Как организовать турнир. Системы розыгрыша в спортивных играх Круговые шахматные турниры

Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют 5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии — по одной со всеми участниками турнира. Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу начисляется 1 очко, за ничью — 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.

В круговых турнирах может играть любое количество человек. При проведении турнира по классическим шахматам распределение цветов между участниками (жеребьёвка) производится автоматически случайным образом. При проведении турнира по боевым шахматам цвет фигур игрока, и, соответственно, право первого хода определяются непосредственно перед началом игры компьютером.

Любой игрок может записаться в один или несколько турниров (игроки, использующие компьютерные шахматные программы, не могут принимать участия в турнирах ).

Для боевых шахмат время на расстановку фигур ограничено согласно турнира. В случае, если оба игрока не завершили расстановку в назначенное время, игра автоматически заканчивается ничьей. Если фигуры расставлены лишь одним из игроков, ему автоматически присуждается победа. В следующий тур не могут выходить игроки, не сыгравшие ни одной партии.

Турнирная таблица обновляется в режиме реального времени. Как только завершается турнирная партия, ее результаты автоматически вносятся таблицу, вычисляются очки игроков и дополнительные коэффициенты. Победа, ничья и поражение дают игроку соответственно 1, 0,5 и 0 очков. Места распределяются следующим образом:

  • чем больше очков, тем выше место;
  • при равенстве очков: чем больше SB, тем выше место;
  • при равенстве очков и SB место определяется по среднему рейтингу всех оппонентов, с которыми встречался игрок в ходе турнира.
SB — это коэффициент Соннеборна-Бергера. Вычисляется так: удвоенная сумма очков соперников, над которыми одержана победа, плюс сумма очков соперников, с которыми ничья. Этот коэффициент учитывает разный «вес» побед, оценивая победу над сильным соперником выше.

Турнир завершается вместе с окончанием последней партии турнира. В этот момент производится распределение мест.

Время на регистрацию в 1-й тур ограничено и указывается отдельно для каждого турнира. Оно может быть увеличено (для турниров без предварительной регистрации) в случае, если в последней турнирной таблице зарегистрировалось менее 60% участников от возможного количества (но не более чем на 1 неделю).

Время на регистрацию во 2-й и последующие туры ограничено, игрок может зарегистрироваться только в течение 2-х недель с момента начала соответствующего тура.

Турнир очередного класса или уровня проводится в случае, если в нем может участвовать не менее 11 игроков. Наличие 11 игроков в соответствующем уровне или классе дает им право ходатайствовать перед администрацией о проведении между ними турнира.

Систематические турниры

  1. Систематические турниры делятся на 5 видов:
    • «Выходного дня» турнир проводится в субботу или воскресенье. Следующий турнир стартует соответственно в следующую субботу (или воскресенье) и т.д. Время запуска турнира указывается при старте 1-го турнира серии.
    • «Рабочие дни» аналогичен турниру выходного дня за исключением того, что проводится с понедельника по пятницу.
    • «Еженедельный» аналогичен ежедневному турниру за исключением того, что турнир запускается 1 раз в неделю в день недели, указанный при регистрации, например в среду или пятницу.
    • «Ежемесячный» аналогичен еженедельному за исключением того, что создается 1 раз в месяц, в день месяца, указанный при регистрации, например 1-го числа каждого месяца.
    • «Обычный» каждый последующий турнир создается сразу же после окончания предыдущего.
  2. Предварительная регистрация в 1-й тур производится пользователями самостоятельно. До начала 1-го тура пользователь может отказаться от участия в турнире.
  3. Игры стартуют после завершения регистрации игроков. Если на участие в турнире зарегистрировалось менее 15 игроков, то начало первого тура переносится (например, для турнира «Рабочие дни» на следующий рабочий день, для турнира «Выходного дня» на следующий выходной день).
  4. Кол-во групп и число игроков в группе рассчитывается автоматически и все игры создаются одновременно !
  5. После окончания каждого из туров публикуется новость и раздаются награды.
  6. В финал и суперфинал регистрация пользователей происходит автоматически.
  7. Каждый последующий тур стартует сразу после окончания предыдущего.
  8. Перед началом каждого тура участникам производится рассылка.

Плей-офф (playoff)

Плей-офф (playoff) — система проведения турниров, при которой проигравший выбывает из дальнейших соревнований.

Проведение турниров

  1. Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
  2. Участники подают заявку на участие.
  3. Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
  4. Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
  5. Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
  6. Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
  7. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
  8. Во второй и последующие туры выходят только победители.
  9. Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.

Швейцарская система

Швейцарская система — система проведения турниров. Впервые была применена в Цюрихе в 1895 году. Использование данной системы позволяет выявить победителей за меньшее количество партий, чем при круговой системе.

Проведение турниров

  1. Количество игроков должно быть четным.
  2. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет, то деление происходит случайным образом.
  3. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20-ти участниках 1-й играет с 11-м, 2-й с 12-м и т.д.
  4. Во втором туре программа делит игроков на три группы:
    • выигравшие;
    • с ничейным результатом;
    • проигравшие.
    Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой группы.
  5. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы определяются так же, как в п.1-п.3.
Особенности правил
  1. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.
  2. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.
  3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.
  4. Количество туров такое же, как и при системе play-off для данного числа участников.
Подсчет очков
  1. Места распределяются по сумме набранных очков.
  2. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Правила организации очных турниров

Настоящие Правила являются концепцией в соответствии с которой, с учетом мнений игроков портала battle-chess в дальнейшем будут выработаны более подробные Правила.
  1. Право на организацию и проведение очных турниров имеет «Организатор». Организатором может быть:
    • Администрация портала, далее «Администратор»
    • Любой победитель любого очного турнира по Боевым шахматам, организованным порталом battle-chess, далее «Мастер».
    Организаторов турнира может быть несколько человек, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Организатор может пригласить в помощь себе помощников из числа пользователей портала battle-chess.
  2. Обязанности Организатора:
    • Определить Регламент Турнира и согласовать его с администрацией портала (в случае, если Организатором является Мастер).
    • Найти источник финансирования турнира (спонсор, собственные средства, сборы от участников турнира и пр.). Условия освещения участия спонсора определяется отдельно соглашением между спонсором и Администрацией портала.
    • Обеспечить место проведения Турнира
    • Обеспечить явку на турнир не менее 10 человек из числа пользователей портала, имеющих игровой стаж в Боевые шахматы не менее 20 партий и участвовавших хотя бы в одном онлайн турнире по Боевым шахматам.
    • Обеспечить игрокам честность в играх, исключив возможность использования ими помощи компьютерных программ и подсказок третьих лиц.
    • Не принимать участие в Турнире, если кроме него в Турнире нет других Организаторов. В случае если Организаторов несколько, то отказаться от участия в Турнире должен только один из них.
    Оплата труда Организатора за организацию турнира не предусмотрена, однако, если турнир организован как платный и после его окончания и всех выплат (на призовой фонд и расходы на проведение турнира и пр.) у Организатора остались средства — они остаются у него как оплата за проведение турнира.
  3. Обязанности администрации портала: Обеспечить технологическую совместимость параметров турнира и его Регламента.
    Обеспечить организатора грамотами победителей турнира.
    Мастера портала Боевые шахматы, имеющие право проводить очные турниры:

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру-говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме-шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас-тников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален-даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа-ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж-дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по-лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер-мин «команда».

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе-дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи-более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма-стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не-четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча-ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле

где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав-ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но-мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова-ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе-ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя-тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис-ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови-ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.




При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер-тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер-тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу-чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф-ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ-ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например :

1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы-вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле-ва - номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер-вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе-ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос-ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).


При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени со-ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг-рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари-тельных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман-ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо-собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос-ледующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей-кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло-годних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес-та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос-новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож-ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв-ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора-жение - 1 и неявка - 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча-ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри-мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол-лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен-ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови-на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч-ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при-меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор-мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит-ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре-зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав-ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри-мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со-ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре-зультаты всех команд.



В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая - по круговому способу или наоборот).

1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.

Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.

При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:

где Х - количество игр, А - количество команд.

Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.

В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.

По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке - номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии - «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.

На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.

Пример для 7 команд

1 день2 день3 день4 день5 день

При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).

Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).

Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке - первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.

Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.

Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.

При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху - справа от свободного номера.

Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.


Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.


Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:

где Х - число игр, n - количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n - 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:

где А - число участников,

2n - число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае - 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.


Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале - 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае - между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.


Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).

Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) - 7-8 места.

Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра

Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах - по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.

Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).


Олимпйская система определения победителя

Для проведения краткосрочных турниров с участием большого числа команд используют олимпийскую систему с выбыванием после первого поражения.

К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.

Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.

Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.

Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.

Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.

Расписание матчей при этой системе составляется в соответствии с сеткой игр для заявленного количества участвующих команд. Затем на судейской проводится жеребьевка, в результате которой каждый коллектив получает определенный номер, согласно которому и включается в сетку.

1. При 4 командах

2. При 8 командах:

Если число команд равно 6 или 10, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму туру осталось количество команд, равное степени двойки. В данном случае 4 или 8. Следовательно, согласно жребию, часть команд приступит к играм во втором туре, а часть - в первом.

3. При 6 командах

4. При 10 командах


При нечетном количестве команд-участниц коллективы, вступающие в игру со второго тура, распределяются таким образом, чтобы внизу сетки было на один больше.

Первый шаг – создание оргкомитета. В оргкомитет, входят заинтересованные в соревновании люди. Оргкомитет, исходя из общих установок, обычно согласовывает и утверждает «Положение о проведении турнира» и поручает главному судье, разработку регламента и подбор кандидатуры судей.

Положение о проведении турнира . Основным документом, регламентирующим все взаимоотношения сторон, участвующих в организации и проведении турнира, является «Положение о проведении соревнования». «Положение» является организационно-правовой базой, нормой, «законом» для участников и судей. Какие разделы должны быть включены в «положение»:

Цели и задачи . Обычно здесь указываются задачи популяризации шашечной игры, повышения мастерства участников, выявления сильнейших игроков, цели отбора кандидатов в сборные команды или игроков, получающих право участвовать в других турнирах и т.п.

Сроки, место и система проведения. Указывается конкретный срок с момента открытия турнира до процедуры подведения итогов, адрес расположения игрового помещения. Описывается в общих чертах система проведения турнира, в частности число туров, описывается регламент.

Руководство проведением турнира. Указывается проводящая турнир организация (или несколько). Непосредственное проведение турнира возлагается на судейскую коллегию, утвержденную, проводящей организацией.

Участники. Указываются условия участия (допуска) в турнире: по возрасту и квалификации, территориальному признаку(классу).

Порядок определения мест . Здесь указываются основные показатели, по которым производится определение мест участников, в том числе в случае равенства основных показателей у нескольких участников.

Награждение и подведение итогов. В этом разделе описывается процедура подведения итогов турнира, какими грамотами (дипломами) отмечаются те или иные достижения участников. Здесь же описывается, кто и какие права получает на участие в других турнирах или для которых данный турнир имел статус отборочного.

Финансирование. Указывает кто и за что несет расходы по проведению соревнований и участия в них.

Положение подготовлено. Следующий шаг – проведение соревнований.

Проведение шашечного турнира следует начинать с записи желающих участвовать в турнире. После окончания записи необходимо провести собрание участников.

На этом собрании надо поздравить всех участников с началом первенства, пожелать спортивных успехов, напомнить о правилах игры, объявить порядок проведения соревнования и в заключении собрания проводить жеребьевку участников.

Судья турнира обязан появляться в турнирном помещение за 30 минут до начала игр, чтобы успеть приготовить все необходимое для успешного проведения турнира.

Ясно, что каждый судья должен хорошо знать правила игры, шашечный кодекс, положение и регламент турнира. Кроме того, каждый судья должен своими действиями создавать атмосферу для честной и бескомпромиссной борьбы, чтобы спортсмены отдавали все силы, умение и мастерство для достижения победы.

Объясняя правила, в детских соревнованиях желательно напомнить правило, часто встречающиеся у ребят – «тронул-ходи».

При игре в шашки каждый должен придерживаться правила «тронул-ходи». Ход считается совершенный, если играющий переставил свою шашку (либо дамку) на новое поле и отнял от нее руку. Если один из играющих при совершении хода передвинул свою шашку (либо дамку) на новое поле, но он не отнял от нее руки, он вправе переставить эту шашку на любое, возможное для ее хода, поле. Если надо поставить на доске шашки более аккуратно, ребятам необходимо предварительно сказать «поправляю», а затем только дотрагиваться до шашек.

Соревнования можно проводить по разным системам:

По круговой системе;

По швейцарской системе;

По олимпийской системе.

Здесь мы подробней рассмотрим круговую систему.

Для проведения турнира необходимо предварительно составить расписание игр, с которыми должны быть ознакомлены все участники.

Для ведения турнира, проводимой по круговой системе, судье необходима турнирная таблица, исходя из количества участников.

ФИО

очки

место ф

прим

Все записанные для участия в турнире тянут жребий – порядковый номер для размещения в таблице соревнований.

ФИО

очки

место ф

прим

Иванов Егор

Петров Александр

Сидоров Иван

Смыслов Павел

Владимиров Илья

Васильев Андрей

Когда все участники вписаны, согласно жеребьевке, вписаны в таблицу турнира, определяется цвет шашек каждому из участников и проводится первый тур.

Если участники, встречаются друг с другом по одному разу, то цвета шашек при любом количестве участников легко определить с помощью правила; если в турнирной таблице оба игрока записаны под четными номерами (или оба под нечетными), то участник, имеющий больший номер, играет белыми. Если же один из противников записан под четным номером, а другой под нечетным, тогда участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

Например, во встрече Иванова Егора и Васильева Андрея, белыми должен играть Иванов Егор, так как его номер нечетный – первый, а у Васильева Андрея номер шестой – четный, а в таком случае участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

И наоборот, когда будут встречаться Сидоров Иван с Владимировым Ильей белыми должен играть Сидоров Иван, так как у обоих участников нечетные номера. Участник, имеющий большой номер, играет белыми.

Исключение: последний номер, при четном количестве участников играет с номерами верхней части таблицы черными, а с нижней – белыми.

Для четкого ведения турнира важно правильно отмечать результаты сыгранных партий в турнирной таблице. За выигрыш победителю засчитывается очко – 1(либо 2 очка по международным правилам), проигравшему – 0, за ничью обоим по пол-очка – ½(либо 1 очко).

В конце турнира места распределяются по сумме очков, набранных каждым из участников. Так, за наибольшее количество очков присуждается первое место, далее места распределяются по убыванию. Таким образом, на последнем месте остается участник, набравший наименьшее количество очков.

(Выписка из Кодекса России)

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ВСТРЕЧ

В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО КРУГОВОЙ СИСТЕМЕ

Таблицы служат для определения очередности игры в турнирах, а также указывают, какого цвета шашки (белые или черные) предоставляются каждому из участников. Предварительно все участники турнира путем жеребьевки получают номера от первого до последнего – по числу участников. Затем подбирается соответствующая таблица, из которой видно, какие номера встречаются друг с другом в каждом туре.

Поделиться: