Большая психологическая энциклопедия. А. Экспериментальная проверка закона Йоста

Закон ЙОСТА (англ. Jost"s law) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом.

Согласно Закону ЙОСТА, при равной вероятности воспроизведения более старая информация : медленнее забывается и требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие Закона Йоста объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти. См . Эббингауз Г .

Добавление : Из Закона ЙОСТА вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

ЗАКОН ЙОСТА - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную. (С.Ю. Головин)

Существуют два основных способа заучивания: концентрированное и распределенное. Концентрированное заучивание способ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим. Распределенное заучивание рациональный способ заучивания. при котором повторения разделены промежутками времени . правило Йоста : из двух ассоциаций одинаковой силы (т. е. дающих равное число угадываний), но разного возраста, новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию. Общий вывод: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания; если же необходимо большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания.

17. Влияние характера(сходства, различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

Важную роль играет степень сходства или различия элементов запоминаемого материала. Сходными считаются такие элементы, которые обладают общими признаками, сходство тем выше, чем таких признаков больше. Например, сходны два слога РОН и ХОН (общие буквы), два квадрата разной величины (по признаку формы), два понятия “шкаф” и “стол” (принадлежность к общей категории “мебель”). Экспериментальные исследования влияния сходства материала показали, что число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия усвоения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала 2

Немецкий психолог А. фон Ресторф изучала запоминание ряда в случае, когда элементы материала оказываются разнородными, например числа чередуются в различных пропорциях со слогами и графическими символами. Она использовала три типа рядов, каждый из которых предъявлялся с интервалом в 1 день и воспроизводился через 10 минут после заучивания: На основании результатов было сформулировано следующее общее правило, получившее название эффекта фон Ресторф : разнородные элементы, включенные в ряд с заметным преобладанием однородных элементов, сохраняются лучше, чем однородные независимо от характера материала.

19. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции .

Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала, вызванное заучиванием др. материала, которое происходит между заучиванием и определением его сохранения.

Ретроактивная интерференция – результат взаимодействия многих переменных. Надо учитывать: Сходство между двумя заданиями, Степень научения, Объем материала

Экспериментальные исследования.

1. Ретроактивная интерференция открыта Мюллером и Пильцекером. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) заучивали материал А → заучивали материал В → воспроизводили материал А. Испытуемые контрольной группы (КГ) делали тоже, только

без материала В. Вывод: формула абсолютной ретроактивной интерференции (АРИ) АРИ = КГ – ЭГ и формула относительной ретроактивной интерференции (ОРИ) КГ – ЭГ/КГ

20. Изменения памяти при корсаковском синдроме .

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром . Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других.

Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация .

Йост (1897) задумался о том, что эффективнее для запоминания: повторять беспрерывно упражнение до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени.

Метод : двое испытуемых 30 раз подряд повторяли ряд бессмысленных слов при двух различных условиях:

1) все 30 повторений проводились в один день, на следующий день проводилось повторное заучивание, продолжавшееся до первого безошибочного воспроизведения;

2) все 30 повторений распределялись на 3 дня подряд, по 10 повторений в день; на 4й день – повторное заучивание.

Результат : число проб, необходимых для повторного заучивания, несколько больше, когда все 30 повторений падают на один и тот же день. Почему? Потому что, повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, при концентрированном научении – самые новые («давность» ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения).

36. Исследования мышления в вюрцбургской школе.

Концепция вюрцбургской школы (1901-1910-11). Кюльпе (ученик Вундта, Бюлер, Ах, Марбе, Уатт, Мессер, Майер и др). Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. школа ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах). Высокие требования к самонаблюдению. Состоит в описании всего процесса умственной деятельности (или после его окончания или в самом процессе, когда человека прерывали и просили описать ход своих рассуждений).

Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. Детерминирующая тенденция – психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Таким образом, указывается качественное своеобразие мышления, несводимость к законам ассоциаций (обусловленность целью).

Мышление как самостоятельный психический процесс. Активность, целенаправленность, безобразный характер мышления . Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Без-образное мышление – мышление, свободное от чувственных элементов (перцептов и представлений). Изучая с помощью систематической интроспекции процессы понимания слов, предложений и отрывков текста, они обнаружили, что понимание значения вербального материала происходит без возникновения в сознании каких-либо образов.


Целенаправленность и активность. Концепция В. школы относится (наряду с теорией Зельца) к телеологическому подходу. Телеологический подход: основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи.

Вопрос о психологической структуре задачи. Этим и занимался Зельц. Структура действия по решению задачи:

1 S – ситуация, условие задачи

2 Р – цель, требование

3 m – средство достижения цели

«Теория комплексов». Для правильного решения задачи все ее элементы должны выступать для субъекта единым комплексом.

1 Специфическая реакция – объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели.

2 Операция – способ выделения такого ответа.

3 Метод – операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.

Отто Зельц, ученик Кюльпе, занимался экспериментальным исследованием продуктивного мышления. Описал процесс мышления. В начале складывается проблемная ситуация как наличие разрыва между имеющимся и искомым, который отражается в антиципирующей схеме. Процесс решения направляется ею. Зельц подчеркивает целостность мышления. Т.о. вюрцбургская школа подготовила появление гештальтпсихологии.

Антиципация результата и восполнение комплекса (по Зельцу)

закон Йоста -

Закон Йоста

— эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Закон Йоста

, Специфика.

Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Механизмы.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Литература.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Закон Йоста Закон Йоста Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом - , согласно которой при равной вероятности воспроизведения - из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, л

,

ЗАКОН ЙОСТА

(англ. Jost"s law ) — эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом. Согласно З. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие З. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти . См. Эббингауз Г .

Добавление: Из З. Й. вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Закон Йоста

Эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Механизмы.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Литература.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАКОН ЙОСТА

(англ. Jost"s law ) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом. Согласно З. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие З. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти . См. Эббингауз Г .

Добавление: Из З. Й. вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "закон Йоста" в других словарях:

    Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа… … Психологический словарь

    См. закон Йоста Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (англ. Jackson s law) эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Закон Йоста. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (1850 1909) немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1870 1920) немецкий психолог. Биография. Работал в Геттингене. Исследования. Специалист в области экспериментальной психологии. Автор закон Йоста. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Поделиться: