Как называется вид спорта где человек летает. Вингсьют и его идейные вдохновители белки-летяги: как устроен «умный» костюм. Что это такое вингсьют

Вингсьют (wingsuit) - костюм-крыло из ткани, облачившись в который можно на пару минут почувствовать себя птицей, Суперменом или Бетменом - и зарядиться сумасшедшей порцией адреналина! Если в прыжке с парашютом вы просто спускаетесь вниз, то вингсьют позволяет двигаться вперёд и маневрировать, как это делают пернатые. Разбегаешься, отталкиваешься от края горного утёса - и начинается головокружительный полёт над зелёной пропастью… Как был создан крылатый костюм, чем отличается вингпек от вингсьюта, где можно попрактиковаться в необычном виде спорта и какие для этого нужны навыки - обо всём этом и будет наш рассказ.


Желание летать преследовало человека с незапамятных времён - эта тайная страсть проявляла себя в образе Дедала и Икара, ангелов и херувимов, ковра-самолёта и летучего голландца. За минувшее столетие мечта, казалось бы, сбылась - мы испытали дельтапланы и кукурузники, а затем дело дошло и до сверх-звуковых истребителей. Но всё не то. Хочется просто надеть пару крыльев и…

75 отважных изобретателей мастерили собственные крылья «а ля летучая мышь» и упорно испытывали их на практике. Но увы, лишь троим из них удалось отделаться испугом и синяками, так что в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания такого рода. Но через тридцать лет запрет был снят: для удобства воздушной съемки многие операторы кроме парашютов стали использовать перепонки между телом и руками.

Современный вингсьют изобрел в середине 1990-х годов Патрик де Гайардон. Парашютный спортом он увлёкся ещё в армии: в в 1985 и 1987 годах молодой француз стал победителем чемпионата Франции по фристайлу, а в 1986 завоевал серебро на мировом чемпионате. Патрик так же внёс свою лепту в создание нового вида спорта - скайсёрфинга (свободный полёт на доске для сёрфинга). Он придумал систему безопасного открепления от «лыжи» и первым совершил испытательный прыжок.

Но удача не всегда улыбается даже самым смелым из испытателей. Гайардон погиб в 1998 году во время тестирования новой модели вингсьюта, поэтому его усовершенствованием занялись Яри Куосма и Роберт Пекник. Эти находчивые джентльмены впоследствии основали компанию «BirdMan, Inc.», которой мир обязан возросшей популярности прыжков с вингсьютом. Их основной конкурент - Лоик Жан-Альбер, основатель итальянской фирмы «Fly Your Body».

Три двухслойных крыла имеют внутри нервюры (каркас) и надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, создающие подъемную силу при полёте парашютиста вперед. Давление внутри крыла придаёт ему необходимую жесткость, что существенно снижает нагрузку на руку.

В вингсьюите «воздухоплаватель» снижается со скоростью всего 100 км/ч, и за две, максимум три минуты успевает преодолеть до двух с половиной километров (на каждую тысячу метров высоты прыжка). При этом многое зависит от самого парашютиста, но правильно сгруппироваться для достижения наилучшей скорости планирования - задача не из простых. Каждый мастер этого дела вырабатывает свои позиции ног, рук и тела, которые не подходят другим парашютистам - ведь рост, вес и размер конечностей у каждого человека индивидуальны.

Прыжки в вингсьюте можно совершать не только в одиночку, но и «в стае». Так, в 2004 году группа энтузиастов с «закрылками» совершила межконтинентальный перелет через Босфор, а в 2008 году - через Гибралтарский пролив. Мировым рекордом стал групповой прыжок 71 человека в вингсьютах, которые во время полёта выстроились в сложную фигуру в виде бомбардировщика.

Где полетать с вингсьютом?

Всем, кто хочет испытать на прочность свои нервы в этом увлекательном деле, следует знать: туроператоры не предоставляют туров по прыжкам с вингсьютом. Единственный вариант - приобрести вингсьют у производителя, что сделает ваши карманы легче на каких-нибудь 5 тысяч евро.

Ведущие производители «суперкостюмов» продвигают свои собственные программы обучения для инструкторов и новичков. Но прежде, чем вам позволят облачиться в летучую покупку, вам придётся совершить не менее 200 тренировочных прыжков с обычным парашютом и научиться самым простым правилам поведения в воздухе. А потом уже можно покорять любые горные вершины!

Сегодня в продаже есть несколько разновидностей вингсьютов: «Classic» для начинающих, «GTI» для среднего уровня и «Skyflyer» для самых продвинутых экстремалов. Кроме того, не обойтись и без парашюта - ведь для приземления вингсьют не приспособлен.

Вингпек, он же «Грифон» - персональный летательный аппарат с жёсткими крыльями (размах в два метра). Он оснащён собственным реактивным двигателем и позволяет развивать большую скорость, чем вингсьют: 300 км/ч в течение 10 минут. Руки в полёте остаются свободными, но парашют для приземления в 55-килограммовом костюме по-прежнему необходим.

Изобрёл эту «крошку» швейцарский конструктор Ив Росси (Yves Rossy), который в 2008 году на перелетел своих крыльях Ла-Манш, Большой Каньон и швейцарские Альпы. Правда, стоимость «Грифона» измеряется большим количеством нулей, в сравнении с которыми расходы на заправку топлива - просто пустяк.

Кто не помнит очаровательную белочку-летунью, коварно отнявшую у главного героя в третьей части «Ледникого периода»? Кому, как не этому редкому зверьку, лучше знать ощущения вингсьютеров? Белка-летунья (Pteromys volans) обитает в Америке, Японии, Корее, Финляндии и России. Меховые перепонки по бокам помогают грызунам планировать с дерева на дерево, преодолевая до 60 метров по нисходящей параболической кривой. Причём уже во время полёта может изменять натяжение перепонок и таким образом сворачивать со своей траектории даже под прямым углом!

Такая весёлая зверюшка может стать и домашним питомцем: в этом случае срок жизни белки-летуньи увеличивается в два раза (до 10 лет). А любимую еду этого пушистого чуда раздобыть будет совсем несложно - белка любит ольховые и берёзовые серёжки, молодую кору и побеги деревьев, семена сосны и лиственницы, ягоды и орехи. Вот такой не привередливый попрыгун!

Вингсьют (wingsuit) — костюм-крыло из ткани. Полёты в нем более всего близки к полету птиц, и не смотря на то, что они являются разновидностью прыжков с парашютом, этот экстремальный и очень захватывающий способ проведения досуга больше похож на бэйсджампинг.

Пожалуй, знакомство с вингсьютчиками (назовем так людей в вингсьютах) нужно сразу начинать с этого видеоролика, вряд ли он кого-то оставит равнодушным:

Wingsuit Basejumping
The Need 4 Speed: The Art of Flight

Попытки человека летать известны со времен античного мира, когда мифический Дедал бежал со своим сыном Икаром из критской неволи, смастерив обоим крылья из перьев и воска.

Люди мастерили крылья как у птиц и летучих мышей и пытались прыгать со своими изобретениями с высоты: история сохранила имена 75 изобретателей - почти все они погибли. Чрезвычайно высокая смертность привела к тому, что в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания крыльев типа "летучая мышь", и этот запрет продержался до конца 1980-х годов. Запрет был снят, когда бэтменов уже не осталось, а видеооператоры повсеместно стали использовать перепонки между телом и руками - небольшие крылья - для удобства воздушной съемки.



В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют ("wingsuit" - "костюм-крыло"): три двухслойных крыла (вместо двух), надуваемых набегающим потоком (ram-air). Все они имеют внутри нервюры, надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперед создают подъемную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жесткость, что существенно снижает нагрузку на руку.

К сожалению, Гайардон погиб в 1998 году во время испытания новой модели своего изобретения. Позже разработкой костюма для полетов занялись Яри Куосма и Роберт Пекник, которые впоследствии основали свою собственную компанию "BirdMan, Inc.", положив начало популяризации вингсьютов. После них итальянец Лоик Жан-Альбер основал другую крупную компанию, чьей задачей стало продвижение вингсьютов с одним крылом - "Fly Your Body".


Сегодня существует несколько разновидностей вингсьютов: Classic для начинающих, GTI для промежуточного уровня, и Skyflyer для продвинутых парашютистов. Каждый такой костюм оснащен системой быстрого отсоединения для безопасного приземления на любом этапе полета.


Не стоит, однако, полагать, что вингсьюта достаточно для совершения прыжка: спортсмену для призмеления обязательно нужен парашют.
По способу осуществления прыжки в вингсьюте очень напоминают бэйсджампинг, который также совершается с неподвижных высотных объектов. Однако в вингсьюите парашютист летит вперед, а не вниз - он как бы парит.


Вертикальная скорость снижается до 100 км/ч, а длительность полета в свободном падении доходит до двух минут (но есть мастера, которые способны лететь по горизонту до 3 минут): то есть снижаясь на 1 километр, спортсмен пролетает 2-2,5 км по горизонту.
Прыжки в вингсьюте могут совершаться как в одиночку, так и в команде (в "стае"). Мировой рекорд группового прыжка в вингсьютах составляет 71 человек, которые в свободном парении построили сложную формацию в виде бомбардировщика.
В 2004 году в вингсьюте был совершен межконтинентальный перелет через Босфор, а в 2008 году - через Гибралтарский пролив.










Несколько лет назад в Интернете начали появляться завораживающие видеоролики, в которых люди планировали с большой высоты в специальных костюмах, больше всего похожих на огромные перепонки между конечностями у белки-летяги. Этот костюм называют вингсьют, а сам сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. В части словообразования тут все предельно просто. Wing – крыло, suit – костюм.

Вингсьют – особый костюм-крыло, позволяющий наполнять «перепонки» между ногами, руками и туловищем пилота набегающим потоком воздуха, в результате чего появляется возможность осуществлять планирующие полеты. Для приземления такие крылья, конечно же, не годятся. По этой причине за спиной у пилота есть обычный парашют, в связи с чем вингсьютинг считается разновидностью парашютного спорта.

Появление и развитие вингсьютинга

При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.

Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.

Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.

К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.

Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.

В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:

  • вместо двух крыльев их стало три;
  • крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).

Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.

Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:

  • вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
  • вингсьют-акробатика.

В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.

Правила вингсьютинга

Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.

Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.

Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.

Проксимити-полеты

Экстремалам удалось связать вингсьютинг с бейсджампингом, в результате чего появилась отдельная дисциплина под названием «проксимити-полеты» (от английского proximity – близость). Она предполагает прыжки со скал с полетом вдоль склона в нескольких метрах от него. Для «проксимити» пилоту необходимо иметь отточенную технику управления костюмом-крылом.

Страх и риск в вингсьютинге есть всегда. В преодолении и того, и другого лучше всего помогают регулярные прыжки. Профессионалы рекомендуют прыгать понемногу и постоянно, а не много и запоями, так как психика не должна отвыкать.

Вингсьютинг продолжает активно развиваться, а занимающиеся им экстремалы каждый год берут новые невероятные высоты. Например, уже есть, как минимум, две удачные попытки приземления с вингсьютом без парашюта. Обе они принадлежат британскому каскадеру Гэри Коннери, который сначала благополучно приземлился на огромную кучу уложенных в несколько слоев картонных коробок, а затем на воду итальянского озера Гарда.

В августе 2017 года экстремал в вингсьюте пролетел сквозь водопад в горах Норвегии. В конце ноября 2017 года двое вингсьютеров из Франции прыгнули с горы, после чего смогли влететь в пролетавший самолет. Этот трюк они посвятили Патрику де Гайардону.

Спортсмены, занимающиеся полетами в вингсьюте, выглядят как супермены из голливудских фильмов. Но это вполне реальные люди, которые, используя специальные костюмы и имея соответствующую физическую подготовку, освоили полеты в небе, пусть и не на дальние расстояния, но без специальных летательных механизмов.

Вингсьют (от англ. wingsuit – «костюм–крыло»), этот специальный комбинезон используется в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта, которая окончательно сформировалась в 1990-е годы, когда массовое увлечение парашютным спортом привело к появлению различных направлений внутри него и к созданию уникального костюма. Создателем этого чуда был француз Патрик де Гайардон, а идейными вдохновителями выступили белки-летяги.

Летные характеристики вингсьюта в основном определяются площадью «крыльев». Форма и размеры крыльев зависят от модели костюма, но общие принципы работы у них идентичны. Есть модели, у которых крылья крепятся к рукам и корпусу и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой - они образуют четырехугольник и имеют самую большую площадь. Чем больше «крылья», тем более профессиональным считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.

Вингсьют позволяет спортсмену управлять полетом. Специальный двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой они легко удерживаются руками. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники. При полете спортсмена вперед они создают подъемную силу. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног также разъемные, что обеспечивает свободу движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.

Благодаря вингсьюту можно снизить вертикальную скорость до 35-40 км/ч и увеличить горизонтальную скорость полета относительно земли до 350 км/ч (и даже больше). При этом дальность горизонтального пролета, может превышать 10-15 км. А мировой рекорд по дальности полета, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 30 километров 400 метров.


В последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полеты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Обычно полет выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это помогает парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, поворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы и получить незабываемые впечатления!

Несмотря на кажущуюся простоту и легкость полета, вингсьют предназначен только для очень опытных парашютистов, имеющих за плечами не менее 200 прыжков с парашютом и тщательную подготовку к полетам. Но это так захватывает, что все больше и больше людей по всему миру присоединяются к этому удивительному виду парашютного спорта. Ведь подобный полет очень напоминает полет птиц, к чему так давно стремилось человечество.

Хорошо бы мне птицей стать, и в большого орла превратиться… Такую песню, в исполнении группы Круиз, можно было слышать в середине восьмидесятых прошлого века. Нет такого человека, который хоть раз во сне не поднимался в небо. Ощущал наслаждение свободного и лёгкого полёта. Мечты, мечты. Они пожирали умы людей всех сословий и вовсе времена. Начиная со сказок о коврах самолётах и легенд о Дедале и Икаре, и первыми пробами прототипами и чертежами Да Винчи, желание летать постепенно вошло в нашу жизнь. И непросто вошло, а воплотило идею в жизнь.


Сам себе планер.
Свободное парение в воздухе без дополнительных, громоздких приспособлений долгое время оставалось не доступным многим изобретателям. Дельтоплан и парашют крыло уже не удовлетворял потребности людей. И вот, в 1996 году человек впервые смог произвести свободное планирование. И использовал он в этом только необычные элементы своей одежды.
Этим новатором стал Патрик Де Гайардон. Свой первый полёт он продемонстрировал в Париже, приведя в изумление, видавшую виды публику. Так, был заложен новый вид спорта – вингсьют.
Wing – крыло, такой перевод имеет это слово с английского языка. Suit завершает общий смысл выражения. Одежда в виде крыла. Тем, кто ещё не представляет о чём идёт речь, достаточно представить белку-летягу или летучую мышь.
Форма вингсьют представляет собой следующее. Если человек раскинет руки в стороны и раздвинет ноги пошире, то эта одежда будет представлять подобие перепонок между конечностями. Попадая в сильный воздушный поток, они начинают работать как своеобразные крылья. При этом давая возможность производить управление полётом. Ещё в пятидесятых были попытки сделать что-то похожее. Но именно Де Гайардон додумался до использования двухслойной ткани в рыле, чтобы при совершенно малой площади можно было создать достаточную подъёмную силу.


И почему они летают?
Wingsuit является одним из видов парашютного спорта. Если точнее, то это продолжение скайдайвинга. Спортсмен поднимается на самолёте, на высоту до 4000 метров и совершает прыжок. В воздухе он разворачивает «крылья» и начинает скользить по воздуху. Скорость, которую может развить любители вингсьюта достигает ста восьмидесяти километров в час. Причём, при правильном управлении, и определённом опыте, горизонтальная скорость будет намного больше, чем скорость падения.
Первые опыты использования крыла, позволяли изобретателю пролететь над землёй расстояние, равное высоте с которой был произведён прыжок. Теперь дальность и стиль полётов значительно изменились.
В небе конструкция костюма позволяет производить самые разнообразные трюки, порой самые невероятные. Патрик Де Гайардон в своё время поразил публику, выпрыгнув из самолёта и, пролетев на большое расстояние, снова забрался в него на меньшей высоте. При этом он легко управлял положением своего тела в пространстве.
Вингсьют даёт человеку намного больше возможностей для воздушной акробатики. При помощи его технологии появляется возможность планировать и при этом не использовать самолёт для подъёма на высоту. Достаточно выбрать пологий склон и, разогнавшись, кинуться навстречу воздушным потокам, которые оторвут человека от земли.


Осторожно – вингсьют.
Посадка в этом виде скайджампинга производится при помощи обычного парашюта. Сколько уже было попыток совершить приземление только при помощи костюма. К сожалению, все они оказывались неудачными. Какая бы ни была малая вертикальная скорость падения, она в составе с горизонтальной, создавала смертельно опасную ситуацию. За время существования Wingsuit, только по официальным данным, погибло более семидесяти человек. А сколько было травм никто уже и не считает. Сам изобретатель погиб, выполняя очередной трюк. Удачно сесть без парашюта смог только американский каскадёр Гарри Коннери. Он совершил благополучную посадку на площадку, заставленную пустыми картонными коробками. Это достаточно смягчило удар о землю и позволило герою внести своё имя в историю воздухоплавания.
Как бы там ни было, неудачи отнюдь не заставляют людей отворачиваться от вингсьют. Даже наоборот, всё больше искателей воздушного адреналина пополняют его ряды.


А всё не так уж и дёшево.
Но стать человеком. Который занимается этим видом спорта совсем непросто. Один только комплект костюма стоит пять тысяч долларов США. Недёшево обойдётся и сама наука. Для начала необходимо иметь за спиной не менее 200 прыжков с парашютом. Затем начинаются упорные тренировки под присмотром опытного инструктора. Средняя стоимость подготовительного курса колеблется в пределах 50000 рублей. Один только час в аэродинамической трубе оценивается в двадцать тысяч. И всё равно, настоящего любителя неба не остановят никакие препятствия!

Поделиться: