Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда. История дакара Правила дакаровской гонки минимальны

540 команд начали в 2009 году (с 3 по 17 января) двухнедельные ралли Дакар: Буэнос-Айрес (Аргентина) - Вальпараисо (Чили). Им предстояло преодолеть 9578 километров (14 этапов) по бездорожью. Ралли «Дакар» (ранее известные как «Ралли Париж - Дакар») - ежегодная трансконтинентальная гонка, которую основал французский мотоциклист Тьерри Сабин в 1978 году. К гонке допускаются автомобили с массой менее 3500 килограмм, которые подразделяются на три категории: Т1 (усовершенствованные внедорожники), Т2 (серийные внедорожники), Open (все остальные).
Дистанция, которую спортсмены должны преодолеть за наименьшее время, делится на отдельные участки. Кроме этого на ралли «Дакар» проводятся заезды на мотоциклах, квадроциклах, а также небольших грузовичках (все они также подразделяются на категории).
Каждому участнику выдается навигационное устройство GPS, по которому смогут определить его местоположение в чрезвычайной ситуации (для навигации использовать запрещено, иначе участник снимается с гонки).
Из-за страха перед возможными террористическими атаками, провести ралли было решено в Южной Америке.
(см. )

Карлос Сайнс на автомобиле Volkswagen Race Touareg 2 — знаменитый испанский автогонщик, двукратный чемпион мира, четырехкратный вице-чемпион мира, пятикратный «бронзовый призер» чемпионата мира, а также победитель ралли Дакар 2010 года.

Фото сделано во время отдыха в Вальпараисо, Чили.

Кирилл Депре из Франции на заправке во время восьмого этапа ралли Дакар.

Роббин Гордон (США) на своем Хаммере. Восьмой этап гонок, между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Лидирующий мотоциклист ралли Дакар, за спиной которого уже 419 километров пройденного пути.

Облака окутали горы Анды, Южная Америка.

Джакомо Висмара (Италия), участник автогонок, на своем мерседесе проехал уже 797 километров.

Кирилл Депре (Франция) между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Стефан Петрансель — французский мото- и автогонщик. На фото он во время прохождения третьего этапа ралли на внедорожнике Mitsubishi.

Жерар Фаррес Гуелль из Испании на своем мотоцикле марки KTM во время четвертого этапа автогонок, Аргентина.

Россияне Леонид Новицкий и его штурман Олег Тюпенкин в BMW на очередных ралли «Дакар 2009», в 180 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса.

Французский мотоциклист на первом участке ралли Дакар, между Буэнос Айресом и Санта Розой, упал со своего мотоцикла и остался лежать на земле в то время, как мимо него проносились автомобили с другими участниками гонки.

Французский участник, Дэвид Кастеу, на своем мотоцикле марки KTM на первом этапе ралли между Буэнос-Айрес и Санта-Роса-де-Ла-Пампа, Аргентина.

Участник ралли проносится на своем мотоцикле мимо утки с утятами на пятом этапе автогонок.

Французский автогонщик Жан-Луи Шлессер в ходе 11-го этапа на своем спортивном автомобиле. Жан-Луи — двукратный победитель ралли Париж-Дакар.

Испанец Карлос Сайнс пытается удержать свой Volkswagen на трассе во время четвертого этапа «Дакар-2009».

Робби Гордон из США взлетел на своем Хаммере во время шестого этапа ралли «Дакар 2009», между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина, 8 января 2009 года.

Мотоциклист Дэвид Кастеу (Франция) показывает место, куда его ужалила пчела во время третьего этапа ралли «Дакар», Аргентина.

Марк Кома (Испанец) на мотоцикле марки KTM преодолевает шестой этап автогонок между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина.

Француз Эрика Вигуру на своем Хаммере во время прохождения второго этапа гонки, между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин, Аргентина.

Два гонщика преодолевают дюны на шестом этапе ралли «Дакар 2009», между Сан-Рафаэлем и Мендоса.

Испанец Хуан Мануэль Пельисер на мотоцикле марки BMW во время седьмого этапа (преодолел уже 899 километров).

Механики ремонтируют мотоцикл одного из участников заезда по окончании пятого этапа ежегодных гонок.

Mitsubishi испанца Нани Рома осматривает механик на предмет поломок в Вальпараисо, Чили, по окончании седьмого этапа гонок.

Французский гонщик Паскаль Гилберт рассказывает по телефону о смерти друга и товарища по команде Паскаля Терри (49 лет), который пропал после второго этапа на трассе «Дакар» и был позже найден мертвым (отек легких).

Катар Салех Насер Аль-Аттия и его штурман Тина Tорнер на своем BMW проехали уже 488 километров.

Испанец Марк Кома на своем мотоцикле марки KTM заканчивает шестой этап ралли, который проходил между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина.

Volkswagen Марка Миллера из США на крутом повороте во время прохождения восьмого этапа гонки, между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Француз Luc Pagnon на своем мотоцикле марки KTM пересекает водную преграду на третьем этапе ралли, Аргентина.

Испанец Марк Кома на шестом этапа «Дакар 2009», из Сан-Рафаэля до Мендосы.

Ралли Дакар (ранее Ралли Париж-Дакар) – ралли-марафон, который проводится ежегодно с 1978 года. Изо всех раллийных гонок является самым большим по протяженности. Соревнуются не только профессионалы – до 80% участников составляют любители, которым в жизни не хватает адреналина. Участники разбиты на категории автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и грузовиков. До переноса гонки на Американский континент в 2009 году, маршруты ралли пролегали по территории Европы и Африки.

История.

Организатором нового ралли по пустыне стал известный французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году, участвуя в другом ралли, проходившем по пустыне Сахара, он сбился с пути, но был спасен местными жителями. Дебютное Ралли Дакар началось в Париже под новый, 1979 год, а завершилось в Дакаре через три недели.

В первой гонке экипажи автомобилей, грузовиков и мотоциклов ушли со старта одновременно, в результате весь пьедестал заняли мотоциклисты. С 1980 года введена классификация участников, и с тех пор призы вручают победителям каждой из трех категорий. Основатель гонки трагически погиб в 1986 году в катастрофе с вертолетом, но его дело продолжает жить.

Изначально маршруты ралли прокладывались по странам Европы и Африки, а одной из крайних точек гонки, за редким исключением, был город Дакар – столица Сенегала. Накануне гонки 2008 года в Мавритании произошла стычка приезжих с местным населением на религиозной почве, в результате которой погибли французские туристы. Поэтому гонку пришлось отменить, а с 2009 года состязание проводится в Южной Америке по территории Аргентины, Перу и Чили. Сахару заменила пустыня Атакама. Также с 2009 года был введена категория квадроциклов.


Правила.

Ралли стартует ежегодно в первые дни января. Гонки проводятся на трассах общего пользования без ограничения движения транспорта. Соревнования идут каждый день, средняя длина дневного этапа от 700 до 900 км. Обычно организаторы прокладывают трассу по горным дорогам через Анды, вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, по пустыне Атакама.

Общая протяженность маршрута – около 10 000 километров.

Дорожное покрытие характерно для пустыни – солончаки, песок песчаных дюн, камни. К тому же погода тоже подбрасывает сюрпризы, что усложняет соревнования.

Для контроля участникам выдают GPS передатчики, но прокладывать маршрут им предстоит традиционным способом, для этого выдают легенду и карту местности. При прохождении трассы гонщики отмечаются на контрольных пунктах. Для более точного контроля существуют и скрытые пункты, о которых участники не знают.

Этап проводится весь день – от рассвета до заката, когда гонщики приезжают на промежуточный финиш. Для сна, как правило, отводится пару часов, остальное время идет ремонт и подготовка машины к участию в гонке.

Победителем становится лидер в общем зачете. Если серьезные заводские команды бьются за первые места пьедестала, то для большей части любителей главное в гонке – хотя бы просто дойти до финиша. Доходит же, как правило, меньше половины участников.

По результатам гонки присуждается звание Чемпиона Дакара среди пилотов, штурманов, производителям вручается Кубок конструкторов. Памятный приз в виде маленькой фигурки туарега вручается каждому участнику, благополучно доехавшему до финиша. Несмотря на то, что практически каждый год на ралли случаются аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, сотни энтузиастов отправляются ежегодно под Новый год в Южную Америку. Прямо, как в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина».

Рекорды.

В классе автомобилей и мотоциклов лучшим пилотом является француз Стефан Петрансель, который до 1998 года выступал на мотоциклах, а потом пересел на автомобиль (5 и 6 раз соответственно выигрывал). В 2015 году завоевал свой пятый титул мотогонщик испанец Марк Кома. В классе квадроциклов дважды побеждали аргентинцы Алехандро Патронелли и Маркос Патронелли. Вне конкуренции в классе грузовиков Владимир Чагин (7 побед).
Лидеры в Кубке конструкторов в каждом классе: автомобили - Mitsubishi (12 побед), мотоциклы - КТМ (14 побед), квадроциклы - Yamaha (7 побед) и грузовики - КАМАЗ (13 побед).
В зачете наций лидируют Франция (автомобили – 20 раз, мотоциклы - 22 раза), Аргентина (квадроциклы - 4 раза) и Россия (грузовики – 13 раз).

Ралли - один из наиболее популярных видов современных гонок. Он очень зрелищный, а потому интересен миллионам зрителей во всем мире. Среди всевозможных чемпионатов особенным является маршрут «Париж-Дакар». Данная гонка выделяется среди прочих. Чем же она так привлекает болельщиков и участников? Об этом будет рассказано в данной статье.

История знаменитого автомобильного марафона

Первоначальный маршрут ралли проходил через север Африки, Алжир, но, в связи со сложной политической обстановкой и участившимися беспорядками в данном государстве, для гонки утвердили другую страну - Марокко. Иногда часть пути участники преодолевают через Ливию.

Сначала гонка являлась одним из этапов Кубка мира. Однако регламент соревнований вызывал множество разногласий, вследствие чего решено было исключить ралли из общего зачета первенства планеты и сделать его автономным.

Интересно то, что в состязании за всю историю его существования принимали участие не только профессиональные автогонщики, но и многие рок-звезды, известные спортсмены-представители других дисциплин (горнолыжники, альпинисты, яхтсмены и прочие).

Правила ралли

Чтобы принимать участие в данном соревновании, необходимо знать правила ралли. Дакар является конечным пунктом маршрута. Стартует гонка в Париже. Соревнование длится на протяжении трех недель и охватывает дистанцию примерно в 10 тыс. км. К участию допускаются гонщики не только на специальных автомобилях для ралли, но и на легковых машинах, а также на грузовиках и мотоциклах. Для каждого вида транспорта существует отдельный зачет. В числе участников могут быть не только профессиональные гонщики, но и любители, которые обычно составляют примерно 80% от общего количества заявившихся.

Как уже было сказано выше, зачет Кубка мира не включает в себя данное ралли. Дакар является финальным городом на пути гонщиков, где и определяются победители. Для того чтобы стать чемпионом соревнования, необходимо просто обогнать своих соперников по результатам данного автомобильного марафона, в отличие от Кубка мира, где участники получают баллы за каждую гонку, которые в конце сезона суммируются.

Победители ралли

Вплоть до начала XXI века главным рекордсменом по количеству побед в ралли «Париж-Дакар» был Стефан Петрансель, выигравший этот автомобильный марафон шесть раз за десять лет участия в нем.

2001 год стал переломным как в правилах гонки, так и в отношении победителей. В соответствии с изменениями, внесенными в правила соревнований, команда не могла везти с собой техника, который в случае поломки сумел бы устранить неполадки. Любой ремонт должен был осуществляться силами водителя и штурмана. В этом же году в ралли впервые победила женщина Джутта Кляйншмидт.

Российские грузовики стали настоящими триумфаторами ралли «Париж-Дакар». «КамАЗ-мастер», отличная русская команда, выигрывала марафон множество раз. В последние годы она продолжает удерживать лидерство и регулярно побеждает на крупных международных соревнованиях.

Команда «КамАЗ-мастер»

За всю историю ралли «Дакар» российская команда 13 раз побеждала в этом престижном марафоне. В 2015 году ралли, которое проходило на территории Боливии, Аргентины и Чили, впервые выиграл пилот Айрат Мардеев в зачете грузовиков. На заключительном этапе гонки он сумел оторваться от преследователей и в итоге превзошел ближайших конкурентов, между прочем, партнеров по команде, на 14 и 51 минуту соответственно (2 место - Николаев, 3 место - Каргинов).

Таким образом, российские пилоты снова показали, чего стоит автомобиль «КамАЗ». Ралли «Дакар» год от года в зачете грузовиков покоряется именно ему.

Три маленькие истории, без которых марафона «Дакар» бы не было

На трассы “Дакара” этого года выйдет пятьсот пятьдесят шесть участников, а посмотреть его вживую собираются около пяти миллионов зрителей.
Но все это было бы невозможно без одного предприимчивого экспортера батата из Африки, заблудившегося в дюнах Сахары мотоциклиста. и трех коротких, но очень важных историй.

В начале двадцатого века Дакар был одним из центров французской колониальной Западной Африки – отсюда даже пытался избраться депутат в парламент Франции. А когда местные республики стали независимыми, Дакар остался привлекательным кусочком экзотики, где местные жители продолжали говорить на языке Вольтера и Руссо, как на родном.

От берега до берега

Романтика приключений, пустыни, слоны и дюны подтолкнули хорошо знавшего Африку плантатора и экспортера батата и дерева Жана Клода Бертрана организовать в 1969 году в Кот-дИвуаре автомобильную гонку – ралли Бандама! По названию местной речки.

Следующим грандиозным проектом Жана Клода Бертрана была организация ежегодного марафона на каждом из пяти континентов по очереди, но эта затея оказалась слишком масштабной с точки зрения логистики.
Протянуть маршрут от бывшей французской колонии до ее метрополии было несравнимо легче. А главное, сам того не подозревая, Бертран придумал новый формат ралли-рейда – прообраз будущего “Париж – Дакара”. К тому же, на старт второго по счету марафона “Абиджан – Ницца” уже выходил человек, которому предстояло прославить гонки по африканским пескам на весь мир.


Герой-одиночка

Солнце, невыносимая жара и бесконечный желтеющий горизонт, весь мир теперь, казалось, состоял только из песка. Сама природа играла с ним словно кошка с мышкой, выжимая последние жизненные соки. Три дня назад участник марафона “Cote d"Ivoire - Cote d"Azur” Тьерри Сабин заблудился в пустыне, а должен был смириться с тем, что надежды больше нет.

Начав выступать со своим отцом Жильбером в ралли, он сразу стал бороться за победы и удача до сих пор не покидала его. Когда он пробовал силы в гонках на выносливость, то победил в шести часах Спа и финишировал в Ле-Мане. Когда брался организовывать отоциклетную пляжную гонку, чтобы растрясти зимой курортное местечко Ле-Туке, то получилось соревнование, которое сегодня знает каждый французский мотогонщик.

И вот теперь наступила финальная точка этой истории – Сабин заблудился на мотоцикле в гонке “Абиджан - Ницца”. La Fin. Затемнение экрана. Конец!



Ставший бесполезным мотоцикл валялся где-то между пустыней Тенере и Ливией, в местечке с жутким названием “Черная гора”, а Тьерри Сабин медленно умирал без сил и воды, пока с самих небес к нему не спустился пилот маленького самолета, отправленного Жаном Клодом Бертраном на поиски пропавшего участника.

Победитель забирает все

Первый Дакар создавался, словно семейная вечеринка: горстка помощников, несколько друзей, жена, модель Диана Тьерри-Мег, и спонсор – производитель фруктовых соков Oasis. Зная толк в том, как составить нужное впечатление, Сабин успел поработать пресс-секретарем курорта Ле-Корбье и музыкальной группы "Il etait une fois", француз перевернул привычный мир автогонок с ног на голову.

Старт нового ралли-рейда проходил не в каком-то знакомом только занудам и учителям географии Абиджане, а с шумом и помпой в центре Парижа на площади Трокадеро, что напротив Эйфелевой башни. Финишировал марафон через 10 000 километров в курортном местечке Дакар – столице Сенегала и самой западной точке африканского континента.

Среди участников – все что угодно, от легковушек до грузовиков и без какого либо разделения на зачеты. Как пели тогда участник группы Abba: "The Winner Takes It All" – победитель забирает все. Причем самыми массовым и быстрым классом сразу стали мотоциклисты, между которыми и развернулась жаркая борьба за победу.


К шестому спецучастку гонки 1978 года лидером стал Патрик Шааль, но он сломал мизинец после неудачного падения. За двести километров до конца гонки отказал двигатель мотоцикла Жана-Клода Морелле и первым, курьезно подскользнувшись на финишном пандусе, стал Сирил Неве, не выигравший по ходу марафона ни одного спецучастка. Спустя всего десять лет “Париж - Дакар” принимал на старте уже 473 участников и меньше всего напоминал семейную авантюру. В воздухе кружили медицинские и телевизионные вертолеты, оборудование между бивуаками перевозили на транспортных самолетах, трансляции покрывали весь мир, а Жан Тодт бросал монету в десять франков, чтобы решить, кто из его подопечных получит приказ сбросить скорость. В борьбе за победу Ватанен и Икс были готовы раскрошить свои сверхдорогие прототипы Peugeot в африканскую пыль.


Единожды ускользнув от неминуемой смерти, главный романтик Дакара увидеть этого, увы, уже не мог. 14 января 1986 года во время очередного марафона его вертолет попал в песчаную бурю и разбился в дюнах Мали. “Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался”, - эти слова Тьерри Сабина до сих пор остаются девизом гонки. Сочетание опасности, борьбы на пределе сил и незабываемого приключения и делает ее такой особенной.

У этого термина существуют и другие значения, см. Ралли (значения). Пет … Википедия

Ралли (англ. rally, буквально ≈ слёт, сбор), 1) комплексные соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту; дополнительные скоростные состязания, включаемые в программу… …

Марафон Лондон Сидней (англ. London Sydney Marathon) был проведён в 1968 году и стал одним из ключевых ралли рейдов в истории автоспорта, его называют первым марафоном. Оригинальная гонка планировалась как однократное спортивное… … Википедия

I Ралли Земфирий Константинович , русский революционер, писатель и общественный деятель. С 1879 жил в Румынии, где принял румынское подданство под фамилией Арборе. II Ралли (англ. rally,… … Большая советская энциклопедия

Карта маршрута гонки … Википедия

Citroën 2CV … Википедия

Тип многоцелевой бомбардировщик Производитель Potez Первый полёт 1924 … Википедия

Potel Chabot История компании В 1820 году кондитер Потэль и повар Шабо решили создать компанию, занимающуюся доставкой на дом готовых блюд. И очень скоро о них узнал весь Париж. Королевский двор оценил их мастерство, Империя воздала им должное,… … Википедия

- (Renault, Regie nationale des usines Renault), французская государственная автомобильная компания, крупнейшая в стране. Выпускает легковые и грузовые автомобили, спортивные автомобили. Штаб квартира находится в Булонь Бийанкур (небольшой городок… … Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Адер. Клемент Адер Clément Ader … Википедия

Координаты … Википедия

Книги

  • Тайна стеклянного склепа , Нелидова Юлия. 1907 год. Бывшему адвокату Эмилю Гершину, вернувшемуся из длительного путешествия по Гималаям, предстоит разгадать загадку смерти доктора Иноземцева. Для этого ему придется столкнуться с…
  • Тайна стеклянного склепа , Нелидова Ю.. 1907 год. Бывшему адвокату Эмилю Гершину, вернувшемуся из длительного путешествия по Гималаям, предстоит разгадать загадку смерти доктора Иноземцева. Для этого ему придется столкнуться с…
Поделиться: