение в беге

Учебная игра волейбол

Общее построение

Результаты исследования ЫКСШ №1
№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Баев Т. 68 92 116 104 132 112 88
2 Белолюбский О. 72 96 116 108 136 116 92
3 Варламов В. 76 100 120 112 140 116 96
4 Егоров П. 80 104 120 112 140 120 100
5 Карбаканов Ю. 76 100 116 108 136 116 96
6 Колесов Г. 72 96 116 104 132 112 92
7 Лебедев М. 68 92 112 104 136 112 92
8 Лукачевский Г. 64 98 116 112 140 120 96
9 Максимов М. 68 96 112 104 136 116 92
10 Матвеев Г. 72 96 116 108 136 112 88
Средний арифметический »72 »96 »116 »108 »136 »115 »93

По этим данным построили график

Примерный план урока физкультуры ЫКСШ №1:

№ п/п Виды деятельности Время изменения пульса по минутам Количество ударов пульса в минуту Примечание
Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение задачи урока

Упражнение в ходьбе

Упражнение в беге

Основная часть Передачи мяча в парах

Совершенствование нападающего удара

Учебная игра волейбол

Общее построение

В относительно спокойном состоянии

Для отличения сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их вместе в одной сетке.

Анализируя данный график, можно отметить, что физиологическая кривая учащихся ЫКСШ №1 более плавная, чем физиологическая кривая учащихся СШ №14 г. Якутска, что свидетельствует о том, что сельские дети более адаптированы к физическим нагрузкам. То есть в процессе занятий физической культурой пульс у сельских детей более или менее равномерный и резкие скачки, как таковые, отсутствуют. На физиологической кривой городских детей же имеет место резкие перепады в пульсе со 100 ударов в начале занятия до 119 ударов в первой четверти, затем спад до 113 ударов на 15 минуте. (т.е. за 5 минут пульс снизился на 6 ударов) Далее, через 10 минут (через 25минут после начала занятия) пульс подскочил до 135 ударов, далее идет равномерный спад, но концу занятия вновь резкий спад – за 5 минут – до 21 удара в минуту.

Таким образом, можно предположить, что городские дети и подростки тяжелее переносят физическую нагрузку и, соответственно, уровень адаптации физической нагрузке у них ниже чем у сельских детей того же возраста.

На оценку состояния здоровья и физического развития учащихся;

На выяснение уровня адаптации городских и сельских учащихся.

Адаптация-это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Важно понять, что адаптацию организм требует не только в каких то экстремальных ситуациях пребывания в пустыне, на полюсе, высоко в горах. В процессе адаптации организм приобретает отсутствующую в него ранее устойчивость к определенным факторам. Адаптация может быть полной и не полной.

Одним из важных условий построения теоретической модели двигательных способностей является адаптационных ресурс организманаличные ресурсы по обеспечению функционирования, восстановление и наращивание приспособительных резервов в соответствии с усложняющимися условиями деятельности. Адаптационные ресурсы организма в двигательной сфере следует рассматривать как проявление спортивной одаренности, то есть предпосылку общих способностей или отдельных моментов способностей, обуславливающих широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Процентное соотношение результатов анкетирования.

Вопросы анкеты

СШ№14 г.Якутска

1. Ваш возраст? От 16 до 17 лет

А) смотрю телевизор;

Б) играю на компьютере;

В) помогаю родителям по дому

В) работаю в доме


5. Где вы провели лето?

А) в спортивном лагере

Б) в трудовом лагере

В) на сенокосе

Б) иногда

Б) иногда


8. Ходите ли вы на охоту?

9. Ходите ли вы на рыбалку?

Вопросы анкеты

Ы-КСШ№1 Таттинского улуса

1. Ваш возраст? От 16 до 17 лет

2. Как вы проводите свое свободное время?

А) смотрю телевизор;

Б) играю на компьютере;

В) помогаю родителям по дому

3. Еслипомогаете, то в чем заключается ваша работа по дому?

А) помогаю присматривать за дом. скотом

Б) заготовка дров, льда, топка печи

В) работаю в доме


4. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

5. Где вы провели лето?

А) в спортивном лагере

Б) в трудовом лагере

В) на сенокосе

6. Часто ли вы купались летом?

Б) иногда

7. Часто вы летом играли в подвижные

игры (волейбол, баскетбол и т.д.)?

Б) иногда


8. Ходите ли вы на охоту?

9. Ходите ли вы на рыбалку?

10 Собираете ли вы ягоды, грибы?

На второй вопрос 25% городских и 20% сельских проводят свое свободное время за тедевизором, 55% г. и 15%с. играют на компьютере, 20%г. и 65%с помогают родителям по дому;

На вопрос « в чем заключается ваша работа по дому» 10%г. и 30%с. ответили ухаживают за домашними животными, 25%г. и 35% с. ходят за водой, топят печь, из них 65%г. и 35% с. помгают в уборке по дому;

45%г. и 65%с. опрошенных учащихся делают регулярно утреннюю зарядку, 55%г. и 35%с. этого не делают;

10%г. и 20% с. проводят лето в спортивных лагерях, 40%г. и 10% с. в трудовом лагере, 5%г. и 60%с. ребят помогают родным на сенокосе, 45%г. и 10с. проводят лето дома;

Летом 50%г. и 55%с. детей купаются часто, 35%г. и 45%с. иногда, 15%городских детей не купаются вообще;

Подвижными играми увлекаются 60%г. и 55% с. ребят, 15% г. и 40%с. иногда, а 35%г. и 5% детей вообще не увлекаются;

На вопрос «ходите ли вы на охоту?» 20%г. и 75%с. ходят, 80%г. и 25%с. детей ответили нет;

На рыбалку ходят 35%г. и 40% детей, 55%г. и 60%с. на рыбалку не ездят;

На последних вопрос «собираете ли вы ягоды, грибы?» городские 50 на 50 тоесть половина собирает половина нет, сельские 75% собирают 25% детей нет.

Заключение

Изменение общей ситуации современного общества ставит новые социальные задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения.

Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека. При адаптации организм приобретает новое качество именно в этих условиях вырабатываются адаптивные реакции, повышающие устойчивость перенагрузкам, тренированность к высоким температурам, к физическим нагрузкам.

Двигательная активность – основное свойство животных и человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. В течении жизни под влиянием каких-либо требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону повышения или понижения.

Если человек изменяет образ жизни так что его двигательная активность по необходимости становится высокой. То его организм должен приспосабливаться к новому состоянию (например, тяжелая физтическая работа, систематические занятия спортом и т.д.). В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной ткани, точнее ее массы, в соответствии с повышенной функцией.

Задачи, стоящие перед физическим воспитанием школьников могут быть решены, только на основе обще физической подготовки. Это означает что во время уроков физкультуры необходимо развивать все без исключения двигательные качества, не отдавая предпочтения развитию только координационных и скоростных способностей.

Включение в структуру урока для школьников упражнений, развивающих общую и статическую выносливость силу и скоростно-силовые качества, обеспечивают высокий тренировочный эффект, способствует существенному повышению двигательной подготовленности и выполнению нормативов комплекса «Эрэл». Физиологически обоснованы широкое использование в физическом воспитании школьников продолжительных беговых нагрузок умеренной интенсивности и адекватных статических упражнений.

Многолетние физиологические исследования позволили разработать методику применения статических напряжений на уроках физкультуры, апробировать комплекса статических упражнений для детей. Использование этих упражнений повышает приспособительные возможности организма школьников и положительно влияет на деятельность и развитие двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование упражнений развивающих статическую и силовую выносливость может служить важным фактором в профилактике нарушений осанки, часто встречающихся в настоящее время у детей школьного возраста.

Адаптация к физическим нагрузкам для школьников и студентов очень полезно для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свою меру тренировки и расслабления, т.е. отдыха. Без адаптации к физическим нагрузкам ученик получит хроническую перетренированность, что приведет к нарушению важнейших систем организма.

По данным проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Педагогическое наблюдение показало, что учащиеся сельской школы с.Ытык-Кюель Таттинского улуса имеют более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам, нежели их сверстники из городской школы №14. Это может быть вызвана в связи с тем фактором, что за последние годы физическая подготовка учащихся ухудшается из за состояния детей, что вызвана, главным образом экологическим дисбалансом. К примеру, состояние детей, постоянно живущих в городе хуже, чем состояние детей, проживающих в сельской местности. В связи с этим сердцебиение у городских детей завышенная и малейшая физическая нагрузка может вызвать сложность.

2. По данным исследованиям, проведенного методом «индекс Руфье» можно отметить, что результат «удовлетворительно» в результатах тестирования учащихся Ытык-Кюельской школы мало, что свидетельствуют о хорошем, твердом уровне адаптации к физической нагрузке; что касается результатов «хорошо» выше, а «отлично» чуть ниже, что свидетельствует о хорошем уровне в адаптации. Необходимо отметить, что среди результатов тестирования городских учащихся не малая часть протестированных детей умеет лишь удовлетворительный результат.

Это говорит о том, что эти дети с большим трудом адаптируются к вводу новых физических нагрузок. Таким образом, можно предположить, что дети из сельской местности наиболее подготовлены к принятию новых, более тяжелых физических нагрузок.

3. Человек с низким уровнем адаптацией зачастую переоценивает свои возможности принятия физических нагрузок, что может привести к травмам.

1. Создание новых физических упражнений с учетом уровня адаптации человека;

2. Повышение творческого потенциала учителя и тренера школы и непременно, повышения квалификации педагогов физического воспитания;

3. Введение систематического контроля занимающихся;

4. Финансирование школ на усовершенствование залов и внедрение новых тренажеров в процессе физической подготовки;

5. Введение в уроки физкультуры таких специальностей как «гимнастика»;

6. Учителям физвоспитания разрабатывать дифференцированные учебные программы с учетом возрастных, индивидуальных качеств учеников.

Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А.; Петрова П.Г. Человек в условиях севера.- М.: «КРУК», 1996.-208с.

2. Бальк Арно. Гимнастика для вашего здоровья. – М.: Медицина,1999

3. Бернштеин Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.

4. Большая медицинская энциклопедия. Том 23 стр.386-389.

5. Борикова Л.В.; Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб.пособие для студ. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.-128с.

6. Вайнер Э.Н. «Валеология: Учеб. Для Вузов.- М.: ФЛИНТА: Наука,2001.

7. Верхошанский Н.К. Основы специальной подготовки в спорте.- М.:ФиС, 1970.

8. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд.2-е.- М.: ФиС,1977

9. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний./ Под ред. Ю.Д. Жилова. Учебник. – М.: Высшая школа, 2001 –256 с. Ил.

10. Ильина Л.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.- метод. Комплекс/ Ин-т развиьтия образования. Центр дистанцион. Образования. Педаг. Ин-т ЯГУ – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я),1999.-88с.

11. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя/Под. Ред. В.Н Кардащенко.-М.: Просвещение, 1986. –176с.

12. Лоловей Л.А. Рыбалко ЕФ. «Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие, - СПб.: Речь 2002.

13. Озеров В.П. « Психомоторные способности человека».- Дубна: Феникс +, 2002.

14. Попов А.Л. Спортивная психология: Уч. Пособие для спорт. ВУЗов –3-е изд. –М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2000.

15. Пусть ребенок растет здоровым! –М.: Просещение, 1975.-95с.

16. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Уч. Пособие для студентов.- М.: Мастерство, 2002.

17. Соковня -Семенова М.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков к методике преподования медицинских знаний: Уч. Пособие для студентов.-М.: Академия, 1999.

18. Уфлянт Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека.- Л.: Медицина,1965

19. Физическая культура в семье. Изд-е 3-е, перераб.и доп.- М.: ФиС,1973.-368с.ил

20. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. И доп.- М. : Педагогическое общество России, 2000.-407с.

21. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера.: Учеб. Пособие. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1999. 120с.

22. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях севера. Якутск.: Изд-во Якутского госуниверситета. 1996.

23. Шамаев Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии. Методические рекомендации./ В надзагл.: Госкомспорт Якутской –Саха ССР-1991.


Ильина Л.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.-метод. Комплекс/ Педаг. Ин-т ЯГУ. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 1999.-4с.


В применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника). Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – ...

Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров. Таблица 4. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). Срок Занятий ЧСС(уд. в мин.)+ Ь Перед занятием ЧСС(уд. в мин...

Поделиться: