Азы – техника катания на горных лыжах. Обучение современной горнолыжной технике Умение выбирать оптимальный путь

Катание на горных лыжах несложно. Этому легко может научиться любой человек, даже ребенок. Требуется: желание, твердое намерение, экипировка, ну и, конечно, горный склон. Стили катания на горных лыжах разнообразны. Среди них: фристайл, фрирайд, ски-кросс, экстремальный карвинг, катание по бугристой трассе. В их основе лежит владение базовой техникой горнолыжного катания универсально-рекреационного характера.

Основы управления горными лыжами

Начинать обучение следует с уяснения принципов управления горными лыжами:

  • управление направлением движения;
  • управление торможением;
  • управление собственным телом для выдерживания равновесия при езде;
  • умение выбирать оптимальный путь.

Управление направлением движения

В момент движения лыжи управляются (направляются) двумя способами:

Первый вариант позволяет придать движению больший импульс и, соответственно, изменить направление кардинально. Второй вариант подходит для легкого подруливания и корректировки траектории. Эти два метода используются взаимодополняемо и комбинируются в процессе катания автоматически.

Управление торможением

Основной плюс горнолыжного катания – отсутствие необходимости расходовать силы на движение, как того требует, например, катание на обычных лыжах по ровной местности. Энергию движению придает горный спуск. Но этот плюс оборачивается и минусом: для того чтобы погасить скорость движения, требуется затратить силы на торможение. Управление торможением важно также и потому, что от него зависит безопасность горнолыжника.

Даже тот, кто ни разу не стоял на горных лыжах, слышал о кантах. Именно эти «заостренные» стороны лыж и являются тем функциональным элементом, позволяющим осуществлять торможение (а также повороты).

Торможение на кантах осуществляется следующими способами:

  • универсальное боковое соскальзывание;
  • торможение плугом на прямых спусках;
  • торможение упором на косых спусках.

Уроки должны включать в себя обучение всем трем видам торможений.

Управление собственным телом

Лыжник вместе с лыжами составляет единое целое. Правильно управлять движением и тормозить – недостаточно для того, чтобы хорошо кататься на горных лыжах. Необходимо также учиться управлять телом в динамике горнолыжного спуска. Для этого всегда стремитесь сохранять положение корпуса в положении максимально близком к вертикальному: при скольжении, траверсе, в повороте или осуществляя торможение. Удержание равновесия при движении по горизонтальной поверхности заложено в нас на уровне рефлекса. Это значительно проще, чем управлять телом, например, при прыжке с парашютом.

Умение выбирать оптимальный путь

Чтобы кататься на горных лыжах и получать от этого удовольствие, нужно выбирать оптимальную траекторию спуска, реагировать на возникающие препятствия в виде изменений рельефа или помех в виде сноубордистов или других лыжников.

Начинающему горнолыжнику следует знать о линии ската со склона, т. е. пути, на котором он будет испытывать наименьшее сопротивление, чтобы иметь возможность развить максимальную скорость. Линия ската существует во взаимосвязи с особенностями рельефа. Опытный лыжник видит ее с вершины и чувствует в ходе спуска.

Базовые технические элементы

Для тренировки выбирайте простые склоны без ям, бугров и движущихся препятствий в виде других лыжников. Вероятность того, что вы сможете все это объехать или своевременно затормозить, крайне мала.

Основная стойка

Базовая позиция горнолыжника при катании:

  • ноги расставлены примерно по ширине плеч;
  • лыжи стоят параллельно друг другу;
  • колени полусогнуты;
  • корпус удерживается вертикально, не следует нагибаться вперед;
  • руки с палками расставляются широко.

Простое скольжение

Скольжение или соскальзывание, или «шус» обеспечивает наибольшую скорость при спуске со склона. Это – самый простой элемент горнолыжного спорта.

  1. Встаньте на линию ската со склона в базовую стойку.
  2. Начните скольжение вниз под действием силы тяжести.
  3. Контролируйте, чтобы лыжи не разъезжались и не съезжались; они должны находиться параллельно с фиксированным расстоянием между собой.
  4. Смотрите вперед на несколько метров, не на лыжи.
  5. Сохраняйте базовую стойку в процессе соскальзывания; не отклоняйте корпус от вертикального положения.
  6. Тренируйтесь управлять лыжами, отклоняя для этого ноги в колене или в голеностопном суставе.
  7. Важно распределять нагрузку на обе ноги одновременно. Иначе можно поехать не по линии ската, а под углом к ней.

Несоскальзывание и боковое соскальзывание

Для того чтобы не соскальзывать, используют канты. Горнолыжник становятся поперек линии ската на внешние канты, которые под действием силы тяжести врезаются в снег и предотвращают какое-либо движение. Если этот маневр предпринять, осуществляя свободное скольжение по склону, то скольжение заменится на боковое соскальзывание с торможением. Это – красивый маневр, технику которого нужно отрабатывать с самого начала обучения: на месте, затем – на спуске.

Важное правило: если при свободном скольжении загруженная часть лыжи проскальзывает быстрее, то при закантовке, наоборот, загруженная часть тормозит. Гармоничное комбинирование скольжения и бокового соскальзывания говорит об удовлетворительном владении техникой катания на горных лыжах.

Переход в боковое соскальзывание и выход из него осуществляется при помощи силы ног, которые, как уже говорилось, отклоняются для этого в коленном и голеностопном суставе. Найдя видео в интернете вы можете ознакомиться с тем, как делать и с чего начать боковое соскальзывание.

Развороты

Чтобы кататься на горных лыжах, следует научиться сохранять высокую степень маневренности. Для нетренированного человека лыжи – это «обуза», которая существенно осложняет подвижность. Новички часто неуклюже шагают по склону, производя ощущение скованности и зажатости. А скованный и зажатый человек не сможет правильно и с удовольствием кататься. Исходя из этого, всем новичкам может быть рекомендовано тренировка разворотов на месте. Они позволяют научиться контролировать ноги с надетыми на них лыжами. Ниже описана техника двух видов разворотов на месте.

Разворот звездой представляет собой поступательные движения ногами по кругу.

  1. Палки ставятся чуть впереди лыж или так, чтобы препятствовать соскальзыванию.
  2. Задник одной из лыж открывается от поверхности (носок остается на месте) и переносится на 15-25° ; C в сторону поворота.
  3. Вторая нога повторяет за первой.
  4. Повторяйте, пока не окажетесь лицом в нужном направлении.

Разворот быком на 90° принципиально не отличается от разворота звездой.

Техника его выполнения следующая:

  1. Встаньте перпендикулярно линии ската на внешние канты.
  2. Поставьте палки так, чтобы предотвратить соскальзывание.
  3. Отведите задник верхней лыжи (оставляя носок на месте) на как можно больший угол.
  4. Вторая лыжа ставится параллельно первой.
  5. Задник первой лыжи отводится еще раз настолько, чтобы лыжник оказался в позиции плуга в направлении линии ската.

Разворот быком удобен тем, что его можно сделать быстро, приняв в конце тормозящую позицию.

В обучении вам пригодятся универсальные рекомендации:

  1. Начинайте отрабатывать уроки и технику езды на склонах с небольшим углом, ровной площадкой в конце и минимальным количеством людей.
  2. Приучите себя к тому, что руки должны быть продеты в петлю на лыжных палках.
  3. Запомните: лыжные палки существуют для придания равновесия и, в некоторых случаях, для опоры, а не для торможения. Тормозя палками, вы можете получить травмы.
  4. Работайте ногами, корпус держите в тонусе, но неподвижным.
  5. Не сутультесь: держите спину прямо, смотри вперед.
  6. Перед тем как начать тренировки на склоне, попробуйте походить на лыжах по ровной местности без палок.
  7. Если падаете, делайте это на бок.

Используйте полученные уроки и в заключение посмотрите еще одно видео о технике горнолыжного катания.

На сегодняшний день одним из популярных видов спорта является горнолыжный. Этот активный вид отдыха не только укрепляет здоровье, но и дарит массу острых ощущений, заряжая позитивом. Техника катания на горных лыжах достаточно сложна. Но усвоив основные её правила, любой новичок станет настоящим профессионалом .

Умение правильно стоять

Для тех, кто совсем не знает, как кататься , следует начать с изучения стойки. Стойка является динамическим элементом катания. Находясь в постоянном движении, изменяя форму и размер поворотов, необходимо постоянно балансировать, сохраняя равновесие, отсюда меняется и стойка. Она должна быть простой и функциональной, чтобы сохранять энергетическую эффективность и силу.

По мнению инструкторов и профессиональных горнолыжников, правильная стойка должна быть высокой. Именно в таком положении вся нагрузка ложится на скелет, ему придаётся удлинённая и более устойчивая форма, это снижает мышечную усталость и придаёт силы лыжнику. При слегка согнутых ногах и расслабленных мышцах у лыжника увеличивается диапазон движений и обостряется мышечная реакция.

Говоря о правильной стойке, инструкторы используют такое понятие, как центрирование в продольном направлении. Когда находишься в центрированной стойке, давление тела распределяется по всей длине лыж, что позволяет использовать их целиком и поддерживает устойчивость.

Следует помнить о расстоянии между лыжами. Оно не должно затруднять контроль, в то же время должно быть достаточным для свободной работы ног. Правильным считается расстояние чуть меньше, чем ширина плеч.

Руки должны находиться перед телом. Это позволит не отклоняться назад и сохранять контроль в движении.

Основы движения

После усвоения основ правильной стойки можно смело переходить к обучению элементарным движениям на лыжах. Основным из них является коньковый ход. Этот классический способ передвижения используется для езды по ровным поверхностям, подъёма на невысокие склоны и . Если лыжник чувствует равновесие и спокойно балансирует, то освоение этого стиля катания, заключающегося в одноопорном скольжении, не составит никакого труда. Залогом успеха для начинающих служит умение правильно занимать базовую стойку:

  • в меру согнуты колени;
  • небольшой наклон вперёд;
  • пятки сведены под нужным углом;
  • носки разведены.

Техника движения заключается в движении одной ногой вперёд с одновременным отталкиванием другой ноги от поверхности. Ноги меняются с переносом баланса тела.

Для начинающих горнолыжников эта техника кажется сложной. Облегчить её изучение поможет чёткое понимание элементарных правил:

  • правильная изначальная стойка;
  • выполнение толчка опорной ногой;
  • сохранение жёсткого корпуса;
  • невысокое поднимание лыж при смене ног.

Есть несколько способов конькового хода (полуконьковый одновременный, коньковый одновременный двушажный, коньковый одновременный одношажный, коньковый попеременный). Разница этих способов имеет значение только . Для новичков важно освоить основные принципы этого стиля передвижения.

Основы торможения

Для тех, кто усвоил азы катания, следует изучать умение правильно тормозить. Новичкам кажется, что в этом нет ничего сложного. Но, главное, не просто затормозить, а суметь сориентироваться в конкретной ситуации, чтобы сделать это торможение безопасным. Существует три техники торможения, каждая из которых хороша в конкретных случаях.

Техника «плуг»

Это самый простой способ для снижения скорости и возможности остановиться. Суть его состоит в том, что при спуске передние части лыж сводятся близко, а задники разводятся максимально широко. При этом ноги должны быть согнуты в коленях и давление тела направлено на пятки. Минусом этого способа является длинный тормозной путь и низкая возможность управления. Подходит для торможения при небольших скоростях на плоских склонах.

Торможение упором

Основой этого стиля является перенос веса тела на вышерасположенную лыжу. Одновременно с этим нога, находящаяся снизу, ставится на внутреннее ребро так, что угол с ней и направлением спуска составлял 90 градусов. Вместе с тем, упор нужно сделать на ногу, которая находится выше. Плюсом этого вида торможения является короткий тормозной путь и быстрое снижение скорости. Этот способ используют профессионалы, и для усвоения его новичками нужна определённая практика.

Остановка с разворотом

Суть этого способа состоит в синхронном развороте перпендикулярно направлению движения. При этом основное давление тела направлено на лыжу, находящуюся сверху. Этот вид торможения подходит для профессионалов, способных полностью контролировать движение, и чувствовать момент необходимости быстрого погашения скорости.

При торможении основное давление тела необходимо перенести на верхнюю лыжу

Основы падения

Как бы смешно это ни звучало, но начинающему лыжнику, наравне с основными принципами горнолыжного катания, необходимо научиться правильно и безопасно падать. Чтобы уберечь себя от последствий падения, нужно:

  1. Снизить скорость при ощущении неизбежного падения;
  2. Прижать руки к корпусу;
  3. Постараться упасть на бок или ягодицы;
  4. При падении избавиться от палок.

Описанные выше правила не делают новичка продвинутым горнолыжником, но объясняют, как научиться кататься на горных лыжах. Усвоив эти главные , и постоянно совершенствуя их, можно добиться высоких результатов за короткое время.

Катание на горных лыжах – захватывающее занятие, которому непросто научиться. Главное – уметь держать равновесие. Некоторые, полагаясь на свои умения хождения на обычных лыжах, начинают кататься самостоятельно, но со временем им становиться ясно, что лучше обратиться за помощью к опытному инструктору. А уже после освоения азов этого вида спорта можно начинать самосовершенствоваться. Но вначале желательно изучить теорию, это поможет на практике сориентироваться и быстрее усвоить технику езды.

Катание на горных лыжах для начинающих

Прежде всего, надо научиться правильно одевать лыжи. Ботинки перед этим очищаются от снега, ногу ставят в крепление, вначале продвигают к носку, а затем опускают пятку. Сзади ботинка защелкивают крепление. При одевании лыж на склоне их необходимо расположить перпендикулярно трасе и вдавить в снег, для устойчивого положения. Сначала надеть нижнюю лыжу, а потом уже верхнюю.

Первый спуск надо осуществлять с пологого небольшого склона, чтобы почувствовать себя одним целым с лыжами и тем самым обезопасить от ненужных падений. Езда на лыжах предусматривает наличие подручных средств — палок. Выбранный инструктор покажет, как кататься на горных лыжах с палками. Для того чтобы их взять надо продеть руку в петлю и обхватить ее.

Обучение всегда начинается с разминки: несложных упражнений для разогрева мышц. Благодаря им снизится риск растяжений и травм. Затем следует научиться принимать правильную стойку – особое положение тела, при котором удобно кататься. Для ее выполнения необходимо:

  • расставить бедра;
  • согнуть ноги в коленях;
  • голени должны касаться ботинок спереди;
  • вес перенаправить на стопы;
  • спина прямая, можно ее сделать немного округлой;
  • голова прямо, смотреть перед собой;
  • руки и локти расслаблены, а палки в них не касаются снега и чуть разведены в стороны.

Правильная стойка обеспечит легкую езду на лыжах, создаст условия для быстрого реагирования при возникающих препятствиях.

Правильная техника катания для начинающих

Когда стойка будет освоена можно переходить к освоению техники езды на горных лыжах. Новичкам предлагается техника австрийской или французской школы. Их различие состоит в движениях. Для первой школы – «плуг» с упором, а для второй – движение на параллельно расположенных лыжах. Но какая бы школа не была выбрана, они имеют общие приемы:

  • Падение и соблюдение равновесия. Несочетающиеся между собой действия объединяются одним – необходимостью удерживать свой вес и правильно его распределять во время катания. От подготовки к падению зависит мягкость приземления. Существует два распространенных способа. При первом надо упасть на бок так, чтобы задействовать внешнюю часть бедра и ягодицы, обезопасив колени. Ко второму необходимо подготовиться заранее и принять низкую стойку. Для удачного исполнения надо отвести лыжные палки в стороны и расположить руки перед грудью, а затем осуществить падение на спину. Тренироваться этим способам лучше вначале без лыж на любой поверхности, так станет ясно, как лучше сгруппироваться, чтобы падение было безболезненным, а также параллельно следует отработать равновесие.
  • Начало движения. Здесь идет привычка и обкатка самого оборудования и экипировки, происходит привыкание к скольжению, возникают первые впечатления от взаимодействия со снежной поверхностью. Следует не спеша передвигаться и помогать себе палками.
    Соблюдение правильной постановки ног. Здесь применяется «плуг». Это когда лыжи впереди слегка направлены друг к другу, а задние канты лыж утоплены в снегу.
  • Освоение склона. Когда все приемы опробованы и закреплены на горизонтальной поверхности, можно осваивать поверхность с небольшим уклоном, с пологим низом для естественной остановки лыж. Тогда можно безбоязненно изучить навыки спуска. Перед первым катанием следует взобраться на склон и расположить лыжи поперек трассы, чтобы они не съехали вниз. Когда придет уверенность можно помочь себе палками и расположиться по направлению спуска. Надо принять стойку и оттолкнуться, палки прижать к себе по бокам.
  • Обучение торможению. После первых спусков необходимо научиться останавливаться, чтобы перейти на более крутые и длинные склоны. Это можно осуществить с помощью кантов лыж, при необходимости торможения их надо сильнее развести и утопить в снегу. Скорость движения начнет спадать.
  • Повороты. При езде по склону надо надавить на боковой кант одной из лыж сильнее и перенести вес тела на лодыжку ноги. Если выполняется поворот вправо, то задействуют левую ногу, а влево наоборот.

Метод готовых решений

Правильная техника катания включает в себя удобные и безопасные способы спуска, после их отработки будет гораздо проще кататься. «Поворот быка» состоит из поочередного поворота лыж. Вначале движение осуществляется на носках, а затем на пятках. Его надо проводить до тех пор, пока не произойдет выравнивание по линии ската.

Скольжение «шус» — спуск прямо вниз. Новичкам надо потренироваться на пологом спуске с ровной площадкой для выезда. Начать спуск, а затем применить «поворот быка». Начинающие принимают основную стойку и начинают движение вперед, направляя лыжи параллельно друг другу. При появлении препятствий надо их объезжать, помогая себе бедрами, лодыжками и коленями, а верхнюю часть туловища держать все время прямо.

Методика простых движений

В катании на горных лыжах для начинающих правильная стойка – залог удачного спуска.

Подъем на склон лучше осуществлять «лесенкой». Необходимо поставить лыжи перпендикулярно линии склона и небольшими шажками с упором на палку взбираться на гору.

Спуск совершать «юзом». Для его осуществления надо присесть и наклониться вперед, проконтролировать, чтобы лыжи касались снега всей своей поверхностью. Скорость спуска набирается с помощью палок, а снижается за счет наклона обоих колен.

Вот, посмотрите на видео:

Чтобы катание на горных лыжах оставило только приятные вспоминания необходимо соблюдать несколько правил:

  • вначале следует отработать технику на плоской поверхности, научиться со-вершать основные маневры;
  • перед катанием обязательно выполнять разминку;
  • хорошо покушать, чтобы предотвратить головокружение и тошноту;
  • выспаться и не пить перед спуском алкоголь и кофе;
  • не использовать палки для торможения. Они участвуют только в регулировке скорости;
  • не совершать спусков с крутых склонов, пока не достигнете мастерства и не почувствуете уверенности в своих силах.

Прежде чем ступить на крутой склон горы проверьте свои умения и приобретенные навыки на более пологих поверхностях. Результаты ежедневной отработки приемов приятно удивят на будущих спусках, ведь вы запомните все движения и вовремя сориентируетесь на заездах с препятствиями. А на следующий год уже у вас будут спрашивать совета начинающие горнолыжники.

Горные лыжи.Техника катания

Горные лыжи-ошибки в технике катания и обучении.
Коррекция ошибок и устранение причин ошибок инструктором.


Причины ошибок:

Технические причины - незнание, неумение, закатанные привычные ошибки.
Психологические причины - страх. Может иметь различные причины, иногда и объективные.
Физиологические причины - возраст и физподготовка человека будет влиять на технику.
Неправильный инвентарь - параметры лыж могут помочь или помешать обучению.
Неправильный выбор склона - параметры склона могут сделать невозможным изучение конкретного приема или помочь освоить его.
Ошибки переноса - опыт других видов спорта неправильно влияет.

Технические причины ошибок

Стойка

Стойка горнолыжника является важным элементом техники катания - она закладывает фундамент Вашей техники.

Неправильная стойка:

"Чаще всего, это поза с напряженной спиной, стесняющая движения, утомительная и неустойчивая. Иногда в таком положении руки лыжника оказываются блокированными, и он не может эффективно пользоваться палками, утрированно отводя их в стороны или опуская во время поворотов. Иногда оказываются блокированными и ноги лыжника.
Еще одно следствие напряженной спины - непроизвольное смещение назад при увеличении крутизны склона. В этом случае, попадая на более крутой участок, лыжник сталкивается с резким ухудшением управляемости лыж, и единственное, что он может предпринять - это перейти в низкую стойку и спускаться по прямой до выезда на пологий участок.

Напомним, что основная стойка индивидуальна и зависит от особенностей телосложения конкретного лыжника, однако, во всех случаях:
. центр тяжести тела должен проецироваться примерно на уровне середины стопы, что обеспечивает продольное равновесие;
. все отделы тела должны сгибаться и разгибаться пропорционально, принимая равное участие в формировании более или менее низкой стойки;


Желание СТОЯТЬ прямо и вертикально НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО: . при спусках по склонам разной крутизны положение тела относительно лыж не меняется, как будто склон наклоняют вместе со стоящим на нем лыжником.



Ошибочные стойки трудно исправлять, поскольку они осваиваются на самых первых этапах обучения, и их принятие быстро доводится до автоматизма. Заставлять лыжника следить за своей позой обычно малоэффективно, особенно, если он занят изучением каких-либо новых приемов. По-видимому, лучшим выходом является подбор упражнений , связанных с изменением стоек, например, преодоление перегибов и бугров. Кроме того, можно выполнять прыжки с естественных трамплинов, заканчивающиеся мягким приземлением, пологие плавные повороты на достаточно большой скорости в низкой стойке и т.д. Эти упражнения можно выполнять в начале каждого дня занятий или чередовать с другими. " (справочник горнолыжника)

Как проиллюстрировать этот фрагмент справочника горнолыжника? Достаточно полно можно отрывком из книги Ж.Жубера. С момента выхода книги прошло немало лет, техника катания изменилась, но взгляды на правильность горнолыжной стойки по-крупному не изменить. Картинки нарисованы достаточно давно, но вполне нормально, хотя на сегодня здесь уже не 100% все так.
Правильная стойка и ошибки стойки на видео

По материалам книги Ж.Жубера "Самоучитель горнолыжника"
СМОТРЕТЬ НА НОСКИ ЛЫЖ ПРИ СПУСКЕ — СЕРЬЕЗНАЯ ОШИБКА
Эта ошибка очень сильно распространена среди лыжников и, к сожалению, трудно поддается исправлению. Тем не менее вам следует набраться терпения, чтобы избавиться от нее. Это нужно не только для того, чтобы освоить правильную технику, но и чтобы испытать наибольшее удовлетворение от спусков по трассам, окруженным чудесным снежным пейзажем. Только восприятие обстановки во время спуска, просмотр трассы могут дать нужные ориентиры для поддержания равновесия. Если же ваше поле зрения ограничивается двумя носками лыж и небольшим участком снега, по которому они скользят, то вам явно недостает нужных ориентиров.
Чтобы избавиться от недостатка, сосредоточьте взгляд на каком-нибудь предмете, расположенном в 100 или 200 м ниже по склону, и спускайтесь частыми поворотами, не уводя от него взгляд. Поначалу вы будете периодически смотреть то на ориентир, то на носки лыж. Но проявите настойчивость, и вы быстро добьетесь успеха.Другой способ: катайтесь в 10 м позади своего друга и непрерывно смотрите на него. Попробуйте, и вы скоро почувствуете своего рода высвобождение. Лыжи перестанут быть для вас тем самым предметом, о котором надо все время думать, а превратятся как бы в продолжение ног, и только тогда вы сможете держать равновесие так же непринужденно, как хороший горнолыжник.
ПРАВИЛЬНАЯ ЛИ У ВАС СТОЙКА?
Возможно, вы относитесь к той части лыжников, которые привыкли к неправильной стойке все время катаются в ней. И тогда исполнение всех приемов в этой стойке становится сомнительным и в зависимости от случая в большей или меньшей степени теряет свою действенность. Наиболее типичны и серьезны две ошибки—постоянный наклон тела вперед или назад (но о них мы будем говорить в другой раз), А сейчас рассмотрим «безобидные» ошибки, которые вполне могут быть причиной неустойчивости вашего равновесия.
Слишком выпрямленная стойка, особенно для лыжника или лыжницы высокого роста, становится очень неудобной при превышении некоторой скорости, во-первых, потому, что при этом легче нарушается равновесие, и, во-вторых, потому, что движения в суставах мешают восстановлению нарушенного равновесия. Таким образом, высокая стойка мешает удержанию равновесия и ограничивает возможности быстрых и точных реакций, которые отличают хорошего лыжника.
Слишком согнутое и скованное положение приседа.
Чтобы сохранять низкое положение приседа, надо напрягать мышцы. Для хорошо тренированного спортсмена это, быть может, и нетрудно. У других такое сильное приседание сковывает мышцы, и это очень мешает перегруппировкам усилий в мышцах, которые обеспечивают равновесие.
Чересчур «сломленное» положение туловища
ведет к сбоям в равновесии. Наиболее часто такая стойка сочетается с недостаточно согнутыми и иногда даже напряженными ногами.

Болтание «сломленного» туловища.
На ровных склонах это не очень мешает устойчивости, но на бугристых участках и в частых поворотах ведет к сильным наклонам туловища вперед. Это опасно особенно при падениях вперед. Такой недостаток можно исправить только косвенным путем: попробуйте сильнее сгибать ноги, сохраняя гибкость их движений для амортизации при прохождении бугров и смягчения перегрузок в поворотах. Следите также за правильным положением таза (см. далее). Другое эффективное средство: постоянно держите кисти впереди на уровне груди, никогда не опускайте их — так стабилизируется положение туловища.

Прогнутая или напряженная спина —также большой недостаток

Впалая спина.

Его не всегда бывает легко определить как у других лыжников, так и у себя. К характерным признакам такой стойки, которая может быть следствием особенностей телосложения, относятся: слишком вертикальное положение туловища и его некоторая упругость, незначительное отведение плеч назад, положение; предплечий и кистей примерно в одной плоскости с туловищем, выпячивание груди. Движения туловища становятся монолитными; вместе с ним в движение вовлекаются плечи, руки и даже голова. Уколы палками чаще всего поверхностны и неэффективны. В этом случае не только нарушается равновесие, но и наверняка вырабатываются существенные ошибки в технике исполнения движений. Исправить этот недостаток непросто, на это потребуется много времени. Старайтесь впредь кататься держа кисти рук как можно больше впереди и вобрав в себя грудь, при таком положении спина прогнется назад. Таким путем вы сможете добиться расслабления мышц спины и свободы действий рук и плечевого пояса.

Закрепощенное положение рук сзади, прижатые с боков туловища или позади него локти, крестообразное положение рук наблюдаются большей частью у лыжников с выгнутой вперед грудью или ровной, чаще всего напряженной спиной

Выпячивание локтей, примкнутое положение локтей и нормальная стойка.

Приподнятое положение локтей, округлое очертание рук обусловлено скованностью плечевого пояса и шеи и наиболее часто встречается у лыжников с привычным для них «вобранным» положением таза, которые используют вращательный бросок для входа в поворот и ведения его. Высокие взмахи руками перед нанесением уколов характерны для лыжников, привыкших к задней стойке. Выбрасывание рук вперед-вниз при исполнении поворотов наблюдается у лыжников, которые чересчур сильно наклоняются вперед. Округленное, крабообразное положение рук характерно в основном для лыжников, предпочитающих размашистые движения бедер в поворотах.

Для понимания правильной стойки посмотрите на человечка справа ->

В вашей стойке сильно подобран таз

Это обычно связано с особенностью телосложения, и недостаток во время катания на лыжах обычно довольно заметен. Подобранное положение таза ведет к прогибу в пояснице. Стоя, вы можете легко почувствовать такое положение за счет разворота в тазобедренных суставах: втяните сильно живот и прогнитесь в пояснице — опустятся ягодицы, и таз будто бы подберется. Теперь выдвиньте таз назад-вверх, и он развернется в противоположном направлении, как бы выпятится. Это другая ошибка, о которой я скоро буду говорить. Если вы подберете таз, то каждый раз при попытке согнуть ноги вынуждены будете выдвигать колени вперед; при этом очень сильно сгибаются голеностопы, что приводит к наклону тела вперед.

Выпяченное положение таза.
Однако вы, наверное, уже заметили, что при такой; стойке ухудшается качество сцепления лыж со снегом. Вы должны, с одной стороны, сильно наклонять колено нижней ноги внутрь в траверсах на крутых и леденистых склонах, а с другой стороны, вам не удаются резкие динамичные закантовки. Тазобедренные суставы как бы чересчур подвижны и смягчают тем самым вертикальные нагрузки на лыжи. Кроме того, при продолжительном катании в такой стойке легко могут возникнуть болезненные ощущения в пояснице.
Как же избавиться от этого недостатка? Просто: катаясь, убирайте таз, особенно в те моменты, когда необходимо обеспечить сцепление кантов со снегом. Упорство и настойчивость помогут вам изменить навыки и исправить стойку во время катания, даже если это укоренившийся недостаток вашей осанки.
СИЛЬНО ОТКЛОНЯЕТЕСЬ НАЗАД! В наши дни хорошие лыжники никогда не злоупотребляют задней стойкой.

Правильная стойка и ошибки стойки на видео

Горные лыжи. Ошибки в катании

1)скованность движений
2) размашистые движения
3) задняя стойка
4) наклон в сторону поворота
5) внешняя нога прямая
6) вращение корпуса и многие другие

Горные лыжи - выявление ошибок

Главным оружием для выявления ошибок является видеосъемка. Постарайтесь двигаться максимально медленно, при этом все ошибочные движения вылезут наружу.


Виды ошибок:

Опять таки хочу сослаться на два наиболее доступно излагающих этот вопрос сайта - "справочник горнолыжника" и youcanski.com:

Непроизвольный упор

"Это случается, в частности, в тех случаях, когда лыжник, обучающийся поворотам на параллельных лыжах, прекращает занятия на этапе изучения техники плуга или упора. Оба этих приема настолько просты и эффективны, что быстро доводятся до автоматизма и в дальнейшем могут стать серьезной помехой в совершенствовании техники.
Как правило, лыжник, в общем овладевший классическим поворотом на параллельных лыжах, делает кратковременный упор верхней лыжей при входе в поворот вниз, что особенно заметно на крутых склонах.
При использовании резаного ведения также может проявляться непроизвольный упор верхней лыжей, особенно, если лыжник перешел на карвинговые лыжи, уже владея основами классической техники.
В обоих случаях эта ошибка сравнительно легко исправляется, поскольку применение упора, вообще говоря, усложняет вход в поворот.
Напомним, что при входе в классический поворот обычно выполняется разгрузка лыж, которая обязательно должна быть направлена перпендикулярно к склону, в то время как использование упора заставляет лыжника сохранять вертикальное положение или даже наклоняться к склону. В результате, для начального разворота лыж требуются большие усилия, и поворот становится слишком резким и энергичным. Для исправления этой ошибки можно начать осваивать плавные повороты на высокой скорости, что уже было рекомендовано выше для исправления ошибочных стоек. При этом необходимо следить за плавностью входа в поворот и добиваться как можно более узкого следа от проскальзывания задников, который должен иметь вид узкого и ровного полумесяца без изломов.
При входе в резаный поворот тело лыжника может быть не только перпендикулярным к склону, но и иметь наклон вниз, что позволяет добиться начального прогиба лыж, направленного в обратную сторону, т.е. вверх. Использование кратковременного упора заставляет лыжника входить в поворот с сильным опозданием, причем его корпус оказывается развернутым относительно лыж в наружную от поворота сторону. Для исправления этой ошибки рекомендуют то же самое упражнение - плавные повороты на высокой скорости, но с использованием резаного ведения. При этом следует добиваться как можно более раннего входа в поворот за счет возможно более сильного наклона тела вниз - лыжник должен "ложиться под склон", оказываясь на какое-то время "вверх ногами".
Для большей наглядности можно выполнять это упражнение (с классическим или резаным ведением) на склоне, размеченном флагами наподобие трассы слалома-гиганта. Можно также выполнять повороты при подъеме на контруклон, что похоже на хаф-пайп, любимый сноубордистами и сторонниками "новой школы".
Некоторые современные авторы рекомендуют весьма эффективное, но, до некоторой степени, опасное упражнение - выполнение сопряженных поворотов в расстегнутых ботинках. Регулярное повторение этого упражнения на ровном пологом (до 10°-15°) склоне способствует развитию тонкой координации и дозировки усилий при входе в поворот, что, в свою очередь, позволяет достаточно быстро устранить и непроизвольный упор.

Резкий разворот лыж

Эта ошибка характерна для лыжников, изучающих классическую технику на достаточно крутых склонах (более 15°). С увеличением крутизны начинающему лыжнику сложно освоить разгрузку, направленную перпендикулярно к склону, и он пытается преодолевать сцепление лыж со снегом за счет чрезмерно сильного разгибания вертикально вверх (как при подскоке). В результате, лыжи разворачиваются на месте, после чего скользят боком, сильно тормозят и практически не управляются.
Иногда слишком сильный начальный разворот лыж связан с неправильной стойкой или с психологическим дискомфортом, возникающим при развороте лыж точно вниз и заставляющим лыжника как можно быстрее переходить в косой спуск. Обычно после резкого разворота лыжник непроизвольно переносит вес на внутреннюю (верхнюю) лыжу, давление на внешнюю уменьшается, и ее задник сильно проскальзывает под действием непогашенной инерции вращения корпуса.
Для исправления этой ошибки можно воспользоваться упражнениями, уже описанными выше - выполнять повороты на высокой скорости, осваивать вход в поворот разгибанием верхней ноги, добиваясь, чтобы разгрузка всегда была направлена перпендикулярно к склону.
Кроме того, при изменении крутизны склона положение лыжника относительно лыж должно оставаться неизменным, как будто землю наклоняют вместе с движущимся лыжником. В частности, это значит, что непосредственно перед входом в поворот вниз по склону лыжник должен перенести свой центр тяжести в том же направлении. Для исправления ошибок, связанных с перемещением центра тяжести при изменении крутизны склона, можно рекомендовать эффективное упражнение, обычно называемое "гирляндой". Оно состоит в выполнении серий сопряженных поворотов наискосок склона, так, что один поворот приводит лыжника на линию ската (точно вниз по склону), а следующий - возвращает в косой спуск. Конечно, необходимо освоить гирлянду как вправо, так и влево.

Длинные траверсы

Многие лыжники, в том числе - достаточно опытные, иногда не могут плавно сопрягать повороты и делают между ними длинные косые спуски (траверсы). Чаще это проявляется на крутых или бугристых склонах.
Эта ошибка может быть связана с предыдущей, поскольку подготовка к кратковременному упору верхней лыжей отвлекает внимание лыжника и требует времени. В некоторых случаях отсутствие сопряжения поворотов может быть обусловлено отсутствием отдачи у слишком мягких лыж или плохим чувством равновесия.
Для исправления этой ошибки можно рекомендовать выполнение одиночных поворотов с предповоротами, добиваясь, чтобы разгрузка точно совпадала по времени с отдачей лыж после предповорота. При этом необходимо следить, чтобы предповорот каждый раз заканчивался короткой резкой закантовкой. В дальнейшем можно переходить к сериям поворотов с предповоротами, постепенно увеличивая скорость.
Еще одно эффективное упражнение - спуски по склонам средней крутизны, покрытым глубоким мягким снегом. В этом случае плавное сопряжение поворотов обычно оказывается единственно возможным способом спуска, и даже первый поворот вниз по склону может быть выполнен только после предповорота, обеспечивающего некоторую свободу для начального разворота лыж и позволяющего высвободить их носки из снега. Конечно, это упражнение предназначено не для начинающих лыжников, и мы рекомендуем его тем, кто уже имеет опыт катания, уверенно выполняет повороты, но испытывает трудности с их плавным сопряжением.
Хорошим упражнением является также выполнение серий сопряженных классических поворотов на очень пологом склоне и на предельно низкой скорости (3-5 км/ч, скорость пешехода). Как и в предыдущем случае, плавное сопряжение оказывается единственно возможным, поскольку только отдача лыж может обеспечить усилие, необходимое для начала поворота на малой скорости. При этом можно считать про себя, выполняя повороты в едином ритме на три счета:
. раз - вход в поворот (разгрузка, укол палкой и начальный разворот лыж);
. два - скольжение по дуге с проскальзыванием задников;
. три - закантовка для выхода из поворота и подготовка к следующему.

Понятно, что это упражнение не предусматривает резаного ведения лыж, требующего гораздо большей скорости.
Очень эффективное упражнение, позволяющее освоить плавное сопряжение поворотов (как классических, так и резаных) - катание по "узкой" трассе - отмеченному флагами коридору шириной 1.5-2 м. Обычно "узкие" трассы устанавливают на пологих склонах (10°-15°), длина поворотов может составлять 10-15 м.

Ошибки и их устранение (видео)

Горные лыжи. Ошибки в катании

источник таблицы: http://www.youcanski.com/russian/instruktorskaya/xorosho_i_ploxo.htm

Плохо

Опережающий поворот корпуса. Эта ошибка также весьма и весьма популярна Поворот плеч и бедер при их большой мышечной массе является очень мощным и более естественным, но при этом очень легко загрузить внутреннюю лыжу вместо внешней и невозможно создать большой угол закантовки. Это приводит к падению, особенно на крутых склонах, а закрутка корпуса к склону в конце поворота, ведет к позиции когда начать следующий поворот весьма затруднительно.

Плохо

Наклон корпуса к склону. Если мы побаиваемся, и пытаемся как - бы отстраниться от нырка вниз, а кроме этого боимся упасть, то результат происходит обратный т к в результате мы оказываясь на верхней лыже, теряем угол закантовки на нижней, и падаем на верхнее бедро. Стараясь отклониться от того, чего мы боимся - линии падения склона - мы только усугубляем положение.

Плохо

Опора на внутреннюю лыжу. На свете нету лыжника который бы этого не совершал. Это основная причина всех падений от новичков до олимпийских чемпионов.

Плохо

Отставание внешней руки. Встречается очень часто. Когда наша внешняя половина повернута назад, происходит отклонение корпуса от направления движения лыж, запаздывание входа в следующий поворот и в результате потеря равновесия.

Плохо

Поворот на современных лыжах не требуют никаких вращательных усилий. Несмотря на это, мы продолжаем стараться повернуть их для изменения направления движения. Для этого лыжи ставятся плоско (чего современные лыжи не любят) но, несмотря на это, мы продолжаем их вращать пока не поставим на кант. В результате пятки начинают проскальзывать, а мы продолжаем пихать их пока носки не станут поперек склона, что останавливает проскальзывание и замедляет движение. Люди которые поворачивают таким образом говорят, что они ненавидят современные лыжи. На самом деле они просто работают против их конструкции

Плохо

Старайтесь не делать лишних движений корпусом. не размахивайте руками. Ваш корпус должен смотреть в направлении вашего движения.

Плохо

Не сжимайте ручки палок, как бы стараясь их раздавить. Таким образом вы закрепощаете корпус и плечи и теряете возможность произвести правильный укол палкой.

Плохо

Раньше мы должны были делать мощные вертикальные движения (сгибания - разгибания) для облегчения входа в поворот. Сейчас это не нужно. Чересчур высокая стойка закрепощает суставы и лишает гибкости, а мощное сгибание пружинит лыжи в результате чего очень легко оказаться в задней стойке и потерять контроль над происходящим.

Разножка

В чем вредность разножки. Дело даже не в том, что она приводит к неправильному положению корпуса . Дело в том, что человек привыкает поворачивать только за счет разножки. Начинает поворот с нее. Это входит в привычку. Пока со склоном все в порядке, это прокатывает, но посмотрим, что произойдет в минимальный расколбас. Смотрим это видео на 0:25-0:49 мин

Именно так и происходят уборки из-за разножки. По пухляку такая техника катания не прокатывает вообще - загруженная сильнее внешняя лыжа тонет глубже и начинает отставать, а она уже и так отстает из-за разножки. Смотрим еще одно видео, снятое GO PRO и смотрим внимательно на носки лыж http://youtu.be/Hcoc9euI0tk

Психологические причины ошибок

Что именно должен учитывать инструктор при обучении:
Были выявлены следующие группы опасений и страхов:
. бытовые - боязнь травм, ушибов, холода и т.д., опасение сломать лыжу или палку;
. фобийные - страх скорости, высоты, края, прикосновения к холодному снегу и т.д.;
. "детские" - боязнь собственной неловкости, ожидание насмешек или поучений;
. социальные - некорректности инструктора, опасение потерять авторитет.
Эти страхи по-разному, в разных соотношениях проявляются у людей разного возраста, пола, социального статуса и т.п. Что должен сделать инструктор, чтобы уменьшить их влияние на учеников:
1.Выдать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т п)
2.Выбрать безопасный склон.
3.Продемонстрировать безопасность изучаемого приема.
4.Страховать (за руку или другим методом) при обучении.
5.Застенчивого человека учить индивидуально, а не в группе.
6.Выявить причину стойкой фобии
Стойкий страх достаточно часто имеет под собой реальное основание. Пара примеров:У ученика на сноуборде не получается поворот с переходом с переднего канта на задний, стойко не получается. Пробуем выяснить причину - рассказывает, что в детстве упал в колодец, сидел на краю и упал спиной вниз. После выяснения истинной причины дела пошли лучше, начал поворачивать.
Противоположная ситуация - девушка не может стоять на заднем канте, т е спиной к склону. Выяснилось, что занимается скалолазанием и для нее только положение "лицом к горе" является нормальным.


роить исходя из склона, состояния снежного покрова, загруженности самого склона в это время, уровня техники ученика и многих других факторов.

Стойка Стойка - это ваш способ стоять на лыжах. Горнолыжные инструкторы имеют обыкновение либо постоянно твердить о стойке, либо побыстрее рассказать и забыть о ней. Стойка - это основа техники катания, однако многие считают ее либо панацеей от всех бед, либо чем-то настолько простым, что не требует совершенствования. Ни один подход не является точным в полной мере. Стойка включает в себя равновесие. Это не просто возможность балансировать на одной ноге или, умение изящно приземлиться после прыжка. Равновесная стойка лыжника - постоянно меняющаяся позиция. Когда вы спускаетесь на лыжах - скользите, изменяете направление движения, размер и форму поворота, - вы должны постоянно неуловимо менять стойку для сохранения равновесия. Что такое правильная стойка? Начнем с того, что не является правильной стойкой. Правильная стойка не является надуманной. модной или неэффективной, и поэтому ее не слишком сложно сохранять. Проблема в том, что с годами взгляды на стойку развивались - отдельные лыжники вносили что-то свое, или новое снаряжение требовало определенных изменений. Понятие стойки продолжает развиваться. Сегодня стойка стремится к упрощению, определяется исключительно функциями. Функциональная стойка дает вам силу и энергетическую эффективность. Гонщики , инструкторы и эксперты нашли простой ответ на многие вопросы: Высокая - вот ключевое слово. Высокая стойка обеспечивает три момента: Во-первых, высокая стойка уменьшает мышечную усталость, возникающую из-за низкой, защитной стойки. Если вам приходилось делать упражнение, в котором вы садитесь спиной к стене так, как будто под вами стул, вы знаете, что очень скоро ваши четырехглавые мышцы бедра начинают молить о пощаде. Большинство лыжников считают причиной боли то, что они слишком мало катаются и находятся не в форме. Однако, кроме небольшой усталости, огонь в мышцах - в основном результат принятия слишком низкой стойки. Поднимитесь! Кроме уменьшения мышечного утомления вы получаете силу, придавая вашему скелету удлиненную, устойчивую форму. Инструкторы называют такую позицию "сложить свои кости в стопку" (в оригинале - "having your bones stacked up"). В таком положении основная поддержка всех движений осуществляется костями, а не мышцами, которые просто не умеют уставать. Таким образом мы увеличиваем силу и уменьшаем усталость. По той же причине мы стоим не на очень согнутых, а на почти прямых ногах, когда не занимаемся спортом: высокая стойка лишь слегка отличается от того, к чему мы привыкли в повседневной жизни. И наконец, приняв высокую стойку, вы приводите тело в положение "всегда готов", расслабив мышцы и слегка согнув ноги. Такое положение предусматривает быструю мышечную реакцию и максимальный диапазон движений. Напротив, низкая стойка нагружает мышцы ног, мешая скорости и силе, и уменьшает амплитуду движений лыжника, необходимую для амортизации на переменном рельефе. Вот от чего не зависит "крутизна" вашего катания, так это от того, насколько широко вы ведете лыжи. Расстояние между лыжами скорее результат вашей анатомии. Между коленями и ботинками всегда должно быть небольшое пространство - достаточное для независимой работы ног, но не затрудняющее контроль над обеими лыжами. Несомненно хороший выбор расстояния - "на волосок меньше ширины плеч". Вы можете менять ширину ведения лыж, улучшая работу ног на переменном рельефе. Мы еще вернемся к этому ниже. Одним из больших скачков в развитии горнолыжной техники является идея центрирования стойки в продольном направлении. На лыжах старой конструкции было необходимо направить колени вперед, чтобы надавить на носки лыж и начать поворот. Современные лыжи спроектированы так, чтобы упростить поворот, и теперь нет никакой необходимости вбивать свои голени в язычки ботинок. В центральной стойке вам также не приходится опираться на задники ботинок для поддержания устойчивости. Теоретически вы должны уметь кататься в теннисных туфлях, вставленных в крепления лыж (только не пробуйте сделать это!), убрав переднюю и заднюю части ботинок. Эксперты мало используют ботинки (только для небольшой регулировки давления на снег). Когда вы стоите на стопе, а не опираетесь на переднюю или заднюю части ботинка, вы распределяете давление на всю длину лыжи. Принимая такую стойку, вы используете конструкцию лыж целиком, а не только их носки или задники. Многие инструкторы уделяют большое внимание положению рук, не обращая внимание на более важные аспекты равновесия и стойки. Конечно, положение рук и кистей важно. Совет тут прост - держите их перед собой. Большинство инструкторов настаивают на том, чтобы ваши руки находились перед вашим телом (иногда говорят, что кисти должны быть впереди ботинок). Это требование довольно легко объяснить. Во-первых, раздвинув руки в сторону от тела, вы облегчаете работу палок. Кроме того, переднее положение рук также не позволит вам приобрести некоторые дурные привычки (пить, курить и выражаться (сорри, не смог удержаться. С.Ш.) ;-). Видимо наибольшее количество проблем для лыжников возникает из-за наклона назад. Вы можете отклоняться назад по многим причинам - страх, недостаточно затянутые ботинки, слабые мышцы (это обычно заставляет опираться на свои ботинки), наконец просто потому, что не знаете другого положения. Эксперты постоянно борются с отклонениями назад. Вы можете услышать, как гонщик или могулист говорят: "Я сел назад" - это означает, что они проиграли. Держа руки впереди, вы заставляете и тело находиться впереди. Это не закон физики, а просто прием, который обычно помогает. Стойка - динамический элемент катания. Лыжники постоянно изменяют стойку, чтобы приспособиться к поворотам, скорости и состоянию снега. Функциональная стойка, которую мы обсудили - наиболее эффективна, когда вы понимаете, что это нейтральная позиция, куда можно вернуться после исчезновения сил, заставивших вас изменить стойку. Стремитесь к сохранению функциональной стойки, и всегда возвращайтесь в нее так быстро, как только возможно. Но помните, что стойка активна, а не статична. Почувствуйте: Высокая, сбалансированная, эффективная стойка. Давление, оказываемое вашими ступнями, сосредоточено в центре свода стопы. Давление немного смещено в сторону подушечек пальцев. Если вы чувствуете давление на пятку, голень, икры - ваше продольное положение не центрировано. Все тело слегка согнуто. Хотя ваша стойка - высокая, ноги не находятся в зажатом, прямом положении. Один способов достичь слегка согнутой стойки - проехать в прямой стойке по склону, предназначенному для новичков, и мягко подпрыгнуть. Такой легкий прыжок (не отрывайтесь от земли) удлинит вашу стойку и обеспечит атлетичное, согнутое положение. Поупражняйтесь в таких прыжках, сохраняя центрированное распределение давления стоп внутри ботинок. Посмотрите: Функциональная стойка. Взгляните на свою тень в тот момент, когда солнце находится у вас прямо за спиной. Посмотрите, есть ли пространство между вашими ногами, ботинками и нижней частью бедер. Постарайтесь разогнуться так, чтобы это пространство появилось (низкая стойка заставляет держать ноги очень узко). Периферийным зрением вы должны видеть кисти своих рук по сторонам и немного впереди. Если ваши руки не видны - значит, они опущены к бедрам, и возможно, что вы отклонились назад. Упражнения. Еще несколько упражнений, которые помогут вам достичь функциональной стойки. Исследование пределов. Выполняйте повороты на удобной для вас скорости. Сделайте несколько поворотов, принимая различные крайние положения: наклонитесь вперед и назад, сколько возможно, максимально распрямите и сократите вашу стойку, примите максимально напряженное или расслабленное положение, и т.д. Такое упражнение "на преувеличение" позволит определить золотую середину - свою оптимальную стойку. Вы почувствуете, что функциональная стойка помогает избавиться от неловкости и утомления, возникающих из-за этих крайностей. Катание без палок. Если вам сложно кататься без палок, лучше не проделывать это упражнение - возникшие при этом проблемы перевесят возможную пользу. Катание без палок, однако, может быть превосходным упражнением для улучшения стойки и равновесия - просто потому, что вы почувствуете себя ненормально, что в свою очередь заставит сосредоточиться на тех изменениях стойки, которые повысят ее эффективность. Попробуйте выполнить упражнения этого раздела с палками и без палок. Катание в незатянутых ботинках. Это упражнение потенциально опасно, поэтому будьте осторожны. Ослабьте верхние клипсы и ремень ваших ботинок, оставив нижние клипсы крепко затянутыми. Это уменьшит поддержку ботинками в продольном направлении, но улучшит управление лыжами при помощи стоп. Сделайте несколько поворотов различного радиуса на гладкой, мягкой поверхности. Почувствуйте, как вы используете для управления лыжей движения стоп, а не давление на ботинок голенью или икрой. Почувствуйте ваше продольное положение и примите высокую стойку. Скорее всего теперь ваша стойка достаточно хорошо центрирована. Высокие повороты в плуге. Повороты в плуге носят клеймо упражнения "для чайников", используемых только начинающими и инструкторами. Но все-таки плуг - превосходное упражнение. Оно позволяет сосредоточиться на конкретном элементе или движении, в то время как ваша скорость и направление контролируются плугом. Выполняйте повороты в плуге на гладкой поверхности, сосредоточившись на высокой и центральной стойке. Типичные ошибки в стойке. Использование функциональной стойки может стать наибольшим достижением для некоторых лыжников. Особенности нашей анатомии и снаряжения определяют, насколько легко можно использовать такую стойку. Вывернутые внутрь или наружу колени могут породить проблемы, связанные с шириной стойки. Большую роль играет степень наклона голенища ботинок вперед. (Эти факторы обсуждаются в главах, посвященных ботинкам и настройкам). Однако далеко не все проблемы, связанные со стойкой, возникают из-за форм тела или настроек снаряжения. Плохая стойка - чаще всего результат неэффективных движений в поворотах. Например, если лыжник слишком рано начинает или заканчивает поворот, он может в результате принять неэффективную стойку. Его стойка может быть слишком низкой, отклоненной назад, слишком изогнутой в талии. Этот лыжник научился не самому эффективному способу стоять на лыжах, и ему не мешало бы заняться своей стойкой. Однако возможно, что ему следует сначала поработать над другими средствами из арсенала горнолыжника, обсуждаемыми в этом разделе. Последний фактор, влияющий на стойку, - это страх. Если вы боитесь упасть, спускаетесь слишком быстро или теряете контроль, страх может выбить вас из функциональной стойки. Лыжники имеют обыкновение изгибаться к склону, когда они напуганы и стараются избежать этой безбрежной неизвестности внизу. Как вы узнаете далее, наклон к склону порождает проблемы для любого лыжника. Если страх влияет на вашу стойку, следует уйти с требующего слишком больших усилий склона и кататься по менее пугающему рельефу, где вы сможете делать более эффективные движения и освоить более функциональную стойку. Руление Руление является одним из способов заставить лыжи поворачивать. Само слово "руление" подразумевает поворот, и может показаться, что руление - единственный способ повернуть на лыжах. Однако не дайте себя провести: руление - лишь один из приемов, используемых при повороте. Руление относится к наиболее тонким элементам техники экспертного лыжника и почти не преподается инструкторами. Овладение рулением позволит сгладить повороты на укатанном снегу и улучшить технику ног на разнообразной поверхности. Руление также необходимо для того, чтобы верхняя часть тела оставалась спокойной при выполнении поворота - черта, считающаяся присущей только экспертным горнолыжникам. Для того, чтобы понять, что такое руление, положите на плоскую поверхность стола карандаш. Возьмите карандаш за середину большим и указательным пальцами, как будто вы хотите поднять его. Удерживая карандаш на поверхности стола, покрутите его туда-сюда, подражая пропеллеру самолета, который никак не может решить, в какую же сторону ему вращаться. Теперь, если бы карандаш был вашими лыжами, а пальцы - ботинками, вы бы рулили как ненормальный. Руление - это поворот лыж вправо или влево при помощи усилия мышц ног, передаваемого через горнолыжные ботинки. Чтобы представить себе руление, вообразите себя едущим на кресельном подъемнике с лыжами на ногах. Сделайте вид, что поворачиваете, просто вращая стопы влево-вправо. Ваши лыжи поворачивают, и этот поворот является следствием усилия нижней части ног - ниже колена, но выше стопы и лодыжек. Вы можете также проделать это упражнение дома. Сядьте на стул и покрутите стопами туда-сюда. Понаблюдайте, как ваша стопа вращается вокруг оси, проходящей через свод стопы. Заметьте - бедра при этом остаются в покое, потому что ваши ноги согнуты в коленях. Размах вращения стопы ограничен. Только что проделанный прием называется рулением стопами. Это основная разновидность руления, являющаяся средством тонкой настройки техники для экспертного лыжника. Из-за того, что мышцы нижней части ноги, используемые при рулении стопами, сравнительно слабы, и диапазон вращения стопы ограничен, руление стопами используется только для небольшой корректировки направления движения, и не подходит для выполнения сильных, размашистых движений. Попробуйте упражнение следующего уровня. Сидя на стуле, вытяните ноги перед собой, так, чтобы пальцы (то есть носки лыж) указывали в небеса. Покрутите стопами (лыжами) влево-вправо. Легко заметить, что изменились два момента: вы вращаете всей ногой до самого тазобедренного сустава, а диапазон вращения увеличился. Такое движение называется рулением ногами. Оно более мощное и эффективное, чем руление стопами, так как, закручивая ноги, вы задействуете более сильные мышцы верхней части ног (в основном четырехглавые мышцы) и увеличиваете размах движения. Руление ногами - один из основных способов начать поворот и очень важный прием при катании по буграм, целине, тяжелому снегу и очень крутым склонам. Экспертные лыжники используют руление для ведения лыж в повороте. Руление позволяет избавиться от неловких качающихся или крученых движений верхней части тела в повороте. Руление может использоваться само по себе, что и делают многие неагрессивные лыжники, выполняя изящные повороты с проскальзыванием на укатанном снегу. Однако для экспертных лыжников руление - чаще всего тонкое движение, применяемое как дополнение к усилиям, использующим дизайн лыж для выполнения поворота. Движения руления ног в нижней части аналогичны когда сидим и при катании Представьте себе лыжника, выполняющего поворот за счет руления на гладкой, не очень крутой поверхности. Стойка лыжника почти вертикальная и практически не меняется в процессе поворота. Такое поведение стойки зависит от того, что происходит на уровне лыж. Лыжи фактически остаются плоскими по отношению к снегу, и в этом весь секрет выполнения поворота с рулением - держать лыжи плоско для того, чтобы максимально использовать руление. При помощи руления менее техничные лыжники делают не очень спортивные, проскальзывающие повороты. В отличие от них, экспертный горнолыжник применяет руление в тот момент, когда его лыжи становятся плоскими по отношению к снегу, что происходит всякий раз между поворотами, когда лыжник переходит с одних кантов на другие. Следующее обсуждение относится скорее к теме закантовки, но эти два приема настолько взаимосвязаны, что нужно кое-что пояснить уже сейчас. В любом повороте вы используете канты ваших лыж. Поворачивая влево, вы включаете левые канты, в правом повороте вы используете правые канты. Между поворотами происходит смена кантов. В этом переходе с одних кантов на другие есть краткий миг, когда ваши лыжи становятся плоскими по отношению к снегу. Я считаю, что руление является наиболее важным приемом для начала поворота. В начале поворота лыжи становятся плоскими, и ими легко управлять. Экспертные лыжники с выгодой используют этот момент, руля лыжами в сторону нового поворота, когда те раскантованы. Таким образом, умение рулить лыжами идет рука об руку с умением расположить ваши лыжи плоско по отношению к снегу, которое само по себе является отдельным приемом. Не умея рулить лыжами, лыжник каждый раз сталкивается с трудностями, когда начинает поворот - особенно на крутом склоне, в плотном снегу или на ухабах. Случалось ли вам, закончив поворот на сложном склоне, вдруг обнаружить, что вы не можете начать поворот и катитесь к дальнему краю склона, потому что ваши ноги заперты в снегу? Если да, то руление - возможно, именно то, что вам нужно. Когда лыжи в переходной фазе поворота лежат на снегу плоско, руление упрощается. Почувствуйте: Правильное руление Начиная поворот на гладкой поверхности, вы должны почувствовать закручивающее напряжение в мышцах ног, в основном в четырехглавых мышцах и икрах (нечто похожее на то, что вы испытываете, когда крутите вытянутыми ногами, сидя в кресле). У вас должно возникнуть ощущение, что ваши лыжи проскальзывают. Выполняя повороты с рулением, особенно в начале поворота, вы должны почувствовать, как большой палец внешней ноги и мизинец внутренней упираются в стенки ботинок. Это давление возникает в результате закрутки ног и стоп по отношению к ботинку, которое, в свою очередь, закручивает лыжи. Штриховкой отмечены зоны повышенного давления в процессе поворота налево. Посмотрите: Правильное руление Чтобы понять, рулите ли вы лыжами, посмотрите на носки ваших лыж на спуске по гладкому склону (там, где не слишком опасно смотреть на свои лыжи!). Ваши лыжи в повороте должны прокручиваться на снегу, разглаживая снег подобно тому, как нож размазывает масло по куску хлеба. Носок внутренней лыжи стремится уйти от другой лыжи, потому что его закручивают в этом направлении. Это значит, что вы правильно рулите. Выполняя повороты среднего радиуса, следите за своей грудью, бедрами и руками. Если вы правильно рулите ногами и стопами, верхняя часть тела должна оставаться спокойной, направленной прямо вниз по склону. Упражнения Существует набор упражнений, позволяющих повысить "мастерство руления". Катание в ботинках. Это упражнение выглядит забавно, но довольно эффективно при обучении рулению. Снимите свои лыжи и поднимитесь немного вверх по обработанному склону с плотным снежным покровом. Попробуйте прокатиться прямо вниз по склону на своих ботинках (будьте осторожны - если носки ботинок зароются в снег, вы полетите вверх тормашками!). Если вам удается устойчиво скользить прямо вниз, попробуйте сделать несколько отлогих поворотов, руля своими ботинками. Остерегайтесь движений, похожих на тушение сигареты ногой. Постарайтесь оставить ровные, симметричные следы на снегу и повторить их на следующем спуске. Это упражнение в особенности эффективно потому, что при его выполнении отсутствует сопротивление рулению, возникающее из-за лыж. Вращение и боковое соскальзывание. Умение выполнять боковое соскальзывание - необходимое условие для выполнения этого упражнения (возможно, вам нужно сначала прочитать главу о кантовании перед выполнением этого упражнения). Соскальзывая боком по гладкому плотному снегу на склоне средней крутизны, сделайте поворот на 180 градусов. Постарайтесь при этом не отклониться от воображаемого коридора, направленного прямо вниз по склону. Для успешного выполнения этого упражнения требуется усиленное руление и развитое умение вести лыжи плоско по отношению к снегу. Если вы постоянно вылетаете за границы коридора, скорее всего, вы слишком сильно закантовываете лыжи (еще раз прочитайте главу о кантовании, особенно раздел, связанный с раскантовкой). Для продвинутых лыжников можно посоветовать выполнять это упражнение, постоянно следя за верхней частью тела - бока, плечи и руки все время должны быть направлены вниз по склону, как показано на иллюстрации. Маршировка. Это упражнение похоже на маршировку по плацу. Спускаясь по склону средней крутизны, выполняйте повороты, приподнимая внутреннюю лыжу на несколько дюймов над снегом. Вы заметите, что каждый раз, как вы поднимаете лыжу, вы рулите ею вправо или влево. Сосредоточьтесь на моменте, когда лыжа не стоит на снегу, и направляйте ее стопами и ногами в направлении поворота. При выполнении этого упражнения руление лыжами облегчено за счет уменьшения сопротивления снега проскальзыванию лыж. Продвинутые лыжники должны постепенно уменьшать высоту подъема лыжи, до тех пор, пока при выполнении поворота обе лыжи не будут оставаться на снегу, в то время как вы рулите ими. Лестница или гирлянда. В этом упражнении особый упор делается на использование руления при начале поворота. Спускайтесь поперек склона в траверсе. Начните выполнять поворот, руля лыжами к линии склона. Не заканчивайте поворот, а наоборот, закрутите лыжи обратно, вернувшись в траверс. Повторяйте это движение, спускаясь от одного края склона к другому в "каскадном" траверсе. След от ваших лыж при этом должен напоминать лестницу. Точные движения раскантовки позволят вам рулить лыжами в повороте не отклоняясь сильно от коридора вдоль линии склона. Повороты прыжком. Поворот прыжком - эффективное упражнение на руление для продвинутых лыжников и полезный прием для катания по экстремальному рельефу. Встаньте на крутом склоне так, чтобы ваши лыжи были перпендикулярны линии склона. Одним быстрым движением подпрыгните в воздух и закрутите лыжи на 180 градусов, совершив поворот в воздухе. Вы должны приземлиться в направлении, противоположном первоначальному. Упражнение будет легче выполнить, если вы позволите себе немного опуститься вниз по склону в прыжке, что увеличит время, которые вы проведете в воздухе. Попытайтесь сохранять верхнюю часть тела направленной прямо вниз по склону, в то время как вы закручиваете ноги. Выполните последовательно пять-десять поворотов, или, по крайней мере, столько, сколько сможете за один раз. Твист. Твист - это воздушный трюк, который также может служить отличным упражнением на руление ногами для экспертных лыжников. Выполните обычный прыжок на лыжах, не стараясь вылезти из кожи вон. Сохраняя высокое, прямое положение тела в воздухе, попробуйте закрутить ноги (и лыжи) на 90 градусов, а перед приземлением вернитесь в исходное положение. (Убедитесь, что ваши лыжи направлены вперед перед приземлением!) Постарайтесь сохранить верхнюю часть тела направленной в сторону движения, пока вы закручиваете ноги. На самом деле, это гораздо легче сделать, чем может показаться! Сосредоточьтесь на том, как вы используете руление, выполняя это упражнение. Выпрямленные ноги улучшают руление лыжами при выполнении прыжка "твист" Типичные ошибки при рулении. Основная проблема, с которой сталкиваются лыжники начального и среднего уровня (а зачастую и эксперты!), состоит в том, что на начальном этапе горнолыжной карьеры их никто не учил применять руление для выполнения поворотов. Вместо этого они в основном полагаются на кантование и давление на лыжу. Многие лыжники в результате считают, что руление - неспортивный прием, которому недостает мощи и который предназначен исключительно для новичков. Те лыжники, которые никогда на самом деле не рулили своими ногами и стопами, в полной мере смогут осознать преимущества этого приема только тогда, когда они научатся применять его в комбинации с другими средствами из арсенала горнолыжника, которые они уже знают. Таким лыжникам можно посоветовать прочитать главу "Независимая работа ног" и раздел "Повороты в сложных ситуациях", в которых описывается роль руления при катании по целине, тяжелому снегу и буграм. Если и после этого вы испытываете проблемы с рулением, можно указать две возможные причины: неправильно подобранные ботинки либо плохое выравнивание (в оригинале - "poor alignment"). Разболтанные ботинки не смогут передать движения закрутки от ваших ног и стоп к лыжам. Возможно, вы отлично рулите стопами, но это приводит лишь к тому, что ваши стопы крутятся в слишком больших ботинках. Совсем небольшое пространство в ваших ботинках может существенно повлиять на вашу способность управлять лыжами. Если вы попадаете в эту категорию, прочитайте главу о ботинках в разделе "Снаряжение". Руление - важный инструмент для сложных условий катания. Регулировка снаряжения детально обсуждается в следующих главах. В двух словах, регулировка состоит в правильном расположении всего тела лыжника, и в первую очередь стоп, лодыжек, нижней части ног и колен. Правильное выравнивание приводит к тому, что тело лыжника образует прочную биомеханическую структуру, в которой ни одна часть тела не испытывает чрезмерного напряжения. Тем лыжникам, которым сложно рулить из-за того, что канты их лыж слишком глубоко врезаются в снег (что не позволяет поставить лыжи плоско по отношению к снегу), можно посоветовать прочитать главу о закантовке и проделать упражнения на раскантовку. Если вы все еще испытываете проблемы, они опять-таки могут быть связаны с выравниванием. Внимательно прочитайте главу о регулировке снаряжения. И наконец, если у вас все равно не получается использовать руление, и вы уверены, что снаряжение не сдерживает вас и вы можете сделать лыжи плоскими по отношению к снегу, прочитайте главу о контрвращениях в разделе "Совершенствование техники". Контрвращение - это способ связать верхнюю и нижнюю части тела лыжника. Эффективное контрвращение позволит лучше использовать многие основные приемы, включая руление. http://sulaimanov.kg

Поделиться: