Структура подготовленности спортсмена исключает элемент. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая. Текст научной работы на тему «Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивны

Тренированность и спортивная форма

Систематически правильно проводимые тренировки приводят организм спортсмена к состоянию тренированности, при этом спортсмен выполняет работу более экономно, четко, слаженно. Это достигается мобилизацией запасных сил организма, укреплением здоровья, что и обеспечивает высокий уровень двигательной деятельности. Тренированность характеризуется улучшением физического развития и повышением функции органов и систем организма.

У тренированного спортсмена, как правило, хорошее самочувствие и настроение, ровное спокойное поведение, бодрая походка, нормальная осанка. Жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая динамометрия увеличиваются, но вес умеренно снижается. Частота сердечных сокращений и дыхания урежается, артериальное давление снижается. Тренированность может достичь своей наивысшей точки-спортивной формы.

Спортивная форма - это состояние высокого уровня работоспособности, согласованной деятельности различных органов, систем и всего организма спортсмена в сочетании с развитием морально-волевых качеств, обеспечивающих возможность максимальных спортивных достижений (по профессору А. Н. Крестовникову).

Спортивная форма определяется по состоянию здоровья и спортивным достижениям. Ощущение полного здоровья, слаженная регуляция жизненных процессов, высокая способность включения в работу и быстрое восстановление сил организма после физических нагрузок характерны для спортивной формы. Спортсмен показывает наивысшие для себя достижения.

Спортивная форма может поддерживаться в течение нескольких месяцев, если при этом будут правильный режим жизни и тренировки, достаточное время для восстановления трудоспособности и полноценное питание.

Частые выступления в соревнованиях, форсированная тренировка, нарушение жизненного режима, болезненные состояния могут привести к потере спортивной формы, а в отдельных случаях к перетренированности, перенапряжению.

Теоретические и экспериментальные исследования в области социального, психологического и педагогического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки и соревнований в свете общей теории структур позволили выделить следующие методологические положения.

Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру. Это, конечно, не значит, что они не должны применяться в спортивной тренировке, но их следует изучать дополнительно.



Вместе с тем те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.

Исходя из этого положения и были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и задачи) каждого элемента:

1. Психологический паспорт избранного вида спорта как система требований к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.

2. Психологическая характеристика спортсмена как фактор оценки проявляемых спортсменом психических качеств и черт личности. Нельзя проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.

3. Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.

4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.

5. Предсоревновательная психологическая подготовка спортсмена как система мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию.

6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.

7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка, связанная с развитием способности спортсмена тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.

8. Постсоревновательная психологическая подготовка, связанная с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственными и двигательными действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед спортсменом.

Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.

Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность. Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы в тесной связи всех психических функций и качеств личности между собой. Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.

Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.

Пятым методологическим положением является иерархия элементов структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все они одинаковы и абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки.

Что же касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести факт, что спортивная тренировка осуществляется личностью (разумным существом) и все виды подготовки в спорте сопровождаются психическими процессами, проявлением различных свойств личности. Этот факт побуждает отдельных специалистов-практиков считать, что выделять психологическую подготовку в системе спортивной тренировки в отдельный блок нет смысла, так как все виды подготовки спортсмена пронизаны психологическим содержанием и совсем не обязательно строить дополнительную систему психологического воздействия. С этим мнением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания личность и ее качества, мы сталкиваемся и с отрицательным влиянием спортивной деятельности на формирование личностных и психических качеств спортсмена.

Итак, какое же место занимает психологическая подготовка в иерархии спортивной тренировки? По нашему мнению, она является интегративно значимой функцией в системе спортивной тренировки человека.

Иерархия значимости элементов структуры психологической подготовки спортсмена имеет свои специфические особенности, абсолютно необходимые для достижения конкретных результатов данного вида подготовки. Первое место здесь занимает психологический паспорт избранного вида спорта, второе - психологическая характеристика спортсмена, третье - общая психологическая подготовка; четвертое - психологическая подготовка к конкретной тренировке; пятое - предсоревновательная психологическая подготовка; шестое - предстартовая психологическая подготовка; седьмое - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; восьмое - постсоревновательная психологическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использова­ние знании, средств, методов и уоювии, позволяющее направленно воз­действовать на физическое развитие спортсмена и обеспечивать необ­ходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Ранее уже отмечалось, что в настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность: массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отли­чаются друг от друга. Однако что касается средств, методов, принци­пов спортивной подготовки, то они аналогичны как в том, гаки в дру­гом его виде. Принципиально обшей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массово­го спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

1. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими возможнос­тями его, а также с условиями внешней среды. Изменение правил со­ревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения, К базовым от­носятся движения и действия, составляющие основу технической ос­нащенности данного вида и являющиеся обязательными для спорт­сменов. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных осо­бенностей данного спортсмена.

2. Физическая подготовленность - это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития именно тех физических качеств, от которых зависит соревнователь­ный успех в определенном виде спорта.

3. Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на­сколько он владеет средствами спортивной тактики (например, тех­ническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакую­щей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (напри­мер, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанный с участием в конкретном состязании.

Специфика вида спорта - это решающий фактор, определяю­щий структуру тактической подготовленности спортсмена. Так. при забеге на средние дистанции (800, 1500 м) бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробе-гание участниками всей дистанции, чтобы коротким (100-150 м) быстрым финишным рывком добиться победы. Бегуну же с более высоким уровнем выносливости, наоборот, выгоднее вести бег в, высоком равномерном темпе по всей дистанции. Среди равных бе­гунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику бега.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, едино­борствах, где тактика связана не только с технической и функцио­нальной подготовленностью, но и с быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене соревновательных ситуаций. Спо­собность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Активность тактических действий во время соревнований являет­ся важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь посредством тактических приемов навя­зать сопернику свою волю во время соревнований.

4. Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре­менно взаимосвязанные стороны; волевую и специальную психичес­кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целе­устремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманно­стью решений), настойчивость и упорство, выдержка и самооблада­ние, самостоятельность и инициативность. Большая часть этих ка­честв воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта сама по себе накладывает от­печаток на характер и степень развития отдельных психических ка­честв. Однако для воспитания волевой подготовленности использу­ются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования:

  • регулярное и обязательное выполнение намеченной тренировоч­ной программы и соревновательных установок (это должно делаться сознательно), что связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодоле­нии трудностей. На этой основе реализуется воспитание целеустрем­ленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодис­циплины и стойкости;
  • системный ввод дополнительных трудностей, включение допол­нительных двигательных заданий, проведение тренировочных заня­тий в усложненных условиях, увеличение степени риска;
  • использование соревнования и соревновательного метода. Сам дух соперничества служит средством повышения психической устой­чивости спортсмена при различной степени психической напряжен­ности в условиях соревнований или тренировки (табл. 9.3).

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые также можно совершенство­вать в ходе спортивной подготовки:

  • устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно­вательной деятельности;

Таблица 9.3 Психическая напряженность фехтовальщика при выполнении специализиро­ванных упражнений (по С.С. Гурвичу, В.С. Келлеру, В.Н. Платонову)

  • кенестетические и визуальные восприятия двигательных дей­ствий и окружающей среды;
  • способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  • способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  • способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Мы специально уделили столько внимания психической подго­товленности в общей структуре подготовки спортсмена, поскольку эта сторона подготовки часто остается в тени. Но именно психическая подготовленность человека, приобретенная в процессе регулярных тренировок и спортивных соревнований, становится сутью его харак­тера, т.е. может широко проявляться в обычной и профессиональной жизнедеятельности человека.

Говоря о структуре подготовленности спортсмена, нельзя не ска­зать о роли специальных знаний. Теоретическая подготовленность приобретается спортсменом в процессе всей его спортивной жизни. Она опосредованно включает в себя и биологические, и физиологиче­ские, и психологические, и биомеханические аспекты различных сто­рон тренировки. Как правило, чем выше спортивное мастерство, тем большими теоретическими знаниями должен обладать спортсмен. Теоретическая осознанность своих действий помогает ему сознатель­но и оправданно идти на преодоление тех трудностей, которые посто­янно возникают в процессе многолетней тренировки. Теоретическая подготовленность спортсмена, безотносительно к его базовому спе­циальному образованию, во многом зависит от степени понимания ее важности, а следовательно, от его личной заинтересованности в само­образовании.

Ключевые слова

структура функциональной подготовленности / спортивные игры / structure of functional readiness / sports games

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы - А. В. Кузнецов

Основная задача исследования – изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр . Результаты, полученные в исследовании, позволяют заключить, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр . В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр , которые обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество по сравнению с представителями волейбола. Полученные результаты могут быть использованы для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье, автор научной работы - А. В. Кузнецов

  • Структура функциональной подготовленности спортсменок, специализирующихся в легкоатлетическом многоборье разной спортивной квалификации

    2017 / Чернова Татьяна Сергеевна
  • Показатели функциональной подготовленности в обеспечении физической работоспособности спортсменок разной квалификации

  • Физиологические эффекты повышения функциональной подготовленности спортсменов при использовании регламентированных режимов дыхания в тренировочном процессе

    2018 / Мандриков Виктор Борисович -, Шамардин А.А.
  • Особенности функционального состояния респираторной системы пловцов на разных этапах спортивной подготовки

    2017 / Говорухина А.А., Веткалова Н.С.
  • Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменок разного уровня спортивной квалификации, специализирующихся в легкоатлетическом многоборье

    2017 / Чернова Т.С., Алексанянц Г.Д.
  • Особенности функциональной экономизации системы внешнего дыхания у акробатов разной квалификации

    2016 / Зинченко А.Ю., Алексанянц Г.Д., Пилюк Н.Н.
  • Физическая подготовка спортсменок занимающихся спортивной аэробикой на начальном этапе многолетней тренировки

    2013 / Мартынов Александр Александрович
  • Методика интервальной экзогенно-респираторной гипоксической тренировки

    2013 / Морозов А.И.
  • Специфические особенности функциональной устойчивости у спортсменов с различным характером двигательных актов

    2011 / Горбанёва Елена Петровна, Власов Алексей Анатольевич
  • Оптимизация процессов "срочного" восстановления у квалифицированных спринтеров

    2015 / Шубина Н.Г., Барабанкина Е.Ю.

The primary goal of the research was to study the level of parameters of the basic components of functional readiness of the sportsmen specializing different kinds of sports. The results received in the research allow us to conclude, that in integrative expression the sportsmen’s, specializing different kinds of sports games , level of parameters of the basic components of functional readiness does not differ essentially. At the same time, the structure and level of separate parameters of examined components have their own features of sportsmen in each kind of sports games , which are caused by specificity of the pattern of habitual impellent locomotions. It is revealed, that on the majority of parameters of functional readiness of the football and basketball representatives show the certain advantage in comparison with volleyball representatives. The received results can be used for rational construction of training work, the organization of effective process of escalating functionalities of the sportsmen specializing sports games

Текст научной работы на тему «Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивных игр»

А. В. Кузнецов

Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивных игр

Основная задача исследования - изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. Результаты, полученные в исследовании, позволяют заключить, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр, которые обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество по сравнению с представителями волейбола. Полученные результаты могут быть использованы для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Ключевые слова: структура функциональной подготовленности, спортивные игры. A. V. Kuznetzov

Structure of Functional Readiness of Sportsmen Specializing in Different Kinds of Sports Games

The primary goal of the research was to study the level of parameters of the basic components of functional readiness of the sportsmen specializing different kinds of sports. The results received in the research allow us to conclude, that in integrative expression the sportsmen"s, specializing different kinds of sports games, level of parameters of the basic components of functional readiness does not differ essentially. At the same time, the structure and level of separate parameters of examined components have their own features of sportsmen in each kind of sports games, which are caused by specificity of the pattern of habitual impellent locomotions. It is revealed, that on the majority of parameters of functional readiness of the football and basketball representatives show the certain advantage in comparison with volleyball representatives. The received results can be used for rational construction of training work, the organization of effective process of escalating functionalities of the sportsmen specializing sports games.

Keywords: structure of functional readiness, sports games.

Функциональные возможности организма является основой для успешной тренировочной работы над развитием специальных физических качеств и способностей спортсменов и их проявлением в условиях соревнований. Функциональная подготовленность выступает важнейшим условием и проявляется в двигательных действиях, характерных для того или иного вида спорта, в способности физиологических систем организма обеспечивать перенесение больших специфических нагрузок и обусловливает интенсивные процессы восстановления .

Следует учитывать, что структура функциональной подготовленности спортсменов, наличие всех выделяемых ее компонентов практически одинакова для всех без исключения видов спорта. Различается только парциальный вклад того или иного компонента, функционального свойства, физиологического механизма, их сочетания обеспечение высокого (необходимого) уровня специ-

альной работоспособности. Этот вклад обусловливается специфичностью каждого вида спорта, конкретной специализацией в рамках отдельного вида спорта (амплуа, дистанция и т. п.) . В этом плане спортивные игры принадлежат к числу наиболее многокомпонентных видов спорта.

Отличительными особенностями современного футбола, баскетбола, волейбола, да и всех других видов спортивных игр, являются существенно возросшая интенсивность игры, быстрая смена игровых ситуаций, довольно жесткая атлетическая борьба. Современные спортивные игры требуют высокого уровня развития двигательных способностей человека, отличаются высокой интенсивностью технико-тактических действий. В связи с этим все известные параметры функциональной подготовленности являются важными для работы спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, для достижения ими высоких результатов

© Кузнецов А. В., 2017

Исходя из этого, для рационального построения тренировочной работы, организации эффективного процесса наращивания функциональных возможностей спортсменов крайне важно знать и учитывать особенности структуры специальной функциональной подготовленности организма в каждом конкретном виде спорта, и в спортивных играх в том числе.

В связи с вышеизложенным задачей данного исследования явилось изучение уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр.

Методика

С выяснения уровня параметров основных компонентов функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр, были обследованы спортсмены трех специализаций: футболисты (n = 16), волейболисты (n = 12) и баскетболисты (n = 14).

Уровень физической (двигательной) подготовленности оценивался по результатам тестирования силовых, скоростных, скоростно-силовых возможностей и выносливости спортсменов.

Сила определялась при помощи динамометрии мышц правой и левой кистей. О скоростных возможностях судили по результату пробегания дистанции в 20 метров. Скоростная выносливость определялась в тесте «челночный бег» (91 м, 13 по 7 м). Об уровне выносливости судили по результатам теста «12-минутный бег».

Определение максимальной аэробной производительности (V02max) осуществлялось прямым способом посредством комбинированного прибора «Ergo-Oxyscreen (Jaeger)».

Свойства и функциональное состояние нервной системы оценивались по таким параметрам, как сила нервной системы, подвижность нервных процессов и равновесие процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Лабильность и сила нервной системы оценивались по результату теппинг-теста. Задание заключалось в выполнении в максимально возможном темпе движений кистью руки. При этом получали два основных показателя: средний интервал (средний период воспроизводимого темпа, определяемый как среднее время между двумя последовательными движениями), который позволял судить о лабильности нервной системы, и тренд (среднее арифметическое разностей двух сосед-

них интервалов реакций), позволявший судить о силе нервной системы.

Для оценки подвижности нервных процессов определялось время простых сенсомоторных реакций. При определении двигательных реакций давалось задание как можно быстрее реагировать на предъявляемый стимул (свет). Предварительно предоставлялись пробные попытки, после чего производилось основное исследование (10 проб) с последующим определением среднего моторного и среднего латентного времени реакции.

Текущий уровень тревожности количественно оценивался по показателю психоэмоционального напряжения, определяемого в тесте «ситуативная тревожность» по Спилбергеру. При прохождении теста обследуемый отвечал на ряд вопросов, после чего по результатам тестирования выставлялась суммарная балльная оценка.

Возбудимость, лабильность, сила и подвижность нервных процессов оценивались по значениям критической частоты слияния мельканий.

Оценка когнитивной функции производилась по результатам теста «Внимание по расстановке чисел». Обследуемым предлагали из таблицы, заполненной в произвольном порядке двузначными числами, выбрать числа в порядке возрастания. При этом определялось время выполнения задания и количество ошибок.

Для определения состояния центральной нервной системы и психических проявлений использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований КПФК-99М «Психо-мат» ООО "Медпроект-Вита"».

Результаты исследования

В Таблице 1 приведены средние значения показателей, составляющих основные компоненты функциональной подготовленности у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх.

Рассматривались показатели двигательного, энергетического, нейродинамического, психического и информационно-эмоционального компонентов.

Из представленных в Таблице 1 данных можно видеть, что параметры, определяющие двигательный компонент функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в трех наблюдаемых видах спортивных игр, практически не различаются по величине. Исключение составляет только показатель скоростной выносливости. Этот параметр статистически ниже у волейболистов, по сравнению как с футболистами, так и с баскетболистами (Р < 0,05).

Таблица 1

Средние величины показателей компонентов функциональной подготовленности у спортсменов различных специализаций (Х±т)_

Показатели Спортивная специализация До гтоверность различий

Футбол (n = 16) Волейбол (n = 12) Баскетбол (n = 14) I-II I-III II-III

Двигательный компонент

Сила правой кисти, кг 43,6±1,1 45,7±1,8 46,5±1,0 - - -

Сила левой кисти, кг 39,9±1,0 40,9±0,8 41,5±0,7 - - -

Скорость (20 м), с 3,1±0,1 3,2±0,1 3,1±0,1 - - -

Скоростная выносливость (челночный бег), с 21,6±0,1 22,9±0,1 21,9±0,2 * - *

Выносливость, 12 мин. бег, м 2800,8±55,7 2788,2±72,0 2950,2±57,4 - - -

Энергетический компонент

Аэробные возможности, VO2max, мл / мин. 4370,0±165,5 4599,2±144,4 4210,7±176,5 - - -

Анаэробные возможности, прыжок в высоту, см 63,3±1,0 67,7±0,5 66,0±0,8 * * -

Нейродинамический компонент

Подвижность нервных процессов (латентное время), мс 301,7±5,3 290,3±14,2 283,3±12,1 - -

Подвижность нервных процессов (моторное время), мс 99,4±5,3 95,8±6,5 95,1±5,6 - -

Лабильность нервной системы (средний интервал), мс 131,8±2,4 129,6±5,2 127,3±2,8 - -

Информационно-эмоциональный и психический компонент

Тревожность по Спилбергеру, балл 19,5±1,2 22,4±1,6 18,1±1,3 *

Критическая частота световых мельканий, Гц 39,7±1,2 39,6±0,8 40,1±2,5

Ошибка в тесте «Внимание по расстановке чисел», кол-во 1,1±0,2 0,5±0,2 1,6±0,4 * *

Распределение внимания, у. е. 0,20±0,02 0,24±0,04 0,23±0,01

Примечание: * - достоверность различий по ^критерию Стьюдента при p < 0,05.

Сравнительный анализ параметров энергетического компонента показал неоднозначную картину. Так, аэробная производительность, оцениваемая по величине максимального потребления кислорода, статистически не различалась у спортсменов, представляющих разные виды спортивных игр.

В то же время анаэробные возможности, оцениваемые по показателю скоростно-силовой работы, результату прыжка вверх, были достоверно выше у волейболистов и баскетболистов, по сравнению с футболистами, которые показали в среднем наименьшую ее величину (Р < 0,05).

Сравнение трех показателей нейродинамиче-ского компонента функциональной подготовленности спортсменов-игровиков не обнаружило статистически достоверных различий между представителями наблюдаемых видов спортивных игр.

Вместе с тем сравнительный анализ демонстрирует, что наилучшие показатели обнаруживаются у представителей баскетбола, затем - волейбола. А наихудшие величины всех анализируемых показателей демонстрируют футболисты.

Несколько иная картина обнаружилась при анализе показателей психического и информационно-эмоционального компонентов.

Так, оценивая степень ситуативной тревожно-

сти у спортсменов наблюдаемых видов спортивных игр, следует отметить, что в среднем у всех этот параметр находился на низком уровне. Вместе с тем самый низкий (относительно) уровень тревожности обнаружился у баскетболистов, а самый высокий - у волейболистов (Р < 0,05). У футболистов были зафиксированы промежуточные значения этого параметра.

Сравнение показателей такого параметра информационного компонента, как внимание, обнаружило наилучшие их величины у волейболистов. Они демонстрировали наилучшие значения как распределения внимания, так и собственно внимания (наименьшие величины ошибки в тесте по расстановке чисел), по сравнению как с футболистами, так и с баскетболистами ^ < 0,05).

Величина критической частоты световых мельканий, отражающая подвижность корковых процессов, была практически на одном уровне у представителей всех видов спортивных игр.

В завершении сравнительного анализа для более наглядного представления об уровне и структуре функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр, нами были сформированы «функциональные портреты» на основе построения графических профилей изучаемых парамет-

ров, на основе нормализации (приведения к единой шкале) путем построения оценочной шкалы «выбранных точек» всего массива изучаемых параметров.

Из представленного графика можно видеть, что наибольший уровень (наибольшая графическая суммарная «площадь») всех изучаемых показателей основных компонентов функциональной подготовленности обнаруживается у баскетболистов, затем у футболистов (сумма величин всех нормализованных оценок у них соответственно составила 5,36 и 5,26 у. е.).

Несколько меньший уровень функциональной подготовленности был обнаружен у волейболистов (5,22 у. е.).

Обращает на себя внимание несущественная разница в этих интегративных показателях функциональной подготовленности спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. На наш взгляд, это обусловлено весьма схожими характеристиками двигательной активности и вегетативного обеспечения такой специфической работы во всех исследуемых видах спортивных игр.

Заключение

Таким образом, результаты, полученные в нашем исследовании, позволяют сделать вывод, что в интегративном выражении уровень параметров основных компонентов функциональной подготовленности существенно не различается у спортсменов, специализирующихся в разных видах спортивных игр. В то же время структура и уровень отдельных показателей рассматриваемых компонентов имеют свои особенности у спортсменов в каждом виде спортивных игр и обусловливаются специфичностью паттерна привычных двигательных локомоций. Обнаружено, что по большинству параметров функциональной подготовленности представители футбола и баскетбола демонстрируют определенное преимущество, по сравнению с представителями волейбола. По нашему мнению, это обусловливается характером морфологических и функциональных адаптационных процессов к мышечной деятельности в условиях специфического паттерна движений и регламентом этих спортивных игр, а также более динамичным характером мышечной деятельности этих представителей спортивных игр.

Библиографический список

1. Горбанева, Е. П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов

[Текст] / Е. П. Горбанева. - Саратов: Научная Книга, 2008. - 145 с.

2. Горбанева, Е. П., Солопов, И. Н., Сентябрев, Н. Н., Камчатников, А. Г., Серединцева, Н. В., Лагутина, М. В., Щедрина, Е. В., Суслина, И. В., Медведев, Д. В., Ракова, Е. В. Физиологическое обоснование модификации и оптимизации ведущих сторон функциональной подготовленности спортсменов [Текст] : монография / Е. П. Горбанева. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015. - 219 с.

3. Горбанева, Е. П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.03.01 / Е. П. Горбанева. - Волгоград, 2012. - 48 с.

4. Зациорский, В. М. Спортивная метрология [Текст] / под общ. ред. В. М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

5. Скляров, В. М. Оптимизация физической подготовки юных волейболисток [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. М. Скляров. - Волгоград, 2005. - 24 с.

6. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов,

A. И. Шамардин. - Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

7. Солопов, И. Н. Функциональная подготовленность и функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. -Волгоград, 2007. - Вып. 3. - С. 4-12.

8. Солопов, И. Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов [Текст] : монография / И. Н. Солопов [и др.]. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2010. - 346 с.

9. Фомин, В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов [Текст] : учебное пособие /

B. С. Фомин. - М. : МОГИФК, 1984. - 64 с.

10. Шамардин, А. И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А. И. Шамардин. - Волгоград, 2000. - 276 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Gorbaneva, E. P. Kachestvennye harakteristiki funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov / E. P. Gorbaneva. - Saratov: Nauchnaja Kniga, 2008. -145 c.

2. Gorbaneva, E. P., Solopov, I. N., Sentjabrev, N. N., Kamchatnikov, A. G., Seredinceva, N. V, Lagutina, M. V., Shhedrina, E. V., Suslina, I. V, Medvedev, D. V., Rakova, E. V Fiziologicheskoe obosnovanie modifikacii i optimizacii vedushhih storon funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov : monografija / E. P. Gorbaneva . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2015. - 219 s.

3. Gorbaneva, E. P. Fiziologicheskie mehanizmy i harakteristiki funkcional"nyh vozmozhnostej organizma

cheloveka v processe adaptacii k specificheskoj myshechnoj dejatel"nosti : avtoref. dis. ... d-ra med. nauk: 03.03.01 / E. P. Gorbaneva. - Volgograd. 2012. - 48 s.

4. Zaciorskij, V M. Sportivnaja metrologija / pod obshh. red. V M. Zaciorskogo. - M. : Fizkul"tura i sport, 1982. - 256 s.

5. Skljarov, V M. Optimizacija fizicheskoj podgotov-ki junyh volejbolistok : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04 / V. M. Skljarov. - Volgograd, 2005. -24 s.

6. Solopov, I. N. Funkcional"naja podgotovka sportsmenov / I. N. Solopov, A. I. Shamardin. - Volgograd: PrinTerra-Dizajn, 2003. - 263 s.

7. Solopov, I. N. Funkcional"naja podgotovlennost" i funkcional"naja podgotovka sportsmenov / I. N. Solopov // Problemy optimizacii funkcional"noj podgotovlennosti sportsmenov. - Volgograd, 2007. - Vyp. 3. - S. 4-12.

8. Solopov, I. N. Fiziologicheskie osnovy funkcional"noj podgotovki sportsmenov : monografija / I. N. Solopov . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2010. - 346 s.

9. Fomin, V S. Fiziologicheskie osnovy upravlenija podgotovkoj vysokokvalificirovannyh sportsmenov : uchebnoe posobie / V. S. Fomin. - M. : MOGIFK, 1984. - 64 s.

10. Shamardin, A. I. Optimizacija funkcional"noj podgotovlennosti futbolistov / A. I. Shamardin. - Volgograd, 2000. - 276 s.

1. Gorbaneva E. P. Qualitative characteristics of athletes" functional readiness. - Saratov: Nauchnaya Kniga, 2008. - 145 with.

2. Gorbaneva E. P., Solopov I. N., Sentyabrev N. N., Kamchatnikov A. G., Seredintseva N. V, Lagutina M. V, Shchedrina E. V, Suslina I. V., Medvedev D. V, Rakova E. V Physiological justification of modification and optimization of the leading parties of athletes" functional readiness: monograph / E. P. Gorbaneva. - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2015. - 219 p.

3. Gorbaneva E. P. Physiological mechanisms and characteristics of functionality of a human body in the course of adaptation to specific muscular activity: author"s thesis ... Dr.s of Medical Sciences: 03.03.01 / E. P. Gorbaneva. - Volgograd, 2012. - 48 p.

4. Zatsiorsky V. M. Sports metrology/ under a general edition of V. M. Zatsiorsky. - M. : Physical culture and sport, 1982. - 256 p.

5. Sklyarov V. M. Optimization of young volleyball players" physical training: author"s thesis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / V. M. Sklyarov. - Volgograd, 2005. - 24 p.

6. Solopov I. N. Functional training of athletes. - Volgograd: PrinTerra-Dizain, 2003. - 263 p.

7. Solopov I. N. Functional readiness and functional training of athletes // Problems of optimization of athletes" functional readiness. - Volgograd, 2007. - Edition 3. -P. 4-12.

8. Solopov I. N. Physiological bases of athletes" functional training: monograph(s). N. Solopov . - Volgograd: FGBOU VPO «VGAFK», 2010. - 346 p.

9. Fomin V. S. Physiological bases of management of preparation highly skilled athletes: manual / V. S. Fom-in. - M. : MOGIFK, 1984. - 64 p.

10. Shamardin A. I. Optimization of football players" functional readiness. - Volgograd, 2000. - 276 p.

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

  • - по преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);
  • - по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);
  • - по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям конкретного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированию, она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которых выполняется спортивное действие. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы. Он может противостоять атакующим действиям соперника и одновременно ставит его в сложные положения.

В структуре технической подготовленности очень важно выделить базовые и дополнительные движения и действия.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Основные базовые движения являются обязательные для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно эти дополнительные движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

На начальных этапах многолетней подготовки. В соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат определяются прежде всего степенью овладения базовых движений и действий.

На уровне высшего спортивного мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающими средствами в достижении спортивного результата.

Результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, индивидуальностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, психической другим видам подготовленности.

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью ее от условий ведения борьбы и состояния самого спортсмена. Необходимо учесть, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность протекают в условиях большого количества сбивающих факторов. К ним относятся: активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место проведения соревнований, оборудования, атмосферные явления, недоброжелательность болельщиков и т.д.

Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в этих условиях и является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности спортсмена.

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводят.

Например: в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений во второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем, компенсаторные изменения техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяет спортсменам сохранить и даже увеличить скорость передвижения на второй половине дистанции (плавание, гребля, бег).

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися условиями (ситуациями), острой недостаточностью времени для выполнения двигательного действия, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

Здесь следует говорить о двигательной одаренности, о двигательной компетентности и индивидуальности техники.

Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам, пути решения которых в определенной области исполнителю хорошо известны.

Экономичность техники характеризуется использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

При прочих равных условиях лучшим является вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических проявлений спортсменом.

Применение таких вариантов техники позволяет интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах спорта показателями экономичности техники является способность спортсменов к эффективным действиям при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действия неожиданно.

Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые с одной стороны достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информационных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена .

Тактическая подготовленность спортсмена во многом определяется конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие.

Эта конечная цель не совпадает в различных видах спорта. Так, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к развитию максимальных показателей мощности («градиен силы») и с эффективным использованием для этого функциональных резервов, внешних сил и сил инерции.

Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений.

В сложнокоординационных видах спорта (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, синхронное плавание). Техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата.

Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбрать и реализовать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени.

Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной техники (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Структура тактической подготовленности вытекает из характера стратегических задач, определяющих основные направления спортивной борьбы. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена в серии стартов с целью подготовки и успешного участия в главных соревнованиях сезона и носить, таким образом, перспективный характер. Они могут быть и локальными, связанными c участием в отдельных соревнованиях или в конкретном поединке, схватке заезде, заплыве, игре и т.д.

В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд лежит:

  • 1) владение современными средствами, формами и видами тактики конкретного вида спорта;
  • 2) соответствие тактики уровню развития этого вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;
  • 3) соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и т.д.);
  • 4) увязывание тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности - технической, физической, психической.

При разработке тактического плана следует учитывать технико-тактические и функциональные возможности партнеров (в командных видах спорта), опыт тактических действий сильнейших спортсменов - основных соперников, их технические и физические возможности, психическую подготовленность, вариативность тактики в различных поединках, хода спортивной борьбы (в единоборствах).

Специфика вида спорта является фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортсмена.

Например, в скоростно-силовых, сложно-координационных, циклических видах основной составляющей тактической подготовленности является выбор рациональной тактической схемы и ее использование независимо от действий основных соперников.

Сложное дело обстоит с тактической подготовленностью в спортивных играх и единоборствах. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательной ситуации, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки своих действительных намерений соперников и т.д.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с уровнем технической, физической, психической и других видов подготовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем спринтерских качеств, специализирующихся в циклических видах спорта, могут быстро начать прохождение дистанции с целью оказания психологического давления на соперников или, наоборот, до последних метров дистанции держаться несколько сзади и стремительно финишировать, когда соперник не ожидает.

Боксеры и борцы, обладающие большим скоростно-силовым потенциалом, но с недостаточным уровнем развития выносливости, как правило делают ставку на победу в первые минуты схватки (поединка).

Эти же спортсмены могут избрать на первой половине поединка экономичный оборонительный вариант тактики, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают, что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощности толчкового усилия на 5--7%.

Высокий уровень физической подготовленности -- одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20--25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3--4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов -- уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Хотелось бы также остановиться на психологической подготовки которая также входит в подготовленность спортсмена.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте -- целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа . Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсменов следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида спорта. Воспитание волевых качеств спортсменов связано с постоянным преодолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с "тепличными" условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий занятий к соревновательным -- вот основные требования, которые дают возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки.

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

  • - соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
  • - специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п. .

Тема: Техническая подготовка спортсмена

План:

1. Понятие и технической подготовке

Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

2. Виды, задачи технической подготовки

3. Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

4. Этапы обучения спортивной технике

5. Методика технической подготовки (средства и методы)

6. Причины возникновения ошибок в технике и пути их исправления

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать – совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, вида соревнований.

Техническая подготовка – это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение наивысших спортивных результатов.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки , велоспорт и др.). Здесь техника должна направлена на экономизацию энергетических ресурсов в организме спортсмена.


3. Виды спорта, в которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что ин умеет и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называется техническим мастерством .

Основными характеристиками рациональной техники являются:

v Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

v Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов (в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов).

v Освоенность техники движений – этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны: стабильность, устойчивость, автоматизированность;

v Эффективность техники – определяется ее соответствием решаем задачам и высоким конечным результатом.

v Экономичность техники – характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. Минимальные энергозатраты, наименьшее напряжение психических возможностей спортсмена.

v Минимальная информативность техники для соперников – имение маскировать свои замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой – не имеют четко выраженных информационных деталей, демаскирующих замысел соперника.

Различают Общую и Специальную техническую подготовку:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разносторонними ДУиН, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

 Увеличить объем (диапазон) ДУиН, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;

‚ Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

Œ Сформировать знания о технике спортивных действий;

 Достижение высокой стабильности и рациональной вариативность специализированных движений – составляющих основу техники вида спорта;

Ž Разнообразить индивидуальные формы технических действий, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;

 Усовершенствование двигательных действий, для успешного участия в соревнованиях;

 Повысить надежность и результативность технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

‘ Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее. (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту, техника толкая ядра по принципу поворота, как в метании диска, «коньковый» ход в лыжах и др.);

’ Совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.


Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью освоенности.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень овладения двигательным действием (ДД), которая характеризуется сознательным управлением движением, при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются :

Ø Управление движения происходит не автоматизировано;

Ø Сознание ученика загружено контролем каждого движения;

Ø Невысокая быстрота выполнения;

Ø Действие выполняется не экономично, при значительной степени утомления;

Ø Наблюдается расчлененность движений;

Ø Нестабильность действия;

Ø Непрочное запоминание действия;

Дальнейшее совершенствование ДД при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т. е. умение переходит в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫК – это оптимальная степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыки:

Ø Автоматизированное управление движениями;

Ø Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением, однако выполнение должно быть осознанное;

Ø Слитность движений, т. е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

Ø Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий;

Ø Быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

Ø Высокая устойчивость действия под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий и т. д.);

Ø Прочность запоминания действия. Навык если он прочно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах).

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков – это явление получило название переноса навыков. Различают:

§ Положительный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

§ Отрицательный перенос – такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

В построении процесса обучения можно выделить ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ , одновременно самостоятельные и взаимосвязанные:

Первый этап – начальное разучивание (грубая координация) . В процессе его создается общее представление о двигательном действии (методами рассказа и показа) и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется структура выполнения (целостным, расчлененным методами), предупреждаются и устраняются грубые ошибки. Если занимающийся после создания умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Обычно это наблюдается при разучивании многих общеподготовительных и других несложных упражнений. Необходимо добиваться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники ДД в целом путем облегчения условий выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. Многократное повторение изучаемого ДД на каждом занятии.

Второй этап – углубленное разучивание (точная координация) . Разучивание углубленное, детализируется понимание закономерностей ДД, совершенствуется его координационная структура по элементам движения. Внимание занимающихся избирательно сосредотачивается на отдельных деталях техники, осознание его пространственных характеристик, временных и динамических. При этом мысленная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения незначительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении (облегченные, усложненные), вынуждающие последовательно сосредоточить внимание на уточняемых деталях.

Третий этап – закрепление и дальнейшее совершенствование (стабильная и вариативная точная координация ) . Создается навык и формируется способность целесообразно применять ДД в реальных условиях практической деятельности (как тренировочных, так и соревновательных действий). Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. В дальнейшем осуществляется стабилизация и совершенствование, достигается необходимая прочность, стабильность (использование целостного метода). Продолжительность третьего этапа зависит от подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершенствование техники должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от тренера изучения особенностей телосложения, уровня развития физических качеств. На этом этапе обеспечивается подвижность и вариативность действия, его приспособляемость к сбивающим факторам внешней среды, изменениям физическим и психическим в состоянии занимающихся - при этом частично создаются условия реальной обстановки практического применения (соревновательной). Количество повторений возрастает от занятия к занятию. На этом этапе вырабатывается необходимость эффективности действия.

Основные положения методики технической подготовки

(средства, методы)

Применение средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Средства и методы словесного, наглядного воздействия к ним относятся:

а) Беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) Показ техники изучаемого движения;

в) Демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) Использование предметных и других ориентиров;

д) Звуко - и светолидирование;

е) Различные тренажеры, регистрирующие устройства.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений в этом случае применяются:

СРЕДСТВА: основными средствами обучения, являются физические упражнения.

Подводящие (постепенно приближающиеся к основным)

Имитационные (копирующие в основном характеристики действия разучиваемого)

Общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

Специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

- методы целостного и расчлененного упражнения , они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

Равномерный

Переменный

Повторный

Интервальный,

Игровой

Соревновательный и другие методы, способствующие совершенствованию и стабилизации техники движений.

Дополнительный материал

Двигательное умение это способность выполнять ДД на основе определенных знаний о его технике, начиная соответствующих предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык , характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки ДУ несут вспомогательную функцию Она может проявляться в двух случаях: 1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных ДД; 2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих ДД, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования ДН.

Формирование ДН стабилизируется тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно.

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена подразделяется на 3 стадии:

1. Стадию базовой технической подготовки;

2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства;

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия обычно состоит из 4-6 годичных циклов, вторая 6-8, третья 4-6.

Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.

Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки :

1) поисковый;

2) стабилизации;

3) адаптивного совершенствования (приспособительного).

На 1-м этапе техническая подготовка направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или её обновленного варианта), улучшение предпосылок её практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.

На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.

На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.

Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются :

1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование динамики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй – метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.

Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов:
1. Методический прием сопротивления условного противника используется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогает спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема. Он обеспечивает высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2.Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. В прыжках в воду уменьшается высота с трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории.

3.Методический прием максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используются сближение между партнерами при выполнении передачи с постоянной силой и др.

4.Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используются уменьшенный ринг и т. п.

5.Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т. д.) Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обделенной лыжне.

Метод упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию. Этот прием оказывает на ЦНС организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2.методический прием выполнения действий в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

3.методический прием периодического выключения или ограничения зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4.Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах или, наоборот, на атакующих приемах.

Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов.

1.Методический приме вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяется: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнения в легких тренировочных перчатках.

3.Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух других.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т. д.

2.Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног не менее 90 градусов.

Поделиться: