Восьмой месяц жизни — физические упражнения. Восьмой месяц жизни — физические упражнения Пальчиковая гимнастика для малышей

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Ваш малыш – настоящий искатель приключений, смело и с азартом исследующий окружающий мир. Правда, чем более самостоятельным становится ребёнок, тем, как ни странно, сильнее он нуждается в вашем внимании.

На 8 месяце жизни ребёнка вы уже заметите, что этот бойкий карапуз начинает проявлять свой характер и требовать к себе особый подход. Теперь интерес представляет не только его двигательная активность, но и эмоциональное состояние. Малыш искренне радуется любым своим маленьким победам и огорчается из-за неудач.

Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Малыш продолжает набирать вес, но уже не так активно, как раньше. За восьмой месяц прибавка в весе составляет 450-500 грамм. Масса самых крупных деток в этом возрасте уже может достигать отметки 10 кг, в среднем же вес восьмимесячных малышей колеблется в пределах 8-9 кг. В это время уже практически все дети могут похвастаться наличием хотя бы одного зубика.

У тех малышей, которые столкнулись с прорезыванием зубов еще на 5-6 месяце жизни, в этом возрасте уже начинается дентация передних верхних резцов.

Не переживайте, если у вашего ребёнка этот процесс начался позже, чем у его ровесников.

Научившись ползать, малыш использует этот навык постоянно: теперь ограничить пространство для его движений кроваткой, манежем или даже пределом одной комнаты просто невозможно. Будьте готовой к тому, что в период бодрствования ребёнок будет преодолевать невероятные для себя расстояния.

Поэтому оставлять малыша без присмотра не просто нежелательно, а очень опасно.

Ребёнок пока не способен оценивать возможных опасностей, которые может нести окружающая среда. Поэтому потенциальными объектами для исследований могут стать вещи, никак не совместимые с безопасностью грудничка: розетки, колющие, режущие и мелкие предметы, вредные вещества. Постарайтесь не только ограничить доступ ребёнка к подобным предметам, но и стать его постоянным напарником в исследовательских играх.

Если вы будете замечать, что ребёнок пытается достать непозволенную вещь, объясните ему серьёзно и по-взрослому, что это – не игрушка. В вопросе воспитания дружественное и доверительное общение – лучший инструмент.

Некоторые детки уже начинают предпринимать первые попытки для того, чтобы вставать на ножки и делать первые шаги. Полноценной ходьбы от малыша вы вряд ли дождётесь, так как его мышцы позвоночника и нижних конечностей пока ещё не находятся в нужном тонусе. Но вот стоять, опираясь на бортик кроватки или с поддержкой взрослых, ребёнок может вполне неплохо уже к концу 8 месяца.

Правда, находясь в вертикальном положении, детки не всегда могут найти способ вернуться в исходное, сидячее, и если в это время ребёнку не оказать помощь, он может потерять равновесие и упасть.

Сколько спит ребёнок в 8 месяцев?

Иногда в этом возрасте сокращается время дневного сна до 2-3 раз по 3 часа. Особо подвижные дети ложатся спать днём один раз. Остальное дневное время им куда интереснее проводить в движении.

Ночной сон остаётся прежним – 11-13 часов. Сон может быть беспокойным, так как нервной системе малыша пока ещё сложно справляться с массой полученных знаний.

Почему плачет ребёнок в 8 месяцев?

Вместе с растущей активностью у ребёнка могут появиться новые страхи. Теперь малыша способны испугать предметы, действиям которых он не может дать объяснение: пылесос, издающий монотонный гул, дребезжащая стиральная машина.

Кроху по-прежнему пугают чужие люди. Старайтесь способствовать исчезновению этого страха, чтобы не повредить социализации в будущем.

Также плач остаётся для ребёнка средством манипуляции. Не следует поддаваться на все провокации крохи – малыш должен начать уважать личное время мамы.

Лучшим средством в ситуации, где грудничок требует постоянного внимания, является отвлечение. Давайте ребёнку отвлекающие игрушки, книжки, картинки, учите его играть самостоятельно.

Время на массаж и гимнастику, которые делают малышу в домашних условиях, после 6 месяцев значительно увеличивается. Теперь мы тратим на различные зарядки с ребенком не меньше 30 минут. Для чего это нужно? Детям необходимо укрепление опорно-двигательной системы: должен быть в норме тонус мышц ножек, разработана опорная реакция стоп, малыш должен уметь хорошо держать предметы и активно двигаться. В возрасте до года развитие идет настолько интенсивно, что нельзя упускать ни одного дня. Мы используем разнообразные методики: всякого рода упражнения, плавание, игрушки и тренажеры для развития двигательной активности, а также массаж. На видео можно посмотреть, как он выглядит на практике. В нашей статье мы подробно распишем все приемы.

После полугода жизни ребенок меньше времени спит и больше бодрствует. Продолжительность гимнастики и массажа тоже заметно увеличивается, малыш воспринимает такую активность с удовольствием

Не забывайте регулярно показывать ребенка педиатру. Легкий массаж тоже имеет противопоказания, если в физическом развитии малыша обнаружены какие-либо отклонения. Вероятность даже малейшего риска должна быть исключена. Любая практика призвана приносить пользу. Если же неосторожные движения способны навредить, следует отменить все приемы до того, как специалист вновь одобрит массаж и зарядку.

Если до полугода детский массаж был простым, то теперь потребуются более сложные приемы, а потому желательно получить квалифицированное обучение у специалиста, чтобы правильно выполнять все упражнения. Первые сеансы лучше провести под наблюдением массажиста, который проконтролирует ваши действия, даст рекомендации и откорректирует ошибки. Все это нужно для безопасности и большей эффективности. Грамотно работая с мышцами спины, ручек и ножек, мы поможем еще не до конца окрепшему организму ребенка правильно развиваться, формировать осанку и .

Занятия гимнастикой и массажем с 6-месячными малышами начинаются с приемов, которые мы уже использовали раньше – (подробнее в статье: ), а затем постепенно добавляются новые упражнения. Когда массажируется живот и ягодицы, используются не только поглаживания, но и пощипывания вокруг пупка. Это укрепляет . На пояснице пощипывания не рекомендуются. Заканчивается массаж расслабляющими и успокаивающими поглаживаниями – они снимают напряжение и действуют релаксирующе.

Занятия проводятся в виде игры и сопровождаются веселыми прибаутками, потешками, стишками, песенками. Маме самой нужно пребывать в прекрасном настроении, чтобы ребенок тоже почувствовал его – позитивный эмоциональный настрой сделает пользу от занятий максимальной.

Детский массаж в 6-7 месяцев

С 6 до 7 месяцев детки очень активны и пытаются сидеть и ползать. Делаем следующее:

  1. Поглаживание рук.
  2. «Бокс» (5-6 раз). Уложите ребенка на спину и протяните к нему руки – он ухватится за ваши большие пальцы. Имитируйте боксерские движения, но без рывков. Согните одну ручку, вторую выпрямив, потом согнутую ручку выпрямляйте, а прямую – сгибайте. Ручку направляйте ближе к центру, чтобы плечо немного приподнималось. При этом он будет слегка переворачиваться то на один бок, то на другой (рекомендуем прочитать: ). Упражнение направлено на укрепление мышц рук и плечевого пояса.
  3. Массаж ног.
  4. «Скольжения ножками» (5-6 раз). Уложив малыша на спинку, обхватите его ножки так, чтобы ваши большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные – на задней. Ножку ребенка нужно выпрямить, а другой делать скользящие движения по поверхности, будто он идет на лыжах – это способствует укреплению ножных мышц и развитию опорной реакции. Если мышцы напряжены, можно начать с топания, к скольжению переходя постепенно.
  5. Активное потягивание (4-6 раз). Предложите малышу потянуться к игрушкам, подвесив их чуть дальше, чем обычно.
  6. Сгибание и разгибание ножек (6-8 раз). Делается по очереди и одновременно.
  7. Круги ножками (3-5 раз). Нужно согнутыми в коленях и бедрах ножками ребенка совершать круговые движения по часовой стрелке и обратно.
  8. «Ласточка» (2-3 раза). Уложите малыша на живот, раскинув руки. Обхватите его туловище снизу за бока и приподнимите, уперев ножки в свой живот.
  9. Массаж живота.
  10. Переворачивания. Когда малыш лежит на животе, перевернуть его на спину, а затем снова на живот (3-4 раза).
  11. Массаж спины и ягодиц.
  12. Присаживание за разведенные руки (3-4 раза). Малыш должен лежать на спине и упираться ножками в ваш живот. Держа его за руки, разведите их и осторожно поднимайте, придавая ему сидячее положение.
  13. Ползание.

Многие начинают садиться раньше полугода. Не стоит поддерживать малыша в этом, так как опорно-двигательная система пока еще не готова к таким нагрузкам.

Массажная программа в 7-8 месяцев

Когда этап самостоятельного принятия положения сидя пройдет, дети стараются ползать. Чтобы поддерживать это стремление, их выкладывают на пол. Добавляются новые приемы массажа и упражнения, однако не стоит игнорировать уже знакомые – они тоже будут полезны. Как можно развивать у ребенка двигательную активность, координацию движений и ритмичность:

  1. «Бокс».
  2. Активное потягивание ручек вверх за предметом (4 и более раз).
  3. Сгибание и разгибание ножек (8-10 раз). Делается по очереди и одновременно.
  4. Круговые движения ногами (6-8 раз).
  5. «Мостик» (2-3 раза). Делается только при помощи мамы.
  6. Массаж животика.
  7. Повороты (4 и более раз). В 6-7 месяцев ребенок сам переворачивается с животика на спинку и обратно. Если полный поворот ему еще не вполне удается, можно немного помочь – слегка подтолкнуть под попку, вытащить ручку из-под бока или положить игрушку как дополнительный стимул с той стороны, куда малыш переворачивается.
  8. Присаживание за ручку. Ребенок держится за вас, как уже было описано, но не обеими руками. Вы одной рукой держите его за ручку, а другой придерживаете колени. Нужно слегка приподнимать малыша, чтобы локтем второй ручки он опирался о поверхность, стараясь подняться. Ненадолго можно задержать его в положении полусидя на одной ягодице, а затем осторожно уложить на бок. Упражнение повторяется по 2 раза с каждой ручкой.
  9. Массаж спины и ягодиц (рекомендуем прочитать: ).
  10. Вращение руками. Когда малыш сидит, рисуйте круги его ручками по часовой стрелке и против по 2-4 раза.
  11. Ползание за предметом.
  12. «Ласточка». Варианты парения могут быть разными. Так, 7-месячного ребенка можно кружить по комнате, поддерживая под грудь. «Ласточки» и «Самолетики» хорошо тренируют вестибулярный аппарат и мышцы всей задней поверхности тела.


Ползание за игрушкой – тоже физическая активность, причем немалая. Такое упражнение можно предлагать ребенку, когда он уже немного устал от обычной гимнастики

Стремление к активности у детей нужно поддерживать, но ни на секунду оставлять малышей в одиночестве. Родителям нужно быть очень внимательными ко всем движениям, чтобы по неосторожности ребенок не получил даже легкую травму.

Дополнения в 8-9 месяцев

Чем больше двигается ребенок, тем меньше ему требуется массаж. В 8-9 месяцев уже нет необходимости делать его каждый день, но все же до года периодическое повторение полезно (см. также: ). Особенно это касается массажа живота, спины и ягодиц.

Поглаживания необходимы для расслабления мышц, а пощипывания, растирания, похлопывания и разминания – для их укрепления. Необходимо обязательно сочетать два этих вида нагрузки, чтобы развитие проходило равномерно.

Продолжаем использовать ранее освоенные навыки и добавляем новые:

  1. «Бокс».
  2. Сгибание и разгибание ног по очереди и одновременно (8-10 раз).
  3. «Кучер» (8-10 раз). Делается сидя, имитируя покачивания кучера.
  4. Наклоны (от 4 раз). Уложив малыша на спинку, его ножки нужно согнуть и соединить коленями. Колени нужно ритмично наклонять вправо и влево вместе с тазом. От таких движений укрепляются косые мышцы живота, а ребенок учится самостоятельно поворачиваться вправо и влево.
  5. Массаж живота.
  6. Массаж спины и ягодиц.
  7. «Ласточка» (2-3 минуты).
  8. Ползание на четвереньках. Можно устроить догонялки или соревнования.
  9. Повороты туловища за мячом (от 4 раз). Для этого упражнения малыша нужно усадить.
  10. «Тачка». Упражнение, любимое всеми детьми. Оно поднимает настроение и хорошо тренирует мышцы. Его рекомендуется выполнять и в рамках массажной программы, и отдельно, всякий раз, когда есть свободное время. Сначала ребенка нужно уложить на живот, а затем приподнять верхнюю часть туловища с упором на ручки. Ножки мама тоже приподнимает и держит сама, а малыш идет на прямых руках.
  11. «Велосипед». Когда ребенок лежит на спине, мама совершает его ножками движения, как будто вращая педали велосипеда. Направление меняйте – то к себе, то от себя.

В норме 8-месячные дети уже уверенно сидят, быстро ползают, а самые активные пытаются вставать и даже ходить, держась за опору. Конечно, такая активность радует родителей, но нет ничего страшного, если малыш еще не начал эти попытки. Со временем все придет, сейчас же главное – это подготовить его к дальнейшим свершениям и открытиям, а результат усилий очень скоро вас порадует.

Знакомясь с комплексом упражнений для детей в 8 месяцев, не стоит ждать от него чего-то радикального – большинство упражнений уже знакомы вам по прошлым месяцам. Малыш делает то, что должен уметь ребёнок в 8 месяцев, но продолжительность гимнастики плавно нарастает, незаметно увеличивается количество подходов, а малыш существенно крепнет, готовясь к новым физическим успехам. И, конечно, тренировка проходит в виде игры — 8-месячный ребёнок наилучшим образом воспринимает именно этот метод развития и обучения.

становится настолько подвижным, что мамы уже начинают потихоньку скучать по тому времени, когда кроха спокойно лежал в своей кроватке. Что же умеет 8-месячный ребёнок? Многие дети умеют сидеть и ползать – куда там уговорить ребёнка спокойно полежать, пока мама помассирует ручку или ножку. Малышу хочется активности, так что акцент с массажа пора сместить на гимнастические упражнения.

Ежедневный массаж в детском возрасте стимулирует двигательную активность ребёнка. Учебная программа для мам представлена в видеоматериале.

Рекомендованные ниже упражнения подходят для детей 8 месяцев, если их развитие не имеет медицинских противопоказаний.

Комплекс упражнений для детей в 8 месяцев

Обратите внимание, что упражнения больше похожи на игры. Кроме того, они учитывают, что — это своего рода последовательная программа развития.

Не забывайте, что гимнастика у малышей проходит по той же схеме, что и у взрослых. Комплекс развивающих упражнений для 8-месячных детей предваряет разминка, а завершает заминка – не забывайте встряхивать мышцы, сбрасывая с них напряжение и заканчивать комплекс успокоительными массажными пассами.

Физическое развитие ребёнка в 8 месяцев проходит в увлекательных играх – подчас на нём даже не нужно особо концентрировать внимание. Дети любят играть и хотят, чтобы у них всегда была компания. Помочь родителям выкроить несколько минут на себя призван широкий ассортимент магазина детских товаров bambini-land.ru – в нём есть всё, что нужно для интересных игр, комфортного сна, безопасности и просто счастливой жизни вашего ребёнка.

Посмотрите видео «Упражнения для детей 8 месяцев »

Комплекс упражнений для ребенка 7-8 месяцев. Оздоровительный и укрепляющий массаж для грудничков.

Ребенок в возрасте 7-8 месяцев продолжает активно развиваться. Осваиваются позы сидения и стояния, ребенок овладевает ползанием на четвереньках. Движения становятся все более согласованными, координированными. Используются пассивно-активные и активные гимнастические упражнения. Продолжительность массажа достигает 12-15 минут.
Занятия с детьми в этом возрасте проходят по следующей схеме.

  • Поочередное разгибание рук.
  • Поднимание одновременно обеих ног.
  • Переход в положение сидя с поддержкой.
  • Поднимание туловища.
  • Круговые движения ногами.
  • Поворот со спины на живот.
  • Поднимание ног и туловища.
  • Доставание игрушки, предмета и другое.
  • Ползание за игрушкой.
  • Массаж спины и живота.

1. Поочередное разгибание рук вперед. Ребенок лежит на спине. Мама поочередно поднимает вперед прямые руки ребенка и опускает их. Массаж выполняют 6-8 раз.
2. Поднимание прямых ног. Ребенок лежит на спине. Взяв выпрямленные ноги ребенка так, чтобы большими пальцами снизу обхватить икроножную мышцу, мать поднимает их, прижимает бедра к животу, затем опускает. Повторяют 4-6 раз.

3. Переход в положение сидя с поддержкой. Малыш лежит на спине. Поддерживая за обе кисти руки, мать побуждает сесть кроху. Повторяют 2-3 раза.
4. Поднимание туловища. Ребенок лежит на спине. Мама захватывает ноги в области бедер так, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные четыре спереди над коленями, приподнимает туловище ребенка над поверхностью стола. Малыш выпрямленной рукой упирается о стол. Повторить 1-2 раза.

5. Круговые движения ногами. Ребенок лежит на спине. Захватив голени ребенка, мама сгибает его ноги, переводя бедра к животу, затем разводит согнутые ноги в стороны, выпрямляет их и приводит в исходное положение. Повторяют 3-4 раза.
6. Поворот со спины на живот. Массаж выполняется из положения на спине, ногами к матери. Обхватив кисть руки ребенка левой рукой, мать подводит правую руку под голени снизу, помещая указанный палец между сомкнутыми голенями. Помогая повороту легким подтягиванием за руку, мать добивается завершения поворота на живот сами ребенком. При повороте в противоположную сторону положение рук мамы меняется. Выполняют 1-2 раза в каждую сторону.
7. Прогибание спины. Малыш лежит на спине. Захватив ноги ребенка левой рукой у голеностопных суставов так, чтобы большие пальцы были снизу, а остальные сверху. Придерживая правой рукой ребенка под спинку, мама поднимает туловище вверх над столом, голова не отрывается от поверхности стола. Выполняют 1-2 раза.
8. Доставание игрушки. Малыш сидит. Мать поднимает яркую игрушку и побуждает ребенка достать ее. Повторить 6-8 раз.
9. Ползание за игрушкой. Ребенок лежит на животе. Разложить игрушки и, отодвигая постепенно их, побуждать ребенка активно ползти, доставая их. Повторить 6-8 раз.
10. Массаж спины и живота (

Поделиться: