Тема: Техническая подготовка спортсмена. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов Техническая подготовка спортсмена направлена на
Глава 16
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ
Спортивная техника
и техническая подготовленность
Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются при емами . Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием .
Не следует считать адекватными понятия «спортивная техника» и «техническая оснащенность» (подготовленность) спортсмена, как это иногда делают, когда предлагают вводить два значения термина «спортивная техника»: 1) техника вида спорта, 2) техника конкретного спортсмена, характеризующаяся степенью освоения системы движений, составляющих арсенал данного вида спорта.
Вполне естественно, что любое двигательное действие, как бы оно не было организовано, имеет свою технику выполнения, даже в том случае, если эта техника не соответствует требованиям вида спорта. Однако было бы неправильно примитивные двигательные действия начинающего спортсмена или ошибочные двигательные действия квалифицированных спортсменов отождествлять с понятием «спортивная техника». Понятия «техника вида спорта» или «спортивная техника» совсем не то же самое, что понятия «техника выполнения двигательного действия» или «техническая подготовленность».
Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем эффективнее он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно провоцировать его к принятию неадекватных ситуационных решений.
Развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, например, в греко-римской борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. существенно сказалось на характере и соотношении двигательных действий квалифицированных спортсменов (табл. 16.1).
Появление нового оборудования и инвентаря в лыжном и горнолыжном спорте, прыжках на лыжах с трамплина, санном спорте, бобслее, спортивной гимнастике, отдельных видах легкой атлетики (метания копья, прыжки с шестом) и других существенно повлияло на спортивную технику в этих видах спорта, позволило спортсменам повысить эффективность действий. На развитие спортивной техники особое влияние оказали результаты научных исследований в области управления движениями, технической подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Еще в 1939г. Д.А.Семеновым в книге «Биомеханика физических упражнений», изданной под общей редакцией Е.А. Котиковой, было представлено биомеханическое обоснование техники наиболее рационального положения тела прыгуна в высоту в момент перехода через планку
(рис. 16.1). Чтобы с блеском реализовать в практике спорта это теоретическое положение, потребовалось почти 30 лет. В 1968 г. на Играх XXII Олимпиады в Мехико Р. Фосбери (США) завоевал золотую медаль, продемонстрировав новый способ прыжка в высоту, главной особенностью которого было положение прыгуна спиной к планке в момент перехода через нее. Этот способ получил название «фосбери-флоп».
Множество новых вариантов спортивной техники, эффективных приемов и действий явились следствием совместной работы тренеров и одаренных спортсменов. Чтобы убедиться в огромном прогрессе спортивной техники, достаточно даже внешнего сравнения техники выдающихся спортсменов, выступавших на различных этапах развития современного олимпийского спорта (рис. 16.2-16.4).
У
ровень развития олимпийского спорта, по мнению многих специалистов, оставляет все меньше возможностей для серьезного улучшения спортивной техники. В тоже время практика спорта постоянно привносит принципиальные новшества в спортивную технику, позволяющие существенно повысить уровень спортивных результатов, даже в тех видах спорта, которые не связаны с использование специального инвентаря и отличаются все-
сторонней научной разработанностью. Так, например, венгерский специалист Нади, опираясь на анализ техники движений пловцов и теорию движения океанских волн, предложил путь существенного изменения техники плавания брассом: «В традиционном плавании брассом существовала мертвая точка общей потери скорости после завершения работы ног и перед началом тяги руками. Мне нравился Дэвид Уилки, когда устанавливал мировой рекорд в Монреале. Он красиво выполнял движение вверх, плечи двигались вверх в форме волны. Но мне не нравился следующий этап, когда он опускался прямо вниз. Я подумал,
--о должен существовать способ, обеспечива--сдий рывок из воды, совмещенный с активным зижением вперед. Начало рывка вперед начинайся с кончиков пальцев на уровне подбородка. 2 заботу включаются сначала кисти, затем локти, плечи и, наконец, голова, которая наклоняется вперед. Необходимо буквально прижать плечи к ушам, опустить голову и в этом положении сделать рывок вперед. Затем этот рывок подхватывается работой ног. Плечи и спина выполняют вол-
нообразное движение, тело пловца как бы скользит по волне. В традиционном брассе вместо рывка пловец опускал тело в воду» (Платонов, 2000).
Внедрить в широкую практику технику волнообразного брасса удалось в последующие годы, когда в правила соревнований этим способом было внесено изменение, разрешающее спортсменам вынимать руки из воды во время возвращения в исходное для гребка положение. В результате внедрения нового варианта брасса продвижение пловца удалось сделать более равномерным, увеличить фазу скольжения при высокой скорости, волнообразные движения плеч при колебаниях в вертикальной плоскости до 50 см и более совместить с небольшими колебаниями бедер, обеспечивающими обтекаемое положение тела. Быстрое возращение рук в исходное положение снизило до минимума потери скорости в фазе перехода от гребка руками к толчку ногами (Платонов, 2000).
Существенному изменению в последние годы подвергнута техника бега на длинные дистанции. Согласно традиционным представлениям, широко освещенным в специальной литературе, оптимальной является техника стайерского бега, которая обеспечивает большую длину бегового шага при относительно невысоком темпе движений. Именно такую технику бега широко применяли выдающиеся спортсмены прошлых, сегодня уже далеких лет, в частности чемпион Игр Олимпиады 1956 г. на дистанциях 5000 и 10000 м Владимир Куц. В последние годы, прежде всего под влиянием достижений многих выдающихся африканских спортсменов, специалисты приходят к выводу, что более эффективным и экономичным является противоположный подход: очень высокая частота беговых шагов (до 240-150 в 1 мин) при небольшой длине. Подобный подход уже много лет назад обосновался в плавании: по мере развития утомления при проплывании средних и длинных дистанций многие выдающиеся пловцы, не имея возможности продолжать движения с высокой мощностью, резко увеличивают темп, что позволяет им сохранить, а иногда и увеличить уровень дистанционной скорости (Платонов, Вайцеховский, 1985; Платонов, 2000).
В структуре технической подготовленности очень важно выделять базовые и дополнительные движения.
Базовые движения и действия составляют основу технической оснащенности данного вида спорта. Без них невозможна эффективная соревновательная борьба с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.
Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются прежде всего совершенством базовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.
По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями: 1) наличием двигательных представлений о приемах и действиях и попыток их выполнения; 2) формированием двигательного умения; 3) образованием двигательного навыка.
Способность к созданию отчетливых представлений о движениях является важным фактором, обусловливающим как эффективность технического совершенствования, так и реализацию освоенных умений и навыков.
Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими. Характерными особенностями двигательного на выка , наоборот, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность.
Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом; уровню физической, технической, психологической и других видов подготовленности.
Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуется большим количеством «сбивающих» факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудования, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранять временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта попытка сохранить стабильные характеристики движений на второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость во второй половине дистанции. Например, пловцы высокого класса в конце дистанции часто увеличивают темп движений, что позволяет им поддерживать высокую скорость при уменьшающихся вследствие утомления силовых возможностях и расстоянии, проходимом в результате каждого цикла движений.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острой недостаточностью времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и др. (единоборства, спортивные игры, парусный спорт и др.). В этой связи важнейшей стороной технической подготовленности спортсмена является способность объединить различные технические приемы в рациональную цепь двигательных действий (технико-тактический комплекс) в зависимости от ситуации, характерной для конкретного момента соревновательной деятельности. Рационально построенный технико-тактический комплекс действий позволяет оптимальным образом связать между собой последовательно применяющиеся локальные действия нападения и защиты в рациональную цель, обеспечивающую достижение заданного конечного результата с учетом манеры поведения соперника (рис. 16.5).
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных иг-зах, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
Экономичность техники в значительной мере обусловливается способностью к расслаблению мышц. Существует вполне обоснованная позиция (СоуШе, 1979), согласно которой способность к расслаблению можно рассматривать как своего рода двигательный навык, обеспечивающий достижение заданного двигательного результата при минимальном напряжении мышц, вовлеченных в работу, и полном расслаблении мышц, не участвующих в ней. В спорте способность к расслаблению не менее важна, чем способность к максимальной мобилизации мышечного аппарата, его максимальному напряжению. Способность к расслаблению является не только важным фактором повышения экономичности спортивной техники, но и способствует проявлению скоростно-силовых возможностей, выносливости, профилактике травматизма.
Минимальная тактическая информатив ность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх
и единоборствах. Совершенной здесь может быть только техника, позволяющая маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны с точки зрения достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.
Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. Эта конечная цель в различных видах спорта не совпадает. Так, например, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к развитию максимальных показателей мощности и эффективным использованием для этого функциональных резервов, внешних сил и инерции. Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений с точки зрения их устойчивости, вариативности, экономичности. В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и др.) техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью и точностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата (Озолин, 1970; Платонов, 1984).
Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбирать и реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.
Задачи, средства и методы технической подготовки
К основным задачам , которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие:
увеличение объема и разнообразия двига
тельных умений и навыков;
достижение высокой стабильности и рацио
нальной вариативности специализированных дви
жений - приемов, составляющих основу техники
вида спорта;
последовательное превращение освоенных
приемов в целесообразные и эффективные сорев
новательные действия;
усовершенствование структуры двигательных
действий, их динамики и кинематики с учетом ин
дивидуальных особенностей спортсменов;
повышение надежности и результативности
технических действий спортсмена в экстремаль
ных соревновательных условиях;
совершенствование технического мастерства
спортсменов, исходя из требований спортивной
практики и достижений научно-технического прог
ресса.
Совершенствование приемов и действий связано с поступлением и использованием информации двух видов - основной и дополнительной.
Основная информация поступает от двигательного аппарата - рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др.
Информация о структуре движений и взаимодействии организма спортсмена с внешней средой поступает от органов зрения и слуха, вестибулярного анализатора, проприорецепторов и рецепторов кожи.
Дополнительная информация адресована в первую очередь сознанию обучаемого и осуществляется путем рассказа и показа. Эта информация помогает составить представление о совершаемых движениях, возникающих ошибках, о расхождении фактического выполнения движения с заданным, результативности двигательных действий в целом и др.
Информация о движениях, поступающая в систему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства в целом. Из обилия разнообразных движений отбираются и закрепляются те, которые приводят к достижению заданного результата. При повторении эти движения автоматизируются и образуют навык, в то время как остальные движения, не являющиеся эффективными по обобщенному анализу основной и дополнительной информации, не закрепляются.
В процессе технического совершенствования применяются словесные , наглядные и практи ческие методы . В зависимости от квалификации спортсменов, уровня их подготовленности, этапа обучения движениям преимущественно используется тот или иной метод или их сочетание. Прак-
тическую значимость приобретает проблемное обучение движениям, а также методы моделирования, линейного и разветвленного программирования учебного материала, позволяющие эффективно решать двигательные задачи различной координационной сложности. Так, при обучении сложным движениям эффективным является алгоритм разветвленного типа, включающий четыре уровня дидактического материала (учебных заданий), подлежащих усвоению. Первый уровень содержит задания по структуре и функциям, соответствующих разучиваемому упражнению; второй - учебные задания, необходимые для развития физических качеств, обеспечивающих выполнение движения; третий - задания, формирующие навыки специального назначения (например, в гимнастике - отталкивания, вращения, приземления и др.); четвертый - контрольные задания, которые по обратной связи дают информацию о качестве обучения (Болобан, 1990).
В последние годы при обучении движениям, особенно сложным, в практике стали широко использовать наглядные методы, позволяющие спортсмену оперативно получать информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений и на этой основе корректировать процесс обучения. Например, лаборатории Научно-исследовательского института спорта в Лейпциге (Германия) оснащены специальными диагностическими комплексами, позволяющими в условиях, максимально приближенных к соревновательным, регистрировать разнообразные биомеханические показатели, достаточно всесторонне характеризующие эффективность техники конкретного спортсмена. Полученные данные сразу обрабатываются, сопоставляются с обобщенными моделями, а также с результатами предыдущих обследований данного спортсмена. Результаты анализируются экспертами и уже через несколько минут, перед очередным упражнением, спортсмен получает указания по коррекции двигательных действий. В частности, комплекс для исследований техники метателей копья, толкателей ядра, метателей молота и диска (РегИ е* а1., 1993) представляет собой динамометрическую тензоплощадку, состоящую из семи динамометрических платформ, из которых в зависимости от вида спорта используется максимально четыре (рис. 16.6). При метании копья (заштрихованные платформы) предпоследний (скрестный) шаг фиксируется на платформе 1, реакции опорной ноги в области соединения платформ 1 и 5, а стопорящей - на платформе 4. Во время исследований применяется тензометрическое копье, на котором вблизи обмотки вмонтирован датчик ускорения. Скорость копья в фазе вылета регистрируется с помощью установленных на расстоянии одного метра лазерных устройств (рис. 16.7).
В табл. 16.2 и на рис. 16.8 представлены результаты обследований одного из спортсменов высокого класса.
Фирмой «М1сгода1е» (Италия) разработана оптическая система «Орт^итр» (рис. 16.9, 16.10) для измерения с точностью до 1/1000 с кинематических характеристик различных локомоций. Система состоит из двух инструментальных планок, одна из которых содержит блок датчиков и управления, а во вторую встроена передающая электроника (рис. 16.9). При необходимости увеличения длины дорожки несколько таких планок (единичных элементов) можно соединять вместе (рис. 16.10).
Система может измерять в реальном времени следующие величины:
длину проекции ступни и ее положение на
дорожке;
время фаз полета и опоры в беге;
мгновенную и среднюю скорость;
ускорение;
Кроме того, система позволяет определять
биомеханические характеристики старта и финиша, а также 6 промежуточных показателей, каждый из которых отдельно идентифицируется; свободно передвигаться во время эксперимента, так как в любом месте тренер может получить все временные характеристики по радио; размещать фотоэлементы на большом расстоянии (до 15 м) от отражателя; передавать биомехани
ческие характеристики по радио на расстояние свыше 300 м.
Д
ля оценки эффективности ударов в боксе успешно используется диагностический комплекс, позволяющий регистрировать скорость, силу и частоту ударов (рис. 16.11). Комплекс может быть использован и в качестве тренажера с обратной связью. Для определения специальной тренированности в практике бокса с успехом используется хро-нодинамометр «Спудерг-7» (Вл. Кличко, М. Сав-чин, 2000). Ударный динамометр представляет собой систему из стандартного боксерского снаряда - мешка или груши и компьютерного блока регистрации и обработки (рис. 16.12). Груша (мешок) оборудована специальной гидравлической датчиковой капсулой. Гидравлическая капсула повторяет форму снаряда, что существенно расширяет площадь его ударной поверхности. Блок регистрации динамометра представляет собой специализированный компьютер с многочисленными функциями:
Х
ронодинамометр «Спудерг-7» позволяет регистрировать:
Одновременно осуществляется расчет:
среднего арифметического из трех самых
сильных ударов, выполненных в последней десятке;
относительной силы удара, учитывающей ве
совую категорию спортсмена;
Градиента эффективности ударной комбинации, учитывающей время подготовки и силу акцентированного удара в серии. Все большую популярность в различных видах спорта получают сложные видеосистемы регистрации техники с последующей компьютерной обработкой, числовым и графическим представлением важнейших элементов спортивной техники. Например, комплекс, применяемый специалистами Центра биологии и биомеханики человека (Онтарио, Канада), состоящий из трехплоскостной сети видеокамер с инфракрасными стробоскопическими источниками света, воспринимающих координаты специальных маркеров, укрепленных на суставах тела спортсмена и системы обработки данных в реальном масштабе времени, позволяет получить достаточно обширную и ценную в практическом отношении информацию (рис. 16.13).
Для повышения качества процесса обучения и совершенствования движений может быть использовано программное обеспечение «Дартфиш» (Швейцария), которое позволяет обеспечить визуальную обратную связь просто при нажатии кнопки на пульте дистанционного управления. Благодаря этой технологии спортсмены могут максимизировать краткосрочную мышечную память при тренировке для ее совершенствования в реальном времени. Выполненное действие можно автоматически просматривать в непрерывном и замедленном режимах либо кадр за кадром, чтобы откорректировать неточности в спортивной технике, не прерывая процесса тренировки (рис. 16.14). Программа повышает ценность стандартных видеоклипов благодаря углубленному и детальному анализу, позволяет наложить запись одного действия на другое для точного сравнения. С помощью «5*го Мот.юп» можно разделить спортивное движение кадр за кадром, выделять и объединять от 2 до 4 видеоклипов на один экран и синхронизировать их с целью точного сравнения. Используя весь спектр модулей «Дартфиш» для своих клипов, можно моделировать спортивную технику с помощью линий, окружностей, прямоугольников, углов, вычислять пространственные характеристики и др.
Этапы и стадии технической подготовки спортсменов
Процесс обучения и технического совершенствования может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья. Согласно устоявшимся представлениям, можно выделить три этапа технической подготовки спортсмена.
Первый этап - начальное разучивание . В процессе его создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.
Второй этап - углубленное разучивание . Детализируется понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения, динамическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям занимающихся.
Третий этап - закрепление и дальнейшее со вершенствование . Навык стабилизируется, совершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.
Эффективность обучения на различных этапах технической подготовки может быть обеспечена только в случае, если этапы обучения и его содержание тесно увязаны с критериями эффективности (табл. 16.3).
Немецкие специалисты в области спорта (Штарк, 1971; 5сппаЬе1, 1982) рекомендуют разделить процесс технической подготовки на большее количество относительно самостоятельных этапов (стадий), что позволяет точнее детализировать задачи, средства и методы технического совершенствования.
1. Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования ус тановки на обучение ему . Возникающие при этом психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия создают соответствующую функциональную настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, при использовании которых формируются установки и основные пути освоения техники. Информация, получаемая спортсменом на этой стадии, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание спортсмена концентрируется на основных частях двигате пьных действий и способах их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления в зависимости от индивидуальных и других особенностей на этом этапе не рассматриваются, так как они могут затруднить решение поставленных задач.
2.
Стадия
формирования
первоначального
умения
,
соответствующая
первому
этапу
освое
ния
действия
.
На этой стадии формируется умение
выполнять основную структуру движения. Здесь от
мечается генерализация двигательных реакций, не
всегда рациональная внутримышечная и межмышеч
ная координация, которые связаны с иррадиацией
процессов возбуждения в коре головного мозга.
Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса - овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии не всегда целесообразны, поскольку образование новых навыков связано с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.
Основным практическим методом освоения двигательного действия является метод расчлененного упражнения, который предполагает разделение действия на относительно самостоятельные части и изолированное разучивание последних с последующим объединением. Разделение двигательного действия на части, вычленение двигательных характеристик упрощает процесс формирования первоначального умения, так как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль за эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентирования - световых, звуковых и механических лидеров, специальных ориентиров, регламентирующих темп движений, их направленность и т. п.
3.
Стадия
формирования
совершенного
вы
полнения
двигательного
действия
связана с
концентрацией нервных процессов в коре голов
ного мозга. Отдельные фазы двигательного акта
стабилизируются, ведущая роль в управлении дви
жениями переходит к проприорецепторам.
Педагогический процесс направлен на изучение деталей двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий.
В этой стадии формируется рациональная кинематическая и динамическая структура движений. С целью формирования целесообразного ритма двигательных действий используется широкий круг традиционных методов и средств, направ-
ленных на создание целостной картины двигательного действия, объединение в единое целое его частей. Применяют также различные технические средства принудительного выполнения двигательных действий в заданном диапазоне двигательных характеристик; миостимуляцию, обеспечивающую целесообразную активность мышечных групп; тренировку в гидроканале (для гребцов и пловцов), принудительное лидирование (для бегунов, конькобежцев) с целью формирования скоростной техники и т. п.; тренажеры для освоения деталей техники в облегченных условиях и др.
4. Стадия стабилизации навыка соответствует этапу закрепления двигательного действия. По мере того как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка - автоматизация и стабилизация действия.
Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений как в стандартных, так и особенно в вариативных условиях.
На этой стадии техническое совершенствование теснейшим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и психической подготовкой. Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и некомпенсированного утомления.
5. Стадия достижения вариативного навыка и его реализации охватывает весь период, пока спортсмен ставит задачу выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается вариативный навык. У спортсменов, достигших этой стадии техни ческого совершенства, наблюдается высокая степень совершенства специализированных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства развиваемых усилий и др.), а также способность к совершенному управлению движениями за счет реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.
Педагогическими задачами этой стадии являются:
Важнейшее значение на этой стадии приобретает формирование у спортсмена обобщенной чувственной модели (образа) целостного движения, чувственного и логического контроля. В основе последнего лежит мышление, глубокое понимание и осознание значимости использования закономерностей управления движениями.
К способам, затрудняющим условия выполнения действий при различных состояниях организма, относятся их выполнение на фоне значительного физического утомления; повышенного эмоционального напряжения; отвлечения, распределенного внимания; затруднения деятельности отдельных анализаторов и др.
Подобную схему совершенствования техники движений рекомендуют и видные представители российской гимнастической школы В.М. Смолев-ский и Ю.К. Гавердовский (1999). Первой, исключительно важной стадией обучения движениям является формирование у спортсмена двигательных представлений о разучиваемых движениях, для чего используются самые разнообразные методы - разъяснение, показ, наблюдения, опробование, анализ и др. Вторая, очень трудоемкая и ответственная стадия обучения предусматривает переход спортсмена от уровня первичных двигательных представлений до уровня формирования двигательных умений. На третьей стадии формируется первичный двигательный навык, который связан с возможностью выполнения в облегченных условиях (помощь и консультации тренера, привычная обстановка, отсутствие утомления и т.п.). Формирование актуализированного двигательного навыка, которое достигается на четвертой стадии, обеспечивается лишь тогда, когда движение осваивается в оптимальной схеме соревновательной деятельности, возможной связи с другими техническими элементами, в разичных психофункциональных состояниях и условиях окружающей среды. Такая стадия связана с формированием дифференцированного двигательного навыка, позволяющего обеспечивать высокую эффективность двигательных действий в сложных и постоянно изменяющихся условиях внешней среды, в устойчивом состоянии, а также при прогрессирующем утомлении, включая явное. И, наконец,
заключительная, шестая стадия включает достижение такого совершенства двигательного навыка, при котором спортсмен с высокой степенью эффективности варьирует широким спектром родственных движений, что обеспечивает разнообразие и полное соответствие выполняемых движений конкретной соревновательной ситуации. Очень важно не нарушать процесса совершенствования навыка прежней эксплуатацией уже освоенного навыка («амортизирующая» тренировка) вместо его планомерного совершенствования, не допускать перерывов в процессе обучения (детре-нирующий режим), обеспечивать разнообразие и усложнение тренировочных программ, так как стабилизация средств приводит к дегенерации навыка (рис. 16.15).
Совершенствование техники в условиях значительного утомления может стать причиной расстройства движений, закрепления ошибок. Однако отрицательные последствия наблюдаются только в случае, если работа пущена на самотек. Когда совершенствование техники осуществляется методически правильно, с широким использованием разнообразных средств и приемов, находящихся в строгом соответствии с поставленными задачами и функциональными возможностями спортсменов, то у них формируется рациональная стабильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движения (Р1ат.опоу, 2002).
В процессе обучения и совершенствования техники постоянно наблюдаются ошибки. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливают эффективность процесса технического совершенствования. Однако наряду с установлением характера ошибок и затруднений необходимо определять эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоления.
Обучение и совершенствование техники спортивных упражнений должно быть тесно связано с соревновательными особенностями конкретного вида спорта, ведущими характеристиками, определяющими достижение высокого спортивного результата.
В целостном двигательном акте все характеристики (динамические, кинематические и ритмические) взаимосвязаны. Однако при обучении и совершенствовании в каждом конкретном случае следует акцентировать внимание на ведущих для данного действия двигательных характеристиках техники спортивного упражнения. Поэтому при овладении спортивной техникой, ее индивидуализации и совершенствовании необходимо исходить не только из биомеханической целесообразности приемов, но и обязательно учитывать их будущие тактические особенности, возможности применения в целесообразных и результативных соревновательных действиях (Келлер, Платонов, 1987).
Овладевая техникой, спортсмен должен особенно совершенствовать остроту мышечного чувства, зрительных и двигательных восприятий, чувство равновесия и специфические качества, связанные со специализированной соревновательной деятельностью. Специализированная тренировка анализаторов, которым принадлежит ведущая роль в соревновательной деятельности конкретного вида спорта, в процессе спортивно-технического совершенствования приводит к развитию специфических качеств (чувства снаряда, воды, снега, времени, боя и др.), определяющих достижения высокого спортивного результата. Без этого любая биомеханически целесообразная техника движений превращается в формальные двигательные акты и не приводит к высоким и стабильным спортивным результатам.
Основы методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации
Важным методическим положением, способствующим формированию совершенного, стабильного и вариативного технического мастерства спортсменов, позволяющего эффективно действовать в экстремальных соревновательных ситуациях, является использование в тренировочном процессе методов усложнения условий выполнения приемов, деятельности при различных состояниях организма, затрудняющих выполнение действий.
Способами усложнения условий выполнения приемов и действий являются:
усложнение и расширение вариантов исход
ных промежуточных и конечных положений, под
готовительных действий;
ограничение или расширение пространствен
ных границ выполнения приемов и действий;
ограничение временных отрезков действий;
усложнение условий ориентирования в прос
транстве и времени;
выполнение приемов и действий в непривыч
ных условиях (покрытие площадки, форма, масса
и детали спортивного снаряда, время суток, кли
матические условия и др.);
варианты сопротивления условного против
ника;
неадекватные реагирования партнеров и др.
ления (амортизатор, отягощения), без страховки, с супервращениями. В процессе технического совершенствования особое внимание должно быть обращено на зависимость техники двигательных действий от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Точное управление пространственными, временными и динамическими параметрами движений взаимосвязано с соответствующими проявлениями психомоторики - специализированными восприятиями, простыми, сложными и антиципирующими реакциями. Благодаря этому процесс технического и психического совершенствования идет параллельно. Многократное выполнение двигательных действий способствует повышению уровня точности и быстроты психической регуляции движений, который, в свою очередь, становится основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники. Из этого следует важное положение для практики: специальное и целенаправленное совершенствование психомоторных качеств приводит к реализации скрытых резервов организма в отношении технического мастерства спортсмена (Сурков, 1984).
Одним из важнейших методических условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие каждого уровня развития физической подготовленности спортсмена уровню владения спортивной техникой, ее структуре и степени совершенства ее характеристик - важнейшее положение методики технической подготовки в спорте (Платонов, 1986; МагИп е1 а1., 1991; Матвеев, 2001). Повышение физической подготовленности требует перехода на новый уровень технического мастерства и наоборот - более совершенное техническое мастерство спортсмена требует подкрепления соответствующей физической подготовленностью.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «Физическое воспитание»
Реферат на тему:
«Основы технической подготовки спортсменов»
Выполнил:
Студент гр.Э 3-3 Телятникова К.К.
Проверил:
Доцент, к.п.н. Воронкина Л.В.
Москва – 2012
- Техническая подготовка…………………………………………………3
- Этапы в построении обучения…………………………………………..3
- Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства…………………………………....5
- Требования спортивной техники………………………………………10
- Средства технической подготовки………………………………………12
- Формирование двигательных умений и навыков………………………14
Заключение…………………………………………………… …………………18
Список использованной литературы…………………………………………20
- Техническая подготовка спортсмена
Техническая подготовка спортсмена - это процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем.
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка - на достижение технического мастерства в избранном виде спорта. Надо иметь в виду то, что под «спортивной техникой» понимают определенный способ выполнения двигательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих двигательных возможностей для достижения спортивного результата.
- Этапы в построении обучения
Техническая подготовка связана с формированием у юных спортсменов двигательных умений и навыков, а также соответствующих специальных знаний. Процесс становления двигательных навыков у детей так же, как и у взрослых, протекает по фазам (стадиям), в соответствии с которыми можно выделить ряд относительно завершенных этапов обучения отдельному двигательному действию. Условно различают три этапа в построении процесса обучения движениям: 1) начальное разучивание; 2) углубленное, детализированное разучивание; 3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Целью 1-го этапа обучения является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, 2-го -- довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а 3-го -- обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у детей и подростков проявляются главным образом в характере протекания фаз на каждом из этапов процесса обучения технике физических упражнений.
На 1-м этапе процесс становления двигательного навыка у детей, как правило, бывает наименее продолжительным. При рациональной методике обучения юные спортсмены сравнительно успешно овладевают основой техники движений при условии, если разучиваемое упражнение посильно с точки зрения их физических возможностей. Однако по сравнению со взрослыми у детей начальная фаза формирования навыка протекает несколько медленнее: сказывается недостаток двигательного опыта и менее развитая способность анализировать и синтезировать двигательные представления.
Длительность этапа начального обучения зависит от характера упражнения, его координационной сложности, ритма.
Начальное разучивание техники движений обеспечивается широким комплексом методов и приемов: собственно наглядной демонстрации техники упражнений, ориентирования, «прочувствования» движений, «фиксации положений», «срочной информации» и др.
Наиболее трудоемким является 2-й этап обучения. Дифференцировка движений, требующая определенной собранности и настройки, - трудная задача для детей и подростков. Поэтому, чтобы достигнуть относительного совершенствования техники движений, здесь требуется сравнительно большое число повторений упражнений.
Начинающие юные спортсмены обычно не в состоянии сосредоточиться одновременно на нескольких деталях техники движений. Поэтому исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным. На этом этапе широко применяются методы целостного упражнения с избирательной отработкой техники движений.
На 3-м этапе обучения необходимо, чтобы приобретаемые юными спортсменами двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, поскольку техника движений с возрастом, ростом спортивной квалификации будет существенно изменяться прежде всего в зависимости от изменения размеров тела, развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств. На этом этапе обучения особенно важно добиться рационального сочетания методов стандартного (равномерного, повторного и т. д.) и вариативного (переменного, игрового и др.).
- Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства.
Совершенствование спортивной техники осуществляется в течение всей многолетней подготовки юных спортсменов, которая направлена на повышение технического мастерства в избранном виде спорта. Под техническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболее рациональной техникой движения при установке на максимум в условиях обостренной спортивной борьбы. Выделяют 3 этапа совершенствования технического мастерства: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного (приспособительного) совершенствования.
Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивание (или переучивание) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются:
1) достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;
2) частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.
Для решения первой задачи, как правило, применяются: метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй - метод облегчения условий выполнения технических действий, метод сопряженных воздействий.
Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов.
1. Методический прием сопротивления условного противника используется главным образом в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.
2. Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота (« аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из положения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории, и т. д.
3.Методический прием максимальной быстроты и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток - 1 раунд. В прыжках в длину - разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сближение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.
4.Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота определенного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т. п.
5. Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т. д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках -- передвижение по обледенелой лыжне.
Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий, также реализуется в многообразных приемах.
1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревновательной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.
2.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых моментов в выполнение упражнений на технику.
3.Методический прием периодического выключения или ограничения зрения позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».
4. Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.
Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.
1.Методический прием вычисления элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.
2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнение в легких тренировочных перчатках.
3. Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движений, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия строго вдоль которой он и выполняет разбег.
Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух приемов.
1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических качеств и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом ит.д.
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом техники вида спорта, направленной на достижение высоких спортивных результатов в данном виде.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки.
Различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники
т.е.
эффективность техники - это определяется максимальным достижением поставленных задач и высоким конечным результатам.
2. Стабильность техники
связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Например, если спортсмен на фоне прогрессирующего физического утомления способен выполнять технически правильно движения можно говорить, что его техника стабильна.
Так же современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством других сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
3.
Вариативность техники
характеризует разнообразие арсенала техники, которой владеет единоборец,
определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит.
Еще большее значение вариативность техники имеет в единоборствах где с постоянно меняются ситуации, установлен лимит времени, есть активные противодействие соперника и т.п.
4.
Экономичность техники
характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
Критерием оценки в единоборствах экономичности техники является способность спортсменов к выполнению эффективных действий, а действия, которые не привели к оценке судей стремились к нулю.
5.
Минимальная тактическая информативность техники
для соперников является важным показателем результативности в единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.
Это можно выявить с помощью метода наблюдения и внести коррективы в отработку данного действия.
Все эти требования к технике определяются психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям:
- Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.
- Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом,
- Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).
- Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом.
- Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Спортивная техника- это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определённой степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей. Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжёлая атлетика и др.). В этих видах спорта направлены на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.
Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности и называется техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются: объём техники - общее число технических приёмов, которые умеет выполнить спортсмен.
Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Так, в спортивных играх это-соотношение частоты использования разных игровых приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий,- спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:
- а) сопоставление её с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханической рациональной, она признаётся наиболее эффективной
- б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации.
- в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м. с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого спорта.
- г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т. е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.
Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.
Для хорошо освоенных движений типичны:
- а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях
- б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложнённых условиях)
- в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке
- г) автоматизированность выполнения действий.
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:
- а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.
- б) показ техники изучаемого движения.
- в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.
- г) использование предметных и других ориентиров.
- д) звуко - и светолидирование,
- е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. 2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.
Специальная техническая подготовка направлена на овладении техникой движений в избранном виде спорта.
Задачи специальной технической подготовки:
- 1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
- 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.
- 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.
- 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
- 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:
- а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
- б) показ техники изучаемого движения;
- в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;
- г) использование предметных и других ориентиров;
- д) звуко- и светолидирование;
- е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений [Хомутинский В.С. Волейбол: Программа для секций коллективов физкультуры. -М.: Просвещение, 1971.- 212 с.]
В этом случае применяются:
- а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
- в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
- г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Физическая подготовка
Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, силой, продолжительностью, а так же способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.
Общая физическая подготовка служит для воспитания такого комплекса двигательных способностей которые непосредственно могут не входить в соревновательный потенциал (как, например, аэробная выносливость у толкателя ядра). Однако благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему успешно проводить специальную физическую техническую и тактическую подготовку. Например если у толкателя ядра недостаточен уровень аэробной выносливости, то он будет быстро утомляться при выполнении серии скоростно-силовых упражнений. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения.
Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышения функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшения нервно-мышечной координации, повышения способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.
Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований. Поэтому специальная физическая подготовка непосредственно входит в соревновательный потенциал и следовательно единственно влияет на спортивный результат. Этот вид подготовки проводится с помощью специално-подготовительных и соревновательных упражнений.[Теория и методика физической культуры: учебник для института физической культуры в двух томах. / Под ред. Б.А. Ашмарина.--М.: Просвещение, 1990. ]
Виды физической подготовки
Различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.
Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.
Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.
Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:
спортивная подготовка;
·профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.
Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.
Средствами физической подготовки являются физические упражнения. Они условно распределяются наобщеподготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные.
к общеподготовительным относятся упражнения, которые обеспечивают всестороннее функциональное развитие организма.
вспомогательные упражнения включают двигательные действия, которые создают базу для дальнейшего, усовершенствования необходимых навыков или эффективного усвоения элементов упражнения, которое изучается.
специально-подготовительные упражнения включают двигательные действия, что по своей формой или структурой приближенны к тем, которые изучаются.
Средства физической подготовки также распределяются по направлениям влияния, в частности преимущественно связанные с усовершенствованием техники выполнения упражнения или с развитием отдельных физических качеств.
Методы физической подготовки принято в практических целях условно распределять на три группы, а именно:словесные, наглядные и методы практических упражнений. В процессе подготовки лиц применяются все отмеченные методы в разных сочетаниях. При отборе методов необходимо руководствоваться тем, чтобы они отвечали уровню подготовленности лиц, которые учатся, а также обеспечивали эффективное выполнение поставленных заданий.
К словесным методам принадлежат: рассказ, объяснение, анализ и тому подобное. Эти методы наиболее часто применяют в лаконичной форме, особенно при учебе обучаемых лиц, причем в значительной степени способствует изучению специальной терминологии.
К наглядным методам принадлежат непосредственный показ упражнений и их составных элементов инструктором. Методы практических упражнений условно распределяются на две основных группы:
методы, преимущественно направленные на усвоение техники, а именно формирование двигательных умений и навыков выполнения упражнения;
методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств. Методы, преимущественно направленные на усвоение техники выполнения упражнений распределяют на методы изучения движений в целом и по частям. спортсмен тренировка спортивный тактика
Изучение движения в целом осуществляется при усвоении простых упражнений, а также сложных, если разделение их на отдельные элементы невозможно. Однако, в этом случае внимание тех, кто учится, последовательно акцентируется на рациональном выполнении определенных элементов целостного двигательного акта.
Во время изучения сложных движений, которые возможно разделить на отдельные составные элементы, усвоение техники физического упражнения осуществляется по частям. В дальнейшем, целостное выполнение двигательных действий интегрируется в единое целое ранее усвоенных составных элементов упражнения.
В использовании методов изучения движений как в целом, так и по частям основной вес отдается подводящим иимитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются с целью облегчения в овладении техникой движений путем планомерного усвоения более более простых двигательных действий. Это обусловлено родством координационной структуры двойных и основных упражнений. Например, в тренировке бегуна, как подводящие упражнения используется бег с высоким поднятием бедра, бег с захлестом голени, семенящий бег, бег с прыжками и другое. Каждое из этих упражнений является подводящим к основному бегу и способствует более эффективному выполнению его отдельных элементов, а именно: отталкивание, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры ног, координационной согласованности в работе мышц-антогонистови другое.
В имитационных упражнениях сберегается не только общая структура основных упражнений, но и обеспечиваются условия, которые облегчают усвоение двигательных действий, а также создают правильное представление о технике их исполнения. Поэтому они широко используются как при изучении, так и при усовершенствовании техники исполнения движений.
Методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств, в зависимости от характера физического упражнения распределяются на два основных метода беспрерывный и интервальный.
Непрерывный метод характеризуется одноразовым непрерывным выполнением физической нагрузки и применяется с целью развития специальной выносливости. Для примера можно привести бег на дистанцию от 3000 метров и больше с постоянной скоростью прохождения каждого километра или, например, бег на дистанцию 4000 метров по стадиону (10 кругов по 400 метров) с прохождением одного круга (400 метров) с заданной скоростью, а следующего -- с произвольной и так далее.
Интервальный метод предусматривает выполнение серии упражнений одинаковой длительности с постоянной интенсивностью и регламентированными паузами отдыха. Для примера можно привести выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие специальной выносливости, бег 10 х 400 метров в легкой атлетике, 10 х 100 метров в плавании и тому подобное или выполнение серии физических упражнений, направленных на развитие скоростных качеств, например, у бегуна -- пробежка 60 метров с максимальной скоростью и отдых 3-5 минут; пробежка 30 м с максимальной скоростью и медленный бег - 200 метров.
Обе вышеприведенных группы методов практических упражнений тесно взаимосвязаны между собой и потому применяются в неразрывном сочетании, тем самым обеспечивая эффективное выполнение заданий по физической подготовке.
Тактическая подготовка