Тема: Техническая подготовка спортсмена. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов Техническая подготовка спортсмена направлена на

Глава 16


ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

Спортивная техника

и техническая подготовленность

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и дей­ствий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спе­цификой конкретного вида спорта, его дисципли­ны, вида соревнований. Специализированные по­ложения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются при­ емами . Прием или несколько приемов, применяе­мых для решения определенной тактической зада­чи, являются действием .

Не следует считать адекватными понятия «спор­тивная техника» и «техническая оснащенность» (подготовленность) спортсмена, как это иногда де­лают, когда предлагают вводить два значения тер­мина «спортивная техника»: 1) техника вида спор­та, 2) техника конкретного спортсмена, характери­зующаяся степенью освоения системы движений, составляющих арсенал данного вида спорта.

Вполне естественно, что любое двигательное действие, как бы оно не было организовано, имеет свою технику выполнения, даже в том случае, если эта техника не соответствует требованиям вида спорта. Однако было бы неправильно примитивные двигательные действия начинающего спортсмена или ошибочные двигательные действия квалифици­рованных спортсменов отождествлять с понятием «спортивная техника». Понятия «техника вида спор­та» или «спортивная техника» совсем не то же са­мое, что понятия «техника выполнения двигательно­го действия» или «техническая подготовленность».

Техническая подготовленность - степень ос­воения спортсменом системы движений, соответ­ствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представ­лять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физи­ческими, психическими, тактическими возможнос­тями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим ко­личеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в про­цессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям со­перника и одновременно провоцировать его к при­нятию неадекватных ситуационных решений.

Развитие тактики спорта, изменение правил со­ревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовлен­ности спортсменов. Так, например, в греко-рим­ской борьбе сокращение времени поединков, по­вышение требовательности судей к активному ве­дению борьбы и др. существенно сказалось на ха­рактере и соотношении двигательных действий квалифицированных спортсменов (табл. 16.1).

Появление нового оборудования и инвентаря в лыжном и горнолыжном спорте, прыжках на лы­жах с трамплина, санном спорте, бобслее, спор­тивной гимнастике, отдельных видах легкой атле­тики (метания копья, прыжки с шестом) и других существенно повлияло на спортивную технику в этих видах спорта, позволило спортсменам повы­сить эффективность действий. На развитие спор­тивной техники особое влияние оказали результа­ты научных исследований в области управления движениями, технической подготовки спортсме­нов, специализирующихся в различных видах спорта. Еще в 1939г. Д.А.Семеновым в книге «Биомеханика физических упражнений», издан­ной под общей редакцией Е.А. Котиковой, было представлено биомеханическое обоснование тех­ники наиболее рационального положения тела прыгуна в высоту в момент перехода через планку


(рис. 16.1). Чтобы с блеском реализовать в практи­ке спорта это теоретическое положение, потребо­валось почти 30 лет. В 1968 г. на Играх XXII Олим­пиады в Мехико Р. Фосбери (США) завоевал золо­тую медаль, продемонстрировав новый способ прыжка в высоту, главной особенностью которого было положение прыгуна спиной к планке в мо­мент перехода через нее. Этот способ получил наз­вание «фосбери-флоп».

Множество новых вариантов спортивной техни­ки, эффективных приемов и действий явились след­ствием совместной работы тренеров и одаренных спортсменов. Чтобы убедиться в огромном прогрес­се спортивной техники, достаточно даже внешнего сравнения техники выдающихся спортсменов, выс­тупавших на различных этапах развития современ­ного олимпийского спорта (рис. 16.2-16.4).

У


ровень развития олимпийского спорта, по мнению многих специалистов, оставляет все мень­ше возможностей для серьезного улучшения спор­тивной техники. В тоже время практика спорта постоянно привносит принципиальные новшества в спортивную технику, позволяющие существенно повысить уровень спортивных результатов, даже в тех видах спорта, которые не связаны с использо­вание специального инвентаря и отличаются все-
сторонней научной разработанностью. Так, напри­мер, венгерский специалист Нади, опираясь на анализ техники движений пловцов и теорию дви­жения океанских волн, предложил путь сущест­венного изменения техники плавания брассом: «В традиционном плавании брассом существовала мертвая точка общей потери скорости после за­вершения работы ног и перед началом тяги рука­ми. Мне нравился Дэвид Уилки, когда устанавли­вал мировой рекорд в Монреале. Он красиво вы­полнял движение вверх, плечи двигались вверх в форме волны. Но мне не нравился следующий этап, когда он опускался прямо вниз. Я подумал,












--о должен существовать способ, обеспечива--сдий рывок из воды, совмещенный с активным зижением вперед. Начало рывка вперед начина­йся с кончиков пальцев на уровне подбородка. 2 заботу включаются сначала кисти, затем локти, плечи и, наконец, голова, которая наклоняется вперед. Необходимо буквально прижать плечи к ушам, опустить голову и в этом положении сде­лать рывок вперед. Затем этот рывок подхватыва­ется работой ног. Плечи и спина выполняют вол-

нообразное движение, тело пловца как бы сколь­зит по волне. В традиционном брассе вместо рыв­ка пловец опускал тело в воду» (Платонов, 2000).

Внедрить в широкую практику технику волно­образного брасса удалось в последующие годы, когда в правила соревнований этим способом бы­ло внесено изменение, разрешающее спортсменам вынимать руки из воды во время возвращения в исходное для гребка положение. В результате внедрения нового варианта брасса продвижение пловца удалось сделать более равномерным, уве­личить фазу скольжения при высокой скорости, волнообразные движения плеч при колебаниях в вертикальной плоскости до 50 см и более совмес­тить с небольшими колебаниями бедер, обеспечи­вающими обтекаемое положение тела. Быстрое возращение рук в исходное положение снизило до минимума потери скорости в фазе перехода от гребка руками к толчку ногами (Платонов, 2000).

Существенному изменению в последние годы подвергнута техника бега на длинные дистанции. Согласно традиционным представлениям, широко освещенным в специальной литературе, оптималь­ной является техника стайерского бега, которая обеспечивает большую длину бегового шага при относительно невысоком темпе движений. Именно такую технику бега широко применяли выдающие­ся спортсмены прошлых, сегодня уже далеких лет, в частности чемпион Игр Олимпиады 1956 г. на дистанциях 5000 и 10000 м Владимир Куц. В пос­ледние годы, прежде всего под влиянием достиже­ний многих выдающихся африканских спортсме­нов, специалисты приходят к выводу, что более эффективным и экономичным является противопо­ложный подход: очень высокая частота беговых шагов (до 240-150 в 1 мин) при небольшой длине. Подобный подход уже много лет назад обосно­вался в плавании: по мере развития утомления при проплывании средних и длинных дистанций многие выдающиеся пловцы, не имея возможности продол­жать движения с высокой мощностью, резко увели­чивают темп, что позволяет им сохранить, а иногда и увеличить уровень дистанционной скорости (Платонов, Вайцеховский, 1985; Платонов, 2000).

В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения.

Базовые движения и действия составляют основу технической оснащенности данного вида спорта. Без них невозможна эффективная сорев­новательная борьба с соблюдением существую­щих правил. Освоение базовых движений являет­ся обязательным для спортсмена, специализирую­щегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы от­дельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуаль­ными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют инди­видуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки в со­ревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются преж­де всего совершенством базовых движений и дей­ствий. На уровне высшего мастерства дополнитель­ные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решаю­щим средством в спортивной борьбе.

По степени освоения приемов и действий тех­ническая подготовленность характеризуется тремя уровнями: 1) наличием двигательных представле­ний о приемах и действиях и попыток их выполне­ния; 2) формированием двигательного умения; 3) образованием двигательного навыка.

Способность к созданию отчетливых представ­лений о движениях является важным фактором, обусловливающим как эффективность техническо­го совершенствования, так и реализацию освоен­ных умений и навыков.

Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двига­тельной задачи, значительная концентрация вни­мания при выполнении отдельных движений, от­сутствие автоматизированного управления ими. Характерными особенностями двигательного на­ выка , наоборот, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность.

Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативнос­тью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким ко­нечным результатом; уровню физической, техни­ческой, психологической и других видов подготов­ленности.

Стабильность техники связана с ее помехо­устойчивостью, независимостью от условий сорев­нований, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировоч­ная и особенно соревновательная деятельность характеризуется большим количеством «сбиваю­щих» факторов. К ним относятся активное проти­водействие соперников, прогрессирующее утом­ление, непривычная манера судейства, непривыч­ное место соревнований, оборудования, недобро­желательное поведение болельщиков и др. Спо­собность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подго­товленности в целом.


Вариативность техники определяется спо­собностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранять временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цикли­ческих видах спорта попытка сохранить стабиль­ные характеристики движений на второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные измене­ния спортивной техники, вызванные прогрессиру­ющим утомлением, позволяют спортсменам сохра­нить или даже несколько увеличить скорость во второй половине дистанции. Например, пловцы высокого класса в конце дистанции часто увеличи­вают темп движений, что позволяет им поддержи­вать высокую скорость при уменьшающихся вследствие утомления силовых возможностях и расстоянии, проходимом в результате каждого цикла движений.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острой недостаточностью времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и др. (едино­борства, спортивные игры, парусный спорт и др.). В этой связи важнейшей стороной технической подготовленности спортсмена является способ­ность объединить различные технические приемы в рациональную цепь двигательных действий (тех­нико-тактический комплекс) в зависимости от си­туации, характерной для конкретного момента со­ревновательной деятельности. Рационально пос­троенный технико-тактический комплекс действий позволяет оптимальным образом связать между собой последовательно применяющиеся локаль­ные действия нападения и защиты в рациональную цель, обеспечивающую достижение заданного ко­нечного результата с учетом манеры поведения соперника (рис. 16.5).

Экономичность техники характеризуется ра­циональным использованием энергии при выпол­нении приемов и действий, целесообразным ис­пользованием времени и пространства. При про­чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напря­жением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных иг-зах, единоборствах, сложнокоординационных ви­дах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

Экономичность техники в значительной мере обусловливается способностью к расслаблению мышц. Существует вполне обоснованная позиция (СоуШе, 1979), согласно которой способность к расслаблению можно рассматривать как своего рода двигательный навык, обеспечивающий дости­жение заданного двигательного результата при минимальном напряжении мышц, вовлеченных в работу, и полном расслаблении мышц, не участву­ющих в ней. В спорте способность к расслабле­нию не менее важна, чем способность к макси­мальной мобилизации мышечного аппарата, его максимальному напряжению. Способность к рас­слаблению является не только важным фактором повышения экономичности спортивной техники, но и способствует проявлению скоростно-силовых возможностей, выносливости, профилактике трав­матизма.

Минимальная тактическая информатив­ ность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх

и единоборствах. Совершенной здесь может быть только техника, позволяющая маскировать такти­ческие замыслы и действовать неожиданно. Поэ­тому высокий уровень технической подготовлен­ности предусматривает наличие способности спор­тсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны с точки зрения достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, де­маскирующих тактический замысел спортсмена.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той конечной целью, на дос­тижение которой направлено соответствующее двигательное действие. Эта конечная цель в раз­личных видах спорта не совпадает. Так, например, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к разви­тию максимальных показателей мощности и эф­фективным использованием для этого функцио­нальных резервов, внешних сил и инерции. Техни­ческое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений с точки зрения их устойчивости, вариативности, экономич­ности. В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыж­ки в воду, фигурное катание и др.) техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью и точ­ностью, так как именно эти характеристики опре­деляют уровень спортивного результата (Озолин, 1970; Платонов, 1984).

Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой техничес­кого арсенала, так и с умением спортсмена выби­рать и реализовывать наиболее эффективные дви­гательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.

Задачи, средства и методы технической подготовки

К основным задачам , которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, не­обходимо отнести следующие:


  • увеличение объема и разнообразия двига­
    тельных умений и навыков;

  • достижение высокой стабильности и рацио­
    нальной вариативности специализированных дви­
    жений - приемов, составляющих основу техники
    вида спорта;

  • последовательное превращение освоенных
    приемов в целесообразные и эффективные сорев­
    новательные действия;

  • усовершенствование структуры двигательных
    действий, их динамики и кинематики с учетом ин­
    дивидуальных особенностей спортсменов;

  • повышение надежности и результативности
    технических действий спортсмена в экстремаль­
    ных соревновательных условиях;

  • совершенствование технического мастерства
    спортсменов, исходя из требований спортивной
    практики и достижений научно-технического прог­
    ресса.
Средствами практического решения задач со­вершенствования технического мастерства спорт­сменов являются соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упраж­нений, специально-подготовительные и вспомога­тельные упражнения, различные тренажерные ус­тройства и др.

Совершенствование приемов и действий связа­но с поступлением и использованием информации двух видов - основной и дополнительной.

Основная информация поступает от двигатель­ного аппарата - рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает измене­ния в длине мышц, степени их напряжения, нап­равлении и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др.

Информация о структуре движений и взаимо­действии организма спортсмена с внешней средой поступает от органов зрения и слуха, вестибуляр­ного анализатора, проприорецепторов и рецепто­ров кожи.

Дополнительная информация адресована в первую очередь сознанию обучаемого и осущес­твляется путем рассказа и показа. Эта информа­ция помогает составить представление о соверша­емых движениях, возникающих ошибках, о рас­хождении фактического выполнения движения с заданным, результативности двигательных дей­ствий в целом и др.

Информация о движениях, поступающая в сис­тему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в автоматизации на­выков, в совершенствовании технического мастер­ства в целом. Из обилия разнообразных движений отбираются и закрепляются те, которые приводят к достижению заданного результата. При повторе­нии эти движения автоматизируются и образуют навык, в то время как остальные движения, не яв­ляющиеся эффективными по обобщенному ана­лизу основной и дополнительной информации, не закрепляются.

В процессе технического совершенствования применяются словесные , наглядные и практи­ ческие методы . В зависимости от квалификации спортсменов, уровня их подготовленности, этапа обучения движениям преимущественно использу­ется тот или иной метод или их сочетание. Прак-

тическую значимость приобретает проблемное обучение движениям, а также методы моделиро­вания, линейного и разветвленного программиро­вания учебного материала, позволяющие эффек­тивно решать двигательные задачи различной ко­ординационной сложности. Так, при обучении сложным движениям эффективным является алго­ритм разветвленного типа, включающий четыре уровня дидактического материала (учебных зада­ний), подлежащих усвоению. Первый уровень со­держит задания по структуре и функциям, соот­ветствующих разучиваемому упражнению; вто­рой - учебные задания, необходимые для разви­тия физических качеств, обеспечивающих выпол­нение движения; третий - задания, формирую­щие навыки специального назначения (например, в гимнастике - отталкивания, вращения, призем­ления и др.); четвертый - контрольные задания, которые по обратной связи дают информацию о качестве обучения (Болобан, 1990).

В последние годы при обучении движениям, особенно сложным, в практике стали широко ис­пользовать наглядные методы, позволяющие спортсмену оперативно получать информацию о темпоритмовых, пространственных и динамичес­ких характеристиках движений и на этой основе корректировать процесс обучения. Например, ла­боратории Научно-исследовательского института спорта в Лейпциге (Германия) оснащены специальными диагностическими комплексами, позво­ляющими в условиях, максимально приближенных к соревновательным, регистрировать разнообраз­ные биомеханические показатели, достаточно всесторонне характеризующие эффективность техники конкретного спортсмена. Полученные данные сразу обрабатываются, сопоставляются с обобщенными моделями, а также с результатами предыдущих обследований данного спортсмена. Результаты анализируются экспертами и уже че­рез несколько минут, перед очередным упражне­нием, спортсмен получает указания по коррекции двигательных действий. В частности, комплекс для исследований техники метателей копья, тол­кателей ядра, метателей молота и диска (РегИ е* а1., 1993) представляет собой динамометрическую тензоплощадку, состоящую из семи динамометри­ческих платформ, из которых в зависимости от вида спорта используется максимально четыре (рис. 16.6). При метании копья (заштрихованные платформы) предпоследний (скрестный) шаг фик­сируется на платформе 1, реакции опорной ноги в области соединения платформ 1 и 5, а стопо­рящей - на платформе 4. Во время исследова­ний применяется тензометрическое копье, на ко­тором вблизи обмотки вмонтирован датчик уско­рения. Скорость копья в фазе вылета регистри­руется с помощью установленных на расстоя­нии одного метра лазерных устройств (рис. 16.7).










В табл. 16.2 и на рис. 16.8 представлены резуль­таты обследований одного из спортсменов высо­кого класса.




Фирмой «М1сгода1е» (Италия) разработана оп­тическая система «Орт^итр» (рис. 16.9, 16.10) для измерения с точностью до 1/1000 с кинематичес­ких характеристик различных локомоций. Система состоит из двух инструментальных планок, одна из которых содержит блок датчиков и управления, а во вторую встроена передающая электроника (рис. 16.9). При необходимости увеличения длины дорожки несколько таких планок (единичных эле­ментов) можно соединять вместе (рис. 16.10).

Система может измерять в реальном времени следующие величины:


  • длину проекции ступни и ее положение на
    дорожке;

  • время фаз полета и опоры в беге;

  • мгновенную и среднюю скорость;

  • ускорение;
общее время выполнения упражнения.
Кроме того, система позволяет определять

биомеханические характеристики старта и фини­ша, а также 6 промежуточных показателей, каж­дый из которых отдельно идентифицируется; свободно передвигаться во время эксперимента, так как в любом месте тренер может получить все временные характеристики по радио; раз­мещать фотоэлементы на большом расстоянии (до 15 м) от отражателя; передавать биомехани

ческие характеристики по радио на расстояние свыше 300 м.

Д


ля оценки эффективности ударов в боксе ус­пешно используется диагностический комплекс, позволяющий регистрировать скорость, силу и частоту ударов (рис. 16.11). Комплекс может быть использован и в качестве тренажера с обратной связью. Для определения специальной тренированнос­ти в практике бокса с успехом используется хро-нодинамометр «Спудерг-7» (Вл. Кличко, М. Сав-чин, 2000). Ударный динамометр представляет собой систему из стандартного боксерского сна­ряда - мешка или груши и компьютерного блока регистрации и обработки (рис. 16.12). Груша (ме­шок) оборудована специальной гидравлической датчиковой капсулой. Гидравлическая капсула повторяет форму снаряда, что существенно рас­ширяет площадь его ударной поверхности. Блок регистрации динамометра представляет собой спе­циализированный компьютер с многочисленными функциями:

Х


ронодинамометр «Спудерг-7» позволяет ре­гистрировать:

Одновременно осуществляется расчет:

  • среднего арифметического из трех самых
    сильных ударов, выполненных в последней десятке;

  • относительной силы удара, учитывающей ве­
    совую категорию спортсмена;








Градиента эффективности ударной комбина­ции, учитывающей время подготовки и силу акцен­тированного удара в серии. Все большую популярность в различных видах спорта получают сложные видеосистемы регистра­ции техники с последующей компьютерной обра­боткой, числовым и графическим представлением важнейших элементов спортивной техники. Напри­мер, комплекс, применяемый специалистами Цен­тра биологии и биомеханики человека (Онтарио, Канада), состоящий из трехплоскостной сети ви­деокамер с инфракрасными стробоскопическими источниками света, воспринимающих координаты специальных маркеров, укрепленных на суставах тела спортсмена и системы обработки данных в реальном масштабе времени, позволяет получить достаточно обширную и ценную в практическом отношении информацию (рис. 16.13).

Для повышения качества процесса обучения и совершенствования движений может быть исполь­зовано программное обеспечение «Дартфиш» (Швейцария), которое позволяет обеспечить визу­альную обратную связь просто при нажатии кнопки на пульте дистанционного управления. Благодаря этой технологии спортсмены могут максимизиро­вать краткосрочную мышечную память при трени­ровке для ее совершенствования в реальном време­ни. Выполненное действие можно автоматически просматривать в непрерывном и замедленном ре­жимах либо кадр за кадром, чтобы откорректиро­вать неточности в спортивной технике, не прерывая процесса тренировки (рис. 16.14). Программа повы­шает ценность стандартных видеоклипов благодаря углубленному и детальному анализу, позволяет на­ложить запись одного действия на другое для точ­ного сравнения. С помощью «5*го Мот.юп» можно разделить спортивное движение кадр за кадром, выделять и объединять от 2 до 4 видеоклипов на один экран и синхронизировать их с целью точно­го сравнения. Используя весь спектр модулей «Дартфиш» для своих клипов, можно моделиро­вать спортивную технику с помощью линий, окруж­ностей, прямоугольников, углов, вычислять прос­транственные характеристики и др.

Этапы и стадии технической подготовки спортсменов

Процесс обучения и технического совершенство­вания может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязан­ные и взаимообусловленные звенья. Согласно ус­тоявшимся представлениям, можно выделить три этапа технической подготовки спортсмена.

Первый этап - начальное разучивание . В процессе его создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.

Второй этап - углубленное разучивание . Де­тализируется понимание закономерностей двига­тельного действия, совершенствуется его коорди­национная структура по элементам движения, ди­намическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура, обеспе­чивается их соответствие индивидуальным особен­ностям занимающихся.

Третий этап - закрепление и дальнейшее со­ вершенствование . Навык стабилизируется, со­вершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индивидуальным осо­бенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях дви­гательных качеств.

Эффективность обучения на различных этапах технической подготовки может быть обеспечена только в случае, если этапы обучения и его содер­жание тесно увязаны с критериями эффективнос­ти (табл. 16.3).

Немецкие специалисты в области спорта (Штарк, 1971; 5сппаЬе1, 1982) рекомендуют разде­лить процесс технической подготовки на большее количество относительно самостоятельных этапов (стадий), что позволяет точнее детализировать за­дачи, средства и методы технического совершен­ствования.

1. Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования ус­ тановки на обучение ему . Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответ­ствующую функциональную настройку. Достигает­ся это применением словесных и наглядных мето­дов, при использовании которых формируются ус­тановки и основные пути освоения техники. Ин­формация, получаемая спортсменом на этой ста­дии, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание спортсмена концентрируется на основных частях двигате пьных действий и способах их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления в зависимости от ин­дивидуальных и других особенностей на этом этапе не рассматриваются, так как они могут зат­руднить решение поставленных задач.

2. Стадия формирования первоначального
умения , соответствующая первому этапу освое­
ния действия . На этой стадии формируется умение
выполнять основную структуру движения. Здесь от­
мечается генерализация двигательных реакций, не
всегда рациональная внутримышечная и межмышеч­
ная координация, которые связаны с иррадиацией
процессов возбуждения в коре головного мозга.

Эти особенности определяют ориентацию тре­нировочного процесса - овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внима­ние необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Про­цесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями сни­жают его действенность. Слишком частые повто­рения осваиваемого упражнения в занятии не всегда целесообразны, поскольку образование но­вых навыков связано с быстрым угнетением функ­циональных возможностей нервной системы.

Основным практическим методом освоения двигательного действия является метод расчле­ненного упражнения, который предполагает раз­деление действия на относительно самостоятель­ные части и изолированное разучивание послед­них с последующим объединением. Разделение двигательного действия на части, вычленение дви­гательных характеристик упрощает процесс фор­мирования первоначального умения, так как об­легчает постановку задач, подбор средств и мето­дов, контроль за эффективностью обучения, про­филактику и устранение грубых ошибок. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентиро­вания - световых, звуковых и механических ли­деров, специальных ориентиров, регламентирую­щих темп движений, их направленность и т. п.

3. Стадия формирования совершенного вы­
полнения двигательного действия связана с
концентрацией нервных процессов в коре голов­
ного мозга. Отдельные фазы двигательного акта
стабилизируются, ведущая роль в управлении дви­
жениями переходит к проприорецепторам.

Педагогический процесс направлен на изу­чение деталей двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на ис­пользовании двигательных восприятий.

В этой стадии формируется рациональная ки­нематическая и динамическая структура движе­ний. С целью формирования целесообразного ритма двигательных действий используется широ­кий круг традиционных методов и средств, направ-






ленных на создание целостной картины двигатель­ного действия, объединение в единое целое его частей. Применяют также различные технические средства принудительного выполнения двигатель­ных действий в заданном диапазоне двигательных характеристик; миостимуляцию, обеспечивающую целесообразную активность мышечных групп; тре­нировку в гидроканале (для гребцов и пловцов), принудительное лидирование (для бегунов, конь­кобежцев) с целью формирования скоростной техники и т. п.; тренажеры для освоения деталей техники в облегченных условиях и др.

4. Стадия стабилизации навыка соответствует этапу закрепления двигательного действия. По ме­ре того как рациональная система движений зак­репляется, определяются характерные черты навы­ка - автоматизация и стабилизация действия.

Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повто­рение упражнений как в стандартных, так и осо­бенно в вариативных условиях.

На этой стадии техническое совершенствова­ние теснейшим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и пси­хической подготовкой. Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных состояниях организ­ма, в том числе и в состояниях компенсированно­го и некомпенсированного утомления.

5. Стадия достижения вариативного навыка и его реализации охватывает весь период, пока спортсмен ставит задачу выполнения данного дви­гательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных сос­тояниях организма развивается вариативный на­вык. У спортсменов, достигших этой стадии техни ческого совершенства, наблюдается высокая сте­пень совершенства специализированных восприя­тий (чувства времени, чувства темпа, чувства раз­виваемых усилий и др.), а также способность к со­вершенному управлению движениями за счет реа­лизации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.

Педагогическими задачами этой стадии явля­ются:




Важнейшее значение на этой стадии приобре­тает формирование у спортсмена обобщенной чувственной модели (образа) целостного движе­ния, чувственного и логического контроля. В осно­ве последнего лежит мышление, глубокое понима­ние и осознание значимости использования зако­номерностей управления движениями.

К способам, затрудняющим условия выполне­ния действий при различных состояниях организ­ма, относятся их выполнение на фоне значитель­ного физического утомления; повышенного эмоци­онального напряжения; отвлечения, распределенного внимания; затруднения деятельности отдель­ных анализаторов и др.

Подобную схему совершенствования техники движений рекомендуют и видные представители российской гимнастической школы В.М. Смолев-ский и Ю.К. Гавердовский (1999). Первой, исклю­чительно важной стадией обучения движениям яв­ляется формирование у спортсмена двигательных представлений о разучиваемых движениях, для чего используются самые разнообразные мето­ды - разъяснение, показ, наблюдения, опробо­вание, анализ и др. Вторая, очень трудоемкая и ответственная стадия обучения предусматривает переход спортсмена от уровня первичных двига­тельных представлений до уровня формирования двигательных умений. На третьей стадии форми­руется первичный двигательный навык, который связан с возможностью выполнения в облегчен­ных условиях (помощь и консультации тренера, привычная обстановка, отсутствие утомления и т.п.). Формирование актуализированного двига­тельного навыка, которое достигается на четвер­той стадии, обеспечивается лишь тогда, когда движение осваивается в оптимальной схеме со­ревновательной деятельности, возможной связи с другими техническими элементами, в разичных психофункциональных состояниях и условиях ок­ружающей среды. Такая стадия связана с форми­рованием дифференцированного двигательного навыка, позволяющего обеспечивать высокую эф­фективность двигательных действий в сложных и постоянно изменяющихся условиях внешней сре­ды, в устойчивом состоянии, а также при прогрес­сирующем утомлении, включая явное. И, наконец,
заключительная, шестая стадия включает дости­жение такого совершенства двигательного навы­ка, при котором спортсмен с высокой степенью эффективности варьирует широким спектром родственных движений, что обеспечивает разно­образие и полное соответствие выполняемых дви­жений конкретной соревновательной ситуации. Очень важно не нарушать процесса совершен­ствования навыка прежней эксплуатацией уже ос­военного навыка («амортизирующая» тренировка) вместо его планомерного совершенствования, не допускать перерывов в процессе обучения (детре-нирующий режим), обеспечивать разнообразие и усложнение тренировочных программ, так как стабилизация средств приводит к дегенерации на­выка (рис. 16.15).

Совершенствование техники в условиях значи­тельного утомления может стать причиной рас­стройства движений, закрепления ошибок. Однако отрицательные последствия наблюдаются только в случае, если работа пущена на самотек. Когда со­вершенствование техники осуществляется методи­чески правильно, с широким использованием раз­нообразных средств и приемов, находящихся в строгом соответствии с поставленными задачами и функциональными возможностями спортсменов, то у них формируется рациональная стабильная техника с широким спектром компенсаторных ко­лебаний в основных характеристиках структуры движения (Р1ат.опоу, 2002).

В процессе обучения и совершенствования тех­ники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевре­менное выявление и установление причин возник­новения в значительной мере обусловливают эф­фективность процесса технического совершен­ствования. Однако наряду с установлением харак­тера ошибок и затруднений необходимо опреде­лять эффективные методические приемы и сред­ства их устранения и преодоления.

Обучение и совершенствование техники спор­тивных упражнений должно быть тесно связано с соревновательными особенностями конкретного вида спорта, ведущими характеристиками, опреде­ляющими достижение высокого спортивного ре­зультата.

В целостном двигательном акте все характе­ристики (динамические, кинематические и ритми­ческие) взаимосвязаны. Однако при обучении и совершенствовании в каждом конкретном случае следует акцентировать внимание на ведущих для данного действия двигательных характеристиках техники спортивного упражнения. Поэтому при ов­ладении спортивной техникой, ее индивидуализа­ции и совершенствовании необходимо исходить не только из биомеханической целесообразности приемов, но и обязательно учитывать их будущие тактические особенности, возможности применения в целесообразных и результативных соревно­вательных действиях (Келлер, Платонов, 1987).

Овладевая техникой, спортсмен должен осо­бенно совершенствовать остроту мышечного чув­ства, зрительных и двигательных восприятий, чув­ство равновесия и специфические качества, свя­занные со специализированной соревновательной деятельностью. Специализированная тренировка анализаторов, которым принадлежит ведущая роль в соревновательной деятельности конкретно­го вида спорта, в процессе спортивно-техническо­го совершенствования приводит к развитию специ­фических качеств (чувства снаряда, воды, снега, времени, боя и др.), определяющих достижения высокого спортивного результата. Без этого лю­бая биомеханически целесообразная техника дви­жений превращается в формальные двигательные акты и не приводит к высоким и стабильным спор­тивным результатам.

Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации

Важным методическим положением, способствую­щим формированию совершенного, стабильного и вариативного технического мастерства спортсме­нов, позволяющего эффективно действовать в эк­стремальных соревновательных ситуациях, являет­ся использование в тренировочном процессе мето­дов усложнения условий выполнения приемов, де­ятельности при различных состояниях организма, затрудняющих выполнение действий.

Способами усложнения условий выполнения приемов и действий являются:


  • усложнение и расширение вариантов исход­
    ных промежуточных и конечных положений, под­
    готовительных действий;

  • ограничение или расширение пространствен­
    ных границ выполнения приемов и действий;

  • ограничение временных отрезков действий;

  • усложнение условий ориентирования в прос­
    транстве и времени;

  • выполнение приемов и действий в непривыч­
    ных условиях (покрытие площадки, форма, масса
    и детали спортивного снаряда, время суток, кли­
    матические условия и др.);

  • варианты сопротивления условного против­
    ника;

  • неадекватные реагирования партнеров и др.
Пример способов усложнения условий выпол­нения сложных в координационном отношении движений в процессе совершенствования техничес­кого мастерства акробатов приведен на рис. 16.16: выполнение прыжков с приземлением на возвыше­ние, на жесткой опоре, с преодолением сопротив-






ления (амортизатор, отягощения), без страховки, с супервращениями. В процессе технического совер­шенствования особое внимание должно быть обра­щено на зависимость техники двигательных дей­ствий от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Точное управление пространственными, временными и динамическими параметрами движе­ний взаимосвязано с соответствующими проявле­ниями психомоторики - специализированными восприятиями, простыми, сложными и антиципиру­ющими реакциями. Благодаря этому процесс тех­нического и психического совершенствования идет параллельно. Многократное выполнение двигатель­ных действий способствует повышению уровня точ­ности и быстроты психической регуляции движе­ний, который, в свою очередь, становится основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники. Из этого следует важное положение для практики: специальное и целенаправленное совершенствование психомоторных качеств приводит к реализации скрытых резервов организма в отно­шении технического мастерства спортсмена (Сур­ков, 1984).

Одним из важнейших методических условий совершенствования рациональной техники являет­ся взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие каждого уровня развития физичес­кой подготовленности спортсмена уровню владе­ния спортивной техникой, ее структуре и степени совершенства ее характеристик - важнейшее по­ложение методики технической подготовки в спорте (Платонов, 1986; МагИп е1 а1., 1991; Матве­ев, 2001). Повышение физической подготовлен­ности требует перехода на новый уровень техни­ческого мастерства и наоборот - более совер­шенное техническое мастерство спортсмена требу­ет подкрепления соответствующей физической подготовленностью.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Физическое воспитание»

Реферат на тему:

«Основы технической подготовки спортсменов»

Выполнил:

Студент гр.Э 3-3 Телятникова К.К.

Проверил:

Доцент, к.п.н. Воронкина Л.В.

Москва – 2012

  1. Техническая подготовка…………………………………………………3
  2. Этапы в построении обучения…………………………………………..3
  3. Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства…………………………………....5
  4. Требования спортивной техники………………………………………10
  5. Средства технической подготовки………………………………………12
  6. Формирование двигательных умений и навыков………………………14

Заключение…………………………………………………… …………………18

Список использованной литературы…………………………………………20

  1. Техническая подготовка спортсмена

Техническая подготовка спортсмена - это процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.

  1. Этапы в построении обучения

Техническая подготовка связана с формированием у юных спортсменов двигательных умений и навыков, а также соответствующих специальных знаний. Процесс становления двигательных навыков у детей так же, как и у взрослых, протекает по фазам (стадиям), в соответствии с которыми можно выделить ряд относительно завершенных этапов обучения отдельному двигательному действию. Условно различают три этапа в построении процесса обучения движениям: 1) начальное разучивание; 2) углубленное, детализированное разучивание; 3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Целью 1-го этапа обучения является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, 2-го -- довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а 3-го -- обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у детей и подростков проявляются главным образом в характере протекания фаз на каждом из этапов процесса обучения технике физических упражнений.

На 1-м этапе процесс становления двигательного навыка у детей, как правило, бывает наименее продолжительным. При рациональной методике обучения юные спортсмены сравнительно успешно овладевают основой техники движений при условии, если разучиваемое упражнение посильно с точки зрения их физических возможностей. Однако по сравнению со взрослыми у детей начальная фаза формирования навыка протекает несколько медленнее: сказывается недостаток двигательного опыта и менее развитая способность анализировать и синтезировать двигательные представления.

Длительность этапа начального обучения зависит от характера упражнения, его координационной сложности, ритма.

Начальное разучивание техники движений обеспечивается широким комплексом методов и приемов: собственно наглядной демонстрации техники упражнений, ориентирования, «прочувствования» движений, «фиксации положений», «срочной информации» и др.

Наиболее трудоемким является 2-й этап обучения. Дифференцировка движений, требующая определенной собранности и настройки, - трудная задача для детей и подростков. Поэтому, чтобы достигнуть относительного совершенствования техники движений, здесь требуется сравнительно большое число повторений упражнений.

Начинающие юные спортсмены обычно не в состоянии сосредоточиться одновременно на нескольких деталях техники движений. Поэтому исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным. На этом этапе широко применяются методы целостного упражнения с избирательной отработкой техники движений.

На 3-м этапе обучения необходимо, чтобы приобретаемые юными спортсменами двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, поскольку техника движений с возрастом, ростом спортивной квалификации будет существенно изменяться прежде всего в зависимости от изменения размеров тела, развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств. На этом этапе обучения особенно важно добиться рационального сочетания методов стандартного (равномерного, повторного и т. д.) и вариативного (переменного, игрового и др.).

  1. Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства.

Совершенствование спортивной техники осуществляется в течение всей многолетней подготовки юных спортсменов, которая направлена на повышение технического мастерства в избранном виде спорта. Под техническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболее рациональной техникой движения при установке на максимум в условиях обостренной спортивной борьбы. Выделяют 3 этапа совершенствования технического мастерства: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного (приспособительного) совершенствования.

Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивание (или переучивание) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются:

1) достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

2) частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются: метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий выполнения технических действий, метод сопряженных воздействий.

Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов.

1. Методический прием сопротивления условного противника используется главным образом в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2. Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота (« аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из положения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории, и т. д.

3.Методический прием максимальной быстроты и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток - 1 раунд. В прыжках в длину - разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сближение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.

4.Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота определенного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т. п.

5. Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т. д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках -- передвижение по обледенелой лыжне.

Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий, также реализуется в многообразных приемах.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревновательной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых моментов в выполнение упражнений на технику.

3.Методический прием периодического выключения или ограничения зрения позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4. Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.

1.Методический прием вычисления элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнение в легких тренировочных перчатках.

3. Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движений, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух приемов.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических качеств и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом ит.д.

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом техники вида спорта, направленной на достижение высоких спортивных результатов в данном виде.

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки.

Различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники т.е. эффективность техники - это определяется максимальным достижением поставленных задач и высоким конечным результатам.
2. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Например, если спортсмен на фоне прогрессирующего физического утомления способен выполнять технически правильно движения можно говорить, что его техника стабильна.
Так же современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством других сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
3. Вариативность техники характеризует разнообразие арсенала техники, которой владеет единоборец, определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит.
Еще большее значение вариативность техники имеет в единоборствах где с постоянно меняются ситуации, установлен лимит времени, есть активные противодействие соперника и т.п.
4. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
Критерием оценки в единоборствах экономичности техники является способность спортсменов к выполнению эффективных действий, а действия, которые не привели к оценке судей стремились к нулю.
5. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.

Это можно выявить с помощью метода наблюдения и внести коррективы в отработку данного действия.

Все эти требования к технике определяются психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена.

Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.
  • Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом,
  • Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).
  • Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом.
  • Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
И так критерии оценки технического мастерства результативность техники, стабильность техники, вариативность техники оцениваются совместно с тактическими действиями, регистрируются и анализируются в соревновательной или тренировочной деятельности. Их оценку рассмотрим в разделе «Критерии оценки соревновательной деятельности»

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника- это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определённой степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжёлая атлетика и др.). В этих видах спорта направлены на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.

Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности и называется техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются: объём техники - общее число технических приёмов, которые умеет выполнить спортсмен.

Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Так, в спортивных играх это-соотношение частоты использования разных игровых приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий,- спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

  • а) сопоставление её с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханической рациональной, она признаётся наиболее эффективной
  • б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации.
  • в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м. с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого спорта.
  • г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т. е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

  • а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях
  • б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложнённых условиях)
  • в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке
  • г) автоматизированность выполнения действий.

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

  • а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.
  • б) показ техники изучаемого движения.
  • в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.
  • г) использование предметных и других ориентиров.
  • д) звуко - и светолидирование,
  • е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладении техникой движений в избранном виде спорта.

Задачи специальной технической подготовки:

  • 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
  • 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.
  • 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
  • 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
  • 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

  • а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
  • б) показ техники изучаемого движения;
  • в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
  • г) использование предметных и других ориентиров;
  • д) звуко- и светолидирование;
  • е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений [Хомутинский В.С. Волейбол: Программа для секций коллективов физкультуры. -М.: Просвещение, 1971.- 212 с.]

В этом случае применяются:

  • а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
  • в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
  • г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Физическая подготовка

Общие основы физической подготовки

Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, силой, продолжительностью, а так же способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.

Общая физическая подготовка служит для воспитания такого комплекса двигательных способностей которые непосредственно могут не входить в соревновательный потенциал (как, например, аэробная выносливость у толкателя ядра). Однако благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему успешно проводить специальную физическую техническую и тактическую подготовку. Например если у толкателя ядра недостаточен уровень аэробной выносливости, то он будет быстро утомляться при выполнении серии скоростно-силовых упражнений. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения.

Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышения функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшения нервно-мышечной координации, повышения способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.

Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований. Поэтому специальная физическая подготовка непосредственно входит в соревновательный потенциал и следовательно единственно влияет на спортивный результат. Этот вид подготовки проводится с помощью специално-подготовительных и соревновательных упражнений.[Теория и методика физической культуры: учебник для института физической культуры в двух томах. / Под ред. Б.А. Ашмарина.--М.: Просвещение, 1990. ]

Виды физической подготовки

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

спортивная подготовка;

·профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Средствами физической подготовки являются физические упражнения. Они условно распределяются наобщеподготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные.

к общеподготовительным относятся упражнения, которые обеспечивают всестороннее функциональное развитие организма.

вспомогательные упражнения включают двигательные действия, которые создают базу для дальнейшего, усовершенствования необходимых навыков или эффективного усвоения элементов упражнения, которое изучается.

специально-подготовительные упражнения включают двигательные действия, что по своей формой или структурой приближенны к тем, которые изучаются.

Средства физической подготовки также распределяются по направлениям влияния, в частности преимущественно связанные с усовершенствованием техники выполнения упражнения или с развитием отдельных физических качеств.

Методы физической подготовки принято в практических целях условно распределять на три группы, а именно:словесные, наглядные и методы практических упражнений. В процессе подготовки лиц применяются все отмеченные методы в разных сочетаниях. При отборе методов необходимо руководствоваться тем, чтобы они отвечали уровню подготовленности лиц, которые учатся, а также обеспечивали эффективное выполнение поставленных заданий.

К словесным методам принадлежат: рассказ, объяснение, анализ и тому подобное. Эти методы наиболее часто применяют в лаконичной форме, особенно при учебе обучаемых лиц, причем в значительной степени способствует изучению специальной терминологии.

К наглядным методам принадлежат непосредственный показ упражнений и их составных элементов инструктором. Методы практических упражнений условно распределяются на две основных группы:

методы, преимущественно направленные на усвоение техники, а именно формирование двигательных умений и навыков выполнения упражнения;

методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств. Методы, преимущественно направленные на усвоение техники выполнения упражнений распределяют на методы изучения движений в целом и по частям. спортсмен тренировка спортивный тактика

Изучение движения в целом осуществляется при усвоении простых упражнений, а также сложных, если разделение их на отдельные элементы невозможно. Однако, в этом случае внимание тех, кто учится, последовательно акцентируется на рациональном выполнении определенных элементов целостного двигательного акта.

Во время изучения сложных движений, которые возможно разделить на отдельные составные элементы, усвоение техники физического упражнения осуществляется по частям. В дальнейшем, целостное выполнение двигательных действий интегрируется в единое целое ранее усвоенных составных элементов упражнения.

В использовании методов изучения движений как в целом, так и по частям основной вес отдается подводящим иимитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются с целью облегчения в овладении техникой движений путем планомерного усвоения более более простых двигательных действий. Это обусловлено родством координационной структуры двойных и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна, как подводящие упражнения используется бег с высоким поднятием бедра, бег с захлестом голени, семенящий бег, бег с прыжками и другое. Каждое из этих упражнений является подводящим к основному бегу и способствует более эффективному выполнению его отдельных элементов, а именно: отталкивание, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры ног, координационной согласованности в работе мышц-антогонистови другое.

В имитационных упражнениях сберегается не только общая структура основных упражнений, но и обеспечиваются условия, которые облегчают усвоение двигательных действий, а также создают правильное представление о технике их исполнения. Поэтому они широко используются как при изучении, так и при усовершенствовании техники исполнения движений.

Методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств, в зависимости от характера физического упражнения распределяются на два основных метода беспрерывный и интервальный.

Непрерывный метод характеризуется одноразовым непрерывным выполнением физической нагрузки и применяется с целью развития специальной выносливости. Для примера можно привести бег на дистанцию от 3000 метров и больше с постоянной скоростью прохождения каждого километра или, например, бег на дистанцию 4000 метров по стадиону (10 кругов по 400 метров) с прохождением одного круга (400 метров) с заданной скоростью, а следующего -- с произвольной и так далее.

Интервальный метод предусматривает выполнение серии упражнений одинаковой длительности с постоянной интенсивностью и регламентированными паузами отдыха. Для примера можно привести выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие специальной выносливости, бег 10 х 400 метров в легкой атлетике, 10 х 100 метров в плавании и тому подобное или выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие скоростных качеств, например, у бегуна -- пробежка 60 метров с максимальной скоростью и отдых 3-5 минут; пробежка 30 м с максимальной скоростью и медленный бег - 200 метров.

Обе вышеприведенных группы методов практических упражнений тесно взаимосвязаны между собой и потому применяются в неразрывном сочетании, тем самым обеспечивая эффективное выполнение заданий по физической подготовке.

Тактическая подготовка

Поделиться: