Легкая атлетика в школе. Программные требования по легкой атлетике в школе Легкая атлетика для школьников

Автор этого материала, учитель с многолетним стажем, обобщил методический материал по легкой атлетике и делится своим опытом по организации и планированию уроков, а также дает необходимые рекомендации начинающим педагогам, полезные даже умудренному опытом наставнику.

Программный материал для учащихся начальной школы предусматривает обучение простейшим формам ходьбы, бега, прыжков и метаний: прямолинейный бег, прыжок в длину способом согнув ноги и в высоту способом «перешагивание», метание малого мяча. Постепенно с каждым учебным годом легкоатлетический материал программы расширяется и усложняется. В 5–8-м классах учащиеся получают необходимые навыки в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, в прыжках в длину способами прогнувшись и «ножницами», в высоту – перекидным. Они практикуются в преодолении полосы препятствий. В 9–11-м классах учащиеся совершенствуются в беге, в применении избранных способов прыжков и метаний, знакомятся с основами барьерного бега. Занятия легкой атлетикой по своему характеру приближаются к спортивной тренировке. Так же как и другие разделы программы, раздел легкой атлетики в каждом году обучения содержит теоретические сведения, навыки и умения, материал для развития двигательных качеств и требования к учащимся.

В общеобразовательной школе существуют три организационно-методические формы проведения занятий по легкой атлетике: урок, секционные занятия и самостоятельные занятия. Эти формы тесно связаны между собой общими задачами и целями и лишь условно делятся по организационному принципу. Основной формой проведения занятий по легкой атлетике в общеобразовательной школе является урок. Характер и преимущественная направленность поставленных задач, выбор средств и методов обучения, методические приемы организации учащихся, а также этап обучения определяют тип легкоатлетического урока в общеобразовательной школе.
В зависимости от вышеуказанных условий уроки подразделяются на вводные, учебные, совершенствования и закрепления усвоенного материала, тренировочные, проверки усвоения определенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности, контрольные, смешанного типа, учебно-тренировочные.

Структура урока

Независимо от типа по своей структуре школьный легкоатлетический урок, как и другие уроки физкультуры, делится на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Разминка

Вводная часть продолжается, как правило, не более 3–5 мин. Основная ее задача – привлечь внимание учащихся. Эти несколько минут отводятся на построение, рапорт, проверку посещаемости. Учитель должен кратко и точно сообщить учащимся главные задачи и содержание урока.

Подготовительная часть длится 8–10 мин. Основная задача – функционально подготовить организм учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока. Иными словами, подготовительная часть – это разминка. Но если разминка легкоатлета на учебно-тренировочном занятии продолжается 30–40 мин., то на школьном уроке – всего 8–10 мин.

Необходимо очень хорошо подготовить организм к предстоящей нагрузке. Это сложная задача, и решение ее зависит прежде всего от педагогического мастерства учителя, уровня его общих и специальных знаний. Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами. Во-первых, с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу вначале мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы; во-вторых, разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными, в противном случае наступит утомление, что затруднит выполнение упражнений в основной части урока; в-третьих, в разминке должна быть такая последовательность, чтобы ОРУ постепенно уступали место движениям, близким по структуре и характеру упражнениям основной части урока.

Во всех случаях подготовительную часть урока (разминку) лучше начинать с ускоряющейся ходьбы и медленного бега в течение 1,5–3 мин. Затем следует упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. После этого идут специальные упражнения. Например, если в основной части урока планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить упражнения, воздействующие прежде всего на мышечно-связочный аппарат, стопы, голени и бедра:

  • бег с высоким подниманием бедра на месте в быстром темпе и с продвижением вперед;
  • подскоки вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами;
  • прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и др.

В отдельных случаях, когда в основной части урока запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности учащихся, подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной игры (в младших классах) или спортивной (в старших классах).

Основная часть

Основная часть длится обычно 25–30 мин. В течение этого времени решаются задачи повышения уровня общей и физической подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники выполнения того или иного легкоатлетического упражнения. Целесообразно так строить основную часть легкоатлетического урока, чтобы первыми шли упражнения по обучению технике и ее совершенствованию – новый материал. После этого должны идти упражнения на развитие координационных способностей, затем на развитие силовых и скоростно-силовых способностей и последними – на развитие выносливости. Этого принципа надо придерживаться при проведении всех уроков, в задачи которых входит развитие физических качеств, но при проведении легкоатлетического урока особенно.

Например, если основной задачей урока является совершенствование техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой последовательности:

  1. Имитационные упражнения на отработку низкого старта и бега по дистанции: выполнение отдельных элементов старта с помощью партнера; семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра в наклоне, упираясь руками в стену, и др.
  2. 2–3 ускорения с низкого старта по 20–40 м и 2–3 ускорения с ходу по 20–30 мин.
  3. Различные прыжки и прыжковые упражнения: прыжки в длину, тройной и пятерной прыжки с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.
  4. 2–3 пробежки по 120–150 м в три четверти силы.

Отдых между упражнениями – спокойная ходьба на 200–300 м.

При проведении урока легкой атлетики учитель применяет различные методы: фронтальный, поточный, групповой и др. Проявлению интереса к выполняемым упражнениям у школьников способствует игровой метод. Умело подобранные подвижные и спортивные игры помогут не только повысить физическую подготовку, но и закрепить необходимые двигательные навыки. Разделив разучиваемое упражнение на логически завершенные составные части, можно последовательно осваивать их с помощью кругового метода. Иногда можно применять соревновательный метод проведения основной части легкоатлетического школьного урока. Соревнования могут проводиться по одному виду легкой атлетики, например бег на 60 м, или по простейшему многоборью, например бег на 60 м и прыжки в длину с разбега, метание гранаты (малого мяча) и прыжок в высоту с разбега. Это могут быть соревнования по неклассическим видам легкой атлетики, например прыжок в длину с места, тройной и пятерной прыжки с места и др.

Заключительная часть

Заключительная часть урока длится 3–5 мин. и необходима, во-первых, для постепенного снижения острого воздействия нагрузки и, во-вторых, для подведения основных итогов урока. Для решения первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с переключением на ходьбу, а также различные дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Умелое подведение итогов урока с подчеркиванием успехов как отличившихся, так и отстающих учеников повышает их интерес к занятиям.

Повышаем моторную плотность

Уроки легкой атлетики обычно проводятся в первой четверти (сентябрь – октябрь) и четвертой (апрель – май). В это время, как правило, погодные условия позволяют проводить занятия на открытом воздухе, что не только имеет большое оздоровительное, гигиеническое значение, но и позволяет увеличить плотность урока, повысить интерес к выполняемым упражнениям и эффективность занятий в целом.

Средства и методы, используемые на школьных легкоатлетических уроках, во многом определяются условиями их проведения. В связи с тем, что школьные спортивные залы малопригодны для занятий легкой атлетикой, их эффективность во многом зависит от мастерства учителя, наличия инвентаря и оборудования. При проведении уроков в зале очень трудно добиться высокой плотности занятия. Однако и здесь можно найти выход: например, можно положить гимнастические маты в два слоя сплошным ковром в одном конце зала – тогда в длину с разбега могут прыгать одновременно 4–5 человек. Стойки для прыжков в высоту можно раздвинуть на 6–8 м, натянув между ними резиновый шнур, – тогда и в высоту могут одновременно прыгать 3–4 человека. Приставленная к стене толстая доска с прикрепленными к ней брусками-колодками позволит одновременно стартовать 12–15 учащимся.

Большую помощь преподавателю не только в повышении моторной плотности урока, но и в решении поставленных задач оказывают специально подобранные подвижные игры и эстафеты. В младших и средних классах для повышения плотности урока используются подвижные игры, в старших – спортивные: баскетбол, футбол, гандбол и др. Сочетание высокой эмоциональности и технически правильного выполнения значительно сократит время обучения новым упражнениям и сделает навык более прочным. Использование различных упражнений в эстафетах позволяет не только улучшить их технику, но и развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, координационные способности.

Плотность урока можно повысить также за счет применения метода круговой тренировки. Заключается он в том, что учащиеся делятся на 3–5 равных по численности группы, которые начинают одновременно выполнять упражнения. Через определенное время – 5–7 мин. – группы переходят с одного места на другое и так последовательно по кругу обходят все места и выполняют все упражнения.

Этот метод удобен тем, что он позволяет работать одновременно с учащимися всех возрастов и различного уровня подготовки. Наибольший эффект метод круговой тренировки дает в том случае, когда подобранные упражнения воздействуют преимущественно на одно физическое качество. Нет необходимости подбирать специальные упражнения для развития выносливости и включать их в программу круговой тренировки. Дело в том, что упражнения, развивающие преимущественно быстроту движений, мышечную силу, скоростно-силовые качества, умело подобранные и объединенные в круговой тренировке, уже являются достаточными средствами развития выносливости.

Домашняя работа

Задания на дом – одна из форм внеклассной работы. Они тесно связаны с материалом, который дети изучают на уроках. Их назначение – повышать уровень развития физических качеств, совершенствовать определенные двигательные навыки и умения. Совершенно неправильно давать задания на дом только неуспевающим ученикам. Дифференцированные домашние задания, подобранные учителем в строгом соответствии с уровнем физической и технической подготовленности отдельных учащихся, не только помогают ликвидировать недостатки, но и повышают их интерес к занятиям. Эффективным домашнее задание становится только при условии, если учитель регулярно и тщательно проверяет его выполнение.

Физкультура без освобожденных

Педагогический долг и обязанность каждого учителя состоит в том, чтобы привлечь к регулярным занятиям даже тех детей, которые по состоянию здоровья частично или совсем освобождены от физкультуры или отнесены к специальной медицинской группе. К сожалению, такие дети есть в каждой школе, в каждом классе, и для них легкая атлетика благодаря естественности и доступности входящих в нее упражнений, а также возможности сравнительно точно дозировать объем и интенсивность нагрузки должна стать основным видом занятий физическими упражнениями.

Результаты медицинских обследований показывают, что детей, полностью освобожденных от физических нагрузок, совсем мало. С детьми же, отнесенными к специальной медицинской группе, могут быть организованы регулярные занятия, причем не только на уроках, но и после них на специальных занятиях или в спортивной секции. Чтобы морально и психологически не ущемлять детей с ослабленным здоровьем, на уроках физкультуры не следует выделять их в самостоятельную группу. Учащиеся, отнесенные к подготовительной группе, занимаются вместе со всеми учащимися, но учитель должен очень строго дозировать их нагрузку или предлагать слабым ученикам более простые упражнения. Опыт лучших учителей свидетельствует, что при таком дифференцированном подходе к процессу обучения можно не только в значительной мере повысить уровень общефизической подготовки учащихся специальной медицинской группы, но и помочь им занять достойное место в классном и общешкольном коллективе.

Оставлять без внимания тех учащихся, которые полностью освобождены от занятий физкультурой, тоже не следует. В процессе проведения уроков, секционных занятий и соревнований учитель может привлечь таких ребят в качестве помощников или судей.

При проведении секционных занятий с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп необходимо проводить комплектование групп и планирование средств и методов подготовки с учетом возраста и индивидуальных противопоказаний. Занятия нужно проводить по возможности на свежем воздухе и не чаще 1–2 раз в неделю по 1–1,5 ч. В их программу следует включать в основном ходьбу, медленный дозированный бег, простейшие прыжки и прыжковые упражнения, броски разных легкоатлетических снарядов, а также подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и с ограничением времени.

Планирование и учет

Правильное планирование – распределение учебного материала, его последовательность и логическая связь – необходимые условия для успешного обучения. Основой планирования являются учебный план и программа. В учебном плане должно быть указано количество часов, отведенных на легкую атлетику, для каждого класса; в программе подробно изложены задачи и объем учебного материала по годам обучения. Один из главных этапов планирования – это составление поурочного и рабочего планов прохождения учебного материала. В поурочном плане отмечаются те виды легкой атлетики, которые будут изучаться и совершенствоваться на уроках, а также основные упражнения, посредством которых будут развиваться двигательные качества и навыки, соответственно требованиям программы для данного класса. В рабочем плане перечисляются в нужной последовательности задачи и основное содержание каждого урока. В зависимости от возраста учащихся и степени овладения учебным материалом распределение может быть концентрированным, рассредоточенным или смешанным.

При концентрированном распределении учебного материала один и тот же вид легкой атлетики включается в программу занятий 3–4 раза подряд и более. Этот метод используется при введении нового материала и является наиболее эффективным при обучении детей младшего школьного возраста. Рассредоточенный метод применяется в старших классах, где уроки имеют более выраженную тренировочную направленность. Когда часть учебного материала детям уже знакома, а часть является новой, используется смешанный метод.

Вариант распределения учебного материала по легкой атлетике представлен в табл. 1.

Таблица 1

План-график распределения учебного материала в 8-м классе
№ п/п Содержание занятий Номера урока
2 3 4 5 6 7 8 9 10
I Теоретические сведения. Беседа «Влияние занятий легкой атлетикой на организм» 10 мин.
II Навыки и умения
1. Бег с препятствиями 5 мин. 5 мин. 5 мин.
2. Прыжки в длину способом прогнувшись 10 мин. 10 мин. 11 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. Учет
(8 мин.)
3. Метание малого мяча по коридору шириной 10 мин. 10 мин. 11 мин. 10 мин. 10 мин. Учет
(9 мин.)
4. Полоса препятствий 5 мин. 10 мин. 10 мин.
III Развитие двигательных качеств
1. Специальные беговые упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
2. Специальные прыжковые упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
3. Специальные метательные упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
4. Повторный бег на 60–100 м 5 мин. 5 мин. 5 мин.
5. Медленный бег 1 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин. 5 мин. 6 мин. 7 мин. 8 мин.
6. Бег на 60 м 5 мин. 5 мин.
7. Кросс 1000 м (девочки) и 1000 м (мальчики) 10 мин.
8. Эстафеты с препятствиями по кругу 3 мин. 6 мин. 5 мин. 5 мин. 7 мин. 5 мин.

Обучение прыжкам в длину способом прогнувшись и метанию малого мяча осуществляется концентрированным методом. Прыжки в длину с разбега проводятся с индивидуально подобранного разбега, то же относится и к метанию малого мяча. Учитывая сложность сочетания быстрого разбега с последующими действиями в прыжках и метании, можно считать такое распределение материала оправданным.

Теперь, когда известно, сколько раз во всех классах вместе и в каждом классе отдельно в программу занятий будет включен тот или иной вид легкой атлетики, нетрудно составить рабочий поурочный план наметить в нем задачи на каждое занятие, перечислить упражнения основной части и указать дозировку бега и беговых упражнений: длину дистанции, количество повторений, скорость бега и время отдыха.

В табл. 2 представлен рабочий план обучения прыжку в длину способом прогнувшись. Так же составляются планы и на все другие виды легкой атлетики, которые дети будут изучать в этом году. Только после этого составляется заключительный рабочий документ учителя – конспект урока.

Таблица 2

Рабочий поурочный план
Номер урока Задача Характер упражнений
2 Ознакомить учащихся с техникой прыжка в длину способом прогнувшись и приступить к ее изучению
  1. Прыжки в шаге с 3–5 беговых шагов, отталкиваясь от края ямы.
  2. То же, опуская маховую ногу и приземляясь на нее с последующим пробеганием.
3 Научить учащихся отведению ног назад, отталкиваясь с возвышения
  1. То же, что и в уроке 2.
  2. Прыжки в шаге с 5–7 беговых шагов.
  3. То же с отведением ног назад, отталкиваясь с возвышения – мостика и т.п.
4 Закрепить технику прыжка прогнувшись в усложненных условиях
  1. Те же прыжки, но с 8–10 шагов разбега.
  2. Прыжки с отталкиванием от края ямы.
5 Научить учащихся разметке разбега
  1. Ускорение пробежки по прямой вдали от бруска
    на 20–25 м (12–15 шагов) с обозначением толчка.
  2. Измерение длины разбега ступнями и разметка его начиная от бруска.
6 Проверить точность разбега и закрепление техники прыжка в целом
  1. Пробежка по разметке сектора для прыжка.
  2. Пробные прыжки на точность попадания на брусок.
  3. Контрольные прыжки
7 Проверить степень овладения техникой прыжка Зачетные прыжки на технику и на результат со сдачей нормативов

Опытные учителя могут обходиться кратким конспектом, однако те, у кого за плечами небольшой стаж работы, обязательно должны составлять подробные конспекты, следя за тем, чтобы каждый урок был логически связан с предыдущим и будущим. При проведении урока не обязательно пользоваться подробным конспектом – его может заменить сокращенный, но сам процесс составления подробного конспекта обеспечивает продуманное, а следовательно, эффективное проведение занятий.

Оценивание

Оценка должна быть своевременной и объективной. При этом учителю физкультуры необходимо учитывать специфику предмета. Оценивая уровень овладения техникой, а также уровень физической подготовленности учеников, выполнение ими определенных нормативов, нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Невыполнение учебных нормативов по не зависящим от школьников причинам – непропорциональное физическое развитие, отставание в физическом развитии, длительные пропуски занятий по уважительным причинам – при положительных текущих оценках за технику движений не является основанием для снижения итоговой оценки. При индивидуальном подходе к оцениванию важен не только уровень подготовленности учащихся в данный момент, но и те положительные сдвиги, которые имели место по сравнению с прошлыми показателями. При этих условиях ученики получат не только объективную оценку их знаний, умений и навыков, но и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию.

Отметку за четверть следует выставлять на основании текущего учета, при котором отметки ставятся как за технику, так и за результаты. При этом на одном уроке не обязательно давать оценку всем ученикам – достаточно оценить лишь нескольких особо отличившихся. Для текущего оценивания могут быть использованы и экспресс-тесты, в которых представлены легкоатлетические упражнения.

Помимо текущего учета, важное, если не решающее значение имеет отметка, выставленная по результатам, показанным на контрольных уроках и на соревнованиях. Для получения положительной (дифференцированной) оценки по разделу легкой атлетики школьникам основной группы можно предложить выполнить определенные нормативы: бег, прыжки, метание. Если ученик показывает результаты ниже норматива, предусмотренного программой, его отметка снижается по сравнению с отметкой за освоение движений и знаний на 1 балл. Если он выполняет учебный норматив, итоговой остается отметка за технику движения и за теоретические знания.
Оценивание успеваемости учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам, производится в соответствии с общими требованиями для уроков физкультуры. Выставляя детям отметки по легкой атлетике и в целом по предмету «физическая культура», учитель не должен принимать во внимание их поведение, прилежание, посещаемость уроков, вид спортивной формы, степень участия во внеклассной спортивно-массовой работе. Несоблюдение этого указания может привести к снижению педагогической значимости оценки из-за ее необъективности.

Внеклассная работа

Легкоатлетическая часть школьной программы по физической культуре предусматривает лишь овладение основами техники важнейших упражнений. Однако только при умелом сочетании учебной и разных других форм внеклассной работы можно добиться заметных успехов в разносторонней легкоатлетической подготовке учащихся. Одной из основных форм внеклассной работы являются секционные занятия, которые, с одной стороны, способствуют более прочному усвоению программного материала, а с другой – позволяют значительно расширить и углубить объем легкоатлетических навыков и умений, повысить разностороннюю физическую подготовку учеников.

Первый и очень важный шаг в организации работы школьной легкоатлетической секции – это умение вызвать интерес детей. Этой цели могут служить самые разнообразные средства: спортивные праздники, показательные выступления и т.п.

Исходя из количественного и возрастного состава учащихся учитель физкультуры формирует секцию. Занимающихся в секции лучше всего разделить на три возрастные группы. В первую группу объединяются школьники 3–6-х классов. Для них предусматриваются 2–3 занятия в неделю по 1 астрономическому часу. Вторую возрастную группу составят учащиеся 7–8-х классов, которые могут заниматься 3 раза в неделю по 1,5 ч. Третью, старшую, группу составляют юноши и девушки 9–11-х классов, которые занимаются не менее 3–4 раз в неделю по 2 ч.

На секционных занятиях не следует дублировать материалы уроков физкультуры – для них необходимо подбирать всё новые и новые легкоатлетические упражнения, такие как барьерный бег, толкание ядра и др., в то же время расширяя круг общеразвивающих упражнений. Это будет способствовать повышению, с одной стороны, уровня общей и специальной физической и технической подготовленности юных спортсменов, а с другой – их интереса к легкой атлетике как виду спорта.

Для эффективного обучения новым упражнениям необходимы соответствующие спортивный инвентарь и оборудование. С первых дней работы секции ученики должны убедиться в том, что эти занятия не менее важны, чем уроки физкультуры, и посещать их так же обязательно. В свою очередь, учитель с первых занятий должен наладить регулярный и строгий учет посещаемости, следить за расписанием уроков, их своевременным началом и окончанием, убеждать юных спортсменов в необходимости соблюдения строгой дисциплины и порядка.

Одной из особенностей легкой атлетики как вида спорта является умение занимающихся самостоятельно проводить подготовительную часть секционного занятия – разминку. Именно поэтому учитель с самого начала должен обратить внимание ребят на необходимость запоминания упражнений, их дозировку и последовательность. Нужно объяснить им, что правильно проведенная разминка способствует предупреждению травматизма и более эффективному решению задач, и периодически предлагать учащимся проводить разминку сначала небольшими группами, а потом индивидуально. Как правило, уже через 2–3 месяца даже младшие школьники достаточно успешно проводят ее самостоятельно.

При разучивании новых легкоатлетических упражнений не следует демонстрировать наиболее часто встречающиеся ошибки. Как показывает опыт, начинающие спортсмены чаще всего повторяют именно их. Целесообразно сразу показать образцово выполненное упражнение, а об ошибках говорить только в случае и по мере их появления.

Содержание и преимущественная направленность занятий в школьной легкоатлетической секции должны предусматривать, прежде всего, повышение уровня разносторонней физической подготовленности учащихся. В младших возрастных группах это достигается за счет выполнения широкого круга общеразвивающих упражнений. С увеличением возраста большая часть времени на занятиях должна отводиться многоборной легкоатлетической подготовке, чтобы к 16–17 годам каждый ученик мог остановиться на одном–двух видах легкой атлетики.

Работа секции планируется в строгом соответствии с календарем школьных спортивных соревнований. Поэтому годичный тренировочный цикл должен быть разделен на подготовительный и соревновательный этапы. При этом если для младших учащихся после 2 месяцев подготовительного этапа можно провести в следующем месяце 2–3 соревнования, то для легкоатлетов 16–17 лет подготовительные и соревновательные этапы целесообразно чередовать. В школьной секции практикуются различные формы самостоятельных занятий, утренняя гигиеническая гимнастика или специализированная зарядка, выполнение специальных домашних заданий, самостоятельная тренировка. Кроме гигиенических и оздоровительных целей, утренняя гимнастика может использоваться для совершенствования некоторых сторон технической подготовки и повышения уровня развития отстающих двигательных качеств в зависимости от индивидуальных особенностей и недостатков школьников. В том или ином виде отдельным ученикам предлагаются индивидуальные домашние задания.

Одной из форм домашних заданий являются самостоятельные тренировки по плану, составленному учителем физкультуры. Они могут быть предложены только достаточно подготовленным ученикам, занимающимся в старшей возрастной группе секции, и в том случае, когда уровень подготовки их превышает средний уровень группы и им необходимы дополнительные тренировки для дальнейшего совершенствования. Обычно проводятся 1–2 самостоятельных занятия в неделю, где внимание педагога должно быть, прежде всего, сосредоточено на совершенствовании тех физических качеств и тех двигательных навыков, развитие которых необходимо в связи с уже определившейся спортивной специализацией ученика.

Соревнования юных легкоатлетов являются эффективным средством контроля уровня их физической подготовленности, а также важнейшим стимулом спортивного совершенствования. Календарь школьных легкоатлетических соревнований составляется заранее и обязательно должен согласовываться с общешкольным.

Владимир Семенов

В начале нашего сообщения отметим, что лёгкая атлетика недаром носит звание «королевы спорта». Именно в ней в полной мере воплотился олимпийский лозунг «Быстрее, выше, сильнее». Таким разнообразием дисциплин не может похвалиться ни одно другое спортивное направление.

Немного истории

Лёгкая атлетика зародилась в стародавние времена. Согласно археологическим раскопкам, её практиковали в Древней Греции, Египте и Ассирии.

История Олимпийских игр началась с состязаний по бегу на 192 метра в 776 году до н. э. По легенде это расстояние отмерили с помощью ступней жреца, который пересёк по прямой линии стадион. Позже в программу включили прочие виды лёгкой атлетики.

Легкоатлетические виды спорта на Олимпийских играх в Древней Греции были основными.

Сейчас это спорт, к которому приобщаются все в повседневной жизни, когда совершают пробежки, пешие прогулки и прыжки при преодолении каких-либо препятствий (например, когда перепрыгивают через лужи после дождя).

Во всём мире знают имена замечательных атлетов: Усэйна Болта (100 метров за 9,58 секунд), Карла Льюиса, Валерия Борзова, Майкла Джонсона, Елены Исинбаевой.

Официальные соревнования на летней Олимпиаде, чемпионаты мира и Европы проводятся международной легкоатлетической федерацией.

Вариации бега

По сути, бег - это быстрое передвижение с замедлением или ускорением, с чередованием толчков одной ноги с опорой на другую.

Спортивно-беговые виды подразделяются на:

  • короткие дистанции (спринт) - от 100 до 400 метров;
  • средние - от 800 до 3 000 метров;
  • длинные - 5 000 и 10 000 метров.

Соревнования по бегу среди женщин.
Фото: flickr.com/RobertVaradi.

Существует сверхпротяжённая дисциплина - марафон на 42 километра и 195 метров.

Забеги проводятся без барьеров и с барьерами, в одиночном разряде и в групповом - эстафете по отдельным дорожкам шириной 1,25 метров с разметкой белого цвета по четырёхсотметровому кругу. Во время прохождения эстафеты представители одной команды по очереди преодолевают одинаковое расстояние с передачей из рук в руки эстафетной палочки. Поскольку внешняя дорожка длиннее внутренней, то по правилам места стартов смещаются по диагонали.

Все поединки бегунов начинаются одинаково - спортсмены стартуют с упором ног на специальных колодках для резкого отталкивания. Кто первым пересекает финишную линию, тот и становится победителем забега. Если судьям непонятно, кто первым пересёк линию, то применяется «фотофиниш» - автоматическое определение пересечения бегуном финиша с помощью фотофиксации.

Если трасса проходит вне стадиона, по лесной чаще или полю, то такая разновидность бега называется кросс, что в переводе с английского означает передвижение по пересечённой местности.

Спортивная ходьба

В спортивной ходьбе не допускается отрывать ногу от грунта , ступни должны постоянно опираться на землю. Для этого одна из ног скорохода ставится на пятку, плавно перекатывается на носок, нога при этом не должна сгибаться. Точно так же осуществляется движение второй ногой. Атлету надо преодолеть либо 20, либо 50 километров.

Спортивная ходьба основана на аэробной нагрузке, помогает укреплять мышцы.
Фото: flickr.com/Eugene Kim.

Прыжки

В длину прыгают с разбега, после которого легкоатлет отталкивается сильной ногой от земли перед специальной линией. За неё заступать нельзя, иначе попытка не засчитывается. Затем прыгун вытягивает обе ноги вперёд, чтобы длина прыжка была как можно больше, и приземляется в яму с песком. При тройном прыжке атлет перед линией разгоняется двумя шагами, а уже с третьим отталкивается от земли. Длина прыжка измеряется от линии заступа до ближайшего следа прыгуна в яме.

При прыжках в высоту необходимо преодолеть деревянную или дюралевую планку, которая располагается на стойках. В школе ребята прыгают методом «ножниц» с упором на сильную ногу перед снарядом, отталкиванием и переносом обеих ног поочерёдно за планку. Есть ещё перекидной (перекатный) способ - перенос туловища грудной стороной и фосбери-флоп - перепрыгивание с разворотом на спину.

На взятие определённой высоты прыгуну дают три попытки. После удачного прыжка её увеличивают на несколько сантиметров. Если последнюю планку берёт не один спортсмен, то выигрывает тот, кто потратил на неё меньше попыток.

Фосбери-флоп - техника прыжка в высоту, разработанная и впервые представленная американским прыгуном Диком Фосбери.
Фото: flickr.com/Sangudo.

Существуют ещё прыжки с шестом. Спортсмен делает разбег с 40 метров, а добежав до стойки, упирает конец шеста в так называемый опорный ящик. Сам прыгун отталкивается от дорожки и старается перемахнуть через планку, развернувшись на 180 градусов.

Метание спортивных снарядов

Этот вид атлетики подразделяется на метание:

  • диска;
  • ядра;
  • молота;
  • копья.

Дискоболы (метатели диска) используют в своих соревнованиях килограммовый или двухкилограммовый снаряд из резины или дерева с металлической окантовкой корпуса. Метание производится из круга с диаметром 250 сантиметров. Изначальная позиция дискобола - спиной к зоне метания. После двух-трёх взмахов выполняется полуразворот тела, и снаряд запускается в поле.

Метание диска производится из ограждённого сеткой сектора с разрешённым горизонтальным углом вылета 35°.
Фото: flickr.com/chuchin1983.

Ядро из металла весом от 3 килограммов (для 15 - 16-летних девушек) и до 7 с лишним килограммов (для мужчин) атлеты толкают также в сторону поляны из круга диаметром 213 с половиной сантиметров. Спортсмен должен перед броском согнуть руку в локте, прижать снаряд к плечу, и после нескольких движений взад-вперёд послать ядро в поле с отметками расстояния в метрах.

Изначально спортивный молот изготавливали в форме куба, позже округлили его рёбра, а сейчас он представляет собой шар на проволоке с деревянной рукояткой. Длина снаряда - 122 сантиметра и вес 7 с лишним килограммов. Атлет берётся за ручку снаряда, раскручивает его, делает несколько оборотов вокруг своей оси и запускает в сектор поля. Даются три попытки с зачётом лучшего результата.

У копьеметателей спортивное копьё состоит из деревянного древка и стального наконечника. Общая длина снаряда равняется 260 сантиметрам, масса - 800 граммам. Копьё для женщин и юных спортсменов короче и легче. Его метают у ограничительной планки - при разбеге делается замах и выполняется бросок в поле.

Многоборье

Состоит из нескольких видов атлетики и подразделяется на троеборье, пятиборье и десятиборье. В самой сложной программе многоборья участвуют только атлеты мужского пола.

Становление лёгкой атлетики в России

Распространение легкоатлетических дисциплин в нашей стране началось в конце XIX столетия. Под Петербургом, в одном из сёл, был открыт спортивный кружок. Первый российский чемпионат по лёгкой атлетике состоялся в 1908 году. В 1911-м произошло объединение нескольких спортивных лиг из разных городов в один всероссийский союз. Спустя год наши атлеты приняли участие в Олимпиаде в Стокгольме.

После революции развитием этого вида спорта занялся Всевобуч (всеобщее военное обучение). За годы советской власти наши спортсмены добились выдающихся успехов. Среди рекордсменов отметим:

  • Сергея Бубку (шестовика);
  • Юрия Седых (метателя молота);
  • Наталью Лисовскую (толкательницу ядра).

Наталья Лисовская - олимпийская чемпионка и трёхкратная чемпионка мира по толканию ядра, рекордсменка мира с 1987 года. Заслуженный мастер спорта СССР.

Легкоатлетами России также установлен ряд рекордов. Среди триумфаторов назовём:

  • Татьяну Лебедеву (прыжки в длину);
  • Светлану Мастеркову (бег);
  • Елену Исинбаеву (прыжки с шестом).

Как лёгкой атлетикой занимаются в школе

Большая часть дисциплин из этого вида спорта используются на занятиях по физкультуре в школе. На уроках преподаватели учат своих подопечных бегу на короткие дистанции, прыжкам в высоту и длину, метанию мяча и прочего спортинвентаря. Помимо посещения школьных уроков, подростки могут дополнительно записаться в секции.

Бег - самый доступный и популярный вид спорта. Им занимаются не только профессиональные спортсмены, но и обычные люди для поддержания хорошей физической формы.
Фото: flickr.com/Maestro Aki.

Популярность лёгкой атлетики объясняется её доступностью. Всего-то и нужно одеться в спортивную форму и хотя бы пробежать пару кругов вокруг дома. Одним ребятам подойдёт для проявления таланта беговая дорожка, другим - сектор для прыжков в длину, третьим - поле для метания ядра. В общем, каждый может выбрать легкоатлетическое призвание по своим способностям и возможностям.

У детей занятия легкоатлетическими видами спорта развивают выносливость, скорость, отменную реакцию, укрепляют мышцы и весь организм в целом.

Уральская Государственная Медицинская Академия

Кафедра физической культуры

Занятия по лёгкой атлетике в школе

Составил: студент 235 гр.

Карчава Д.Г.

Руководитель:

Белобородова Т.В.

Екатеринбург 2009 год

1. Основные гигиенические требования, требования безопасности

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

Отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

Прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

Имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

Не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

Быть внимательным при перемещениях по стадиону;

Знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

Требования безопасности перед началом занятий:

Учащийся должен:

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

Убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

Организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

Под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

Убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

Под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

Не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

По распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

По команде учителя встать в строй для общего построения.

Требования безопасности во время проведения занятий:

Бег: Учащийся должен :

При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

Во время бега смотреть на свою дорожку;

После выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

При беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

Выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

Прыжки: Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

Грабли класть зубьями вниз;

Не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

Выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

Выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

После выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

Метание: Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

Перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

При групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

Находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

При метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

Не передавать снаряд друг другу броском;

Не метать снаряд в необорудованных для этого местах.

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:

Учащийся должен:

При получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

Требования безопасности по окончании занятий:

Учащийся должен:

Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

Организованно покинуть место проведения занятия;

Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

Вымыть с мылом руки.

2.Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Сила: Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

  • Организация и проведение соревнований по легкой атлетике (эстафеты, пробеги)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    1. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике (эстафеты, пробеги) 1.2 Лёгкая атлетика в школе . 1.3 Лёгкая атлетика в СУЗах и ВУЗах города... на тренировочных занятиях по видам лёгкой атлетики и представляет сборную команду школы на городских...

  • Легкая атлетика . Основные виды легкой атлетики

    Реферат >> Физкультура и спорт

    И получившие права высших органов по лёгкой атлетике . Возрождение в 1896 Олимпийских... школы легкой атлетики , которые обусловили ее практические достижения. По ... детей и привлечь их к занятиям легкой атлетикой , отсутствием современного оборудования и т.д. ...

  • Анализ функциональных изменений в организме детей 11-15 лет происходящие в процессе занятий легк

    Реферат >> Культура и искусство

    Технику основных видов спорта (лёгкая атлетика , гимнастика, спортивные игры... уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию кондиционных... по легкой атлетике в школе .– Мн., «Полымя», 1989. – 284с. Учебник тренера по легкой атлетике ...

  • Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.Лёгкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта. Так программа мужских дисциплин в программе Олимпийских игр (24 вида) не менялась с 1956 года. В программу женских видов входит 23 вида. Единственная разница это ходьба на 50 км, которой нет в женском списке. Таким образом, лёгкая атлетика является наиболее медалеёмким видом среди всех олимпийских видов спорта.

    Программа чемпионатов в помещении состоит из 26 видов (13 мужских и 13 женских). На официальных соревнованиях мужчины и женщины не участвуют в совместных стартах.

    В англоговорящих странах легкая атлетика разделяется на две группы соревнований: "трековые" и "полевые". Каждый вид легкой атлетики имеет свою историю, свои триумфы, свои рекорды, свои имена.

    Виды легкой атлетики принято подразделять на пять разделов: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на разновидности.

    Спортивная ходьба - на 20 км (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины). Спортивная ходьба - это циклическое локомоторное движение умеренной интенсивности, которое состоит из чередования шагов, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали.

    Бег - на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10 000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м), эстафетный бег (4 х 100 и 4 х 400 м), бег с барьерами (100 м - женщины, ПО м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины) и бег с препятствиями (3000 м). Соревнования по бегу - один из самых старых видов спорта, по которым были утверждены официальные правила соревнований, и были включены в программу с самых первых олимпийских игр 1896 года. Для бегунов важнейшими качествами являются: способность поддерживать высокую скорость на дистанции, выносливость (для средних и длинных), скоростная выносливость (для длинного спринта), реакция и тактическое мышление.

    Беговые виды входят как в состав дисциплин лёгкой атлетики, так и во многие популярные виды спорта отдельными этапами (в эстафетах, многоборьях). Соревнования по бегу проводятся на специальных легкоатлетических стадионах с оборудованными дорожками. На летних стадионах обычно 8-9 дорожек, на зимних 4-6 дорожек. Ширина дорожки - 1.22 м, линии, разделяющей дорожки - 5 см. На дорожки наносится специальная разметка указывающая старт и финиш всех дистанций, и коридоры для передачи эстафетной палочки. Сами соревнования почти не требуют сколько-нибудь особенных условий. Определённое значение имеет покрытие, из которого изготовлена беговая дорожка. Исторически сначала дорожки были земляными, гаревыми, асфальтовыми. В настоящее время дорожки на стадионах изготовлены из синтетических материалов, таких как тартан, рекортан, регупол и других. Для крупных международных стартов технический комитет IAAF сертифицирует качество покрытия по нескольким классам.

    В качестве обуви спортсмены используют специальные беговые туфли - шиповки, обеспечивающие хорошее сцепление с покрытием. Соревнования по бегу проводятся практически в любую погоду. В жаркую погоду в беге на длинные дистанции могут также организовываться пункты питания. В ходе бега спортсмены не должны мешать друг другу, хотя при беге особенно на длинные и средние дистанции возможны контакты бегунов. На дистанциях от 100 м до 400 м спортсмены бегут каждый по своей дорожке. На дистанциях от 600 м - 800 м начинают на разных дорожках и через 200 м выходят на общую дорожку. 1000 м и более начинают старт общей группой у линии, обозначающей старт. Выигрывает тот спортсмен, который первым пересекает линию финиша. При этом в случае спорных ситуаций привлекается фотофиниш и первым считается тот легкоатлет, часть туловища которого первой пересекла линию финиша. Начиная с 2008 года IAAF начала постепенное внедрение новых правил, с целью повышения зрелищности и динамизма соревнований. В беге на средние, длинные дистанции и стипльчезе снимать 3 худших по времени спортсменов. В гладком беге на 3000 м и стипльчезе последовательно за 5 , 4 и 3 круга до финиша. В беге на 5000 метров также троих за 7, 5 и 3 круга соответственно. Начиная с чемпионата Европы 1966 года и Олимпийских игр 1968 года для регистрации результатов в беге на крупных соревнованиях, используется электронный хронометраж, оценивающий результаты с точностью до сотой доли секунды. Но и в современной лёгкой атлетике электроника дублируется судьями с ручным секундомером. Рекорды мира и рекорды более низкого уровня фиксируются в соответствии с правилами IAAF.

    Результаты в беговых дисциплинах на стадионе измеряются с точностью до 1/100 сек., в шоссейном беге с точностью до 1/10 сек.

    Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

    Прыжок в высоту с разбега - дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление. Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин с 1928 года. Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3 x 5 метров. При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если: в результате прыжка планка не удержалась на стойках; спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку.

    Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.

    Прыжок с шестом - дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движений. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин - с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Входит в состав легкоатлетических многоборий. Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и финале даётся по три попытки на каждой высоте. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, он не может быть менее 5 сантиметров. Обычно на малых высотах планка поднимается с шагом 10-15 см и затем шаг переходит к 5 см. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 5 x 5 метров. Длина дорожки для разбега не менее 40 метров ширина 1.22 метра. Спортсмен имеет право попросить у судей отрегулировать расположение стоек для планки от 40 см перед задней поверхностью ящика для упора шеста, до 80 см по направлению к месту разбега. Попытка считается неудачной если: в результате прыжка планка не удержалась на стойках; спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной плоскостью проходящей через дальний край ящика для упора, любой частью тела или шестом; спортсмен в фазе полёта руками попытался удержать планку от падения. Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, это уже не имеет значения - попытка засчитана. Если при выполнении попытки шест сломается, спортсмен имеет право выполнить попытку заново.

    Прыжок в длину - дисциплина, относящаяся к горизонтальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий. Задача атлета - достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам, установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке. Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10 м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления. У мужчин атлетов мирового класса, начальная скорость при отталкивании от доски достигает 9.4 - 9.8 м/c. Оптимальным углом вылета центра масс спортсмена к горизонту считается 20-22 градуса и высота центра масс относительно обычного положения при ходьбе - 50-70 см. Наивысшей скорости атлеты обычно достигают на последних трёх-четырёх шагах разбега. Прыжок состоит из четырёх фаз: разбега, отталкивания, полёта и приземления. Наибольшие различия, с точки зрения техники, затрагивают полётную фазу прыжка.

    Метания - толкание ядра, метание копья, метание диска и метание молота. В 1896 г. в программу Игр включили метание диска и толкание ядра; в 1900 г. – метание молота, в 1906 г. – метание копья.

    Многоборья - десятиборье (мужской вид) и семиборье (женский вид), которые проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке. Десятиборье - первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту и бег 400 м; второй день: бег ПО м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег 1500 м. Семиборье - первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м; второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м. За каждый вид спортсмены получают определённое количество очков, которые начисляются либо по специальным таблицам, либо по эмпирическим формулам. Соревнования по многоборьям на официальных стартах IAAF всегда проводится в два дня. Между видами обязательно определён интервал для отдыха (как правило не менее 30 мин). При проведении отдельных видов существуют поправки характерные для многоборья: в беговых видах разрешено сделать два фальстарта (вместо одного как в обычных беговых видах); в прыжке в длину и в метаниях участнику предоставляется только по три попытки.

    Кроме перечисленных олимпийских видов соревнования по бегу и ходьбе проводятся на других дистанциях, по пересеченной местности, в легкоатлетическом манеже; в метаниях для юношей используются облегченные снаряды; многоборье проводят по пяти и семи видам (мужчины) и пяти (женщины).

    Правила в легкой атлетики довольно просты: победителем считается атлет или команда, которые показали лучшие результаты в финальном забеге или финальной попытке технических дисциплин.

    Первое место во всех видах легкой атлетики, кроме многоборий, марафона и ходьбы проходят в несколько этапов: квалификация, Ѕ финала, ј финала. Затем проводится финал, в котором определяются участники, занявшие призовые места. Количество участников определяется регламентом соревнований.

    1.2 Лёгкая атлетика в школе

    На этом рубеже проводить работа по отбору, набору и начальной подготовке юных лёгкоатлетов. Очень важно вовремя заметить и начать первичную подготовку. В настоящее время эта работа проводиться учителями физической культуры и одним человеком из спорткомитета. Такое положение вещей не допустимо. Чтобы более чётко решалась эта задача следует ежегодно организовывать на платной основе рабочую группу из профессиональных специалистов.

    В школах, где учиться более тысячи учащихся и есть минимум условий материальной базы, необходимо рассмотреть возможность о введении секции лёгкой атлетики. Тренерско-преподавательская группа тестирует учащихся по заранее подготовленным программам ежегодного мониторинга, занимается отбором и набором одарённых детей по трём и более возрастным группам, готовит к предстоящим соревнованиям на тренировочных занятиях по видам лёгкой атлетики и представляет сборную команду школы на городских мероприятиях. Кроме этого в каждой школе необходимо вести ежегодный учёт о:

    · количестве занимающихся школьников в спортивных секциях и стимулировать их рост

    · качестве физической подготовки, выводя средний результат по проводимым тестам и соревнованиям

    · рекордах школы по видам лёгкой атлетики

    · десяти лучших лёгкоатлетов школы

    Всю обработанную информацию следует вывешивать на стенд, красиво оформив.

    Параллельно тренером по лёгкой атлетике ведётся работа по подготовке и участию сборной школы на городских соревнованиях.

    Результатом качественной работы на данном этапе подготовки может служить конкретный результат на городской спартакиаде учащихся. Здесь можно увидеть не только как проводилась работа в течение года, но и наметить группу абитуриентов. Наилучшим показателем отлично выполненной работы будет подготовка школой выпускника с первым спортивным разрядом в избранном виде лёгкой атлетики, хорошо – ряд спортсменов со вторым разрядом.

    1.3 Лёгкая атлетика в СУЗах и ВУЗах города

    Следующий закономерный этап подготовки мастеров – это дальнейшее обучение в высшем учебном заведении. Основной задачей этого звена цепи непрерывной подготовки высококлассных специалистов является обеспечить студента всеми необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями для успешного развития не только чисто спортивных качеств, но и патриотических. Ведь мы должны с вами не забывать, что спорт это не только закачивание мускул людей-биороботов, ради меркантильных интересов группы заворовавшихся «руководителей», но и как мощнейшее средство развития человека как личности. Личность всегда стремиться к саморазвитию творческих начал, ради улучшения общего благосостояния, ради гармонии с природой. И об этом не следует забывать на этом временном отрезке подготовки.

    Конечно же, как и в школах, необходимо вести учёт о количестве занимающихся, рекордах, проводить ежегодно внутренние соревнования и т.д. Параллельно отслеживать участие лучших лёгкоатлетов не только на городских соревнованиях, но и областных, российских и т.д.

    Легкая атлетика является составной частью физической культуры и обладает всеми присущими ей функциями. Объединяет естественные движения человека.

    Она представлена:

    1. В спорте.

    2. В системе физкультурного воспитания и контроля уровня физической подготовленности различных слоев населения.

    3. В рекреации и организации досуга населения.

    4. В реабилитации населения средствами физической культуры.

    В школах, средних учебных заведениях и вооруженных силах легкая атлетика представлена различными видами.

    Легкая атлетика как естественно-эмпирическая основа теории и методики физического воспитания и спорта (исторический аспект). Легкая атлетика явилась эмпирической базой теории спортивной тренировки и теории физического воспитания. Это обусловлено историческим фактором, широким распространением в мире, возможностью точно дозировать тренировочную работу и учитывать нагрузку, получаемую спортсменом и объективностью регистрации параметров работы и нагрузки.

    На всем протяжении человеческой истории физические упражнения широко использовались для подготовки людей к исполнению своих социальных функций. От умения быстро бегать, точно и далеко менять, далеко и высоко прыгать зависела жизнь древнего человека.

    Легкая атлетика характеризуется большим разнообразием соревновательных упражнений и значительным количеством различных способов и вариантов их выполнения.

    Для четкой классификации легкоатлетических упражнений их объединяют в 5 групп по сущности упражнений, каждая из которых имеет свои виды и разновидности:

    1. Спортивная ходьба.

    2. Бег. На короткие дистанции, на средние, длинные, марафонский, с барьерами, эстафетный.

    3. Прыжки. В высоту, в длину, тройной, с шестом.

    4. Метания. Толкание ядра, метание копья, диска, молота.

    5. Многоборья. Троеборье, семиборье, десятиборье.

    По целевым установкам, где определяющим является:

    а) скорость передвижения спортсмена.

    б) дальность и высота полета спортсмена.

    в) дальность полета спортивного снаряда.

    По качествам, определяющим результативность упражнений:

    а) скоростно-силовые виды;

    б) виды, связанные с проявлением выносливости.

    По характеру двигательных действий: циклические, ациклические, комплексные. Легкую атлетику называют «Королевой спорта», т.к. ее программа во всех крупнейших соревнованиях (включая и Олимпийские игры) является самой обширной по количеству разыгрываемых комплектов наград.


    Использоваться судьи, прошедшие специальные тренировки и испытания и включенные в судейские комиссии хронометристов. 3. Анализ и методика обучения технике прыжка в длину, способом согнув ноги В соревнования по легкой атлетике включаются четыре вида прыжков: в высоту, в длину, тройной и с шестом. Все они выполняются с разбега. При анализе техники прыжков необходимо учитывать факторы, влияющие...

    Команды было 47 легкоатлетов, никто из них не сумел войти в число призеров. Плачевные для русских спортсменов итоги V Олимпиады показали, что в развитии легкой атлетики, впрочем, как и в других видах спорта, Россия значительно отстала от многих государств. После Олимпиады Российской олимпийский комитет принял решение о ежегодном проведении всероссийских Олимпиад. Первая из них состоялась в Киеве...

    Связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия. 2. Формы и методы организации и проведения гимнастики в 5–6 классах 2.1 Методические особенности основной гимнастики в 5–6 классах Основная гимнастика широко применяется во всех школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и высших учебных...

    3.По видам движений (с элемен-тами ОРУ, с бегом, прыжками, с метанием и т.д.) 4.По физическим качествам: (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости и т.п.) 5.Подготовительные к отдельным видам спорта. 6.В зависимости от взаимоотно-шений играющих: а) игроки не вступают в соприкосновение с соперником (дистантные); б) с ограниченным соприкосновением; в) с непосредственной борьбой с...

    Поделиться: