Картина "Не взяли на рыбалку" Олега Поповича: описание главных героев. Одноимённое полотно Ксении Успенской-Кологривовой. Сочинение по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку Изложение по картине не взяли на рыбалку







Какое настроение у малыша и почему? Как художник показал огорчение малыша? Опишите малыша. Почему малыша не взяли на рыбалку? Кто наблюдает за ним? Почему сестра улыбается? Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картинке?


1.Однажды, сарай, лопата, рыболовные снасти, черви, удочка, рыбалка, жестяная баночка, рюкзак, пообещал взять с собой удить рыбу, на весь день. 2.Рано утром, ни свет ни заря, чуть свет, едва рассвело, взяли удочки и наживку, направились за ворота, проспал, оделся кое-как, схватил банку с червями, как же я, мал еще, утонуть можешь, будешь капризничать, проситься домой, некогда с тобой возиться, подрастешь, пойдешь, остаешься дома. 3. Заревел во весь голос, выронил банку с червями из рук, слёзы полились градом, старшая сестра улыбнулась, утешала как могла, еще не на одну рыбалку пойдешь, поймаешь рыбу самую большую. 4. Случай запомнил на всю жизнь.

Разделы: Русский язык

  • Развивать у учащихся навыки устной и письменной речи.
  • Продолжить работу по формированию навыков описания произведений живописи.
  • Продолжать развивать интерес к произведениям живописи.
  • Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине.

Оборудование: репродукция картины К. Н. Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку", фотография художницы.

Ход урока

Беседа о художнице.

Ксения Николаевна Успенская-Кологривова

27 ноября 1922 года родилась Успенская Ксения Николаевна, живописец, член воронежского отделения Союза художников. Родилась в Воронеже. Посещала частные изостудии Н. И. Капер, В. А. Жданова. Закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства (факультет керамики, 1949). Живописью занималась под руководством А. А. Дейнеки. После работы в Московском НИИ строительных материалов (1949-1951) возвращается в Воронеж и с 1953 г. становится постоянным участником выставок Воронежской организации Союза художников РСФСР. Художественные занятия К. Успенская на протяжении многих лет совмещала с общественной и научно-педагогической деятельностью. Работала доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, работала в составе разных комиссий Союза художников РСФСР. Имя художницы Ксении Успенской занесено в "Книгу почета" г. Воронежа. Работает в жанрах тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Автор произведений: "Портрет профессора Н. А. Успенского" (1952), "Водные процедуры полезны всем" (1953), "Портрет столяра" (1954), "Не взяли на рыбалку" (1955), "Мечтатели" (1963), "Белые лилии" (1964), "Портрет В. П. Криворучко", "Юный художник" (1981), "Разлив на Битюге" (2003) и др. По впечатлениям зарубежных поездок создала серию акварелей, пастелей, гуашей, среди которых: "Дети Мадраса"(1975), "Неприкасаемый" (1975), "Крыши Флоренции" и др. Персональные выставки Успенской прошли в Воронежском областном музее изобразительных искусств (1973, 1983), выставочном зале Союза художников (2000, 2002). Её картины представлены в Воронежском областном художественном музее Крамского, Воронежском областном краеведческом музее, Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского.

II. Беседа по картине.

К. Н. Успенская-Кологривова "Не взяли на рыбалку"

Где и когда происходит действие, изображённое на картине?

По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро?

Какое же утро изображено на картине?

(Утро весёлое, радостное, солнечное.)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?

Как показано на картине, что рыбаки уходят?

(Фигуры рыбаков устремлены вперёд. По положению ног и туловища видно, что они удаляются.)

Кто, по-вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик.)

Как вы определили возраст мальчика?

(Не умеет как следует одеваться.)

Как художница показала, что малыш - главное действующее лицо картины?

По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке?

Какое настроение у малыша? Почему?

Как художница показала огорчение малыша?

(Он даже не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков.)

Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду.

А почему именно эти два цвета использованы?

(Этими цветами художница выделяет главного героя картины.)

Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорчённой позе?

(Пожалуй, малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться.)

А почему же малыша не взяли на рыбалку?

Кто наблюдает за огорчённым мальчиком?

Какое у неё настроение? Сочувствует ли она своему маленькому брату?

Какое впечатление производит на вас картина?

Нравится ли вам картина?

Чем она вам нравится?

Действительно, картина интересная и вполне жизненная.

Теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

III. Составление рассказа.

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображён на картине?

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?

Что же произошло утром?

(- Папа, можно я пойду с вами?

Нет, сынок, ты ещё очень маленький, подрастёшь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.)

Подумайте, а как по-другому можно составить диалог?

Как вы думаете, чем закончится эта история?

Как вы озаглавите свой рассказ?

IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Внимательно прочитайте слова, выписанные на доске. Они помогут вам составить предложения, которыми вы воспользуетесь при написании своего сочинения.

Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зелёная травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, вдогонку, велосипед, расстроен, белокурый, огорчённый, обиженный, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение.

V. Составление плана.

1. Кто изображён на картине?

2. Кто, по-вашему, главный герой, почему?

3. Описание главного героя:

а) внешний вид (выражение лица, волосы, одежда);

4. Описание второстепенных персонажей:

б) старший брат;

в) сестра.

5. Цветовая гамма картины.

6. Моё отношение к картине.

VI. Составление устных рассказов по картине.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Запись сочинения в тетрадь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Не взяли на рыбалку"

Любимым занятием моего папы, старшего брата Павлика и меня была рыбалка. Каждое утро мы брали удочки, наживку, рюкзаки с завтраком и отправлялись на речку. В то лето я впервые побывал на рыбалке, и мне очень понравилось удить рыбу. Долго я смотрел на поплавок, представляя себе улов. А когда, наконец, клевало, я всегда, прежде чем выудить рыбу, загадывал, чтобы попалась большая.

В основном на мою удочку попадались мелкие рыбешки, но однажды я поймал самую большую рыбу-карася. В тот день я чувствовал себя героем. Папа похвалил меня, а брат, конечно, позавидовал. Когда мы вернулись с рыбалки, я похвалился уловом маме, сестре и, услышав слова одобрения от них, помчался играть со своими друзьями.

Мне так хотелось похвастать перед друзьями своим умением, что я решил ненадолго одолжить удочки у папы без спроса.

И вот, накопав червей, прихватив удочки, мы отправились на речку. Придя на то место, где мы обычно ловили рыбу, мы расположились на берегу реки. Я начал объяснять ребятам, как нужно насаживать червяка, закидывать удочку. Но, честно говоря, мне самому в этом помогал папа, поэтому я не очень справлялся.

Я плохо помню, как мы шли домой. Как утешали меня товарищи, и какие советы они мне давали. Дома, я потихоньку поставил удочки на место, и в этот вечер никто не обратил на них внимания.

На следующее утро я проснулся. И увидел, что отца и брата нет - они уже ушли на рыбалку, не разбудив меня. Я быстро поднялся, оделся, схватил свою удочку и бросился вдогонку. Очень быстро я догнал их. Но папа, повернувшись ко мне, строго сказал, что они не возьмут больше меня с собой.

Я смотрел, как они удаляются, и сквозь всхлипывания слышал слова моей сестры о том, что никогда нельзя без спроса брать чужие вещи.

Урок этот я запомнил на всю жизнь.

Подобные документы

    Место дискурсивного анализа в лингвистике. Характер связи дискурсивного анализа художественного текста и интерпретации данного текста с комплексом теоретических положений литературной науки. Осуществление предварительного филологического анализа рассказа.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Использование личных местоимений и числительных, форм глагола to be, правильных форм артикля при переводе текста с русского на английский язык и обратно. Существительные во множественном числе. Пример составления краткого рассказа о путешествиях.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2015

    Современные представления о языковой картине мира. Концепты как лексические категории, определяющие языковую картину мира. Концепт "брат" в художественном осмыслении, его место в русской языковой картине мира и вербализация в русских народных сказках.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Лингвокультурология как наука. Статус концепта как феномена. Понятие "национальной концептосферы". Базовые характеристики концепта. Лингвокультурологические особенности концептуализации счастья как социокультурной реальности в англоязычной картине мира.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2014

    Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

    презентация , добавлен 16.04.2014

    Языковая картина мира в лингвокультурологии, фразеология как ее часть. Методы и принципы исследования концепта во фразеологической картине мира. Фонетические и грамматические особенности фразеологизмов о мечте, а также лексико-семантическая специфика.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2017

Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Поделиться: