Тайна гибели футбольной команды «пахтакор»: история одной из крупнейших авиакатастроф в ссср. Выжившие пассажиры найдены на месте крушения авиалайнера в колумбии Погибшие футболисты сегодня в авиакатастрофе

Некоторые авиакатастрофы навсегда вошли в историю спорта, потому что на борту разбившихся самолетов находились известные атлеты. Дни.Ру вспоминают самые страшные крушения, жертвами которых становились знаменитые спортивные коллективы.

Футбольный клуб "Торино" в середине прошлого столетия был сильным конкурентом своих земляков из команды "Ювентус". На момент трагедии он лидировал в чемпионате Италии с отрывом от ближайшего соперника в четыре очка. Авиакатастрофа случилась, когда футболисты "Торино" возвращались домой из Португалии после проигрыша лиссабонской "Бенфике" со счетом 3:4. На борту Fiat G 212CP находились 18 членов команды, а также руководство клуба и несколько журналистов – всего 31 человек.

Самолет потерпел крушение недалеко от аэропорта в Торино. Из-за сильнейшего тумана летный экипаж потерял ориентацию в пространстве. Воздушное судно резко развернуло, и оно стремительно рухнуло. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Из всей команды в живых на тот момент остался лишь Лауро Тома. Ему повезло: из-за полученной ранее травмы он избежал страшной участи, не полетев на матч в Лиссабон.

Обгоревшие тела жертв были помещены в морг туринской больницы. Родственников погибших к тягостной процедуре опознания не привлекали, чтобы не травмировать видом изуродованных останков. Эту тяжкую ношу взял на себя бывший тренер "Торино" Витторио Поццо.

Самолет авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", разбился в аэропорту Мюнхена более полувека назад. На его борту находились футболисты клуба, несколько тренеров, болельщики и журналисты. Из 44 человек 23 погибли. 19 раненых были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Катастрофа случилась, когда команда летела из Белграда после матча с местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги чемпионов. Авиалайнер по пути дозаправился в Мюнхене. Когда он попытался взлететь, этому воспрепятствовали колебания в левом двигателе. Пилоты предприняли вторую попытку подняться в воздух, но и она не увенчалась успехом. Когда самолет взлетал третий раз, начался сильный снегопад. Воздушное судно потеряло скорость, пробило забор в конце взлетно-посадочной полосы и врезалось левым крылом в дом, стоявший неподалеку.

21 человек на борту скончались мгновенно, остальные потеряли сознание. После расследования всех обстоятельств виновником крушения был назван пилот. Однако через десять лет удалось установить, что истинной причиной катастрофы стал снегопад, из-за которого резко упала скорость самолета, и он не смог взлететь. В результате пилота оправдали.

Из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель вылетели 18 лучших фигуристов США – спортсмены должны были пересесть на другой рейс, следующий в Прагу. Команде предстояли выступления в рамках чемпионата мира в столице Чехословакии. Но несколько часов спустя новенький Boeing 707, в котором летели спортсмены и их родственники, разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от столицы Бельгии. Все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле, погибли.

Среди жертв авиакатастрофы были тренер команды США Мэрибел Винсон-Оуэн и ее дочери Лоренс и Мэрибел – члены сборной США по фигурному катанию. Сразу после трагического известия чемпионат мира 1961 года в Праге был отменен, и новые фигуристы-чемпионы появились в США лишь в 1968 году.

При расследовании причин крушения никаких признаков неполадок на борту обнаружено не было. Из-за чего на высоте менее 300 метров двигатели Boeing вдруг увеличили мощность и уже выпущенные шасси "втянулись" обратно, до сих пор остается загадкой.

В жаркий летний день ташкентские футболисты летели в Минск, чтобы сыграть матч чемпионата СССР с местным клубом "Динамо". По трагической случайности над Днепродзержинском на высоте восемь с половиной тысяч метров Ту-134 столкнулся с другим таким же авиалайнером. Все 178 человек, находившиеся в обоих самолетах, погибли. Среди жертв авиакатастрофы были и 17 футболистов команды "Пахтакор".

После трагедии руководство СССР приняло решение на три года оставить клуб в футбольной Высшей лиге страны, независимо от результатов его выступлений на чемпионатах.

Хоккейная команда из Ярославля в полном составе вылетела из аэропорта Туношна в Минск, где должна была сыграть свой первый в сезоне 2011-2012 матч Континентальной хоккейной лиги с местным "Динамо".

У самолета возникли сложности с набором высоты. Он врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и рухнул недалеко от аэропорта. На борту авиалайнера находились 45 человек. После катастрофы в живых остались лишь член экипажа Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Врачи всеми силами боролись за жизнь спортсмена, но из-за страшных травм, несовместимых с жизнью, он через несколько дней скончался.

После расследования обстоятельств катастрофы МАК пришел к выводу, что непосредственной причиной трагедии стали непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета. Однако установить, кто именно допустил фатальную ошибку, комиссия так и не смогла.

Напомним, ранее сообщалось, что в колумбийской провинции Антиокия потерпел крушение самолет British Aerospace Avro RJ85, принадлежавший боливийской авиакомпании LAMIA. Лайнер, на борту которого находился 81 человек, следовал из Сан-Паулу в Медельин.

На данный момент все пострадавшие пассажиры экстренно госпитализированы, сообщает 360 Radio Colombia. Как Дни.Ру, на месте крушения обнаружены тела 25 человек. По данным колумбийских СМИ, при крушении пассажирского самолета в провинции Антиокия выжило от десяти до 15 человек. Среди них – стюардесса Химена Суарес, спортивный массажист, а также игроки бразильского футбольного клуба Алан Рушель, Маркос Данило и Джексон Фоллманн.

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов "Шапекоэнсе" Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес, авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Это, далеко не первый случай, когда в авиакатастрофах погибали целые футбольные команды.

Гибель "Пахтакора"

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды "Пахтакор". Команда летела в Минск на игру с местным "Динамо".

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии "Пахтакор" восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, "Пахтакор" три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель "Торино"

В послевоенной Италии "Торино" по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого "скудетто".

В 1949 году "Торино" пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской "Бенфикой" и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

© Wikipedia /

Авиакатастрофа в Суперга 4 мая 1949 года, в результате которой погибла футбольная команда "Торино"

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе "Торино" играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

© AP Photo / Massimo Pinca

Обувь и мяч, найденные на холме Суперга, где в 1949 разбился самолет команды "Торино", выставлены в Музее Турина

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов "Торино" досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения "Фиорентина", "Дженоа", "Сампдория" и "Палермо" также выставляли на игру "молодежку". Футболисты "Торино" выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Гибель "Манчестер Юнайтед"

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты "Манчестер Юнайтед" — The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

© AP Photo /

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с "Црвеной Звездой" оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда "МЮ" сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил "Болтону" 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

© AP Photo / Francois Mori

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.

Год: 1949

Погибшие: 31 человек

Выжившие: нет

В сороковых годах туринские «быки» были сильнейшим клубом Италии и одним из сильнейших в Европе. С 1942 по 1949 «Grande Torino» был неизменным чемпионом Серии А, если не брать в учет турнир 1944 года, который не был признан официальным. К моменту трагедии в составе «бордовых» выступали 10 игроков национальной сборной, в том числе и капитан «скуадры адзурры» В. Маццола.

4 мая 1949 г. команда возвращалась домой после товарищеской игры с «Бенфикой», проходившей в столице Португалии. Самолет с футболистами на борту после вылета из Лиссабона приземлился в Барселоне для пополнения запаса топлива. В столице Каталонии игроки «Торино» встретились с футболистами «Милана», которые направлялись в Мадрид, и как оказалось позже, представители «россонери» были последними, кто видел «бордовых» живыми. На подлете к месту назначения из-за повышенной туманности пилот потерял контроль над самолетом и снизился ниже допустимого предела, из-за чего левое крыло задело построенную на возвышенности базилику. В результате этого контакта самолет развернуло и на высокой скорости борт врезался в землю. Из 28 пассажиров (18 – футболисты) и 4 членов экипажа не выжил никто.

Эта трагедия оказала большое влияние на итальянский футбол. Сборной Италии понадобилось почти два десятилетия, чтобы вернуться в элиту европейского футбола, а «Торино» навсегда потерял статус топ-клуба.

«Манчестер Юнайтед»

Год: 1958

Погибшие: 23 человека

Выжившие: 21 человек

Выиграв чемпионат Англии в 1956 году, «МЮ» с помощью с помощью своего наставника Мэтта Басби добился разрешения на участие в Кубке чемпионов и стал первым английским клубом, сыгравшим в главном еврокубке. В сезоне 1956/57 «манкунианцы» дошли в КЧ до полуфинала, а в чемпионате Англии снова завоевали золото. Следующий сезон также начался для «МЮ» успешно. Команда Басби была на лидирующих позициях во внутреннем первенстве, а в КЧ добралась до четвертьфинала.

В 1/4 финала КЧ 57/58 «МЮ» должен был сыграть двухматчевую дуэль с «Црвеной Звездой». Первая встреча проходила 14 января в Англии и «манкунианцы» одержали в ней победу со счетом 2:1. Ответная игра состоялась 5 февраля в Белграде и матч завершился результативной ничьей со счетом 3:3, которая вывела подопечных Басби во второй полуфинал КЧ подряд.

Возвращаясь из Белграда, самолет с командой на борту с целью дозаправки совершил посадку в Мюнхене. Пополнив запасы топлива, самолет должен был сразу отправиться в Манчестер, но взлет был отменен из-за неполадок в работе двигателя. К тому моменту пошел сильный снег и видимость снизилась, однако командир судна принял решение осуществить еще одну попытку взлета, несмотря на имеющиеся проблемы. Выйдя на взлетную полосу, самолет с «МЮ» на борту разогнался до скорости 217 км/ч, при которой отменять взлет уже было нельзя, однако поднять машину в воздух пилоты не смогли. Выйдя за пределы взлетной полосы, самолет на высокой скорости протаранил ограждение ВПП и врезался в жилой дом. В результате крушения погибли 8 футболистов, три члена тренерского штаба и десять других пассажиров. Среди выживших оказались наставник клуба Басби и нападающий Бобби Чарльтон, а также другие футболисты.

Несмотря на гибель восьмерых игроков и травмы, полученные остальными членами команды, «МЮ» смог доиграть сезон и занял в чемпионате Англии второе место, а полуфинале КЧ «манкунианцы» уступили «Милану». Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене Басби приведет «МЮ» к первому титулу клубного чемпиона Европы, а играющий под его руководством Чарльтон получит «Золотой мяч».

Олимпийская сборная Дании

Год: 1960

Погибшие: 23 человека

Выжившие: 21 человек

В 1960 году в Риме проходили летние Олимпийские игры, и сборная Дании была одним из участников олимпийского футбольного турнира. 16 июля восемь игроков датской олимпийской сборной вылетели из Копенгагена на небольшом самолете типа «Havilland DH89 Dragon Rapide», который управлялся 27-летним пилотом Стигом Винделевым. Спустя несколько минут после взлета, пилот в условиях плохой видимости потерял горизонт и самолет врезался в воду в 50 метрах от берега возле города Эресунд.

Среди выживших оказались только пилот Винделев и 21-летний вратарь Пер Функ Йенсен, однако последний скончался по дорогу в больницу. В результате катастрофы Винделев потерял ногу и больше никогда не садился за штурвал самолета, став преподавателем физики и изобретателем.

Сразу после крушения самолета, футбольный союз Дании принял решение о снятии своей сборной с ОИ-1960, однако потом это решение было отменено и датская команда выиграла серебро Олимпиады.

Год: 1961

Погибшие: 24 человека

Выжившие: нет

Весной 1961 года чилийский футбол потерял команду «Грин Кросс». 3 апреля самолет типа «Douglas C 47A», перевозивший футболистов и тренеров клуба, вылетел из города Кастро в Сантьяго, потерпел крушение в Кордильерах, и в результате погибли все 24 человека, находившиеся на борту. Обломки разбившегося в Чили самолета были найдены только в 2015 году. Поисковая экспедиция обнаружила только часть самолета, которая к тому времени была засыпана слоем земли не была видна с воздуха.

Год: 1969

Погибшие: 74 человека

Выжившие: нет

В 1969 году боливийский клуб «Стронгест» возвращался в Ла-Пас из города Санта-Крус, где проходил международный товарищеский турнир. Команда была на борту самолета типа «Douglas DC-6B», который с учетом футболистов и тренеров перевозил 69 пассажиров. 26 сентября в 14:10 по местному времени несмотря на сильный снегопад самолет покинул аэропорт Санта-Крус и направился в сторону Анд. Через 2 часа и 20 минут после взлета самолет перестал выходить на связь, после чего была объявлена поисковая операция. Обломки самолета в тот же день были обнаружены группой шахтеров из небольшого поселка Виолко и к месту крушения направилась спасательная группа. По прибытию, спасатели обнаружили, что из 74 человек, находившихся на борту, выживших не осталось.

По итогам экспертизы было установлено, что причиной трагедии мог стать пожар. Пилоты пытались совершить вынужденную посадку, но из-за плохой видимости, вызванной задымлением и сильным снегопадом, врезались в склон горы.

В Колумбии разбился самолет, на борту которого находился 81 человек, большинство - футболисты и работники бразильского клуба «Шапекоэнсе», направлявшиеся на финальный матч Южноамериканского кубка. Вылетевший из Бразилии лайнер совершил промежуточную посадку в боливийском городе Санта-Крус, после чего направился в Медельин и упал недалеко от аэропорта этого города. По разным данным, выжили от шести до десяти человек.

Что произошло?

Самолет пропал с радаров при подлете к аэропорту колумбийского города Медельина в понедельник, 28 ноября, в 22:15 по местному времени (06:15 вторника мск). Впоследствии стало известно, что он разбился на территории колумбийской провинции Антьокия, недалеко от реки Рионегро. По предварительным данным, командир воздушного судна сообщил диспетчерам аэропорта Медельин Кордова о нехватке топлива. Борту был дан приоритет в посадке, однако он так и не смог приземлиться.

Сколько человек находилось на борту?

На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. В том числе футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», члены правления команды, представители тренерского штаба, техперсонал команды, а также журналисты. Среди футболистов клуба капитан команды Клебер Сантана, четыре года отыгравший за мадридский «Атлетико» и «Мальорку», форвард Алехандро Мартинуччо (защищал в Испании цвета «Вильярреала»), голкипер Марсело Бук (шесть лет выходил на поле в Португалии за «Маритиму» и «Спортинг»).

Сообщается о выживших...

Первоначальная информация: все, находившиеся в самолете, погибли. Однако вскоре стало известно, что в районе авиакатастрофы найдены выжившие, в местные больницы доставлены 10 человек. Потом уточнили, что спасатели обнаружили шесть выживших, один из них скончался по дороге в больницу. На месте катастрофы продолжаются спасательные работы. В соцсетях опубликован список всех пассажиров.

Какая основная версия случившегося?

Самолет мог упасть из-за нехватки топлива.

Что известно о футбольной команде?

«Шапекоэнсе» базируется в городе Шапеко, расположенном в штате Санта-Катарина на юге страны. Клуб по футбольным меркам довольно молодой, основан в 1973 году. Дебют в высшем дивизионе Бразилии - серии А - состоялся в 1978-м, но уже спустя год команда потеряла прописку в футбольной элите страны и смогла вернуться туда лишь через 35 лет - в 2014 году.

Два сезона подряд (2014, 2015) команда балансировала на грани вылета, но осталась в серии А, заняв 15-е и 14-е места соответственно, а нынешний чемпионат оказался для команды самым успешным - за тур до конца «Шапекоэнсе» с 52 очками расположился на девятой строчке и давно обезопасил себя от понижения в классе. Накануне клуб на выезде проиграл «Палмейрасу», который именно во встрече с «Шапекоэнсе» досрочно завоевал титул чемпиона Бразилии.

Куда направлялись футболисты?

Футболисты летели в колумбийский город Медельин, где должен был состояться первый (из двух) финальный матч Южноамериканского кубка против колумбийской команды «Атлетико Насьональ». Игра была запланирована на вечер 30 ноября (ночь 1 декабря по московскому времени).

Авиакатастрофы с участием спортсменов

История знает несколько случаев гибели спортивных команд в авиакатастрофах. В 2011 году при взлете потерпел крушение рядом с ярославским аэропортом Туношна самолет ЯК-42Д с хоккейным клубом «Локомотив». Погибли 26 игроков основного состава, пять тренеров и шесть человек из технического персонала команды.

В 1979 году над Днепродзержинском столкнулись два самолета Ту-134, в одном из которых находилось 14 футболистов, второй тренер, администратор и врач ташкентского футбольного клуба «Пахтакор». Все они погибли, всего трагедия унесла жизни 178 человек.

За 21 год до этого при взлете в Мюнхене разбился самолет Airspeed AS.57 Ambassador с игроками и тренерами знаменитого футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» на борту. Погибли восемь игроков «красных дьяволов», секретарь клуба и два тренера. Выжили девять футболистов, среди которых ставший впоследствии легендой МЮ Бобби Чарльтон. Также удалось спастись главному тренеру команды Мэтту Басби.

В 1950 году, заходя на посадку в свердловский аэропорт «Кольцово», разбился самолет «Ли-2». На борту находились 13 членов хоккейной команды ВВС и 6 членов экипажа. Все погибли. По счастливой случайности, Всеволод Бобров, главная звезда отечественного футбола и хоккея 1950-х, опоздал на этот самолет.

Поделиться: