Лыжные гонки. Как устроен мир лыжных гонок. Гид по дисциплинам, соревнованиям и тактике Техника лыжных гонок

Гид Team Russia поможет вам разобраться со всем, что связано с лыжными гонками.

Лучшие атлеты в лыжных гонках объединены в сборную команду страны. Принадлежность к тому или иному спортивному клубу в большинстве случаев не является определяющей. Главные старты в лыжных гонках: Кубок мира, чемпионат мира (проходит раз в два года) и Олимпийские игры (раз в четыре года).

Кубок мира

В формате, более или менее похожем на нынешний, Кубок мира появился в 1981 году, объединив крупнейшие старты планеты - главным образом, конечно, Европы. Кубок мира традиционно стартует в Лапландии в конце ноября, а заканчивается в середине марта в шведском Фалуне. За этот период спортсменов ждёт более 30 стартов.

За победу в гонке начисляется 100 баллов, за второе место - 80, за третье - 60 и так далее, до 30 места. Баллы идут в общий зачёт Кубка мира. В конце сезона спортсмену, заработавшему больше всего кубковых баллов, вручается Большой хрустальный глобус. За победу в спринтерском зачёте вручается Малый спринтерский хрустальный глобус, за победу в дистанционном (только длинные гонки) зачёте - Малый дистанционный хрустальный глобус. К вопросу о дисциплинах мы ещё вернёмся.

Именно старты Кубка мира - главные гонки в календаре спортсменов. На них они ориентируются при подготовке к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Можно сказать, это гоночная и профессиональная база атлета.

Тур де ски

Входит в зачёт Кубка мира, но выведен в отдельную очень престижную номинацию. Впервые был проведён в 2006 году по образцу велосипедных многодневок: 9 дней, 7 гонок, один-два этапа обычно спринтерские, остальные - дистанционные. Проходит в центральной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Чехия. Существует общий зачёт, система очковых модификаций и промежуточных бонусных отметок. Очки идут в общий зачёт Кубка мира, но за победу на гонке дают лишь 50 баллов, зато в итоговом общем зачёте очки удваиваются.

Чемпионат мира

Чемпионат мира по лыжным видам проходит раз в два года, обычно в феврале, и включает всю программу дисциплин: спринт, командный спринт, индивидуальную гонку, скиатлон (ранее - масс-старт на 30 км), эстафету и лыжный марафон. Результаты на чемпионатах мира не трансформируются в очки зачёта Кубка мира - спортсмены бьются только за медали.

Олимпийские игры

Игры для лыжника-гонщика похожи на чемпионат мира - те же шесть гонок и такая же система. Игры проходят раз в четыре года, поэтому олимпийская медаль - самая ценная награда для любого спортсмена. Впрочем, выиграть общий зачёт Кубка мира, вероятно, даже сложнее.

Марафонская серия Ski Classic

Эта элитная серия включает в себя несколько классических европейских лыжных марафонов с историей. Тут нет национального деления, зато есть деления спортсменов на команды - как в профессиональном велоспорте. Почти все марафоны проводятся классикой и бегут её последние годы модным и быстрым даблполингом (одновременным бесшажным). Среди самых известных марафонов: Марчалонга, Васалоппет, Сгамбеда.

Ещё есть марафоны, объединённые в серию Worldloppet, которые проводятся по всему миру - от Америки до Японии. И российский аналог - Russialoppet, но все эти три серии не попадают на российское телевидение.

Дисциплины в лыжных гонках

Спринт. Состоит из квалификации и финальной части. В финальную часть попадает 30 лучших спортсменов из квалификационного забега, длительностью как правило 1,5 километра. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В каждом четвертьфинале бежит по шесть человек, то есть всего пять забегов. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега и ещё двое лучших по времени среди занявших места ниже второго - лакилузеры (luckylosers). В полуфинале действует такая же формула, в финале побеждает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу кубкового сезона, а также на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Команды формируются из двух представителей одной национальной сборной. В рамках командного спринта участники проходят по три спринтерских этапа, сменяя друг друга. Дисциплина с реальным спринтом имеет мало общего, поэтому здесь хорошо себя чувствуют стайеры и даже марафонцы - нужно много скоростной выносливости.

Гонка с раздельным стартом (индивидуальная гонка). Проводятся довольно часто и на разных дистанциях. На чемпионатах мира и Олимпийских играх традиционная дистанция для индивидуальных гонок - 10 км для женщин и 15 км для мужчин, однако в рамках этапов Кубка мира и многодневок дистанция может варьироваться.

Гонка преследования. Проводится на «Тур де ски» и ещё один раз в конце кубкового сезона на шведской мини-многодневке. Гонщики стартуют по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Гонка с массовым стартом, где половина дистанции проводится классическим стилем, а другая половина - свободным, со сменой лыж в специальной транзитной зоне. Мужчины бегут 15 км классическим стилем и 15 км коньковым. Женщины - 7,5 + 7,5. Во время многодневок дистанция зачастую короче.

Масс-старт. Традиционные гонки с общим стартом, где большая группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определённую дистанцию. Самая популярная гонка с общего старта - марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок.

Эстафета. Командная гонка, в каждой команде по четыре спортсмена. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространённый формат дистанции для женщин - 4 х 5 км, для мужчин - 4 х 10 км.


Что: Лыжные гонки Где: Северная Европа (Финляндия, Швеция, Норвегия)

20.04.2016 Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

Red Bull Nordenskiöldsloppet - самая длинная классическая лыжная гонка в мире.

И не только самая длинная. Еще и самая древняя: она состоялась аж в 1884 г., когда участники экспедиции Адольфа Эрика Нурденшёльда (Adolf Erik Nordenskiöld) вернулись из Гренландии и рассказали, что в один из выходов двое уроженцев Йоккмокка прошли на лыжах 460 км за 57 часов. Им, естественно, никто не поверил, и тогда Нурденшёльд решил доказать, что это в принципе возможно. Так появился маршрут длиной 220 км, который участники гонки планировали преодолеть за 24 часа. В итоге победитель уложился в 21 час 22 минуты.

Чтобы было понятно, что это были за люди, стоит взглянуть на фото:

Лыжи длиной 210-300 и шириной 8-12 см, палки и остальная экипировка понятно какие. Лыжню им, естественно, никто не тропил. Все современные рекордсмены отдыхают.

И вот в этом году шведские лыжники решили повторить эту историческую гонку в шведской Лапландии по оригинальному маршруту от Йоккмокка (Jokkmokk) до Квиккйокка (Kvikkjokk) и обратно. Дата - 10 апреля 2016 г.

Я узнал об этом от одного шведа, с которым в марте неделю ехал 440 км от границы до границы в Финляндии (http://rajaltarajallehiihto.ranua.fi/Suomeksi/Etusivu). Он гордо заявил, что собирается таким образом закрыть сезон, и наша группа всю неделю троллила его за чрезмерные амбиции. Он, впрочем, особо не троллился и все наши едкие комментарии парировал гордым "зато это легендарная гонка". Ну, посмеялись и забыли.

Когда я вернулся в Москву, оказалось, что нет, не забыли. По мере того, как снег таял и рядом с Москвой оставалось все меньше и меньше мест для нормального катания, мысль о том, что закрыть сезон заездом на 220 км по нормальной трассе было бы красиво, возникала у меня все чаще и чаще. И все доводы разума о том, что 220 км это дофига, ехать туда на один день не близко и недешево, странным образом растворялись в одной и той же навязчивой мантре: зато это легендарная гонка...

В общем, дух авантюризма в очередной раз победил, и вот я уже регистрируюсь на сайте гонки, там же оплачиваю стартовый взнос, покупаю билеты на самолет, и вуаля. Логистика очень простая: перелет Москва - Стокгольм - Лулео, от Лулео до Йоккмокка примерно 170 км - можно воспользоваться трансфером от организаторов, можно взять напрокат машину.

Важный момент. В Москве багаж регистрируют прямо до конечной точки (Лулео), но в Стокгольме его нужно обязательно получить и самостоятельно донести до стойки сдачи багажа в терминале для внутренних рейсов! Обратно багаж тоже регистрируют сразу до Москвы, но получать его в Стокгольме НЕ надо. То есть эта заморочка имеет место в Швеции только при пересадке с международного рейса на внутренний. В Москве меня об этом не предупредили, и лыжи мои, естественно, благополучно остались в Стокгольме. Впрочем, в Лулео мне весело сообщили, что ситуация под контролем и все приедет на следующий день утром первым же рейсом, поэтому я ничуть не расстроился: ночевал я в этот день все равно рядом с аэропортом, перемещался на арендованной машине, и проехать утром лишние 5 км, чтобы забрать лыжи, мне не составляло никакого труда.

Наутро было солнечно и +9, и, надо сказать, окружающий пейзаж не внушал оптимизма в плане количества и качества снега.

Ледяной дождь там тоже не редкость.

Недалеко от Йоккмокка проходит полярный круг.

К обеду я на месте, и у меня достаточно времени, чтобы спокойно осмотреться, зарегистрироваться и подготовиться к завтрашней гонке. Йоккмокк очень небольшой городок, тем не менее, там есть несколько отелей и кемпингов. Конечно, к тому моменту, как я окончательно решил, что еду, все уже было занято - все-таки 500 чел. участников для города с населением 2000 чел. это много, - но организаторы всем помогают найти жилье. Мне дали контакты милой бабушки-библиотекаря, которая сдала мне в своем доме комнату с отдельным входом и санузлом всего за 400 крон за все время моего там пребывания. Вот такой вот домик. И такая комнатка.

Лирическое отступление. По пути в центр соревнований я решил поесть и зашел в первый попавшийся ресторанчик, каковой ресторанчик был готов, судя по надписям на стенах, осчастливить меня гамбургерами, пиццой и салатами. Гамбургеры я решил проигнорировать, а вот пицца и греческий салат показались к месту. Появилась официантка.
- Что будете заказывать?
- Пиццу и греческий салат.
- Пиццу и что?
- Греческий салат.
- Какой?
- Греческий.
- Греческий?
- Да.
Почувствовав, что полного взаимопонимания у нас не наступает, для пущей убедительности показываю на надпись мелом "Греческий салат" на доске у нее за спиной.
- А-а-а, греческий салат...
Многоточие ощущалось настолько остро, что я оглянулся. Остальные клиенты заведения смотрели на меня осуждающе. Официантка - с сожалением. В этом сожалении не было снисходительности, с какой итальянские официанты, закатывая глаза и произнося про себя "Mamma mia!", принимают у варваров-иностранцев заказы на латте или капуччино после полудня. Это было что-то другое. Недоумение, смешанное с любопытством. Пытаясь как-то разрядить обстановку, я попросил еще бутылку пива. Пиво мне сразу же принесли, но обстановка не разрядилась.

Официантка вернулась с моим заказом через двадцать минут. Теперь она смотрела на меня торжествующе. Остальные клиенты, жующие гамбургеры, - с завистью. Выглядело это так:

Пицца была примечательна лишь тем, что толщина лепешки была сантиметра два, не меньше. А вот греческий салат был экипирован, помимо более или менее привычных ингредиентов, куском авокадо, куском дыни и куском ананаса... И самое главное - все было настолько свежим, как будто только что с грядки. Ну хорошо, козий сыр, допустим, с ближайшей фермы, но откуда такой спелый ананас? Я такие только в Африке пробовал...

Обед этот я запомнил. Меня в этом заведении, мне кажется, тоже запомнили. Что-то было явно потеряно в переводе, но что и кем?

В центре соревнований заполняешь расписку и получаешь комплект участника: информационный листок, именную майку с номером, наклейки с номером, чипы на каждую ногу, карту с маршрутом гонки, стопку рекламных буклетов, банку энергетика от спонсоров и три разноцветных полиэтиленовых пакета.

Полиэтиленовые пакеты - отдельная история, они для вещей. Красный и зеленый едут в заранее известные точки на дистанции, чтобы участники могли при желании переодеться. Туда же можно загрузить фонарик, если не рассчитываешь финишировать засветло, а тащить его с собой с утра не хочется. В прозрачный пакет скидываются лишние вещи непосредственно перед стартом, и этот прозрачный пакет приезжает на финиш. По факту, когда я финишировал, в центре соревнований были уже все пакеты.

Наклейки с номером участника клеятся на пакеты и на каждую лыжу. Лыжи проверяются на входе в стартовую зону и на финише. Менять лыжи на дистанции нельзя (только если сломались).

Итак, утро, день старта. Старт гонки в 06.00. От центра соревнований в Йоккмокке до точки старта примерно 15 км. Туда можно приехать на своей машине, но мест на парковке не очень много, да и финиш получается в другом месте. Удобнее воспользоваться автобусами от организаторов. Автобусы отправляются от центра соревнований, один за одним, начиная с 04:30. Я сажусь на второй автобус примерно в 04:45, и в 05:05 мы на месте. В точке старта есть небольшое кафе, теплый чум с бесплатными бананами и спортивными напитками, биотуалеты - все, как положено.

Перед стартом никакой суеты, места на стартовой поляне (т.е. на льду озера) достаточно, поэтому никто никуда не торопится, в 05:45 на старте в основном только лыжи, народ тусуется где-то вокруг. В 05:50 все потихоньку занимают места и ждут старта. Старт возможен из трех позиций, в зависимости от группы, в которую записываешься при регистрации. Групп три - Elite, Competition, Amateur. Критериев оценки организаторы не дают, поэтому каждый решает для себя сам, кто он. Я для себя определил эти категории как "лоси", "физкультурники", "лошки" и записался в физкультурники.

На практике можно было стартовать из любого места, за распределением участников на старте никто не следил. Я поэтому к физкультурникам пробираться не стал и стартовал в самом хвосте, вместе с лошками. Забавно, что старт снимали не с какого-нибудь квадрокоптера, а с самого настоящего вертолета. Впрочем, оно и понятно: это же легендарная гонка. Вертолет потом еще периодически пролетал где-то рядом. Видимо, вел лидеров.

Обратный отсчет, выстрел, поехали. В хвосте никакой толчеи, все благостно и неторопливо. На старте не меньше десяти лыжней, которые примерно через километр превращаются в обещанные организаторами две. Их вполне хватает. Такое ощущение, что все немного побаиваются такой длинной дистанции, поэтому едем спокойно. Ну, по местным меркам спокойно - первый километр из трех минут, второй из трех, третий из трех... Скорость под 20 км/ч. Катит хорошо, к этому быстро привыкаешь, и такая скорость начинает казаться нормой. В итоге на первых 20 км средняя получается выше 17 км/ч.

К слову сказать, как раз после первой "двадцатки" народ окончательно растягивается по дистанции в соответствии со своим темпом, и я не вижу никого ни перед собой, ни сзади. Начиная с этого момента и до конца гонки я обогнал не больше десяти человек, и не больше десяти человек обошли меня. Значит, стартовал в правильном месте.

Трасса очень хорошая, твердая, укатанная и нарезанная ратраком - конфетка. Пейзажи тоже. Периодически останавливаюсь фотографирую.

Народ едет только на руках, даже в гору. Надо признать, что техника дабл-полинга совершенно вытеснила все остальные.

Теперь о расстояниях. Тут интрига, появившись в самом начале, сохранялась до самого конца. Изначально была заявлена оригинальная дистанция 1884 г. длиной 224 км. За пару недель до начала организаторы сообщили, что из-за аномально теплой весны (типа, впервые такая за 70 лет) дистанция будет урезана до 180 км, НО будет добавлен рельеф, чтобы жизнь медом не казалась. В информационном листке, полученном накануне, значилось расстояние 200 км. Схема трассы с контрольными пунктами подтверждала, что расстояние 200 км.

На дистанции стояли километровые отметки, кратные 10 км. Первая загадка обозначилась рядом с табличкой "30 км". Навигатор показывал 25. Не туда воткнули? Табличка "40 км" - навигатор показывает 35. Дальше, до 60 км этот сдвиг практически не меняется, плюс-минус километр. Какое-то время я раздумывал над версией, что это такие местные лапландские километры, - в финской Лапландии та же беда, - но потом решил, что более красивая теория - подарок от организаторов. Это же легендарная гонка. Динь-динь! Поздравляем, вы получаете пять бонусных миль за участие в программе!

Пункты питания расположены через каждые 10-15 км. Еда вкусная и разнообразная - булочки с сыром, бананы, апельсины, злаковые батончики (разные), солености. Есть несколько крупных пунктов, где также дают бульон и макароны с мясом. Из напитков вода, изотоник, энергетик и черничный кисель (по вкусу абсолютно домашний). На крупных пунктах питания еще чай и кофе.

Пустые стаканчики из-под напитков кидают прямо на снег. Видимо, так задумано, чтобы не создавать пробки на пунктах питания. Но выглядит это, признаться, как большой свинарник с длинным "языком", который создают спортсмены. Эти парни, естественно, экономят секунды, поэтому хватают все, что есть, и бегут дальше, откусывая ото всего по разу, а то, что осталось, кидают под ноги. В итоге на пункте питания гора из пустых стаканчиков, а дальше по лыжне - надкусанные булочки, батончики (такое ощущение, что кусают прямо через упаковку), пакетики из-под гелей, кожура от бананов и прочий мусор.

Четыре часа от старта, большой пункт питания на 60 км. Заметно теплеет. У меня на держание очень узкая колодка с тонким слоем KR60, и я решаю подмазаться клистером, которым работают местные сервисмены. Это абсолютно бесплатно. Более того, они сами это делают, пока ты перекусываешь.

Кстати говоря, при регистрации на гонку можно было за дополнительные деньги приобрести один из двух пакетов по подготовке лыж. Один включал более простую разовую обработку лыж парафином на скольжение и мазью на держание (лыжи отдаешь накануне вечером, забираешь утром в 04.00, до отправления автобусов), а второй - более профессиональную подготовку с высокофтористыми порошками и прочими пирогами, причем один раз перед стартом и один или два раза на дистанции. Я этого ничего заказывать не стал.

Еду дальше, и тут на встречном курсе появляются лидеры. Они уже развернулись и бегут обратно. Все, как положено: каменные лица, мутные глаза, язык на плече, пена на подбородке. Но идут красиво и очень быстро. Я проехал 60, они - 90. За 4 часа. На Vasaloppet у них уже был бы финиш.

Сильно теплеет, лыжню "отпускает", скольжение заметно ухудшается. Видимо, в связи с этим нам начисляют очередные бонусные мили: на отметке "70 км" прибор показывает 63 км. Участок 60-90 км, до разворота и обратно, самый сложный. Сильный рельеф, постоянные подъемы и спуски, яркое солнце, низкая скорость. Жарко. Вдоль лыжни валяются брошенные шапки, банданы и термофутболки. Наверное, организаторы потом свозят это все в lost & found. Либо людям настолько важны секунды, что одеждой они готовы просто пожертвовать.

В итоге до точки разворота (75 км от старта) доезжаю за 5 часов, средняя - 15 км/ч. Но уже следующие 15 км (от 75 до 90 км) за час не даются: скорость падает. Но ехать все равно приятно и красиво.

Обратный путь до точки старта занимает не пять часов, как туда, а почти семь. По пути думаю, на что потратить бонусные мили, ибо их уже набежало прилично: столбик "150 км" проезжаю, когда на навигаторе у меня всего 135 км.

За спиной 160 км, на очередном столбике - 170. Что-то я сделал не так - 3 бонусные мили у меня за что-то списали. Близится вечер, фонарь я решил не брать, поэтому снова пускаюсь в размышления о природе и свойствах местных километров. Надежды, что, может быть, будет в итоге всего 180 км по столбикам, сменяются опасениями, что все бонусные мили спишут и заставят в итоге натурально проехать 220 км.

Очередной пункт питания. Народ веселый, чтобы не сказать навеселе. Машут рукой - мол, тут до финиша километров десять, не больше, и там еще последний пункт питания и небольшой кружок вокруг финиша.

Рельеф кончился, едется легко.

Примерно через десять километров действительно начинаются дома. Ура, это Йоккмокк! Музыка и бубнение комментатора все ближе, уже виден финиш... Но прямо напротив финиша лыжня каким-то предательским образом сворачивает в лес и переходит в подъем, за которым обнаруживается тот самый последний сервисный пункт. Ну ладно, попьем - и на финиш. Отъезжаю от сервисного пункта, спуск-подъем, вижу справа и слева от себя на параллельных лыжнях участников, которые тоже, очевидно, попили и едут на финиш.

Через десять минут накрывает тяжелое осознание происходящего: я еду по спортивной трассе, конца и края которой не видно. Она состоит из бесчетного числа зигзагов и совершенно адских спусков и подъемов, а те другие участники на параллельных лыжнях это такие же зомби, попавшие в этот дикий лабиринт, выхода из которого нет и не будет. В общем, этот "кружок вокруг финиша" это были самые сложные 10 км всего маршрута. На них ушел час времени. Час после того, как ты проехал от финишной черты в 50 м!

Финиш был желанным. На приборе у меня было ровно 180 км, но сожаления о том, что это не 200 и не 220, не было. Тактическое решение организаторов с последней "десяткой" по спортивной трассе сделало свое дело - никто не жаловался, что ему не хватило. Итог: 180 км за 14,5 часов. Для меня это рекордное расстояние за один заезд с рекордной средней скоростью на начальном участке (75 км за 5 часов).

А фишку с километровыми табличками я разгадал. Это реальные 180 км (о которых было объявлено заранее), помноженные на рельеф, которого не должно было быть в оригинальном треке. По мнению организаторов, это по степени трудности, видимо, соответствует 200 км оригинального трека. Отсюда и расположение табличек: на простых участках "трековые" километры соответствуют реальным, на сложных - слегка ужимаются. Простим организаторам эту маленькую хитрость, ведь это легендарная гонка. :)


И финны , позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе . В конце XIX - начале XX века во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). В FIS насчитывала 98 национальных федераций.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лыжи. Чемпионат мира. Лахти. Мужчины.. Спринт. Свободный стиль. Финал. Устюгов - второй.

    ✪ Лыжные гонки. Чемпионат мира, Лахти, Финляндия. Эстафета, 4х10 км мужчины

    ✪ Фильм Ильи Трифанова о чемпионате мира по лыжным видам спорта 2017.

    ✪ Топ 5 досадных падений лыжников перед финишем /лыжные гонки/

    ✪ Чемпионат РК по лыжным гонкам среди обучающихся в спортивных школах 04. 02. 2019

    Субтитры

Техника

Основные стили передвижения на лыжах - «классический стиль» и «свободный (коньковый) стиль».

Классический стиль

Первоначально к «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двушажный и бесшажный ходы. Наиболее распространены попеременный двушажный ход (применяется на подъёмных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении - и на подъёмах средней крутизны (до 5°) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъёмах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода ». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях - в гонке на 55 км - и выиграл. Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-13°).

Преодоление подъёмов

Подъёмы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъёмах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полу-ёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется), в отдельных случаях, когда подъём довольно резкий, применяется «ёлочка».

Спуск

При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140-160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120-140° (120-130° у варианта этой стойки, т. н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.

Торможение

Наиболее распространено торможение «плугом». При спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.

Поворот

Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.

Основные виды лыжных гонок

  • Соревнования с раздельным стартом
  • Соревнования с общим стартом (масс-старт)
  • Гонки преследования (скиатлон , система Гундерсена)
  • Индивидуальный спринт
  • Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже - 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом

Финиш лыжной гонки

При использовании ручного отсчета времени, финишное время фиксируется в момент, когда нога спортсмена, которая находится впереди, пересекает финишную линию. При использовании системы электронного отсчета времени, время фиксируется, когда прерывается контакт. Точка замера светового или фото-барьера должна располагаться на высоте 25 см над поверхностью снега.

Реплика на сайт

Вряд ли такая характеристика усилит драматизм состязания, что является основным фактором привлекательности действа. Состязания с очевидным исходом едва ли будут интересны наблюдателю.

Пхенчхан-2018

Самые последние, олимпийские впечатления не прибавляют оптимизма в надеждах на укрепление интереса к лыжным гонкам. Мне довелось побывать на всех соревнованиях по биатлону и беговым лыжам на Играх в Пхенчхане. Посещаемость лыжного стадиона удручала. Ни разу он не был заполнен на 100%. Бывали просто казусные эпизоды, когда более-менее заполненные трибуны на квалификационных забегах в спринте, пустели во время финалов.

Непосредственно на лыжные и биатлонные трассы проход был запрещён. Сами стадионы довольно компактны, и трибуны рассчитаны не более чем на 4-5 тыс. человек. Биатлонный и лыжный стадионы расположены буквально вплотную. Соревнования по биатлону собирали всегда заметно большее количество зрителей.

Справедливости ради, нужно упомянуть проблему посещаемости олимпийских состязаний в Пхенчхане и для других видов спорта. Зрители редко сталкивались с необходимостью добывать лишние билеты. Моя аккредитация представителя журнала «Лыжный спорт» позволяла посетить разные олимпийские объекты. Таких больших пустот на трибунах, какие часто бросались в глаза на лыжном стадионе, я не замечал на других спортивных объектах Олимпиады-2018.

Разумеется, телевизионные рейтинги олимпийских трансляций не имеют прямой корреляции с посещаемостью соревнований. Однако сравнительное и, на мой взгляд, вполне объективное представление о зрительском интересе к разным видам спорта можно получить, ведь кроме местных болельщиков на Олимпийские игры всегда приезжают иностранные туристы со всего мира. Кстати, российские болельщики присутствовали в Пхенчхане совсем не в меньшинстве.

Про биатлон и не только

Всплеск популярности биатлона пришелся на нулевые годы. Причины данного феномена обсуждались неоднократно (например, и ).

А ведь очень долгое время лыжные гонки держали неоспоримый приоритет. В погоне за славой биатлона стали заметно меняться соревновательные форматы беговых лыж. Основательная переделка завершилась, по мнению руководителя лыжегоночного комитета FIS, одного из идеологов этих перемен Вегарда Ульванга, к 2005 году. Видимо, период стабильности неоправданно затянулся, если новое время побуждает искать необычные подходы к развитию лыжных гонок, чем и занимается теперь департамент трехкратного олимпийского чемпиона Ульванга.

Вот, только одна, но очень грустная иллюстрация к теме современной популярности лыжных гонок в России: чемпионат страны 2017 г., Ханты-Мансийск.

Финал спринта с участием местного югорского (Ханты-Мансийского) лыжника Сергея Устюгова, ставшего героем чемпионата мира всего месяц назад. Пустые трибуны в воскресный день в прекрасном Центре зимних видов спорта, расположенном практически в центре города. Национальная сборная команда страны в полном составе во главе с Устюговым принимала участие в чемпионате. На трибунах никого нет. И не только в этот день. Ни одна телевизионная трансляция этого турнира не вошла в топы рейтингов отечественных спортивных телепрограмм в отличие от биатлонного чемпионата страны, проходившего в эти же дни, но без участия нескольких ведущих спортсменов… Увы!

Попробуйте взглянуть на биатлон, как на те же самые лыжные гонки, только с дополнительными приключениями, которые (приключения) и стали вкусной зрительской приманкой. А теперь посмотрите на новую дисциплину «ски-кросс» (лыжные гонки с препятствиями) с этой же позиции, и тогда может быть, вы измЕните свой негатив в отношении свежих программных предложений FIS. Ски-кросс уже прошел успешную апробацию в соревнованиях официального календаря FIS - на Юношеских Олимпийских играх 2016г.

Ранее ски-кросс многократно и успешно практиковался в разных коммерческих турнирах. Например, российский Спринт-Тур, в программе которого превалировали неформатные гонки, проводился с 2007 по 2012 г. и демонстрировал самые высокие суточные рейтинги на телеканале «Спорт-Россия». Участники и зрители Спринт-Тура успешно осваивали такие нестандартные состязания, как 100-метровые забеги, групповые гонки преследования, гонки с выбыванием, групповые гонки по очкам (промежуточных финишей). Нынешний ски-кросс именовался в Туре горным спринтом и был своеобразной визитной карточкой многодневки. Оказалось, что неизвестные новые формулы соревнований имели порой больший телевизионный интерес, чем традиционные старты.

Зарубежные экстремальные лыжные шоу Red Bull Nordix привычно собирают огромные аудитории на месте событий и у телеэкранов.

FIS уже имеет положительный опыт внедрения подобных кроссовых дисциплин, то есть гонок с преодолением препятствий, в другие свои зимние виды. Во фристайле и сноуборде эти новые дисциплины остаются наиболее привлекательными для зрителей. Так, российские этапы Кубка мира под Миассом в Челябинской области по фристайл- и сноуборд-кроссу сопровождают многотысячные аншлаги на стадионе.

А вот, лыжные гонки не успевают за насущными требованиями перемен, и отсюда погоня за назревшими преобразованиями.

На повестке дня зимних олимпийских инноваций еще одна экзотическая дисциплина. В программе Юношеских Олимпийских игр 2020 г. в Лозанне будет представлен лыжный альпинизм (ski mountaineering). Сравнительно давнишнее увлечение сторонников горных лыж и альпинизма воплотилось в довольно серьезное состязательное испытание со своим регламентом, международной федерацией, чемпионатами и Кубками мира. Ски-альпинизм - это микст горных лыж, скитуринга с элементами лыжных гонок.

Юношеские Олимпиады стали своеобразным полигоном для апробации новых видов спорта и дисциплин. Чаще всего новшества в программе детских Олимпийских игр получают дальнейшее развитие в больших соревнованиях и турнирах.

И еще один пример из такого консервативного спорта, каким на протяжении многих лет остается легкая атлетика. В ней намечаются весьма вызывающие изменения. Участникам предстоящих Европейских Олимпийских игр 2019 г. в Минске будет предложена экспериментальная командная формула турнира. В случае успешной премьеры «королева спорта» может неузнаваемо преобразиться.

Послесловие

К чему эти стенания? Совсем не для брюзжания или упреков, а для того чтобы осознать проблему и, главное, попробовать найти пути её решения. Или хотя бы попытаться помочь FIS (точнее, комитету В.Ульванга) в этот кризисный период. Считайте это и обращением к вам за помощью.

P . S . Недавний на многодневке Тур де Ски имел высокие телевизионные рейтинги. А последовавшие вскоре такие же гонки (масс-старты на коротких дистанциях 10 и 15 км) на Кубковом этапе в австрийском Зеефельде прошли «на ура!» без всяких заварушек.

В эстафете 4х10 км на Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. За команду олимпийских атлетов из России бежали Андрей Ларьков, Александр Большунов, Алексей Червоткин и Денис Спицов. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила биографии спортсменов.

Андрей Витальевич Ларьков родился 25 ноября 1989 г. в Зеленодольске (Татарская АССР, ныне - Татарстан).

Занимался в детско-юношеской спортивной школе №4 г. Зеленодольска. Тренировался у Владимира Махалова и Геннадия Рожкова.

Андрей Ларьков является чемпионом России (2017, 70 км свободным стилем), трехкратным серебряным (2013, 70 км свободным стилем; 2014 - скиатлон, 50 км свободным стилем) и трехкратным бронзовым (2013 - скиатлон; 2015, 2017 - 15 км свободным стилем) призером национального чемпионата.

В январе - феврале 2015 г. в Штрбске-Плесо (Словакия) стал трехкратным чемпионом XXVII зимней Универсиады. Выиграл спринтерскую гонку свободным стилем и гонку на 30 км свободным стилем, а также первенствовал в составе эстафетной команды.

В марте 2017 г. в Лахти (Финляндия) завоевал серебряную медаль чемпионата мира в эстафете.

Мастер спорта России международного класса (2013).

Отмечен благодарностью президента РФ (2015).

Александр Александрович Большунов родился 31 декабря 1996 г. в с. Подывотье (Севский район Брянской области).

Начал заниматься лыжной подготовкой под руководством отца. Совершенствовал мастерство в Брянской областной спортивной школе олимпийского резерва по лыжным гонкам (тренер - Николай Нехитров).

В декабре 2016 г. выиграл спринт свободным стилем и гонку на 30 км классическим стилем в рамках соревнований "Красногорская лыжня" (Московская обл.).

В феврале 2017 г. в Солджер Холлоу (шт. Юта, США) на чемпионате мира среди юниоров и молодежи до 23 лет завоевал золотые медали в гонке на 15 км свободным стилем и в скиатлоне, а также занял второе место в спринте классическим стилем.

В марте - апреле 2017 г. на чемпионате России по лыжным гонкам в Ханты-Мансийске выиграл гонку на 50 км классическим стилем и занял третье место в скиатлоне. Также стал серебряным призером в эстафете и бронзовым - в командном спринте.

В июле 2017 г. на чемпионате мира по лыжероллерам в Шеллефтео (Швеция) первенствовал в масс-старте на 20 км и в индивидуальной гонке на 22,5 км.

13 февраля 2018 г. завоевал бронзовую медаль в спринте классическим стилем на зимней Олимпиаде в Пхенчхане.

Заслуженный мастер спорта России (2018).

Алексей Александрович Червоткин родился 30 апреля 1995 г. в дер. Зыковы (Котельничский район Кировской области).

Начал заниматься лыжным спортом в пос. Даровском (Кировская обл.) под руководством тренера Виктора Верещагина. В начале 2010-х гг. переехал в Москву, где продолжил занятия в спортивной школе олимпийского резерва №81 "Бабушкино".

В январе 2013 г. на юниорском чемпионате мира в Либереце (Чехия) завоевал золотую медаль в эстафете и стал бронзовым призером в скиатлоне. В январе - феврале 2014 г. на аналогичных соревнованиях в Валь-ди-Фьемме (Италия) занял второе место в скиатлоне и третье - в эстафете. В феврале 2015 г. на юниорском чемпионате мира в Алма-Ате (Казахстан) первенствовал в гонке на 10 км свободным стилем, а также в эстафете и скиатлоне.

В феврале 2013 г. на Европейском юношеском олимпийском фестивале в Брашове (Румыния) завоевал золотые медали в гонке на 10 км свободным стилем, 7,5 км классическим стилем и в смешанной эстафете.

В марте 2014 г. на юниорском чемпионате России в Сыктывкаре занял первое место на дистанции 15 км свободным стилем, а также стал бронзовым призером на дистанции 10 км классическим стилем и в скиатлоне. В марте 2015 г. на аналогичных соревнованиях в Тюмени первенствовал в спринте свободным стилем и занял третье место на дистанции 10 км свободным стилем.

В феврале 2016 г. в Рышнове (Румыния) занял второе место в гонке на 15 км классическим стилем в рамках чемпионата мира среди юниоров и молодежи до 23 лет. В феврале 2017 г. на аналогичных соревнованиях в Солджер Холлоу завоевал серебряные медали в гонке на 15 км свободным стилем и в скиатлоне.

Андрей Червоткин является чемпионом России (2016 - 50 км свободным стилем) и трехкратным серебряным призером национального чемпионата (2016 - командный спринт; 2017 - скиатлон, 50 км классическим стилем).

В феврале 2017 г. на III зимних Всемирных военных игр в Сочи победил в гонке на 15 км свободным стилем.

В марте 2017 г. в Лахти завоевал серебряную медаль чемпионата мира в эстафете.

Мастер спорта России международного класса (2015).

Денис Сергеевич Спицов родился 16 августа 1996 г. в пос. Вожега (Вологодская область).

Начал заниматься лыжной подготовкой по настоянию отца. С 2006 г. совершенствовал мастерство в спортивной школе пос. Вожега (ныне - Вожегодская детско-юношеская спортивная школа им. олимпийской чемпионки А. И. Богалий) под руководством тренера Евгения Ванюкова.

В 14 лет вместе с тренером переехал в Тюмень. Занимался в Центре подготовки спортивного резерва по лыжным гонкам и биатлону Луизы Носковой. С 2014 г. представляет тюменский Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий (ЦСП72).

В феврале 2015 г. в Алма-Ате стал победителем юниорского чемпионата мира в эстафете, а также серебряным призером в индивидуальной гонке на 10 км свободным стилем и бронзовым - в скиатлоне.

В марте 2015 г. в Тюмени стал чемпионом России среди юниоров в скиатлоне и на дистанции 10 км свободным стилем, а также занял второе место в спринтерской гонке свободным стилем.

В феврале 2016 г. на чемпионате мира среди юниоров и молодежи до 23 лет в Рышнове занял второе место в эстафете и третье - в гонке на 15 км свободным стилем. В феврале 2017 г. в Солджер Холлоу на аналогичных соревнованиях завоевал бронзовые медали в гонках на 15 км свободным стилем и в скиатлоне. В январе 2018 г. на этом же турнире в Гомсе (Швейцария) первенствовал в скиатлоне и занял второе место на дистанции 15 км классическим стилем.

Денис Спицов является трехкратным серебряным призером чемпионата России (2016, 2017 - эстафета; 2017 - 15 км свободным стилем).

16 февраля 2018 г. завоевал бронзовую медаль зимних Олимпийских игр в Пхенчхане в гонке на 15 км свободным стилем.

Заслуженный мастер спорта России (2018). 0спо/сау/ птд.

Поделиться: