Интегральный метод тренировки. \ \ Особенности подготовки волейболистов различной квалификации. Месячное и недельное планирование
Тема: Интегральная подготовка спортсмена
План лекции:
1. Содержание и задачи интегральной подготовки
2. Спортивный результат – интегральный продукт соревновательной деятельности
3. Методика интегральной подготовки
Литература: Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС ; Волков, И. П. ОТиМСТ
-1-
Отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявляться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
Интегральная подготовка (ИП) спортсмена направлена на объединение и комплексную реализацию различных сторон (видов) подготовленности спортсмена: физической, технической, тактической, психологической, теоретической в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Цель ИП -
обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон подготовки, определяющий успех соревновательной деятельности.
Задачи интегральной подготовки :
1. Приобретение и совершенствование спортивного мастерства;
2. Комплексное совершенствование всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической);
3. Комплексная реализация всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
В любим виде спорта, интегральная подготовка является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Интегральная подготовка формируется в процессе многолетней подготовки спортсмена. Например, в спортивных играх , чтобы играть хорошо, команда должна на протяжении всего года. Только в играх раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь между всеми игроками, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требования соревновательной обстановки, характерной для данного вида спорта. Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах : во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях. Не так велики значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта , в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.
-2-
Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат» , «спортивное достижение», «спортивный успех» и др. наиболее широким среди данных понятий является «спортивный результат». Спортивный результат – специфический интегральный продукт соревновательной деятельности.
Спортивный результат – показатель реализации спортивных возможностей спортсмена или спортивной команды в соревновательной деятельности, оцениваемый по установленным в спорте критериям.
-3-
В качестве основного средства ИП выступают:
- соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях
соревнований различного уровня;
- специально-подготовительные упражнения , максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
Для повышения эффективности ИП применяют разнообразные методические приемы:
1. облегчение условий за счет применения моделирующих устройств, уменьшение количества игроков на площадке и др.
2. усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, проведение соревнований с более сильным противником и др.
Средства ИП широко применяются на этапе высшего спортивного мастерства, в соревновательном
периоде макроцикла.
Методы ИП - 1) игровой 2) соревновательный 3) сопряженных воздействий 4) контрольный
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Введение
интегральная подготовка спортсмен
Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.
В тренировке выделяют следующие разделы(стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида спорта.
ПСИХИЧЕСКАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА направлена на повышение интеллектуального уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА направлена на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.
Интегральная подготовка спортсменов - понятие, цели, задачи
Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена -- технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:
Соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;
Специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.
Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортивных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.
Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее количество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по форме, структуре, особенностям функционирования систем организма максимально приближен к соревновательному.
В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, -- физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.
Используя узконаправленные методы и средства в тренировке мы приходим к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнения не могут проявиться в бою. Для координации и реализации в бою технической тактической физической и других сторон подготовки используется интегральная подготовка. Всё что приобретает спортсмен для своей физической (скорость, сила, координация), технической тактической подготовленности, все знания и опыт он должен воплотить в вольном бою. Для того что бы успешно реализовать свои знания и умения участвуя в соревнованиях необходима постоянная боевая практика (условные и вольные бои) а так моделированием соревнований. Интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Никакие специальные упражнения, упражнения на силу, быстроту и т.д. не могут заменить боевой практики, только в бою совершенствуются технические навыки и тактические действия, закаляют волю в сложной боевой обстановке. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменяется на протяжении лет. Путь от решения задач всестороннего физ. Воспитания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение интегральной подготовки с возрастом. Также интегральная подготовка должна иметь больше места в предсоревновательный период. Эффективные возможности представляют для интегральной тренировки, затрудненные и усложнённые условия: вольный бой с двумя соперниками, бой в уменьшенном ринге, увеличение времени раунда для развития специальной выносливости или уменьшение времени раунда для увеличения плотности боя, также можно использовать более тяжёлые перчатки и т.д. Необходимо учитывать психологическую нагрузку, которая ложится на боксеров во время боевой практики. Интегральная подготовка должна привести к демонстрации высоких результатов на соревнованиях.
Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:
Построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;
Акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;
Первоочередным повышением уровня специальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;
Использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;
Повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревновательной деятельности на главных турнирах .
Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника.
Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психологической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему.
Интегральная подготовка спортсменов (боксеров) с учетом типовых особенностей спортсмена
Для спортивных единоборств в наибольшей степени характерно сопряжение физических и психических элементов: "идеальная" деятельность, связанная с ориентировкой спортсмена в сложных тактических ситуациях, оценкой динамического развития таких ситуаций и принятием оперативного (тактического) решения, реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника. Подобного рода сопряжение физического и психического проявляется в специфических особенностях структуры и динамики физической подготовленности в зависимости от индивидуальных психологических особенностей спортсмена. Своеобразное сочетание индивидуальных свойств проявляется в специфических моторных способностях, и определенному типу индивидуальности соответствует конкретная склонность спортсмена адаптироваться к физическим нагрузкам. От того, насколько адекватно будут оценены такие свойства в структуре интегральной индивидуальности спортсмена, зависит объективная возможность построения тренировочного процесса, при котором будут наиболее полно реализованы индивидуальные двигательные способности.
В соответствии с индивидуально-типовыми особенностями спортсменов (единоборцев) разрабатываются индивидуально-типовые программы физической подготовки на основе методов целевых заданий и сопряженных психофизических воздействий.
Индивидуально-типовые программы построены на основе реализации метода целевых заданий с использованием специализированных структурно-логических схем управления тренировочным процессом, целевых мотивов, целевых заданий, алгоритмов применения конкретных средств и методов физической подготовки, способов контроля за ходом реализации индивидуализированных (типовых) программ физической подготовки. При подготовке юных спортсменов критерием эффективности программы является выполнение ими должных норм, при подготовке взрослых спортсменов - модельных характеристик подготовленности.
Конкретное содержание отдельных упражнений, пакетов упражнений, специфических средств тренировки определяется не только особенностями типа интегральной индивидуальности, но и этапом и периодом годового цикла, а также уровнем физической подготовленности и спортивного мастерства субъекта программированного управления.
Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить следующие преимущественные направления:
Совершенствование индивидуальных техническо-тактических действий;
Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
Совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности, на периоды относительного расслабления, для обеспечения высокой работоспособности.
Развитию этих направлений помогут разнообразные методические приемы: облегчение условий выполнения упражнений, за счет применения различных моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений и проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и т.д.); интенсификация соревновательной деятельности посредством ее продолжительности и другие.
Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем плане их место реализации в наибольшей степени - на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.
Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.
Интегральная подготовленность характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.
Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого результата или состояние спортивной формы.
Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.
Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрировано развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки.
Интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей
Состояние спортивной формы должно быть приобретено к началу соревновательного периода, повышаться на его протяжении и достигать наивысшего уровня к главнейшему состязанию. В течение даже длительного сезона соревнований, будучи в хорошей спортивной форме спортсмен, стремится к более высоким результатам и достигает их.
Основные задачи интегральная подготовка на стадии максимальной реализации спортивных возможностей: закрепить и возможно дольше сохранить высокую общую дееспособность и специфические спортивные навыки. Совершенствовать приобретенные ранее навыки технической и тактической подготовки.
Как показывает опыт лучших спортсменов, в состоянии высокой спортивной формы можно находиться длительное время. Тренировка -- это управляемый процесс, а потому и состояние спортивной формы может регулироваться и длиться до 2 -- 4 месяцев и более. Для этого необходимо методически правильно строить учебно-тренировочный процесс, умело чередовать работу с рациональным отдыхом и средствами восстановления, широко использовать принципы волнообразности и вариативности в тренировке и соревнованиях, а также соблюдать строгий режим. Очень важно, чтобы специализированная нагрузка повышалась на протяжении 6 -- 8 недель, а затем понижалась на 1 -- 2 недели и снова повышалась на 6 -- 8 недель (уже на другом уровне) и т. д. Такая волнообразность, имеющая индивидуальные отличия предохраняет от переутомления и позволяет дольше удерживать спортивную форму.
Одним из показателей состояния спортивной формы является уровень интегральной подготовленности спортсмена, который в течение года должен повышаться и достичь своего максимума ко времени основных соревнований, а затем снижаться в переходный период, когда на некоторое время сокращаются тренировки в специализируемом виде спорта.
Список используемой литературы
1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.
2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - ФКиС, 1988.
5. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970.
6. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев.: Вища школа, 1984.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Планирование спортивного совершенствования спортсменов боксеров. Периодизация спортивной тренировки в отдельном макроцикле. Построение микро- и мезоциклов. Особенности обучения боксера-левши. Этап реализации индивидуальных возможностей единоборцев.
реферат , добавлен 13.10.2012
Цели и задачи спортивной тренировки, средства, методы и принципы ее проведения. Основные стороны спортивной тренировки. Спортивная техническая и тактическая подготовка. Психическая и физическая подготовка. Тренировочные и соревновательные нагрузки.
книга , добавлен 23.03.2011
Понятие и основные этапы процесса физической подготовки спортсменов, ее разновидности и уровни. Общая характеристика физических качеств и критерии их оценивания. Сущность и виды спортивной тактики, ее главные средства и методы, подходы к формированию.
реферат , добавлен 24.02.2010
Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.
реферат , добавлен 27.02.2010
Особенности и роль психологической и волевой подготовки боксеров юношеского возраста. Основы диагностики состояния и методов восстановления психологической активности спортсменов. Анализ и оценка психологической готовности боксеров юношеского возраста.
дипломная работа , добавлен 06.10.2010
Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.
реферат , добавлен 05.05.2009
Физическая подготовка спортсмена. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка спортсмена. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. Форма.
курсовая работа , добавлен 16.05.2004
Особенности спортивной тренировки лыжника-гонщика. Подготовка спортсменов высших разрядов уровня кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта на примере команды г. Рудного и команды Областной детско-юношеской спортивной школы зимних видов спорта.
дипломная работа , добавлен 10.06.2015
Качество подготовки спортсменов. Поиск потенциальных спортсменов, зачисление в спортивную школу, проверка состояния здоровья. Проведение контрольных тренировок, показательных выступлений. Реализация бизнес-процесса на каждом этапе моделирования процесса.
курсовая работа , добавлен 25.06.2014
Физическая подготовка юных спортсменов с учетом возрастных особенностей. Классификация этапов подготовки юных футболистов и их задачи. Особенности и направления использования метода круговой тренировки в тренировочном процессе, оценка ее эффективности.
Важнейшей частью подготовки учеников является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного игрока уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма ученика, воспитание необходимых качеств личности.
В спортивной игре выделяют следующие разделы (стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.
Техническая подготовка - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей учеников. Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.
Тактическая подготовка - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.
Физическая подготовка - направлена на развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки учеников. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит укрепление здоровья и физического развития, совершенствование физических качеств и жизненно важных двигательных навыков. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфичных для конкретного вида игр.
Психическая (Психологическая) подготовка - направлена на воспитание личности ученика, его моральных и волевых качеств, а также развитие тех качеств личности, которые в большей мере обеспечивают успех в конкретном виде спорта. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки в процессе тренировочных занятий, соревнований.
Теоретическая (Интеллектуальная) подготовка - направлена на повышение интеллектуального уровня ученика, вооружение его определенными знаниями и умениями. Она осуществляется в процессе подготовки учеников. Требования в спорте настолько выросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие показатели нельзя.
Интегральная подготовка - направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности ученика - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Еще одно определение, предложенное Д.И. Нестеровским, является более конкретным и точным по смысловому содержанию - "Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности" .
Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только, как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки учеников - спортсменов.
Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, интегральная, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Для этого сами соревнования используют в тренировке, как необходимую разновидность ее плановых "занятий".
Для этого существует только один путь - многократное повторение учеником различными методами соревновательных упражнений. Обязательным является выполнение своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий. Интегральная подготовка - это то, что в практике называют игровой подготовкой, беговой, плавательной, гребной.
Здесь важно добиться реализации всего изученного - то есть слить воедино технико-тактическое мастерство, физические и психологические качества.
Поэтому ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке 2-х видов подготовки:
- 1. Физической и технической (специально подготовленные упр.)
- 2. Технической и тактической (специально подготовительные упр.)
- 3. Физический - технический - тактический (соревновательные упражнения, игры полным, уменьшенным составом) контрольные игры, соревнования.
Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования (тренировочные и официальные).
Соревновательная деятельность в спортивных играх сложна и многообразна, в ней системно, целостно проявляются взаимосвязи: физических качеств и приемов техники; физических качеств и тактических действий; приемов техники и тактических действий. Все это происходит в условиях взаимодействия учеников между собой в командных играх, что необходимо учитывать в тренировочном процессе.
На заре спортивных игр стремление лучше играть привело к необходимости предварительной подготовки, особенно перед участием в соревнованиях. Это выражалось в обучении приемам игры, освоении правил соревнований, проведении двусторонних игр, контрольных игр с другими командами.
Накопление опыта, обобщение результатов научных исследований привело к становлению методики тренировки и выделению ее разделов - технической, тактической и физической подготовки, а в дальнейшем - психологической и теоретической (интеллектуальной) подготовки.
В настоящее время совершенствование тренировочного процесса по всем его составляющим привело к его глубокой дифференциации: разработка систем тренирующих воздействий по технической, тактической, физической подготовке, проведение учебно-тренировочных сборов по физической (функциональной, атлетической) подготовке, по технико-тактической подготовке, написание методических материалов, учебных пособий и т.п.
Опыт показывает, что совершенствование в отдельных компонентах тренировки не дает непосредственных заметных сдвигов в эффективности соревновательной деятельности. Требуется длительное время, чтобы "дифференцированные эффекты" тренировки существенно проявились в эффективности игрового (в двусторонних играх) и соревновательного (участия в соревнованиях) опыта. За счет же интеграции можно сократить срок выхода игрока на уровень высшего понимания игры и продлить период его пребывания в спорте высших достижений.
Поэтому недостаточно на хорошем уровне решать задачи в каждом виде подготовки автономно в надежде, что в учебных двухсторонних играх и впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Это конечно произойдет, но будет потеряно время, в течение которого спортсмен может демонстрировать стабильно высокие результаты в спорте высших достижений.
Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции - процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Значение данного процесса настолько велико, что в тренировочном процессе, в спортивных играх особенно наряду с другими выделяется специальный раздел - "Интегральная подготовка".
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов.
В достижении спортивного результата в спортивных играх условно можно выделить три ступени.
Первая ступень: уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательного действия (приема игры).
Вторая ступень: реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.
Третья ступень: реализация технических приемов через тактические действия, что и отражается на результате. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и она совершеннее, тем больше у ученика возможности максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; а чем разнообразнее и совершеннее тактика, тем больше возможностей максимально реализовывать в игре свой технико-физический потенциал.
Положение усложняется тем, что в арсенале учеников-игровиков соревновательных действий (приемов игры) много и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Кроме того, надо учитывать фактор командности, требующий согласованности действий учеников - игровиков.
Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов и т.д., составляющих отдельные виды подготовки, добиться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, знания, физические, моральные и волевые качества. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по спортивной игре.
Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность (результат, выигрыш) игровых действий учеников и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки - методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры.
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связи между видами подготовки - физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в игровых действиях.
интегральная подготовка спортивная игра
Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещенно (сопряженно); упражнения в чередовании различных по характеру.
Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и календарных игр - официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для спортивной игры игровой и соревновательной деятельности все то, что "нарабатывается" в процессе обучения, в тренировочных занятиях (тренировочные эффекты).
Трансформация тренировочных эффектов в результативность игровых действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения технических приемов, тактических действий и упражнений, для развития специальных физических качеств; в-третьих, системы заданий в учебных играх и установок в контрольных играх; в-четвертых, календарных игр как высшей формы интегральной подготовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.
Недооценка (а нередко и недопонимание сущности) интегральной подготовки существенно снижает эффективность подготовки учеников в игровых видах спорта.
В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - содержатся специфические для каждого вида задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме того, в каждом виде должен быть "блок взаимосвязей" внутри и с другими видами подготовки.
Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции. Вторичную интеграцию представляет игровая деятельность, в которой уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.
Таким образом, содержание и структура соревновательной деятельности являются исходным фактором для построения структуры обучения навыкам спортивной игры и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в игровой и, в конечном счете, в соревновательной деятельности.
На основе положений об интегральной подготовке и модельных упражнений можно выстроить систему тренировочных, интегральных воздействий, которые окажут заметный эффект в освоении технико-тактического содержания конкретной спортивной игры и достижении высоких спортивных результатов.
Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно проводить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения - на травяных кортах, где мяч может отскочить в непредсказуемом направлении. Для затруднения - утяжеленной ракеткой и мячом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).
Таким образом, в интегральной подготовке в спортивных играх осуществляется взаимосвязь, комплексное проявление всех сторон подготовки спортсмена (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и т.д.).
Интегральная подготовка направлена на.координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства - технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон "подготовленности, качеств и способностей, цель которого - обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявления всех многообразных составляющих, в совокупности определяющих успешность соревновательной деятелвности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.
Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного характера, максимально приближенным по структуре и особенностям деятельности функциональных систем к соревновательным.
Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо форме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.
В сложно координационных видах спорта, единоборствах и особенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психических проявлений обусловливают необходимость выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их " -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного совершенствования. Например, в спортивных играх главным средством интегральной подготовки является специально организованная и управляемая двухсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-тактических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.
Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:
Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;
Совершенствование групповых технико-тактических действий;
Совершенствование командных технико-тактических действий;
Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
Совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления с целью обеспечения высокой работоспособности.
Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:
Облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;
Усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» противником и др.;
Интенсификацию соревновательной деятельности посредством увеличения ее продолжительности, размеров поля или площадки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
А.Кривенцов, Ю.Смирнов
Московская государственная
академия физической культуры,
Малаховка, Россия
Современная концепция подготовки спортсменов высших категорий рассматривается с позиции теории деятельности и опирается на принципы системного подхода. Но неоднозначно, а порой и некорректно интерпретируются отдельные положения, что приводит к разногласиям среди специалистов по принципиальным вопросам методологического характера. Многие из которых касаются непосредственно технологии процесса спортивной подготовки. Ключевой является проблема интегральной подготовленности и управления ее развитием.
На сегодня интегральная подготовленность (И.П.) не имеет строгого и однозначного толкования, а содержательная сторона недостаточно изучена. Поэтому исследование ее необходимо проводить в аспекте системного образования, т.к. предмет выражает суть процесса адаптации и развития. Причем, приспособление к предметной деятельности идет путем опережающего развития всех структурных компонентов и создания оптимального функционального резерва, соответствующего требованиям достижения прогнозируемого конечного результата.
Задача - выявить компоненты, которые определяют структуру интегральной подготовленности и установить опосредующие звенья, обуславливающие устойчивость и прочность ее функционирования.
Методы. В основу системных исследований включены три класса иерархически организованных формальных свойств и способностей, которые относятся к разным уровням и представляют трехмерное пространство состояний спортсмена. Программа тестирования содержала комплекс показателей физического развития, специальных двигательных качеств, двигательно-координационных и специальных стрелковых способностей, характеризующих моторный потенциал (векторное поле 110 порядка); совокупность параметров ведущих систем, обеспечивающих моторную активность: морфологические, физиологические, эргометрические, биохимические (векторное поле 54 порядка); комплекс показателей, характеризующих свойства нервной системы, свойство личности, психодинамические способности, психические процессы, выраженность волевых качеств (векторное поле 59 порядка) позволяла диагностировать уровень и меру реализации моторного потенциала при нагрузках разной напряженности. Анализу подвергнуты результаты диагностирования биатлонистов в количестве 125 человек, 18-25лет, имеющих квалификацию МС. Обработка производилась как в целом группы, так и для каждого испытуемого индивидуально с привлечением корреляционного, факторного и регрессионного анализа. Для распознания признаков использовали метод таксономии. Значимость факторов оценивалась по критерию Фрахтеса, достоверность коэффициентов корреляции и значений различий осуществлялась по критерию Стьюдента (параметрические признаки), критериям Вилкоксона и Ван дер Вардена (непараметрические признаки).
Обсуждение. Полученные данные факты подтвердили гипотезу о том, что И.П. есть системное образование, которое выражает суть процесса развития и самоорганизации и предполагает иерархическое ее строение, являясь стержневым понятием в системном анализе спортивной деятельности. Принцип иерархии реализуется в последовательном переходе от низших структурно-функциональных уровней множества ее компонентов к высшим структурным образованиям. В результате последовательного взаимодействия опосредующих звеньев, принятия ими характера функционального взаимосодействия образуется новое интегральное качество, которое может характеризоваться по длительности состояний, степени активированности опосредующих звеньев, уровню развития двигательных способностей, прочности и устойчивости связей в условиях напряженной мышечной деятельности. Свойство интегрированности является определяющей чертой, охватывающей иерархические уровни моторной, биологической и психологической организации человеческой индивидуальности. Это придает состоянию системы стабильность функционирования и взаимосодействия структурных компонентов. В этом смысле логично говорить о функциональной системе, рассматривая ее в пространственно-временном диапазоне. Отсюда, интегральная подготовленность понимается как состояние целостности избирательно вовлеченной совокупности разноуровневых свойств и способностей человеческой индивидуальности, которые, актуализируясь в конкретной спортивной деятельности, принимают характер функционального взаимодействия и определяют ее новое качество. Основной функцией И.П. является опережающее отражение требований предметной деятельности, т.е. система внутренних условий деятельности, проявляясь в ней, обеспечивает опережающее развитие всех структурных компонентов и направлена на создание оптимального функционального резерва и преобразование конечного результата.
Интегративная характеристика свойств и способностей выражается существующими между ними как однонаправленной равновероятной значимостью связей (R і 0,90; P < 0,01), так и многозначной разновероятными отношениями (R =0,35-0,95; Р< 0,05-0,01). Прочность и устойчивость взаимосвязи в динамике обуславливается системой внутренних признаков. Логически вырисовывается схема анализа И.П. в характеристике спортивной деятельности, включающей четыре стороны сложного образования: 1) алгоритм формирования структуры И.П.; 2) внутренние условия деятельности; 3) процессуальная сторона (процесс обучения и развития); 4) результативная сторона деятельности (собственно соревновательная). Деятельность имеет целеполагающее начало в виде структуры мотивов, конечного результата - цели, направлена на преобразование своего предмета.
Выводы.
1. Интегральная подготовленность - это частный случай самоорганизованной, динамической системы, состоящей из гибко детерминированных разноуровневых индивидуальных свойств и способностей, включающих уровни моторной организации (педагогические характеристики двигательных действий); биологические уровни организации - морфологические, физиологические, биохимические, обеспечивающие оптимальный резерв функционирования системы; психологические уровни организации, детерминирующие нейродинамические, психодинамические состояния и психические процессы) выполняющие функции пускового механизма и регулятора деятельности спортсмена.
2. Во всех матрицах наблюдается полимерная взаимозависимость показателей, отражающих И.П. в различных режимах мышечной деятельности. В условиях средней нагрузки компонентный состав и количественная мера связей между разноуровневыми показателями изменяется незначительно (R=0,02-0,18; Р > 0,05). При значительных, особенно максимальных, нагрузках наблюдается тенденция к сосредоточению ведущих функций, усилению степени их воздействий, отмечаются изменения в компонентном составе, нарушается упорядоченность структуры, векторы взаимосвязей приобретают неопределенные контуры. Усиливается влияние тех подструктур, которые опосредуют прочность и устойчивость деятельности в напряженных условиях (R > 0,78; Р < 0,01).
3. В конкретных условиях спортивной деятельности в качестве звеньев, опосредующих разноуровневые связи, обуславливающие прочность и устойчивость функционирования системы, выступают как консервативные признаки: частная конституция тела, структура мышц, тип нервной системы, психические процессы, так и приобретенные способности: свойства личности, состояния моторной, волевой и эмоциональной активности.
4. Моделирование И.П. предполагает следующий алгоритм действий: анализ информации, определение опосредующих звеньев и номенклатуры показателей, определение структуры и уровней, установление внутренних условий деятельности, разработку целевой программы, направленной на обеспечение опережающего развития и создания оптимального функционального резерва, процесс, контроль, коррекцию, результат, цель. Учет комплекса условий, определяющих формирование и реализацию И.П., имеет важное значение для повышения качества управления технологическим процессом, более яркого проявления индивидуальности и гармонизации совершенствования.